Содержание занятий по формированию ЛГСР при изучении темы "Мебель" с дошкольниками с нарушением зрения
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Фондикова Ирина Валерьевна

Занятия с детьми с нарушением зрения  предполагают особое содержание при изучении лексических тем. Они должны быть насыщены не только словесными играми, но и играми на полисенсорной основе ("определи на слух, на вкус, на ощупь"). Вашему вниманию предлагается необходимый набор игр с дошкольниками-логопатами старшего дошкольного возраста со зрительной патологией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soderzhanie_zanyatiy_po_teme_mebel.docx17.01 КБ

Предварительный просмотр:

МЕБЕЛЬ

Развитие словаря

Обогащение и активизация предметного словаря: название предметов мебели (стол, стул – табурет - кресло, кровать, диван, тумбочка, комод, полка, сервант, буфет, шкаф), обобщающее слово – мебель, отдых, уют; материал – металл, пластик, пластмасса, стекло, дерево, кожа, велюр.

Обогащение и активизация словаря глаголов: назначение – спать, обедать, сидеть, лежать, читать, писать, рисовать; расположение: стои́т, возвышается, расположился, пристроился,  разместился, теснится; мастерить, пилить, чинить, сколотить, забивать.  

Обогащение и активизация словаря признаков: относительные прилагательные (письменный, журнальный, компьютерный, обеденный, платяной, сервировочный, металлический, стеклянный, деревянный, пластиковый, пластмассовый, кожаное, велюровое), качественные прилагательные – цвет, форма, величина предметов мебели; мягкий, твердый, жесткое.

Обогащение и активизация словаря наречий:  уютно, красиво, удобно, много, мало, высоко, низко.

Формирование  грамматического строя речи

1. Обучение словообразованию:

- с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (шкафчик, столик, стульчик, полочка и т.д.) («Назови ласково»)

- относительные прилагательные (металлический, стеклянный, деревянный, пластиковый, пластмассовый, кожаное, велюровое и т.д.) («Из чего какой?») («Для чего какой?»: обеденный, письменный, платяной и др.)

2. Согласование существительного с прилагательным и числительным «Сосчитай до 5»: 1 письменный стол, 2 письменных стола, 5 письменных столов

1 книжная полка, 2 книжные …., 5……        

1 детский стул, 2 …, 5 ….

1 прикроватная тумбочка, 2 …, 5 ….        

1 высокая табуретка, 2 …., 5…..

1. Закрепление умения словообразования:

- относительные прилагательные («Из чего какой?») («Для чего какой?»)

2. Образование формы родительного падежа множественного числа («Один – много»): У меня стол, у тебя стол, у нас … столы, много…столов.

                                       (стул, шкаф, полка)

3. Употребление существительных в косвенных падежах («Вижу. Думаю. Любуюсь») Шкафы (шкафы́, о шкафа́х, шкафа́ми)

Шкаф (шкаф, о шка́фе, шка́фом)

Стул (стул, о сту́ле, сту́лом)

Стулья (стулья, о стульях, стульями)

Стол (стол, о столе́, столо́м)

Кровать (кровать, о кровати, кроватью)

Развитие связной речи

Обучение составлению описательного рассказа о мебели, находящейся в комнате по плану:

-из чего изготовленный предмет мебели?

-что (назвать предмет)?

-местонахождение в комнате (справа (слева) от.., около, у, между, рядом, возле)

-что делает в комнате? (стоит, находится, размещается, располагается, теснится, возвышается и др.)

Например: Справа от окна расположился мягкий угловой диван. Над диваном возвышается деревянный шкаф. Между шкафом и диваном теснится журнальный столик. 

Обучение пересказу текста «Старый шкаф» с опорой на вспомогательные картинки, развитие планирующей функции речи.

Развитие психических функций

1. Развитие зрительного внимания, памяти, восприятия и логического мышления «Что лишнее и почему?»

2. Развитие зрительного внимания, логического мышления («Чего не стало?»)

3. Развитие слухового и вербального внимания и памяти («Запомни, повтори»)

1. Развитие зрительного восприятия: «Узнай предмет мебели по силуэту, по контуру, по пересекающимся контурам»

2. Развитие логического мышления (дешифровка вспомогательных карточек)

3. Развитие сенсорных представлений, восприятия: «Какой предмет мебели на ощупь?» (гладкий, шершавый, металлический, полированный, деревянный и т.п.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание занятий по формированию ЛГСР при изучении темы "Овощи" с дошкольниками с нарушением зрения

Занятия с детьми с нарушением зрения  предполагают особое содержание при изучении лексических тем. Они должны быть насыщены не только словесными играми, но и играми на полисенсорной основе ("...

Содержание занятий по формированию ЛГСР при изучении темы "Фрукты" с дошкольниками с нарушением зрения

Занятия с детьми с нарушением зрения  предполагают особое содержание при изучении лексических тем. Они должны быть насыщены не только словесными играми, но и играми на полисенсорной основе ("...

Содержание занятий по формированию ЛГСР при изучении темы "Осень" с дошкольниками с нарушением зрения

Занятия с детьми с нарушением зрения  предполагают особое содержание при изучении лексических тем. Они должны быть насыщены не только словесными играми, но и играми на полисенсорной основе ("...

Содержание занятий по формированию ЛГСР при изучении темы "Дикие животные" с дошкольниками с нарушением зрения

Занятия с детьми с нарушением зрения  предполагают особое содержание при изучении лексических тем. Они должны быть насыщены не только словесными играми, но и играми на полисенсорной основе ("...

Содержание занятий по формированию ЛГСР при изучении темы "Домашние животные" с дошкольниками с нарушением зрения

Занятия с детьми с нарушением зрения  предполагают особое содержание при изучении лексических тем. Они должны быть насыщены не только словесными играми, но и играми на полисенсорной основе ("...

Содержание занятий по формированию ЛГСР при изучении темы "Дикие птицы" с дошкольниками с нарушением зрения

Занятия с детьми с нарушением зрения  предполагают особое содержание при изучении лексических тем. Они должны быть насыщены не только словесными играми, но и играми на полисенсорной основе ("...

Содержание занятий по формированию ЛГСР при изучении темы "Домашние птицы" с дошкольниками с нарушением зрения

Занятия с детьми с нарушением зрения  предполагают особое содержание при изучении лексических тем. Они должны быть насыщены не только словесными играми, но и играми на полисенсорной основе ("...