Конспект развивающего занятия (социально-коммуникативное развитие)
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Портянников Евгений Николаевич

Уважаемые коллеги. Прежде чем вы посмотрите конспект занятия, скажу несколько слов о его цели и задачах. Цель занятия создание условий социально-коммуникативного развития. И понятно, что это цель глобальная - у этого направления развития много различных аспектов. И главной задачей на этом пути я вижу создание условий для формирования у детей доброжелательного отношения к сверстникам и к людям вообще, формирование ценностей взаимопомощи и взаимоподдержки. Все мы знаем, что доброжелательность и взаимопомощь могут быть внутренними - настоящими, а может быть поверхностными и искусственными. Например, доброжелательное поведение с целью избежать наказания или угодить взрослому, нельзя назвать подлинной доброжелательностью, ведь так? А вот доброжелательность и взаимоподержка, которые вытекают из чувства общности, сопричастности и солидарности со сверстниками, из командного духа – они настоящие! И главной задачей данного занятия является создание этого неуловимого чувства общности с другими людьми, ощущения, что мы команда. Мы как бы даем детям попробовать вкус этого чувства единства. И тогда дети смогут выбрать в будущем, что для них лучше: жить в атмосфере доброжелательности и дружбы или в атмосфере разобщенности и вражды. Я хочу, чтобы вы обратили внимание на средства, которые мы используем в занятии для формирования доброжелательности и чувства общности. Это и игровой сюжет, который делает участие в занятии интересным и, значит, добровольным. И мотив помощи и защиты слабому, который позволяет детям занять позицию «Мы помощники, мы защитники». И мотив путешествия с приключениями и опасностями, которое неизбежно сплачивает группу путешественников. И общая деятельность: совместное преодоление препятствий и трудностей ради спасения Снегурочки. В сюжет занятия, который сам по себе является игровым, включены две игры с правилами, которые специально провоцируют взаимопомощь и взаимоподдержку. И, последнее по порядку, но не по значению, занятие построено так, чтобы обеспечить совместные переживания: сочувствия пострадавшему, возмущения действиями агрессора, страха перед опасностью, сплоченности перед лицом общего врага, радости общей победы. Все эти способы давно известны, и ноу-хау сегодняшнего занятия заключается в том, что они используются все вместе как одна система! Хотя акцент сделан на командном духе, занятие является многофункциональным. Так в ходе занятия дети учатся действовать в группе слаженно, синхронно. И понятно, что при этом совершенствуется произвольное управление поведением. Еще одной задачей является развитие навыков общения в группе. Эта задача достигается благодаря групповым обсуждениям, которые периодически повторяются в течение занятия. При этом, несомненно, происходит развитие мышления и речи, например, когда требуется сформулировать и высказать свои мысли при ответе на тот или иной открытый вопрос ведущего. И, наконец, в процессе участия детей в подвижных играх достигается физическое развитие, развивается крупная моторика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации города Новочеркасска

Методический  кабинет

МБДОУ детский сад №49

Примерный конспект развивающего занятия

 

«В поисках Снегурочки»

 для детей старшего дошкольного возраста

педагог-психолог

 Портянников Е.Н.

2014г.

г.Новочеркасск

Цель: создание условий для  социально-коммуникативного развития детей.

Задачи:

Создание условий для:

  • формирования ценностей взаимной поддержки, взаимопомощи и доброжелательного отношения к людям в процессе участия в сюжетно-образной игре;
  • развития произвольной регуляции поведения и умения координировать свои действия с другими членами команды в процессе участия в подвижных играх с правилами;
  • освоения навыков общения в группе и совершенствования речевой коммуникации в процессе участия в групповых обсуждениях.

.

Материалы:

Письмо от Деда мороза, карта пути, видеозапись с обращением Снегурочки, ноутбук, колонки, дощечки 30х30 по количеству детей, наклейки снеговиков.

Ход занятия:

Ведущий: Какой праздник скоро наступит?

Дети: Новый год!

