Конспект коррекционно-развивающего занятия с элементами сказкотерапии "Настоящий друг"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Забазнова Татьяна Андреевна

Развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сказкотерапия41.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего типа № 13 «Родничок»

Конспект коррекционно-развивающего занятия

педагога-психолога с детьми  дошкольного возраста с ТНР

«Сказка о настоящем друге»

составила: педагог-психолог

Забазнова Татьяна Андреевна

г.Отрадное, 2020

Образовательная область: социально – коммуникативное развитие

Интеграция с другими образовательными областями: познавательное, физическое, речевое развитие.

Вид занятия: коррекционно – развивающее.

Цель: развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы.

Задачи:

Образовательные:

  1. Расширить знания детей о таких понятиях, как «дружба», «помощь», «сочувствие».
  2. Познакомить детей с качествами настоящего друга.
  3. Способствовать усвоению детьми умений оценивать чувства и поступки других.

Воспитательные:

  1. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, стремление к взаимопомощи, сотрудничеству.

Коррекционно - развивающие:

1   Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать свое.

  1. Развивать коммуникативные навыки и умения.
  2. Развивать психические процессы (мышление, внимание, память, воображение и др.)
  3. Развивать речь, расширять словарный запас.

Здоровьесберегающие:

  1. Снять эмоциональное и мышечное напряжение, способствовать расслаблению.

Предполагаемые результаты:

  1. Знакомы с понятиями дружба, хороший поступок.
  2. Способны оценить свои поступки и поступки других.
  3. Могут оказать помощь другим людям, способны сопереживать.
  4. Способны принять себя, закрепление внутренней установки «Я хороший»
  5. Владеют связной речью.
  6. Умеют проявлять инициативу и самостятельность.

Методы и приемы:

  1. Словесный;
  2. Игровой;
  3. Наглядный;
  4. Практический.

Виды детской деятельности:

  1. Познавательная
  2. Двигательная
  3. Игровая
  4. Коммуникативная

Оборудование: Картинки с изображением основных эмоций – Грусть, Радость, Страх. Игрушки: ежик, волк, медведь, лиса, заяц. «Волшебный мешочек». Колючие шарики из конструктора  BUNCHEMS. Смайлики с улыбкой. Для упражнения «Дорожки»: полотно ткани, спортивные «подушечки», массажный коврик для ходьбы. Плакат с изображением ежика (для рефлексии).

Предварительная работа:  чтение терапевтических сказок о дружбе, разучивание пословиц, чтение стихов и разучивание мирилок о дружбе, рисование лиц друзей, раскрашивание парных картинок сообща.

Этапы, цели

Ход занятия, деятельность педагога-психолога

Деятельность детей

Вводная часть

Ритуал приветствия

Цель: сплотить детей, создать атмосферу доброжелательности, группового доверия.

Упражнение «Дорожки»

Цель: развивать тактильные ощущения, учить детей чувствовать свое тело, предоставлять детям инициативу в  выборе задания.

Основная часть

Упражнение «Волшебный лес»

Цель: создание мотивационного поля, активизация умственной деятельности

Цель: самомассаж ладоней, стимуляция активных точек.

Цель: реализовать потребность детей в двигательной активности, снятие мышечных зажимов.

Цель: развитие внимания, памяти.

Цель: учить ребенка понимать свои эмоции и правильно выражать их, преодолевать собственные внутренние барьеры.

Цель: активизировать и обогащать словарный запас детей, совершенствовать навыки связной речи, развивать саморефлексию.

Цель: развитие внимания, общей моторики, умения координировать слова с движениями. Удовлетворение потребности в двигательной активности.

Цель: развивать моторную ловкость, дать возможность испытать различные мышечные нагрузки. Формирование сенсорных эталонов. Развитие мышления, способности к синтезу и анализу.

Цель: учить ребенка понимать  эмоции и правильно выражать их.

Цель: развитие внимания, произвольности поведения, умения соблюдать правила. Удовлетворение потребности в двигательной активности. Снятие эмоционального напряжения.

Цель: развитие умения сопереживать.

Цель: учить ребенка понимать  эмоции и правильно выражать их.

Заключительная часть

Рефлексия

Цель – получить обратную связь, подвести итог.

