Образовательная кинезиология
консультация по коррекционной педагогике

Кинезиология - (кинезис - движение, логос - учение) научная и практическая дисциплина, изучающая мышечное движение во всех его проявлениях.
Основная цель: развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.
Задачи:
  - развитие межполушарной специализации;
  - синхронизация работы полушарий;
  - развитие общей и мелкой моторики;
  - развитие памяти, внимания, воображения и мышления;
  - развитие речи;
  - формирование произвольности;
  - создание положительного эмоционального настроя;
  - профилактика дислексии и дисграфии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oboazovatelnaya_kineziologiya.doc103 КБ
Файл kineziologiya_babich.pptx1.14 МБ

Предварительный просмотр:

Образовательная кинезиология

        В последнее время отмечается увеличение количества детей с проблемами в развитии, речевыми нарушениями. Для преодоления и устранения имеющихся нарушений необходимо проведение комплексной педагогической и коррекционной работы.

         В педагогической практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по устранению различных нарушений у дошкольников. Тем не менее, предпринимаются попытки разработки практического материала, направленного на оказание помощи данной категории детей.

В детском возрасте существует тесная связь между телом и психикой: развитие основных двигательных функций происходит от момента рождения до 1 года; развитие более сложных двигательных функций и созревание чувственной сферы от 1 года до 3 лет; созревание эмоциональной сферы от 3 до 12 лет. Любое нарушение развития в детском возрасте затрагивает двигательную сферу. Поэтому сформированность общей, артикуляционной и пальчиковой моторики является важнейшим показателем нормы в развитии ребёнка.

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

Мозолистое тело необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами.

При подготовке детей к школе необходимо большое внимание уделять развитию мозолистого тела. Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет. Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развить через кинезиологические упражнения.                                                                                                           

Слайд  2

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.

Основная цель современных кинезиологических методик: развитие межполушарного взаимодействия
Задачи:
        - развитие межполушарной специализации;
        - синхронизация работы полушарий;
        - развитие общей и мелкой моторики;
        - развитие памяти, внимания, воображения и мышления;
        - развитие речи;
        - формирование произвольности;
        - создание положительного эмоционального настроя;
        - профилактика дислексии и дисграфии (нарушения чтения и письма).

Слайд  3

В настоящее время учёные и педагоги в области кинезиологии разработали специальные комплексы упражнений гимнастики мозга.

При создании этих комплексов совмещены два обучающих принципа:

1) воздействие на сохранные звенья регуляции психофизиологических функций;

2) воздействие на нарушенные звенья регуляции психофизиологических функций.

Слайд 4

Все движения комплексов гимнастики мозга  можно разделить на три блока:                                                                                                                         Блок 1. Упражнения, увеличивающие тонус коры головного мозга (дыхательные упражнения, массаж биологически-активных точек.)                                                                                                         Цель: повышение энергетики коры головного мозга.                                                             Блок 2. Упражнения, улучшающие возможности приёма и переработки информации (движения конечностями перекрёстно-латерального (бокового) характера).                                                                                                                     Цель: восстановление нарушенных межполушарных связей.                                       

Блок 3. Упражнения, улучшающие контроль и регуляцию деятельности (движения и позы перекрёстного характера).                                                        

Цель: восстановление связи между лобным и затылочным отделами мозга, установление баланса между правым и левым полем человека.

Слайд 5        

Кинезиологические приемы в педагогической практике это:

•  упражнения, направленные на развитие пальчиковой моторики;

•  упражнения на развитие общей двигательной активности;

•  упражнения для развития скоординированных движений правой и левой рук, языка; глазодвигательные упражнения (межполушарное взаимодействие);

•  дыхательные упражнения (энергетическое обеспечение);

•  упражнения, направленные на отработку понятий справа; слева; правее, чем; левее, чем; вверху; внизу и т.д. (пространственные представления)

•  упражнения, развивающие произвольную регуляцию психической деятельности.

Слайд 6

Применяя кинезиологические упражнения, следует соблюдать следующие условия:

•  систематичность выполнения;

•  постепенное увеличение темпа и сложности;

•  точность выполнения движений и приемов.

Кинезиологические приёмы можно применять как на индивидуальных занятиях, так и на подгрупповых занятиях. Целесообразно включать в структуру занятия несколько кинезиологических упражнений, связывая их общей темой или сюжетом.

