Правила дорожного движения
план-конспект занятия по обж (старшая группа) на тему

Филинкова Алена Викторовна

 Занятия - ОБЖ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatiya_-_obzh.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятий в старшей группе по ознакомлению детей

с правилами дорожного движения

Программное содержание. Расширять знания детей о названиях улиц родного города. Расширять представления детей о правилах поведения на улице, уточнить назначение «островка безопасности». Закрепить умение детей применять полученные знания о правилах дорожного движения в играх, инсценировках.

Материал: диапозитивы по правилам дорожного движения, диапроектор «Пеленг», светофор, дорожные знаки, декорации к инсценированию произведения С. Михалкова «Бездельник светофор», геометрические формы для конструирования светофора.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, скоро вы станете школьниками, пойдете в школу, будете сами переходить улицу, но для этого нужно знать правила дорожного движения. Сегодня мы поговорим об этих правилах.

Воспитатель демонстрирует диапозитив «Улица» и задает детям вопросы:

Посмотрите внимательно на экран, что вы видите?

Как вы понимаете, что такое улица? На какие части делится улица?

Для чего предназначается проезжая часть?

Для чего нужен тротуар?

Как должны вести себя пешеходы на тротуаре?

Кто знает, где нужно переходить улицу?

Какие улицы нашего города вы знаете?

Воспитатель. Улицы бывают разные. Самые широкие и просторные из них называются проспектами. На проспектах удобно ездить машинам, они могут ехать в несколько рядов. Сейчас я покажу вам проспект (показ диапозитива «50 лет Октября»). Он вам знаком?

Дети. Да, это проспект нашего города.

Воспитатель. Проспекты украшают город, это его главные улицы. Особенно хороши проспекты в праздничные дни. Они украшены огнями, флагами, транспарантами (показ диапозитива «Проспект Калинина»).

Воспитатель спрашивает детей:

—  Что помогает пешеходам перейти широкую улицу?

Показывает диапозитив «Островок безопасности».

—  Что помогает регулировать движение на улицах?

Дети. Светофор.

Воспитатель. Верно. А сейчас мы посмотрим, умеете ли вы сами строить светофор.

Детям предлагается игра-соревнование «Кто быстрее соберет светофор».

Затем вместе с ребятами выясняет, что еще помогает регулировать движение на улице дорожные знаки, загадывает детям загадки о светофоре и дорожных знаках.

Далее можно провести инсценирование песни «Светофор» на музыку В. За-польского.


 «Вечер веселых  и находчивых»

(cценарий развлечения по ознакомлению детей с правилами дорожного движения в подготовительной к школе группе)

Ведущий. Всем! Всем! Всем! Начинаем вечер веселых и находчивых. В нем участвуют две команды — «Знаек» и «Почемучек». Поприветствуем их.

Под песню М. Минкова «Гимн Незнайки и его друзей» команды входят в зал.

Ведущий представляет жюри.

Ведущий. Город, в котором с тобой

 Можно по праву сравнить с букварем.

Азбукой улиц, проспектов, дорог

Город дает нам все время урок.

Вот она азбука над головой —

Знаки развешаны вдоль мостовой.

Азбуку города помни всегда,

Чтоб не случилась с тобою беда.

Капитан  команды   «Знаек»: 

Мы команде «Почемучек»

Шлем пламенный привет.

И от души желаем

Знать правильный ответ.

Знать правила движения —

Большое достижение.

Капитан команды «Почемучек»:

Мы пришли на вечер наш,

Будем не лениться,

На вопросы отвечать,

Петь и веселиться.

Мы соперникам своим

«Знайкам» громко говорим:

Все.

С вами мы сразимся,

Но просто не дадимся.

Будем правила движенья

Выполнять без возраженья.

Ведущий.

А теперь я вас проверю

И игру для вас затею.

Я задам сейчас вопросы —

Отвечать на них не просто.

— Если вы поступаете согласно правилам дорожного движения, то дружно отвечаете: «Это я, это я, это все мои друзья», а если нет — то молчите:

1.  Кто из вас идет вперед только там, где переход?

2.  Кто летит вперед так скоро, что не видит светофора?