Цель – формирование позитивного настроя, снятие эмоционального напряжения.

                                Ход занятия

1.Вводная часть.

Ритуал приветствия

Приветственная песенка «Все мы очень рады, что …(имя ребенка) в группе есть»

Упражнение на сплочение «Улыбка по кругу»

Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг. 
Крепко за руки возьмёмся 
И друг другу улыбнёмся.

Психолог: Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу.

Упражнение «Дорожки»

Психолог: Ребята, сегодня нам предстоит долгая прогулка, а для этого нам надо выбрать дорогу, по которой мы пойдем.

Демонстрирую детям три «дороги» и  рассказываю о каждой из них.

Каждая из трех дорог приведет нас в сказку. Все дороги волшебные и все они наделяют идущего волшебной силой.

Первая дорога – самая легкая, ровная и гладкая (на пол кладется длинное полотно ткани)

Вторая дорога труднее: она состоит из кочек, по ней надо не идти, а прыгать, попадая точно в цель (на полу раскладываются спортивные «подушечки»). Но эта дорога идет идущему по ней больше силы, чем первая.

Третья дорога – самая трудная. Она колючая и не очень приятная (раскладывается массажный коврик для ходьбы). Зато и силу она дает гораздо большую, чем первые две.

Хорошенько подумайте, какую дорогу вам выбрать. Когда пойдете по своей дороге, постарайтесь почувствовать, как ваше тело наполняется волшебной силой. Закончив путь, садитесь в общий круг на ковер.

Упражнение «Волшебный лес»

Психолог: Ребята, мы с вами прошли такой сложный путь, как вы думаете, куда мы пришли? Слушаю ответы детей

Ребята, послушайте загадку, в ней ответ на мой вопрос!

В нем множество чудес,

Животных много есть.

Деревьев не счесть,

Что это? (лес)     А кто живет в лесу?  Верно, дикие животные. Сегодня я расскажу вам сказку про одного из лесных обитателей. Как вы думаете про кого?

«Сказка про ежика»

В одном лесу под старой сосной жил в своей маленькой норке ежик. Он был маленьким серым ежиком с кривыми лапками и множеством колючек на спинке.

Упражнение «Самомассаж»

Предлагаю детям взять в руки колючие шарики (из конструктора  BUNCHEMS) Еж был таким же колючим, как эти шарики. Давайте покатаем шарики между ладошек. А теперь крепко сожмем шарик в руке. И опять покатаем. А давайте мы с вами тоже превратимся в ежей.

Упражнение «Колючий ежик»

Когда ежику страшно или он рассержен, его иголки становятся жесткими, твердыми. Дети «превращаются» в ежей, которые приготовились встретить опасность, защищаются иголками, сильно-сильно сжимаясь в клубочек. Но когда неприятели разбегутся, ежи останутся в кругу друзей. Медленно они вытягиваются и греются на солнышке. Дети вместе с выдохом расслабляются. Упражнение повторить несколько раз.

Упражнение «Что изменилось?»

Ежику в лесу жилось очень плохо. Как вы думаете, почему?

Верно, потому что у него не было друзей.

-Посмотри, какой у меня красивый пушистый рыжий хвост! Разве я могу дружить с такой колючкой, как ты? Как вы думаете, ребята, кто так говорил? Верно, лиса.

-Ты слишком маленький, я случайно могу раздавить тебя одной левой; - пробурчал кто, дети? Верно, медведь.

-Ты такой неуклюжий и совсем не умеешь прыгать как я; - сказал кто? Верно, зайчик.

- Ты такой маленький и совсем не такой зубастый, как я; - прорычал кто? Верно, волк.

Ребята, посмотрите, эти лесные обитатели перед вами – лиса, волк, заяц, медведь, еж.  Посмотрите внимательно и постарайтесь запомнить, кто стоит первым, кто вторым, кто третьим, кто четвертым, а кто последним. После того, как вы закроете глазки, я поменяю животных местами. Ваша задача – угадать, что изменилось. Повторить игру 2-3 раза.

Упражнение «Грустный ежик»

Ребята, как вы думаете, какие чувства испытывал ежик?

Демонстрирую детям карточки с изображением трех основных эмоций – грусть, радость, страх. Предлагаю детям выбрать соответствующую эмоцию.

