Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группой Тема: «Живой» светофор
план-конспект занятия по обж (подготовительная группа)

Шаймарданова Марина Алексеевна

формировать первоначальное представление о работе регулировщика, значении жезла и жестов регулировщика, закреплять представление о дорожных знаках и их предназначении для водителей и пешеходов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:

«Живой» светофор

Интегрируемые образовательные области:

Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально – коммуникативное развитие.

Вид:

Интегрированная организованная совместная образовательная деятельность

Специфические виды детской деятельности, в которую вовлечены воспитанники:

  Подвижная игра, коммуникативная, познавательная, игра на внимание и быстроту реакции

Цель:

Формировать первоначальное представление о работе регулировщика, значении жезла и жестов регулировщика, закреплять представление о дорожных знаках и их предназначении для водителей и пешеходов.

Задачи:

- развивать диалогическую речь дошкольников, обогащать словарный запас.

-расширять знания о работе сотрудника ГИБДД, правилах поведения пешеходов.

-закреплять правила дорожного движения, правила поведения на дороге и улице.

- реализация партнёрского взаимодействия «взрослый-ребёнок», развивать свободное общение с взрослым и детьми с соблюдением норм и правил поведения пешеходов.

Методические приемы и формы организации деятельности:

Игра “Да – нет”

Беседы по ПДД

Просмотр мультфильмов

Слушание компакт – дисков

Игра «Жесты регулировщика», «Хозяин перекрестка».

Самостоятельная работа по отбору рисунков и фотографий для оформления лэпбука

Оборудование и материалы:

Мультимедийная презентация

Магнитная доска

Мяч

Дорожные знаки

Макет светофора

Раздаточный материал «Кружки трех цветов: красный, желтый, зеленый.»

Предварительная работа:

Создание мультимедийной презентации

Рассматривание светофора,  жезл, некоторые дорожные знаки. Читаем  стихи, отгадываем загадки, играем в игры.

Последующая работа

Закрепить сигналы регулировщика через практическую деятельность, их соответствие сигналами светофора

Изготовление материала для оформления лэпбука

Оформление лэпбука  по ПДД

Ход образовательной деятельности

Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть. Наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы  улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть , доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды и огорчения.

Воспитатель: Для того, чтобы наше занятии прошло с пользой для каждого, вы должны быть очень внимательны.

Проведем игру «Да – нет» на внимание и быстроту реакции.

Я буду задавать вопросы, а вы так же быстро должны ответить «да» или «нет».

  1. –Что хотите – говорите, в море сладкая вода? (нет)
  2. –Что хотите – говорите, красный свет – проезда нет? (Да)
  3. –Что хотите – говорите, каждый раз, идя домой играем мы на мостовой? (Нет)
  4. –Что хотите – говорите, но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите? (Нет)
  5. –Что хотите – говорите, мы всегда идем вперед только там, где переход? (Да)
  6. –Что хотите – говорите, мы бежим всегда так скоро, что не видем светофора? (Нет)

Теперь я вижу, что вы готовы к занятию.

Отгадайте загадки:

1.Железные звери

Рычат и гудят.

Глаза, как у кошек,

Ночами горят.  (машина)

2. Я по городу иду,

Я в беду не попаду.

Потому что твердо знаю-

Правила я выполняю. (пешеход)

3.Место пересечения улиц и дорог. (Перекресток)

4.Полосатая указка,

Словно палочка из сказки. (Жезл)

5. Командуя жезлом, он всех направляет,

И всем перекрестком один управляет.

 Он пешеходов, машин дрессировщик,

А имя ему  (регулировщик).