3.  Знает кто, что свет зеленый означает, путь открыт.

А что желтый свет всегда нам о вниманье говорит?

4.  Знает кто, что красный свет — это значит хода нет?

5.  Кто из вас, идя домой, Держит путь по мостовой?

6.  Кто из вас в вагоне тесном уступил старушке место?

Входят три ребенка — три цвета светофора.

Зеленый: Ходить по улице опасно,

Когда у вас вниманья нет.

Но есть, друзья, зеленый!

Красный. Красный!

Желтый: И очень нужный желтый свет!

Красный: Чтоб тебе помочь

Путь пройти опасный,

Горит и день и ночь

Зеленый. Зеленый!

Желтый. Желтый!. Красный!

Ведущий. Кто это, дети? Это хорошо вам знакомые зеленый, желтый и красный цвета светофора. Они приглашают вас танцевать, а мы посмотрим, какие вы внимательные. Если впереди зеленый   братец — танцуйте      веселее, если желтый — стоп! Танцуйте на месте, ну а если красный — погрозите друг другу пальцем: «Нельзя идти вперед

Исполняется веселая музыка польки.

Ведущая. А теперь посмотрим, как вы умеете переходить улицу.

Здесь у нас на перекрестке

Нам поможет светофор.

Для тебя горят они — светофорные огни.

Красный —

Дети. Стой!

Ведущий: Желтый —

Дети: Жди!

Ведущий: А зеленый? 

Дети: Проходи!

Проводится инсценировка песни «Переход» на музыку В. Запольского. Затем дети исполняют танец светофоров на музыку Б. Гребенщикова.

Жюри подводит итог.

Под музыку Б. Савельева «Хвост за хвост» появляются мыши, переворачивают все дорожные знаки и звонят по телефону: «Леопольд, выходи! Выходи, подлый трус!» Раздается свисток, появляется кот, он исполняет куплет песенки из мультфильма «Незнайка в Солнечном городе» на музыку В. Шаинского.

Кот. Ребята! Давайте жить дружно. Что же вы наделали? Куда спрятали все дорожные знаки?

Задает вопрос детям: Зачем на дорогах и улицах поставлены дорожные знаки?

Затем обращается к мышам: «Принесите поскорее знак, который устанавливается на переходах!»

Мыши не знают.

Ведущая предлагает команде «Знаек» нарисовать ситуацию с этим дорожным знаком. Дети правильно выполняют задание.

Кот. Мыши, принесите знак, который устанавливается на железнодорожном переезде.

Мыши не знают. 

Ведущая предлагает команде «Почемучек» нарисовать ситуацию с этим дорожным знаком.

Ведущая. А сейчас у нас конкурс «Что бы это значило?».

Проводится конкурс. Жюри подводит итог.

Ведущая. Приглашаю капитанов команд на самый ответственный конкурс — конкурс капитанов.

Проводится игра «Кто быстрее довезет машину?» Результат оценивает жюри.

Ведущая. Пора проверить знания у всех участников команд. Проведем викторину «Что? Где? Когда?».

Вопросы викторины:

— Сколько цветов имеет светофор?

— Кому дает команды светофор?

— Когда надо начинать переход улицы?

—  Что надо делать, если загорелся желтый свет, а вы дошли только до середины улицы?

— Что надо сделать, если загорелся красный свет?

Жюри подводит итоги конкурсов.

Ведущая объясняет шуточный танец«Зеленый свет», который исполнят ребята старшей группы.

Входит Карлсон и спрашивает ребят: «Вы меня узнали?»

Дети. Карлсон!  Карлсон! Чемпион всех народов и времен!

Карлсон: Я, конечно, чемпион

Всех народов и времен,

Но, Малыш не даст соврать,

Правил мне, как-вы, не знать!

Ведь родился я на крыше,

Где летают даже мыши...

Вам труднее на земле,

Понимаю вас вполне.

Загадки я припас для вас,

Кот поможет мне сейчас.

Карлсон. Кто придет мне на подмогу,

Перейти хочу дорогу.

Проводится инсценировка песни.«Пешеходный переход» на музыку

 В. Запольского.

