Игровая технология "ЖИПТО" в образовательном пространстве ДОО.
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Шибаева Людмила Валентиновна

Данная статья знакомит педагогов с интеллектуальной игрой Григория Васильевича Томского "ЖИПТО" и раскрывает возможности ее использования в интегрированной образовательной и самостоятельной деятельности дошкольников в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_shibaeva_l.v._plaksyuk_l.n.docx287.32 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ЖИПТО» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОО

Плаксюк Лариса Николаевна,  воспитатель,  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 «Пингвиненок»  г. Снежногорск Мурманской области.

Шибаева Л. В., учитель – логопед  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 «Пингвиненок»  г. Снежногорск Мурманской области.

Уважаемые коллеги,  мы  хотим познакомить вас  с игрой, которая  интегрирует   в себе все образовательные области, развивает интеллект (речь, логику, стратегическое мышление, аналитические способности, планирование, воображение), творчество, самостоятельность, усидчивость и  множество других функциональных способностей.  

Это интеллектуальная  игра «ЖИПТО».  Она  была изобретена профессором, доктором физико-математических наук  Григорием Васильевичем Томским в 1988 году.  «ЖИП» - это аббревиатура, означающая «интеллектуальная игра-преследование», «ТО» - игровое окончание и начало фамилии создателя.  «ЖИПТО» -  это международное название русской версии игры «Сонор».

Игра имеет две цели: обучающую, которую преследует взрослый и игровую, ради которой действует ребёнок.Главная цель игры «ЖИПТО» обучающая, основным компонентом в ней является задача, которая скрыта от дошкольника. Ребёнок просто играет, но по внутреннему психологическому значению – это процесс непосредственного обучения.

Игра проходит на прямоугольном поле (30 на 42 см), которое разделено тремя горизонтальными линиями(рисунок 1).В игре принимает участие 2 человека: «убегающий» и «догоняющий» («преследователь»). «Убегающие» стремятся достигнуть противоположной стороны игрового поля, «преследователь» старается поймать «убегающих».  «Убегающий»  имеет 6фишек (круг с диаметром 20 мм): 5  основных и одну запасную, с помощью которой осуществляет ход.  «Преследователь» имеет 2 фишки (круг с диаметром 40 мм):  основную и запасную, с помощью которой осуществляет ход.  «Убегающий» и «догоняющий» расставляют фишки на игровом поле(рисунок 2):в нижней части   поля- 5 фишек  «убегающих» и в верхней части поля - 1 фишку  «преследователя».

F:\ДЕТСКИЙ САД\2019-2020\Выступление\Статья Шибаева Л.Н. Плаксюк Л.Н\3.jpgF:\ДЕТСКИЙ САД\2019-2020\Выступление\Статья Шибаева Л.Н. Плаксюк Л.Н\3.jpg

        Рис. 1. Игровое поле.                    Рис.2. Начальная расстановка.

Фишки «убегающего» и «преследователя»  передвигаются  в любом направлении. Первыми ходят все пять фишек «убегающие» друг за другом. Если  фишки «убегающего» и «преследователя» соприкоснулись – «убегающий» пойман.  «Убегающий»при касании или за каждую пересечённую линию одной фишкой получает по одному баллу (максимально «убегающий»  может получить 15 баллов).При наступлении очередности хода игрок имеет право перемещать все свои фишки или же часть из них оставить на месте. Фишка «убегающая», достигнув третьей линии, завершает свой путь, заработав 3 очка.Чтобы не дать возможности фишкам «убегающим» заработать много очков, фишка «преследователя» должна поймать их как можно дальше от своего края поля.

Учимся передвигать фишки:

  • придерживаем ладонью  фишку, расположенную на поле, чтобы случайно не сдвинуть её с места;
  • приставляем впритык к ней запасную фишку, выбирая направление движения (помним, что двигаться можно  в любом направлении на все 360 градусов);
  • фиксируем запасную фишку и убираем ту, которая изначально находилась на поле.  Таким образом, запасная фишка превращается в играющую («убегающую»).

Фишку «преследователя» передвигают точно так же, как фишку «убегающую».Пойманная фишка«убегающая» выводится за пределы поля, чтобы не забыть, сколько очков она успела заработать.«Убегающая» фишка не  заходит на территорию «преследователя» (она обозначена полукругом), старается достичь третьей линии в обход, маневрируя слева или справа.

После того, как все фишки - убегающие выводятся с поля (кто-то из них пойман, а кому-то повезло, и он завершил путь, заработав 3 очка, коснувшись последней линии), игроки подсчитывают очки, заработанные фишками «убегающими». Так заканчивается первая половина партии.

После первой части партии игроки меняются сторонами поля, и разыгрывается вторая часть. Победитель определяется сравнением количества баллов «убегающих» в двух частях.

Каждая игра для дошкольника всегда начинается с мотивации, игровой установки и основывается на близких детям сюжетах, моделирует реальные или вымышленные процессы. Например, «Как Волк гонялся за зайцами», где Волк-«преследователь» и зайцы  - «убегающие», «Злой Волшебник («преследователь») и Смешарики («убегающие»), вызволяющие из плена (заточения) какого-либо героя или предмет, «Федора («преследователь»), которая ловит «убегающую»  посуду»    и т.д..