Ведущий: А кто любит новый год?

Дети поднимают руки.

Ведущий: А почему вам нравится Новый год?

Дети рассказывают свои версии.

Ведущий: А кто приходит к нам на Новый год?

Дети: Дед мороз.

Ведущий: А кто такой Дед Мороз?

Дети рассказывают свои версии.

Ведущий: А где живет Дед Мороз?

Дети рассказывают свои версии.

Ведущий: А вы знаете, что дед Мороз великий волшебник, и если громко назвать его имя то он обязательно услышит, даже за 10000 километров. А хотите сказать Деду морозу что-нибудь приятное?

Дети: Да.

Ведущий: А как вы думаете, что будет приятно услышать Деду Морозу?

Дети рассказывают свои версии.

Ведущий: А как вы думаете, если мы скажем Деду Морозу, что мы его ждем, то ему будет приятно? Тогда по моей команде три-четыре говорим все вместе: Дедушка Мороз, мы тебя ждем!

Ведущий вместе с детьми произносит эту фразу. Раздается стук в дверь. Заходит помощник ведущего.

Помощник ведущего: Это группа Звездочка? Тут почтальон принес вам письмо.

Ведущий: Ух, ты, какое интересное письмо. Как вы думаете от кого оно?

Дети: От Деда Мороза.

Ведущий: Почему вы так думаете?

Дети рассказывают свои версии.

Ведущий: «Точно, здесь так и написано: от Деда Мороза».

Ведущий и дети рассматривают содержимое конверта.

Ведущий (достает и читает письмо): Дорогие ребята. У меня приключилась беда. Мою внучку, Снегурочку, похитил злой разбойник Бармалей. Кто знает, кто такой Бармалей?

Дети рассказывают свои версии.

Ведущий: Он увез ее в Африку и держит на вершине самой высокой в Африке горы Килиманджаро.  Сам я не могу ее спасти… Как вы думаете, почему Дед Мороз не может спасти Снегурочку сам?

Дети рассказывают свои версии.

Ведущий: …..потому, что в Африке слишком жарко, и я растаю. Поэтому мне нужна ваша помощь. Нужно спасти Снегурочку и рук разбойника Бармалея. А то без Снегурочки Новый год не придет. Ваш Дедушка Мороз.

Ведущий: Вот какая беда приключилась, Снегурочку похитили, Нового года не будет. Что же нам теперь делать?

Дети предлагают спасти Снегурочку.

Ведущий: А как же мы найдем Снегурочку?

Дети рассказывают свои версии.

Ведущий: Давайте заглянем в конверт, может быть Дедушка Мороз оставил нам какую-то подсказку?

Дети находят карту.

Ведущий: Как вы думаете, что это?

Дети: Карта.

Ведущий: А что такое карта? Где вы видели карты? У вас в группе есть карты?

Дети рассказывают свои версии.

Ведущий: Посмотрим, что тут нарисовано.

Дети рассказывают свои версии.

Ведущий: А вот здесь  что-то еще. Здесь написано: До Африки вам поможет добраться волшебное заклинание «один за всех и все за одного».

Ведущий и дети выполняют ритуал «Один за всех и все за одного».

Ведущий: И теперь мы оказались в Африке рядом с речкой с крокодилами. Ставит фишку на карту. Нужно переправиться на другой берег по шаткому деревянному мостику. Эту реку стережет злой Крокодил – друг Бармалея. И если кто-то коснется ногой речки. То выпрыгнет крокодил и съест всех, кто на мостике.

Дети играют в игру «Переправа». Если кто-то из детей демонстрирует некомандное поведение (сталкивает других в «воду», прыгает в «воду» сам, не хочет держать других детей во время перехода по мостику), ведущий констатирует поражение команды. Затем проводится групповое обсуждение причин поражения, и команда договаривается с членом, который их подвел, о поддержке на будущее. Ведущий говорит, что Дедушка мороз повернул время вспять и дал вторую возможность справиться с испытанием. Дети играю в игру «Переправа» снова.