Ведущая. Командам было дано задание — связать с правилами уличного движения любую сказку. Угадайте, какую сказку покажут «Знайки».

Ведущая показывает диапозитив русской народной сказки «Волк и семеро козлят».

Коза: Новый ставлю знак дорожный.

Будьте, дети, осторожны.

Этот знак знаком всем нам,

Как приду — отвечу вам.

Волк запутается сразу —

Он не видел их ни разу.

Уходит, ставит знак «Осторожно, дети!».

Волк: Козлятушки, дитятушки,

Отомкнитеся, отопритеся.

Ваша мать пришла,

Молочка принесла.

Козлята: Что за знак стоит у дома?

Наша мама с ним знакома.

Волк: Может, стал я слишком стар?

Может быть, в лесу пожар?

Здесь бегут все без оглядки,

Я спасу и вас, козлятки!

Козлята: Уходи от нас скорей,

Не откроем волку дверь!

Волк  (детям): Что за знак стоял у дома,

Вы, наверно, с ним знакомы?

Дети отвечают, козлята ставят знак «Подача звукового сигнала запрещена».

Волк: Козлятушки, дитятушки,

Отопритеся, отомкнитеся.

Ваша мать пришла,

Молочка принесла. Козлята.

Не кричи здесь, страшный зверь,

Не откроем волку дверь.

Волк   (детям): Что за знак стоял у дома,

Вы наверно с ним знакомы? 

Дети подсказывают, козлята ставят знак «Стоянка запрещена». 

Волк (детям): Козлятушки, дитятушки,

Отомкнитеся, отопритеся.

Ваша мать пришла,

Молока принесла. Козлята.

Ты напрасно здесь шипишь,

И напрасно здесь стоишь.

Уходи от нас скорей,

Не откроем волку дверь.

Волк  (детям): Что за знак стоял у дома,

Вы, наверно, с ним знакомы?

Время близится к обеду...

Кот  (трогает за плечо волка). 

...Приглашаю на беседу.

Это всем должно быть ясно,

Даже тем, кто ходит в ясли.

Должен   знать   ты   каждый   знак,

Он стоит не просто так.

Ведущая. А теперь угадайте, какую сказку покажет вам команда «Почемучек». (Показ диапозитива сказки Ш. Пер-ро «Красная Шапочка».)

Красная Шапочка идет и поет, навстречу ей волк. 

Волк: Куда ты, девочка, спешишь?

И почему теперь молчишь?

Что там в корзиночке твоей,

Мой завтрак видно — дай скорей! 

Красная Шапочка: Иду я к бабушке своей,

Она болеет, плохо ей.

Несу я маслица горшок

И очень сладкий пирожок.

Волк: Зубов и так нет у меня,

Неси все бабушке, дитя.

А где же бабушка живет? 

Красная Шапочка: А там за лесом поворот,

Потом идти лесной дорогой,

От мельницы еще немного.

Волк: Знаешь что, и я пойду,

Бабушку твою найду.

Покороче нужен путь...

А! Доеду как-нибудь!

Волк видит знак «Железнодорожный переезд». Закрывается шлагбаум. 

Волк: Что за палка вдруг свалилась?

Искры сыплются из глаз.

Все вокруг вдруг закрутилось,

Шишка... Разозлюсь сейчас.

Что за знак стоит?

Кто мне объяснит? 

Дети отвечают, а волк едет дальше. Видит знак «Животные на дороге». 

Волк   (появившемуся лосю).

Уходи скорей, прошу,

Или больно укушу.

Что за знак стоит?

Кто мне объяснит?

 Дети отвечают, а волк продолжает путь. Вдруг видит знак «Въезд запрещен».

Волк: Вот и все, приехал я,

Здравствуй, бабушка моя!

Падает в канаву, вылезает весь в колючках.

Волк: Что за знак подвел меня,

Выбил зуб последний я! Кот.

Чтобы руки были целы,

Чтобы ноги были целы,

Знаки эти надо знать,

Надо знаки уважать.

Жюри подводит итоги.

Вбегают бабка и дед, впереди колобок.

Бабка. Что ж ты, глупый колобок,

от нас пустился наутек?

