Эссе "Моя педагогическая философия"
статья на тему

Смирнова Елена Васильевна
Эссе на тему "Моя педагогическая философия - воспитателя".
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе «Моя педагогическая философия»,

воспитателя МБДОУ «Тисульский детский сад «Лесовичок»,

Смирновой Елены Васильевны

Живи каждый день так,

как бы ты жил всю жизнь

именно для этого дня

В.В.Розанов

  Откуда мы в первые узнали о Курочке Рябе и доброй Аленушке; когда начали играть в незатейливых пьесах хитрющую Лису или Иванушку-дурочка? Учить стихи и танцевать? Когда появились у нас первые в жизни друзья?

  Конечно же, вспомнили: это было еще в детском саду. Вот она, первая ступенька в мир познаний. Вместе с папой и мамой детский сад ведет ребенка к открытию мира; незатейливо и доступно учит добру, честности, смелости и другим замечательным человеческим качествам, которые потом укрепляет, шлифует и обогащает школа. А впоследствии – и сама жизнь.

  Но как сделать, чтобы годы, проведенные ребенком в детском саду, дали максимум из того, что способна впитать его душа? Где тот любящий педагог, который, не потеряв терпения, день за днем будет открывать окошко в большой мир и не уставать от бесконечных ребячьих «почему»? Как сделать детский сад домом радости, куда ребенок охотно стремился бы сам? К сожалению, бывают ведь примеры и другого отношения, когда одно упоминание о детском саде вызывает у малыша поток протестующих слез.

  Так как же сделать, чтобы ребенок стремился сюда сам и с искренним удовольствием и пользой проводил здесь время? Наверное, в жизни каждого человека наступает неизбежный момент: оглянувшись назад, сказать себе честно: «Ради чего живешь на свете?». Иногда итог подводят на излете жизни, иногда мысли такие посещают в зрелом возрасте, когда нужно определить новые перспективы. Над этим вопросом вынуждены задуматься и молодые люди, избравшие по любви и велению сердца профессию воспитателя.

  Философия – любовь к мудрости, к постижению законов бытия человека и природы. Какой же должна быть педагогическая мудрость? В чем заключается великая и таинственная сила Учителя и Воспитателя?

  Наверное, я должна была бы с легкостью ответить на поставленные вопросы, ведь я родом из семьи воспитателей и каждый миг жизни пропитан мудростью воспитания. И тем не менее найти ответы не просто – так многогранны и индивидуальны жизнь человека, его мировоззрение и философия.

  Моя педагогическая философия держится на трех китах.

  Каждое мгновение соприкосновения с ребенком уникально и неповторимо. «Живи каждый день так, как бы ты жил всю жизнь именно для этого дня», - писал русский философ и публицист В.В.Розанов. В детстве время течет иначе. Каждая его секунда таит в себе огромный духовный потенциал, поэтому ребенку жизненно необходимо полноценно проживать не только каждый день, но и каждый час, каждую секунду бытия.

  Воспитатель получает право осторожно и бережно войти в пространство детства, заполняя его драгоценные минуты общением, игрой и сотворчеством. Я несу огромную ответственность за каждый жест, взгляд, слово, за каждый миг, проведенный с детьми, ведь это миг их жизни.

  Ошиблась. Хочется вернуться назад, остановиться, сказать маленькому человеку крайне нужные ему в этот момент слова. Но время уже прошло, его невозможно вернуть. Мы не можем предугадать, какие жизненные впечатления вынес из ситуации ребенок. Конечно, будут и разговор, и теплый взгляд, и ласковое прикосновение, но целое мгновение потеряно безвозвратно. Слишком дорогая цена за ошибку.

   Я убеждена, что все дети разные и каждый из них несет свою индивидуальную миссию. Смогут ли они ее выполнить? Это во многом зависит «от взрослых, воспитывающих ребенка в первые годы жизни».