Упражнения необходимо проводить ежедневно. С начала дети младшего возраста учатся  выполнять пальчиковые игры, от простого к сложному. После того как дети научились выполнять пальчиковые игры с пяти лет даем комплекс пальчиковых кинезиологических упражнений, состоящих из трех положений рук последовательно сменяющих друг друга. Дети выполняют вместе со взрослым, затем самостоятельно по памяти. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе. При затруднениях взрослый предлагает ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произносимыми вслух или про себя. 

          Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу.

В ходе практической части нам придется много хлопать так, как аплодисменты это первая информация в мозг левому и правому полушарию.

Берем ручку в не ведущую руку и пишем «Я,…….., успешная женщина»

Слайд 7

Диагностика

Степень сохранности премоторной зоны.

Оценивается точность, дифференцированность движений пальцев и способность к переключению с одного движения на другое (отсутствие застреваний). Каждая синкинезия штрафуется одним баллом.

Критерии оценки:

5 баллов — правильно и быстро;

4 балла — правильно, но медленно;

3 балла — дезавтоматизация движений на истощении;

2 балла — персеверации (повторение) на истощении;

1 балл — выраженные персеверации (застреваемость на отдельных позах).

Упражнение «Колечки» сопряженно со стихотворным текстом

Белый снег, белый мел

Белый заяц тоже бел….

Слайд 8

Динамический праксис. Проба Озерецкого.

Затруднения в данном задании можно связать с левополушарной недостаточностью (когда ребенок путает и пропускает последовательность движений).

При выполнении упражнения наблюдаются синкинезии  дополнительные движения, непроизвольно присоединяющиеся к произвольным. 

Слайд 9

«Ухо – нос»

Слайд 10

«Крючки». Упражнение из автономной кинезиологической гимнастики космонавтов. Новая форма двигательной активности, которую используют в космосе и на земле (с 1991 г.). Прошла научную апробацию во Всероссийском НИИ физической культуры. Это доступная форма  упражнений обладает высоким физиологическим КПД. Главное условие – самосопротивление.

Слайд 11

«Лесенка»

Слайд 12

«Зеркальное рисование». Берем в каждую руку карандаш, делим лист на две половины. Рисовать и писать будем одновременно двумя руками.

Слайд 13

«Лезгинка». Стихотворение  «Наша Таня громко плачет»

Слайд 14

«Жадина». «Раз, два, три, четыре, пять…

Слайд 15

Горизонтальная восьмерка”

Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.

Слайд 16

«Подъемный кран»

Слайд 17

Кинезиологические упражнения в одном комплексе

Проекции внутренних органов человека на ладонях

Использование кинезиологических методов в коррекции обучения и оздоровлении дошкольников

 

1. Растяжки

1. “Снеговик”

Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

 

2. “Дерево”

Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

 

3. “Тряпичная кукла и солдат”

Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.

 

4. “Сорви яблоки”

Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните.

Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.

 

                                    2. Дыхательные упражнения

1. “Свеча”

Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

 

2. “Дышим носом”

Подыши одной ноздрей,

И придет к тебе покой.

Исходное положение – о. с.

1 - правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой делать тихий, продолжительный вдох;

2  - как только вдох окончен, открыть правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх.

 

3. “Ныряльщик”

Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

 

4. “Надуй шарик”

Исходное положение -  лежа на спине. Детям расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза - задержка дыхания. Выдох - втянуть живот как можно сильнее. Пауза - вдох, при этом губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

 

5. “Дыхание”

Тихо-тихо мы подышим,

Сердце мы свое услышим.

И. п. - о. с.

1- медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширяться — прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4с;

2 — плавный выдох через нос.

 

6. “Губы трубкой”

Чтобы правильно дышать,

Нужно воздух нам глотать.

И. п. - о. с.

1 — полный вдох через нос, втягивая живот;

2 — губы сложить «трубочкой», резко втянуть воздух, заполнив им все легкие до отказа;

3 — сделать глотательное движение, как бы глотая воздух;

4 — пауза в течение 2-3 с, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.

3. Телесные упражнения

 

1. Перекрестное марширование”

Любим мы маршировать,

Руки, ноги поднимать.

Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем,шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

 

2. “Мельница”

Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.

 

3.“Паровозик”

Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.

 

4. “Робот”

Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги.

 

5. “Маршировка”

Выполнять лучше под ритмичную музыку. Шагать на месте. При этом шаг левой ногой сопровождается взмахом левой руки. Шаг правой ногой сопровождается взмахом правой руки.

 

6. «Колено – локоть».

Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.

 

7. “Яйцо”
Спрячемся от всех забот,

только мама нас найдет.

Сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Раскачиваться из стороны в  сторону, стараясь расслабиться.

 

8.“Дерево”

Мы растем, растем, растем

И до неба достаем.