Ведущий: Вы молодцы вы справились с первым испытанием, отметим нашу победу.

Все хлопают. Ведущий переставляет фишку на карте.

Ведущий: Теперь мы оказались у подножья горы Килиманджаро. Делает гору из дощечек. На горе Злой холодный ветер  друг Бармалея попытается нас сдуть. Дедушка Мороз пишет: чтобы Злой холодный ветер успокоился, спойте три раза волшебную песенку скалолазов.

Ведущий: Итак, волшебная песенка скалолазов: Мы скалолазы до верха дошли, ветра проказы нам не страшны.

Дети играют в игру «Скалолазы». Если кто-то из детей демонстрирует некомандное поведение, ведущий констатирует поражение команды. Затем проводится групповое обсуждение причин поражения, и команда договаривается с членом, который их подвел, о поддержке на будущее. Ведущий говорит, что Дедушка мороз отмотал время назад и дал вторую возможность справиться с испытанием. Дети играю в игру «Скалолазы» еще раз.

Ведущий: Вы молодцы вы справились со вторым испытанием, отметим нашу победу.

 Все хлопают. Ведущий переставляет фишку на карте.

Ведущий: И вот мы залезли на самую вершину горы Килиманджаро. Где-то здесь должна быть Снегурочка. Как же нам ее найти?

Ведущий вместе с детьми ищет Снегурочку, а находит ноутбук. Включает послание снегурочки.

Снегурочка: Злой разбойник Бармалей услышал, что вы победили Крокодила и Холодный ветер, испугался и убежал. Спасибо вам огромное, за то, что освободили меня. Простите, что я вас не дождалась, я сразу полетела к Деду морозу готовить Новый год. А в награду за то, что спасли меня, я дарю вам веселых снеговиков.

Ведущий вместе с детьми открывают конверт с веселыми снеговиками, дети берут по одному себе. Далее ведущий проводит релаксацию.

Ведущий: Мы славно потрудились и устали. А теперь приляжем на травку и посмотрим в голубое африканское небо. А по небу летят облака. Я смотрю в небо и вижу облако похожее на кита. Далее дети по очереди называют свои варианты форм облаков.

Далее ведущий проводит ритуал завершения занятия.

Ведущий: А теперь нам нужно вернуться обратно в наш садик. Вместе с детьми делает ритуал «один за всех и все за одного». Мы снова вернулись в наш садик. А сейчас каждый расскажет, что ему понравилось на сегодняшнем занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мероприятие с детьми подготовительной к школе группы по развивающей области социально-коммуникативное развитие «Маугли и его друзья»

Программное содержание:·        Формировать у старших дошкольников дружеские взаимоотношения со сверстниками.·        Упражнять де...

Конспект развивающего занятия по эмоциональному развитию "Страх темноты"

Конспект развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа детского сада)...

НОД конспект интегрированного занятия по речевому развитию, социально-коммуникативному развитию для подготовительной группы "Мы любим сказки"

В данном конспекте интегрированы образовательные области художественно-эстетическое развитие и социально-коммуникативное развитие.Дети в конце занятия показываюь драматизацию сказки "Заюшкина изб...

Конспект интегрированного занятия. (социально- коммуникативное развитие) Тема: Моя семья. (старшая группа)

Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное УчреждениеДетский сад «Березка»Структурное подразделение «Звездочка»...

Конспект интегрированного занятия (социально - коммуникативное развитие) на тему «Пока все дома» (старшая группа)

В нашем современном мире мало кто из родителей и детей знает свою родословную. А ведь история семьи занимает значительное место в жизни человека. Ведь многие семейные праздники или традиции ...

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно эстетическое» ,«физическое развитие» в группе раннего развития.

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально‑коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развити...

Конспект интегрированного занятия (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие) Тема: «Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела» Старшая группа

Конспект интегрированного занятия(социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие) Тема: «Пересказ эскимосской сказки«Как лисичка бычка обидела»Старшая г...