Воспитатель: На дорогах очень часто возникают сложные ситуации – особенно в час пик, когда движение становится наиболее интенсивным. Из – за большого количества машин образуются пробки – не проехать, ни пройти. Часто бывает затруднено движение на перекрестках,  транспорта и пешеходов

Так много, что светофоры не справляются со своей работой. Ведь светофоры -  это всего лишь электрические фонари. Помочь водителям и пешеходам способен регулировщик. Регулировщик управляет машинами на дороге, изменяя положение тела и выполняя определенные жесты руками, движения жезлом. Это язык регулировщика, при помощи которого он  указывает водителям можно ехать или нет, и в каком направлении можно двигаться.  Когда регулировщик появляется на дороге, все водители и пешеходы должны выполнять только его требования. Регулировщик – строгий хозяин, все его слушаются.  Если он стоит на перекрестке, посмотри на него внимательно. Все его жесты понятны. Он всегда придет на помощь. Для того он и вышел на перекресток, чтобы помогать водителям и пешеходам:

Воспитатель: Хотите узнать, что обозначает каждый жест регулировщика? (Да)

 ( показ на слайдах команды  регулировщика)

- Регулировщик обращен к участникам движения грудью или спиной, руки вытянуты в стороны или опущены – движение запрещено, водитель – стой!

- Регулировщик поднял жезл вверх - внимание, водитель, приготовься к движению.

- Регулировщик обращен к участникам движения боком, руки вытянуты или опущены – разрешается движение.

Регулировщик работает там, где нет других средств управления дорожным движением.

(Воспитатель предлагает принять участие в игре )

Игра «Жесты регулировщика».

Дети встают в круг, регулировщик вручает жезл одному из участников и под музыкальное сопровождение участникам необходимо передавать друг другу, по цепочки жезл. По сигналу регулировщика: «Красный сигнал» тот, у кого оказался жезл, делает шаг вперёд и демонстрирует «красный сигнал», если участник справился, то он остается в игре, а если нет, то выбывает. Игра продолжается, пока большинство из участников не примут участие, и покажут все сигналы (красный, жёлтый, зелёный).

Воспитатель благодарит всех участников и регулировщика и отмечает, что регулировщик – главная фигура в поддержании порядка на улицах и дорогах. Он является сотрудником ГИБДД.

Воспитатель: ребята, а вы знаете, что такое ГИБДД?

Дети или регулировщик (если затрудняются): это Государственная инспекция безопасности дорожного движения.

Проблемная ситуация: воспитатель обращает внимание, что сотрудники ГИБДД стоят на постах, патрулируют улицы на автомобилях и внимательно  следят за движением на дорогах. А что было бы если сотрудников не было?

Дети: много аварий, дорожных происшествий, заторы («пробки»), нарушений правил дорожного движения.

Воспитатель: правильно. А что ещё нам помогает соблюдать правила дорожного движения?

Дети: дорожные знаки. 

Воспитатель: Дорожные знаки – это тоже регулировщики дорожного движения. Их использование очень  удобно. Ведь не везде на дороге можно поставить регулировщика, знак можно повесить где угодно.

Регулировщика с полной уверенностью можно назвать «живым» светофором, условные знаки которого необходимо понимать и выполнять всем участникам движения на перекрестке! Не только водителям, но и пешеходам. В зависимости  от положения его рук корпуса либо разрешается, либо запрещается передвигаться в этом или ином направлении.

Воспитатель:  какие дорожные знаки вам известны?

Дети: указательные – сообщают участникам движения о местах подземных переходов, остановках общественного транспорта (синего цвета квадратные или прямоугольные);

Предупреждающие (треугольники с красной каёмкой, окрашенные в жёлтый цвет);

Запрещающие - (круглые с красной каймой или фоном);

Знаки сервиса (пункт питания, телефон, гостиница, пост ГИБДД больница, заправочная станция).

Воспитатель организует 4 подгруппы участников и предлагает собрать из частей назначенный знак и рассказать, что он обозначает.

1 подгруппа – указательный

2 подгруппа - предупреждающий

3 подгруппа  - запрещающий

4 подгруппа - сервиса.

Физминутка: (Дети показывают движения соответственно текст

Если регулировщик боком стоит,

Для вас ребята, путь открыт!

А если грудью или спиной –

Путь закрыт! Опасно! Стой.