Сидя на корточках, стряпать голову в колени, колени обхватить руками. Это - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, затем распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Подул ветер — раскачивать тело, имитируя дерево.(10 раз)

 

9.«Крюки».

Можно выполнять стоя, сидя, лежа. Скрестите лодыжки ног, как удобно. Затем вытяните руки вперед, скрестив ладони друг к другу, сцепив пальцы в замок, вывернуть руки внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз.

 

10. «Повороты шеи». Поворачивайте голову медленно из стороны в бок, дышите медленно. Подбородок должен быть опущен как можно ниже. Расслабьте плечи. Поворачивайте головой сначала с открыли глазами, потом с закрытыми.

4.  Упражнения на релаксацию

 

1. “Дирижер”

Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка)

Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите, можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком… Пусть в то время как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируй на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.

 

2. “Путешествие на облаке”

Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

 

3.Релаксация “Ковер-самолет”

Исходное положение - лежа на спине, глаза закрыть, при этом играет спокойная музыка.
Мы ложимся на волшебный ковер-самолет. Он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает. Ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают… Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера… Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей группе (пауза)… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся.

 

5. Упражнения для развития мелкой моторики

 

1. “Домик”

Мы построим крепкий дом,

Жить все вместе будем в нем.

Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Отработать эти движения для каждой пары пальцев.    (10 раз)

 

2. “Ладошка”

С силой на ладошку давим,

Сильной стать ее заставим.

Пальцами правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки, которая должна сопротивляться. То же для другой руки.   (10 раз)

 

3. “Лезгинка”

Любим ручками играть

И лезгинку танцевать.

Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течении 6-8 раз.

 

4. "Ухо-нос"

Левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки, хлопнуть в ладоши  и поменять их положение.

 

5. "Симметричные рисунки"

Рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время "рисования" на свою руку).

 

6. «Зеркальное рисование»

Рисовать на листе бумаги одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы.

 

6.  «Кулак - ребро-ладонь»

 Ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе, распрямленная ладонь на столе.

Выполняется сначала правой рукой, затем - левой, потом – двумя руками вместе.

 

7."Ожерелье"

Ожерелье мы составим,

Маме мы его подарим.

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу).

Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

 

6.  Глазодвигательные упражнения

 

1. “Взгляд влево вверх”

Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх подуглов в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется.

 

2. “Горизонтальная восьмерка”

Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.

3. «Слон».

Стоя. Встаньте в расслабленную позу. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперёд, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмёрку», начиная от центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трёх до пяти раз левой рукой, прижатой к левому уху, и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.

 

4. “Глаз – путешественник”

Развесить в разных углах и по стенам группы различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный воспитателем.

5. “Глазки”

Чтобы зоркость не терять,

Нужно глазками вращать.

Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды.         (6 раз)

6. “Глазки”

Зорче глазки чтоб глядели,

разотрем их поскорее.

Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз.   (1 мин.)

 

7. “Глазки”

Нарисуем большой круг

И осмотрим все вокруг.

Глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу (из стороны в сторону).

 

8. “Глазки”

Чтобы зоркими нам стать,

Нужно на глаза нажать.

Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веко соответствующего глаза и держать 1-2 секунда.

Литература:

1. Бушлякова Р. Г. Использование метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. http//festival.1september.ru.

2. Сиротюк  А. Л. Коррекция обучения и развитие школьников. – М.: Сфера, 2001.

3. Сиротюк  А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М.: Сфера, 2002.

4. Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков. – М.: Сфера, 1999.

                                        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образовательная кинезиология

Слайд 2

Кинезиология - ( кинезис - движение, логос - учение) научная и практическая дисциплина, изучающая мышечное движение во всех его проявлениях . Основная цель: развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности. Задачи: - развитие межполушарной специализации; - синхронизация работы полушарий; - развитие общей и мелкой моторики; - развитие памяти, внимания, воображения и мышления; - развитие речи; - формирование произвольности; - создание положительного эмоционального настроя; - профилактика дислексии и дисграфии

Слайд 3

В настоящее время учёные и педагоги в области кинезиологии разработали специальные комплексы упражнений гимнастики мозга. При создании этих комплексов совмещены два обучающих принципа : 1. Воздействие на сохранные звенья регуляции психофизиологических функций; 2. Воздействие на нарушенные звенья регуляции психофизиологических функций. Все движения комплексов гимнастики мозга воздействуют на различные системы управления организмом . И х можно разделить на три блока:

Слайд 4

Блок 1 . Упражнения, увеличивающие тонус коры головного мозга (дыхательные упражнения, массаж биологически-активных точек). Цель : повышение энергетики коры головного мозга. Блок 2 . Упражнения, улучшающие возможности приёма и переработки информации (движения конечностями перекрёстно-латерального характера). Цель : восстановление нарушенных межполушарных связей . Блок 3 . Упражнения, улучшающие контроль и регуляцию деятельности (движения и позы перекрёстного характера). Цель : восстановление связи между лобным и затылочным отделами мозга, установление баланса между правым и левым полем человека .

Слайд 5

• упражнения , направленные на развитие пальчиковой моторики • упражнения на развитие общей двигательной активности • упражнения для развития скоординированных движений правой и левой рук, языка, глазодвигательные упражнения (межполушарное взаимодействие) • дыхательные упражнения (энергетическое обеспечение) • упражнения , направленные на отработку понятий справа слева; правее, чем; левее, чем; вверху; внизу и т . д . (пространственные представления) Кинезиологические приемы в логопедической практике

Слайд 6

у пражнения проводятся утром; у пражнения проводятся ежедневно , без пропусков; у пражнения проводятся в доброжелательной обстановке; от детей требуется точное выполнение движений и приемов; упражнения проводятся стоя или сидя; упражнения проводятся по специально разработанным комплексам; длительность занятий по одному комплексу составляет две недели . П остепенное увеличение темпа и сложности. Для результативности КУ необходимо учитывать определенные условия: Самый благоприятный период для применения упражнений – это возраст до 12 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. У пражнения дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся эффект).

Слайд 7

Диагностика показателей межполушарного взаимодействия степень сохранности премоторной зоны «Колечки»

Слайд 8

«Кулак – ребро – ладонь» Динамический праксис

Слайд 9

«Ухо - нос»

Слайд 10

«Крючки»

Слайд 11

«Лесенка» («Ступеньки»)

Слайд 12

«Зеркальное рисование»

Слайд 13

«Лезгинка»

Слайд 14

«Ж адина»

Слайд 15

«Подъемный кран»

Слайд 16

«Подъемный кран»

Слайд 17

«Ухо – нос» 2. «Кулак – ладонь – ребро» 3. «Зеркальное рисование» 4. «Колечки» 5. «Лезгинка» 6 . «Подъемный кран» 7 . «Жадина» 8 . «Алфавит – ассоциации» 9. Зеркально-поэтический текст «Перевертень»

Слайд 18

Кони, топот, инок. Но не речь, а черен он. Идем, молод, долом меди. Чин зван мечем навзничь. Голод, чем меч долог? Пал, а норов худ и дух ворона лап. А что? Я лов? Воля отча ! Яд, яд, дядя! Иди, иди! Мороз и узел, лезу взором. Солов зов, воз волос. Колесо. Жалко поклаж. Оселок. Сани, плот и воз. Зов, и толп, и нас. Горд дох, ход дрог. И лежу. Ужели? Зол, гол лог лоз. И к вам и трем с смерти мавки .

Слайд 19

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

Слайд 20

Литература 1. Бушлякова Р. Г. Использование метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. http //festival.1september.ru. 2. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развитие школьников . М .: Сфера, 2001. 3. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М .: Сфера, 2002. 4. Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного Взаимодействия у детей и подростков. – М.: Сфера, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная кинезиология: история и проблематика

Статья посвящена анализу истории возникновения и развития образовательной кинезиологии как части  учения о развитии ребенка и взрослого человека через естественные физические движения. Это направ...

Гимнастика мозга. Нейрогимнастика и Образовательная Кинезиология

Гимнастика мозга состоит из простых и доставляющих удовольствие упражнений. Этот комплекс рекомендуется использовать во время обучения детей, чтобы повысить навык целостного развития мозга. Упражнения...

Гимнастика для мозга или образовательная кинезиология

Термин «кинезиология» происходит от греческого слова kinesis- «движение» и logos- «наука, слово». В соответствии с этим кинезиология...

Образовательная кинезиология как игровая и здоровьесберегающая технология в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ

Всем известно и не вызывает сомнений польза утреней гимнастики для организма человека, она помогает телу быстро перейти из энергосберегающего режима сна в режим активного бодрствования. Однако не толь...

Образовательная кинезиология в ДОУ

Применение здоровьесберегающей технологии "Образовательная кинезиология" в работе музыкального руководителя....

Образовательная кинезиология в ДОУ

Сообщение для педагогов - музыкальных руководителей ДОУ о роли образовательной кинезиологии в образовательном процессе....