Молодцы, совершенно верно! Ребята, а вам бывает грустно? А от чего? Давайте покажем личиком эту эмоцию – грусть.

Дети изображают эмоцию «Грусть» - лица печальные, глаза грустные, уголки губ опущены. Дети ладонью круговыми движениями мягко гладят себя по груди, успокаивают.

Ежик так грустил и переживал из-за того, что никто не хотел с ним дружить.

                       

                      Упражнение «Закончи фразу»

Детям предлагается изобразить маленького ежика и проговорить «Да, я маленький, но я ..»(добрый, сильный, храбрый и т.д.)

Ежику было грустно и одиноко. Он подолгу сидел на берегу реки и смотрел на свое отражение в воде.

Игра «Земля, вода, воздух!»

Ребята, давайте поиграем с вами в игру «Земля, вода, воздух». Когда я говорю «Воздух!» - поднимаем ручки вверх, «Земля!» - руки прямо перед собой, «Вода!» - руки внизу. Будьте внимательны!

Игра «Кто больше соберет?»

Однажды утром ежик как обычно отправился на лесную полянку поискать грибов и ягод себе на завтрак. Давайте мы с вами тоже соберем грибы и ягоды.

Предлагаю детям собрать мелкие муляжи грибов и ягод, но с условием: а) только правой рукой, б)только левой рукой, в)указательными пальчиками правой и левой руки, г)только красные или желтые ягоды, д)только сьедобные грибы, е)предложить детям придумать свой вариант

Ежик медленно брел по дорожке, погруженный в свои печальные мысли, как вдруг мимо него промчалась лиса и чуть не сбила его с ног. Ежик оглянулся вокруг и увидел, что за лисой гонится охотник с ружьем. Ежику было очень страшно: «Охотник такой большой, а я такой маленький», -подумал он.

Упражнение «Страх»

Демонстрирую детям карточки с изображением трех основных эмоций – грусть, радость, страх. Предлагаю детям выбрать соответствующую эмоцию.

Молодцы, совершенно верно! Ребята, а вам бывает страшно? А от чего?  (беседа с детьми). А кто-то сможет изобразить эту эмоцию?

Игра «Прятки с лисой»

Ежику было очень страшно, но он понимал, что лиса в беде! Ни минуты не раздумывая, ежик свернулся клубочком и бросился под ноги охотнику! Охотник споткнулся об острые колючки ежика и упал. Пока охотник поднимался на ноги, лиса успела спрятаться.

Ребята, мы с вами тоже поиграем в прятки с лисой. Я предлагаю закрыть вам глазки, а я спрячу лису, но так, что ее будет видно! Проверим, кто из вас самый внимательный. Прошу вас не открывать глазки, пока я не позову вас!

Повторить игру 2-3 раза

Упражнение «Сочувствие»

После того, как лиса спряталась, ежик тоже поспешил укрыться под кустом. Он дождался, пока охотник уйдет и только под вечер, сильно хромая, ежик побрел в свою норку. Спасая лису, он повредил себе лапку, и теперь ему было очень больно идти.

Ребята, а вам жалко ежика? Давайте передадим игрушку ежика друг другу по кругу и пожалеем его.

Дети передают друг другу игрушку, поощряю разные способы выражения сочувствия.

Когда ежик добрался наконец до старой сосны, его ждала там лиса.

-Спасибо тебе, ежик, ты очень смелый! Все в лесу испугались охотника - и белка, и волк, и медведь, и спрятались в свои норки, никто не решился помочь мне, а ты не испугался и спас меня! Ты - настоящий друг!

Услышав слова лисы, ежик обрадовался.

Упражнение «Радость»

Демонстрирую детям карточки с изображением трех основных эмоций – грусть, радость, страх. Предлагаю детям выбрать соответствующую эмоцию.

Молодцы, совершенно верно! Ребята, а вам бывает радостно? А от чего?  (беседа с детьми). А кто-то сможет изобразить эту эмоцию?

С тех пор лиса и ежик стали лучшими друзьями! Ведь друг- это не тот, у кого красивый хвост или большие зубы. Друг – это тот, кто поможет тебе в трудную минуту, не бросит тебя и не предаст. Ребята, а как вы считаете, кто такой настоящий друг? (ответы детей) А каким надо быть, чтобы вас считали настоящим другом?