Воспитатель: Регулировщика с полной уверенностью можно назвать «живым» светофором, условные знаки которого необходимо понимать и выполнять всем участникам движения на перекрестке! Не только водителям, но и пешеходам. В зависимости  от положения его рук корпуса либо разрешается, либо запрещается передвигаться в этом или ином направлении.

Речевая ситуация: Воспитатель предлагает детям объяснить смысл устойчивых словосочетаний со словом-доминантой «ТРАНСПОРТ»

«Тише едешь – дальше будешь». Дети рассуждают о необходимости соблюдения правил дорожного поведения,  как водителей, так и пешеходов.

БЛИЦ-ОПРОС «ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ».

Воспитатель предлагает проверить, как хорошо дети знают правила дорожного движения, которые необходимы и для водителей и для пешеходов.

-Ребята, как только вы выходите на улицу, вы становитесь…? (пешеходами)

-Как называется та часть улицы, по которой ходят пешеходы? (тротуар)

-А как называется та часть улицы, по которой ездят машины? (проезжая часть)

-По какой стороне тротуара нужно ходить? (по правой). Почему?

- Можно ли по тротуару бегать, прыгать? А если вы встретите друзей, и вам захочется поговорить, как вы поступите в такой ситуации?

-Если вам нужно перейти через дорогу, где вы будете переходить? (по пешеходному переходу) Какие бывают переходы?

-Отгадайте, кто наш помощник на дороге?  (светофор)

- Посмотри, силач какой –

   На ходу одной рукой

   Останавливать привык

   Пятитонный грузовик. (регулировщик)

(Отмечает тех, кто больше всех дал правильные ответы. )

Игра: «Хозяин перекрестка»

(Выбирается регулировщик. Дети берут в руку кружочки двух  цветов светофора. Регулировщик показывает жест. Дети показывают соответствующий сигнал светофора ( кружок данного цвета) и имитирует движения, красный цвет – хлопают в ладоши, зеленый цвет – маршируют на месте.)

Итог и рефлексия:

Воспитатель: - Кому можете рассказать и показать то, что узнали сегодня на занятие? (Ответы детей)

- Зачем нам надо знать сигналы регулировщика? (Ответы детей)

- Кто хорошо запомнил сигналы регулировщика покажите желтый «глазок», кто запомнил сигналы регулировщика но еще немного путается – покажите зеленый «глазок», кто испытывает трудности в запоминании – покажите красный «глазок».

У кого не все получилось , не переживайте. На следующих занятиях мы обязательно будем говорить о сигналах регулировщика.

- Ребята, закон улиц и дорог, который называется «Правила дорожного движения» - строгий. Он не прощает, если пешеход идет по улице, как ему вздумается, не соблюдая правил. Но этот закон очень добрый – он охраняет от страшного несчастья, бережет жизнь людей. ПДД очень важны. Знать их должен каждый взрослый и каждый ребенок. Не нарушайте их, тогда у нас не будет несчастных случаев на дорогах, и вы вырастите крепкими и здоровыми.

Используемая литература:  

  1.  «Детская безопасность» - И.А. Лыкова, издательский дом «Цветной мир» 2015год.
  2. «Беседы о правилах дорожного движения» - Т.А. Шорыгина, ТЦ Сфера 2009год.
  3. «Дорожная азбука» -В.И. Пляшечук, Киев, 1983 год.
  4. «Азы безопасности: книга для детей и родителей» - Г.И. Цвилюк , Москва, 1994 год
  5. Светофор  -http://omskmedia.ru/competiton/images/f754877b6dc54d505da3d137808aaaf0.jpg
  6. Видеоролик «Как работает регулировщик» http://avtovodila.ru/index.php?menu=poleznosti&art=regul


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе. Тема: "Зимняя сказка"

Данная непосредственно-образовательная деятельность является структурным элементом основного направления логопедической работы по предупреждению нарушения чтения и письма у детей подготовительно...

конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе. Тема: "Транспорт. Приставочные глаголы"

Комплексное занятие, включающее различные игровые упражнения на развитие лексико-грамматических категорий и связной речи (с использованием мнемотаблиц)....

Конспект совместной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе

создать условия для развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе изготовления лэпбука...