  С древнейших времен обязанность педагога-воспитателя выявлять и развивать природные способности детей считалась одной из главнейших. Вспомним, например, слова древнеримского философа и педагога М.Квинтилиана: «Учитель должен заботиться о природных дарованиях и направлять умы более всего туда, куда они стремятся».

  Куда стремятся умы современных дошкольников? Послушаем их самих. «Почему у разных народов разные алфавиты? Откуда люди узнали, что можно придумать язык?» - спрашивает меня шестилетний ребенок. «Переполох у людей как ураган в природе», - такую философскую аналогию открыл пятилетний дошкольник. Дети хотят знать историю человечества, чтобы найти свое место в мире. И кто как не воспитатель приоткроет им сущность общечеловеческих ценностей, формируя основу будущего мировоззрения личности. Его значение в жизни человека точно показал С.И.Гессен: «Только мировоззрение дает человеку «почву» в жизни, возможность выйти из себя самого, оставаясь вместе с тем самим собой».

  Я верю в гуманность каждого ребенка, его способность к самосовершенствованию.

  «Каждый единичный человек как личность обладает возможностью совершенства, или положительной бесконечности, именно способностью все понимать своим разумом и все обнимать сердцем или входить в живое единство со всеми», - утверждал русский философ В.С.Соловьев. Мне как педагогу важно только поддержать ребенка, вдохновить его и поверить в него. И еще поверить в великое чудо природы, добро, красоту и справедливость. И жить с детьми одной жизнью, чтобы каждое мгновение для них становилось событием.

Октябрь. Идет снег. Мы находим на полу замерзшую неподвижную бабочку, серую, как пыль. Я беру ее в ладони и сочиняю сказку. Дети слушают и сопереживают. Они решают: необходимо согреть спящую красавицу теплым дыханием и ласковыми руками. Мы бережно передаем бабочку по кругу из рук в руки. Шепчем ей нежные слова. И вдруг – о, о чудо! – бабочка ожила и вспорхнула под потолок, расправив узорчатые крылья. Благодарю тебя, Великая Природа, за то, что ты не осталась равнодушной к боли маленьких сердец и преподала моим детям еще более Великий Урок Нравственности. Каждый из нас теперь верит и знает, что добротой сердец можно разрушить все жизненные барьеры, растопить лед злобы, отчаяния, жесткости, беспомощности.

  Педагог выполняет на Земле сложную и благородную миссию. Он особенный человек. Педагог – особый способ мировосприятия. Педагог – особое состояние души. Педагог – особый стиль жизни, в которой все направлено на счастье ребенка, в которой, «стараясь о счастье других, мы находим свое собственное» (Платон). Педагог – это постоянный вопрос себе: «Как самому жить, чтобы своим примером воспитывать детей?».

  А пока хочется перефразировать известную фразу: «Воспитатель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

МОЙ ПУТЬ СТАНОВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЕМ....

Моя педагогическая философия

В большей мере я ребенок. Мне все в округе интересно также, как и моим малышам. И наверное поэтому они с удовольствием вкладывают свои ладошки в мою руку и ждут от меня чуда......

Эссе Моя педагогическая философия

Эссе подготовлено к конкурсу "Воспитатель года"...

Эссе "Моя педагогическая философия"

Размышляя о своем жизненном пути, я не могу понять – кто я?! Я – «ручей» или я – «путь»? Не могу провести грань, когда заканчивается моя работа и начинается личная жизнь? Эти две тропы, два понятия, ...

Моя педагогическая философия "ЭССЕ"

Размышляя о том, каким должен быть педагог я осознаю: главное – это порядочность, трудолюбие, доброжелательность, терпенье и, конечно, самое главное, любовь, любовь к детям, к своему делу....

Педагогическое эссе на тему "Моя педагогическая философия"

Эссе - прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции - одна из принятых форм самовыражения педагога на профессиональных конкурсах "Учитель года" и "Воспитатель года". Педагогиче...