 

Вот и закончилась наша сказка про ежика. Ребята, нам пора покидать волшебный лес и возвращаться в группу. Но прежде я предлагаю каждому из вас взять смайлик, посмотрите, он похож на яблоко!  И приклеить его на спинку нашего главного героя – ежика. Если вам понравилась сказка про него – возьмите веселый смайлик. Если нет-грустный.

 А теперь закройте глазки, а я подойду к каждому из вас и дотронусь до вашего плеча рукой. Откройте глазки!

Упражнение “Да-да-да, нет-нет-нет”.

Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг другу. Ребята, теперь  вы знаете, какими должны быть настоящие друзья? (ответы детей). Хорошо. Сейчас мы это проверим. Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечайте "да-да-да" или "нет-нет-нет". Попробуем?

Будем крепко мы дружить?

Да-да-да.

Нашей дружбой дорожить?

Да-да-да.

Мы научимся играть?

Да-да-да.

Другу будем помогать?

Да-да-да.

Друга нужно разозлить?

Нет-нет-нет.

А улыбку подарить?

Да-да-да.

Друга стоит обижать?

Нет-нет-нет.

Ну а споры разрешать?

Да-да-да.

Чай с друзьями будем пить?

Да-да-да.

Будем крепко мы дружить?

Да-да-да.

Попрощайтесь, пожалуйста, с тем, кто вам дорог, более тепло: обнимитесь, как очень добрые друзья и скажите друг другу “спасибо”. И мне хотелось бы сказать всем большое спасибо. Я желаю вам быть всегда дружными, доверять друг другу, поддерживать друг друга в трудную минуту и быть честными со своими друзьями. До свидания!

Дети выполняют действия с речевым сопровождением.

Дети, улыбаясь, передают улыбку по кругу

 

Дети по очереди идут по выбранной дороге, психолог отмечает для себя, кто какой путь выбрал, оценивая уровень притязаний ребенка.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети выполняют самомассаж рук.

Дети сжимаются, напрягают мышцы, затем расслабляются.

Ответы детей.

Дети закрывают глаза, открывают по команде, отвечают.

Беседа с детьми на тему «Грусть»

Ответы детей

Ответы детей

Дети располагаются свободно в комнате, выполняют движения в соответствии с командой.

Дети выполняют действия в соответствии с инструкцией.

Дети рассуждают на предложенную тему.

Дети выполняют действия в соответствии с инструкцией.

Дети передают друг другу игрушку, жалеют. Поощряю разные способы выражения чувств.

Беседа с детьми на заданную тему.

Ответы детей.

Дети выбирают смайлики в соответствии с инструкцией

Дети выполняют действия в соответствии с инструкцией.

Дети прощаются друг с другом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего подгруппового занятия в средней группе "Поход за продуктами"

Занятие направлено на развитие познавательных психических процессов и речи...

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени и  об осенних изменениях в природе....

Конспект коррекционно-развивающего театрализованного занятия в песочнице по сказке «Дюймовочка» для детей подготовительной к школе группы МБДОУ ДСКВ №12.

Конспект коррекционно-развивающего театрализованного занятия в песочнице по сказке «Дюймовочка» для детей подготовительной  к школе группы МБДОУ ДСКВ №12....

Конспект коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия по сказке "Зимовье зверей" для детей с ЗПР старше-подготовительной группы

В конспекте представлен полный конспект открытого занятия, проведенного совместно  с педагогами группы (воспитателем и учителем-дефектологом)....

Подгрупповое коррекционно-развивающее психологическое занятие с элементами тренинга «Умею ли я дружить?»

Вид занятия: подгрупповое коррекционно-развивающее психологическое занятие (интегрированное) с элементами тренинга.Цель: развитие групповой сплоченности, формирование коммуник...

Конспект коррекционно-развивающего логопедического занятия в средней группе. Лексическая тема: "Транспорт"

Данный конспект предназначен для детей средней группы детского сада. Развитие зрительного и слухового внимания, речевое развитие - словоизменение и словообразование....

План-конспект коррекционно-развивающего комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Морскую сказку»

План-конспект коррекционно-развивающего комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Морскую  сказку»Цель: Способствовать гармоничному развитию и пси...