Далеко ведь не уйдешь,  

под машину попадешь.

Дед. Долго за тобой бежали,

Лапти новы истоптали.

Дед и бабка пляшут.

Бабка: Нас колобок привел с тобой

На праздник детский не простой.

Дед: Чья команда победит,

Ту колобок и наградит.

Ведущая. Ребята, на нашем празднике победила дружба. Давайте дружно встанем в хоровод.

Исполняется хоровод «Дружный маленький народ» на музыку Б. Савельева.


Внимание: ребенок и дорога

(Памятка для родителей по обучению детей правилам дорожного движения)

Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом.

Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать — ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.

Не переходите дорогу на красный или желтый сигнал светофора.

Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход».

Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.

Привлекайте ребенка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т. д.

Не выходите с ребенком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги,— это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети ее повторяли.

Не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части улицы.

Викторина «Что?  Где?  Когда?»

(cценарий развлечения  по ознакомлению детей с правилами дорожного движения для детей старшей и подготовительной к школе группах)

Ведущая. Нас   солнца  луч  смешит   и дразнит,

Нам нынче весело с утра,

Весна нам дарит звонкий праздник,

И главный гость на нем — игра.

Она наш друг — большой и умный,

Не даст скучать и унывать,

 Затеет спор, веселый, шумный,

Поможет новое узнать.

Ведущая.Сегодня в викторине «Что? Где? Когда?» участвуют три команды. Команда красных, капитан ____________; команда желтых, капитан _________; команда зеленых, капитан _______________. Это наши «знатоки». Против вас сегодня играют сотрудники детского сада, родители и гости.

Ведущая. Ваши задания и вопросы — в конвертах. Решение задачи обсуждает вся команда, а ответ на вопрос дает один из игроков. На обдумывание — одна минута, когда время истекает — звучит гонг. Если ответ дан полный и правильный, то команда получает балл, за досрочный ответ команда может получить два балла. Есть в нашей игре и музыкальные паузы, предназначенные для отдыха команд.

Ответы команд оценивает жюри (представляет членов жюри).

Помни правила движения,

Как таблицу умножения,

Знай всегда их назубок:

По городу, по улице

Не ходят просто так:

Когда не знаешь правила,

Легко попасть впросак.

Все время будь внимательным

И помни наперед:

Свои имеют правила,

Свои имеют правила

Шофер и пешеход!

Ведущая. Внимание, слушайте вопрос (в магнитофонной записи звучит вопрос родителя__________________):

1) Проблемная ситуация: Ира везет коляску с куклой. Сережа едет на трехколесном велосипеде. Мама ведет за руку Аленку. Кто из них пассажир, а кто пешеход? Кого называют пассажирами, а кого — пешеходами?

2) Затем вопрос задает заведующая детским садом ____________________:

Закон улиц и дорог очень добрый: он охраняет от страшного несчастья, бережет жизнь, но он очень суров к тем, кто его не выполняет. Поэтому только постоянное соблюдение правил позволяет переходить улицу смело. Вспомните и назовите основные правила поведения на улице.

3) Ребята слушают вопрос старшего воспитателя _____________________:

Движеньем полон город

Бегут машины в ряд.

 Цветные светофоры

И день и ночь горят.

И там, где днем трамваи

Звенят со всех сторон,

Нельзя ходить зевая,

Нельзя считать ворон.

Ребята! Помогите Буратино расставить дорожные знаки.

4) Вопрос задает сотрудник ГИБДД _______________:

Полон движения перекресток, и очень сложно отрегулировать порядок на дороге.

Здесь на посту в любое время

Дежурит ловкий постовой,

Он управляет сразу всеми,

Кто перед ним на мостовой.

Никто на свете так не может

Одним движением руки

Остановить поток прохожих

И пропустить грузовики.

Расскажите, ребята, о работе регулировщика и объясните значение его жестов.

Ведущая. Ребята, для вас свои вопросы приготовила   инструктор   по   физическому воспитанию __________.

5) Звучат загадки:

Чтоб тебя я повез,

Мне не нужен овес.