Игровые поля могут быть тематическими (рисунок 3).

F:\ДЕТСКИЙ САД\2019-2020\Выступление\Статья Шибаева Л.Н. Плаксюк Л.Н\3.jpgC:\Users\Лариса\Searches\Desktop\Сохраненное изображение 2019-8-25_15-58-13.527.jpg

Рис. 3. Авторские игровые тематические поля «Времена года».Рис. 4. Тематическое поле «Зима».

Работая в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи, сначала мы  знакомим детей с классическим игровым полем и правилами игры. После того, как дети усвоили правила  и могут играть  самостоятельно, мы наполняем тематические поля «ЖИПТО» разнообразными речевыми заданиями («препятствия» в виде знаков, символов, опорных картинок), позволяющими решать задачи образовательной области «речевое развитие». Приведем пример игровых заданий к тематическому полю «Зима» (рисунок 4).      

Игра начинается с мотивации, игровой установки: «Наступила Зима. Длилась она три месяца, и  не хотела  сдавать свои позиции. Пора уже и Весне прийти, да Зима все не уходит. Решила тогда Весна прогнать Зиму.  Отправила она на землю солнечный лучик, чтобы растопил он снега и прогнал Зиму. Но Зима не сдаётся, позвала себе на помощь холодные льдинки.  Если мы поможем льдинкам добраться до царства Весны, то побудет Зима ещё у нас немного, порадует зимними забавами.   А если Весна с помощью солнечного лучика растопит (поймает) льдинки, тогда и время ей приходить».

В роли «убегающих» - льдинки, «преследователь»  – Весна (солнечный лучик).

«Убегающим» от Весны, предстоит выполнить задания:

  • на поле 1 уровня расположены снеговики, попав на которые «убегающий»

называет зимнее слово;

  • на поле второго уровня расположены снегири, попав на которых «убегающий»  

называет любой предмет со словом «зимний»;

  • на поле третьего  уровня расположены снежинки, попав на которые

«убегающий»  составляет предложение о зиме.

При касании или пересечении линий фишкой, «убегающий» получает геометрическую фигуру, соответствующий цвету пересечённой линии. Побеждает участник, набравший большее количество баллов (кто набрал большее количество геометрических фигур). Победитель составляет рассказ о Зиме.

Одно поле ЖИПТО может быть использовано несколько раз, игры и упражнения могут меняться в зависимости от поставленной педагогом  задачи. Со временем игровые задания могут придумывать сами дети.

Популярна у наших детей и напольная  подвижная игра «ЖИПТО». Правила подвижного варианта игры «ЖИПТО» такие же, как в настольном варианте, только вместо игровых фигурок дети сами становятся героями игры. Игра проходит на напольном игровом  поле  длиной 630 см и  шириной  450 см. Каждому ребёнку выдаются по два круга (основной и запасной). Круги «убегающих» имеют  диаметр 20 см, а  «преследующих»  - 40 см. «Убегающий» и «преследователь» совершают ход следующим образом: стоя на основном круге, прижать запасной круг в выбранном направлении к игровому полю, перейти на запасной круг, взяв в руки первый круг.

В подвижную игру чаще играют  6 игроков. Один – «преследователь», 5 – «убегающих», тогда каждый игрок имеет два круга-фишки. Первыми поочередно ходят «убегающие». Победителем становится тот, кто набрал больше баллов при убегании.

Игру «ЖИПТО»  мы проводим во время организации непосредственно образовательной деятельности  на интегративной основе (развитие речи + формирование элементарных математических представлений + занятие по физическому развитию + занятие по музыкальному развитию) и в самостоятельной деятельности детей.

С помощью игры «ЖИПТО» нам удалось пробудить интерес ребёнка к развивающим занятиям, сделать их эффективными. И самое главное, получить

удовольствие от процесса общения.

Сюжетов может быть бесконечное множество, а процессы преследования и убегания  неисчерпаемы. Испытав основные версии, вы можете модифицировать в своё удовольствие правила игры, чтобы найти для себя свою версию, соответствующую своему представлению о гармоничной игре, самостоятельно ставить перед собой определённые цели.

Литература:

1.Игра «Сонор». Из опыта работы Соттинского детского сада Усть – Алданского района. – Якутск, 1993.

2.Никитина В.А. Консультация для воспитателей«Международная интеллектуальная игра-преследование ЖИПТО:технология изготовления полей», - Ярославль, 2016.

3.Сергиенко О.А, Хворова О.Г. Психолого-логопедические  интегрированные занятия для детей от 3 - 6 лет.  Учебно-методическое пособие для психологов и

логопедов. - Усть–Каменогорск, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"игровые технологии в образовательном пространстве ДОУ"

Рассматриваются игровые технологии в ДОУ...

Организация игровой поддержки образовательного пространства ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО

в материале описана работа по созданию игрового пространства в современном детском саду с полной классификацией игр...

педсовет «Создание необходимых условий для единого образовательного пространства ДОУ по развитию речи через игровую деятельность»

Говорить умеют все, но говорить правильно, умеют лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребнос...

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОУ

В данной статье рассматриваются игровые технологии в образовательном пространстве ДОУ, даются определение понятию «игра» и классификация обучающих игр, изучаются цели игровых технологий, и...