Логопедический проект "Осенние превращения"
методическая разработка по коррекционной педагогике

Казакова Любовь Ивановна

Данный проект может быть использован, как учителями-логопедами, так и воспитателями, педагогами-психологами ДОУ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskiy_proekt_osennie_prevrashcheniya.docx69.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 67 «Виктория»

Краткосрочный логопедический проект «Осенние превращения!»

MCj02501010000[1]

Составила:

учитель-логопед: Казакова Л.И

Смоленск, 2022

Вид проекта: исследовательски-творческий, познавательно-речевой

Продолжительность: один месяц (октябрь).

Участники проекта: дети подготовительной группы № 9 «Улыбка», воспитатели, учитель-логопед.

Возраст детей: 5-6 лет.

Цель проекта: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Осенние превращения», расширять представления детей об осени, как времени года, развивать мелкую моторику с помощью осенних поделок.

Задачи:

- формирование у детей умений и навыков наблюдения за природными явлениями и объектами;

- учить видеть красоту,  изменчивость и неповторимость окружающего мира;

- систематизировать знания детей по теме «Осень»;

- формировать лексико-грамматические категории;

- уточнять, обогащать и активизировать словарный запас;

- формировать навыки художественного исполнения различных образов в инсценировках и играх;

- развивать связную речь;

- развивать восприятие, художественно-творческие способности, эстетические чувства;

- показать знания детей, полученные в различных видах деятельности.

Актуальность проекта:

В образовательном процессе старшей и подготовительной группы наблюдение за изменением в природе явлений и объектов, происходящих осенью в качестве бесед, становится для детей простым и обыденным.

А ведь существует масса простых явлений, которые можно увидеть не только на прогулке, но и в прочтении художественной литературы или просмотре видео, в показах репродукций знаменитых художников через мультимедиа в презентациях, лого-игр, - что намного лучше и эффективнее остается у детей в памяти, так как задействованы все виды восприятия. Творя своими руками объекты осенней природы, дети понимают красоту осени и воспринимают краски природы, как нечто волшебное и неповторимое. Они узнают, что такое великолепие непросто создать в картинах и на холсте.

Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, мы развиваем познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формируем навыки сотрудничества, практические умения. Зачастую погода в данное время года не позволяет показать детям то или иное действие объекта на прогулке. Для ознакомления с изобразительным творчеством и художественной литературой используем ИКТ, это лучше развивает мышление ребенка, память и наблюдательность.

Мультимедийные презентации о явлениях природы, которые происходят вокруг нас, помогают детям понять законы природы. Логопедические и дидактические игры обогащают словарный запас детей.

В условиях образовательного процесса в ОО расширяем и укрепляем связь с природой, развиваем взаимодействия и бережное отношение к живой и неживой природе, приобщаем к совместной деятельности детей и родителей в дошкольном учреждении и дома.

Образовательные области:

- познавательное развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- речевое развитие;

- социально-коммуникативное развитие;

- лексико-грамматическое развитие лексико-грамматических категорий.

Обеспечение:

  • подбор иллюстраций и картин;
  • подбор дидактический и логопедических игр и заданий;
  • подбор презентаций по лексической теме «Осень»;
  • детская литература;
  • логопедические игры.

Продукт проекта: итоговое логопедическое занятие «Осенние превращения», поделки детей на тему: «Осенний вернисаж», «Художница-Осень», аппликация «Фантазии осени».

Этапы проекта:

1 этап. Подготовительный

  • обсуждение темы проекта и выбор формы для его защиты;
  • подбор материалов для его защиты;
  • подбор материалов для реализации проекта;
  • работа с методическим материалом, литературой по данной теме;
  • изготовление наглядных пособий;
  • беседы с детьми.

   2 этап. Основной (практический)

  • рекомендации воспитателям и родителям детей по чтению художественной литературы: И.Бунин «Листопад», В.Даль «Война грибов и ягод», А. Пушкин «Уж небо осенью дышало», М. Волошин «Осенью»;
  • рекомендации по просмотру мультипликационных фильмов «Чиполлино», «Вершки и корешки», «Дюймовочка», «Мешок яблок».
  • Просмотр презентаций: «Овощи», «Фрукты», «Что такое осень?», «Осенние зарисовки», «Осенние превращения», «Осень-хозяйка», «Времена года», «12 месяцев», «Осень в картинах русских художников»;
  • Беседа «Витаминная корзина»;
  • Составление рассказа по картине И.И. Левитана «Золотая осень»;
  • Составление описательного рассказа об овощах и фруктах с опорой на модель»;
  • Игра «Витаминная семья»;
  • Фронтальное занятие «В огород пойдем, урожай соберем», «Сад.Фрукты»
  • Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Послушай, запомни, повтори», «Назови ласково», «Чего не стало?», «Скажи наоборот», «Много-мало», «Овощной магазин», «Скажи со словом «осенний», «Угадай, с какого дерева лист и плод», «Круглый год».
  • Загадки о фруктах, овощах и деревьях;
  • Игра «Здравствуй, Осень!», «Горох», «Хитрый ежик»;
  • Пальчиковая гимнастика «Фруктовая ладошка», «Мы делили апельсин»;
  • Динамическая пауза «Урожай», «Будем мы варить компот», «Мы -листики осенние»;
  • Артикуляционная гимнастика с использованием осенних картинок;
  • Физкультминутки с использованием осенней тематики.

3 этап. Заключительный.

 Итоговое логопедическое занятие «Осенние превращения», поделки детей на тему: «Осенний вернисаж», «Художница-Осень», аппликация «Фантазии осени».

Список использованной литературы:

Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. М,2004.

Короткова Е.А. Рисование, аппликация, конструирование в детском саду. Ярославль: Академия развития, 2009.

Новикова И.В. Конструирование из бумаги в детском саду. Ярославль: Академия развития, 2010.

Синицына Е.И. Умные загадки. М., 1999.

Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чудесные превращения. (ИКТ в логопедической работе)

На сегодняшний период в коррекционной педагогике  тема формирования лексико-грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи (ОНР)  является одной из актуальных, так как своевременно...

Занятие-опыт в старшей группе " Превращения капельки и ее волшебные превращения"

Формировать представления дошкольников о взаимодействии живой и неживой природы через изучение круговорота воды в природе....

Конспект открытой комплексной непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе по теме "Волшебные превращения ручейка"

Конспект открытой комплексной непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе по теме "Волшебные превращения ручейка"Задачи:1.Познакомить с круговоротом воды в природе; пр...

Совместная образовательная деятельность логопеда и воспитателя в подготовительной логопедической группе «Превращение зимней варежки в веселого друга»

Наш детский сад пригласил курсантов учителей- логопедов на интегрированную образовательную деятельность «Превращение зимней варежки в веселого друга», где четко прослеживалась совместная р...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Игра-превращение "Мышата-чуткие ушки" - конспект организованной образовательной деятельности с детьми средней группы с логопедическим заключением ТНР (ОНР)

Конспект организованной образовательной деятельности для детей с ТНР (ОНР) в средней или старшей группе речевого сада с использованием игровой технологии Т. Н. Дороновой.  Данное занятие направле...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...