Накорми меня бензином,

На копытца дай резину,

И тогда, поднявши пыль,

Побежит ... (автомобиль).

Дом по улице идет,

На работу нас везет.

Не на курьих тонких ножках,

А в  резиновых сапожках.   (Автобус.)

Этот знак такого рода —

Он на страже пешехода.

Переходим с куклой вместе

 Мы дорогу в этом месте.

(Пешеходный переход.)

Тут и вилка, тут и ложка:

Подзаправились немножко,

 Накормили и собаку.

Говорим   «спасибо»   знаку.  

(Пункт   питания).

6) Дети слушают вопрос старшего воспитателя _____________________:

В нашем городе много делается для того, чтобы на дорогах было безопасно, хорошо и удобно пешеходам. Для этого прокладывают новые хорошие дороги. Вам, «знатоки», за одну минуту надо просмотреть фотографии с изображением улиц нашего города и рассказать о них (на фотографии — три улицы близлежащего микрорайона).

Вопрос задает родительница _______________:

 Я вежливый и строгий,

Знаменит я на весь мир.

Я на улице широкой —

Самый главный командир.

О чем это стихотворение? Придумайте, пожалуйста, сказку о светофоре.

Ведущая. Свой музыкальный вопрос приготовила для вас музыкальный руководитель ___________________________:

7) Сейчас я проиграю вам песни, вы должны вспомнить название, автора каждой из них и пропеть эту песню до конца.

8) Звучит вопрос старшей медицинской сестры ________________________:

К сожалению, на наших дорогах еще встречаются невнимательные пешеходы и водители, по чьей вине происходят дорожно-транспортные происшествия, аварии и травмы. Ребята, если с кем-нибудь в дороге случилась беда, что нужно сделать?

9) Вопрос задает инструктор по правилам дорожного движения _____________: «Посмотрите внимательно на эти картинки и скажите, какие нарушения допустили ребята и как надо поступить в этой ситуации» (5 сюжетов).

Участники игры слушают задание завхоза детского сада _______________: «Ребятам-«знатокам» я предлагаю за минуту сделать аппликацию грузовой машины».

Подводятся итоги викторины и вручаются призы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по изучению правил дорожного движения "Сказка о том, как Колобок" учил правила дорожного движения" воспитателей Дмитриевой Н.М. и Морозовой А.П. с детьми 1 старшей группы

Непрерывная образовательная деятельность по изучению с детьми правил дорожного движения, а именно: разъяснение понятий "пешеход", "тротуар", "проезжая часть", "переход"; изучение правил перехода улиц,...

Правила дорожного движения /презентация/, конспект занятия "Правила дорожного движения" средняя группа

Тема данной презентации "Правила дорожного движения"поставлены следующие задачи: Образовательные:- развивать логику, закрепить умение различать дорожные знаки: повторить основные правила поведени...

Конспект занятия по правилам дорожного движения в старшей группе на тему: «Правила дорожного движения - правила жизни".

Продолжать знакомить  с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире. Восп...

Методическая разработка Познавательно – игрового интегрированного развлечения для детей старшего возраста по правилам дорожного движения с использованием ИКТ технологий. Тема: «Правила дорожного движения - правила жизни".

Создать условия для закрепления детьми знаний правил дорожного движения, расширить знания о светофоре и его сигналах   и умений использовать знания в различных практических ситуациях для обе...

Веселые старты по безопасности дорожного движения "Дорожная азбука" с элементами изучения правил дорожного движения

Мы все являемся участниками в дорожнотранспортных отношениях, и существует угроза главной ценности человека – жизни. Знание и выполнение требований дорожных законов – условие, об...

Конспект совместной деятельности с детьми по изучению правил дорожного движения посредством дидактических игр. (средняя группа) Тема: «Прогулка по городу правил дорожного движения»

Конспект совместной деятельности с детьми по изучению правил дорожного движения посредствои дидактических игр(средняя группа)...

Дидактическая, настольная игра – бродилка «Правило дорожного движения на улицах города Канска». как средство закрепления знаний детей правил дорожного движения.

Все мы живём в обществе, где надо соблюдать определённые  нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Вот поэтому с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасном...