Викторина по русским народным сказкам
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

 

Викторина

по русским народным сказкам.

                                    Для детей старшего дошкольного возраста.

Цель:

1.Закрепить знания детьми русских народных сказок, сказок русских

писателей.

2.Развивать связную речь, память, смекалку.

3.Прививать любовь к чтению, бережное отношение к книгам,

чувство коллективизма.

Оборудование: литературные герои, мозаика, фишки, книжки-малышки,

 детали для закладок, магнитофон и диск с

детскими песнями, сигнальные карточки.

Ход викторины.


1.Организационный момент.

- Дорогие ребята! Сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы вспомнить и

поговорить о ваших любимых сказках. Ещё с малых лет ваши мамы, папы,

бабушки читали вам сказки о животных, о сказочных героях и разных

существах. Вы знаете много сказок, любите их слушать и читать. Поэтому

я предлагаю вам отправиться в страну сказок. Согласны?


2.Вступительная беседа.

-Для того, чтобы успешно преодолеть все испытания, которые ждут нас

по пути в страну сказок, необходимо разделиться на 2 команды. Каждая

команда должна дать себе название.

-А вы знаете, где находится страна сказок? И я не знаю. Для того, чтобы

не заблудиться по дороге, мы возьмём с собой провожатого. Кто же это,

вы узнаете, отгадав загадку:
image
Под соснами, под ёлками

Лежит мешок с иголками. (Ёж)

А Ёжик наш непростой. У него в корзине много заданий - конкурсов. Ёжик

возьмёт с собой самых умных, самых смелых. Давайте же выполним все его задания, чтобы поскорей узнать, где страна сказок!

3.Конкурсная программа.

(Дети работают в командах; отвечают на вопросы те, кто первыми под-

нимают сигнальную карточку и дадут правильный ответ. За верный ответ

дети получают фишку. За соблюдением правил следит жюри, оно же подводит итоги конкурсов.)

Задание № 1.

Узнать, из какой сказки отрывок:

А дорога – далека,

А корзинка - нелегка,

Сесть бы на пенёк,

Съесть бы пирожок.

(«Машенька и медведь») image


Ах ты, Петя-простота,

Схлопотал немножко,

Не послушался кота,

Выглянул в окошко.

Петушок-золотой гребешок»)

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слёзы льёт, бедняжка.

(«Снегурочка»)

Нет ни речки, ни пруда,

Где воды напиться?

Очень вкусная вода-

В ямке от копытца.

(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка») image


Отворили дверь козлята,

И пропали все куда-то!

(«Волк и семеро козлят»)


Я от бабушки ушёл,

Я от дедушки ушёл,

Отгадайте без подсказки,

Из какой ушёл я сказки?

(«Колобок»)


(Жюри подводит итоги первого конкурса).

Задание№2.

Собрать мозаику и назвать, из какой сказки получившийся герой.


4.Физминутка.

- Мы всё ближе к стране сказок. А, чтобы было побыстрее, нам надо проехать

поездом, потом вплавь переплыть речку, ещё немного пробежать и пролезть

по тоннелю.(Дети имитируют все движения).


Задание № 3.

Отгадать сказочных героев: image


Всех на свете исцелит.

Лечит он больных зверей.

Он известен, знаменит

Добрый доктор…

(Айболит)


У отца был мальчик странный,

Необычный, деревянный.

Но любил папаша сына

Шалунишку…

(Буратино)


Кто навстречу Красной Шапочке попался,

Потом бабушкой в кровати притворялся?

(Волк)


Он к мёду поднимался

И умудрялся петь:

-«Я тучка, тучка, тучка,

А вовсе не медведь!»

(Винни-Пух)


Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка чуть больше лепестка.

Кто читал такую книжку,

Знает девочку-малышку?

(Дюймовочка)


Конёк дивный был у Вани,

На спине с двумя горбами.

Помогал добыть Жар-птицу,

Деву в царскую светлицу.
(Горбунок)


Он дружок зверям и детям,

Он живое существо.

Но таких на целом свете

Больше нет ни одного.

Потому, что он не птица,

Не тигрёнок, не лисица,

Не котёнок, не щенок,

Не волчонок, не сурок.

Но заснята для кино

И известна всем давно

Эта милая мордашка,

Что зовётся… (Чебурашка)


Всех он любит неизменно,

Кто б к нему не приходил.

Догадались? Это Гена,

Это Гена… (Крокодил)


Её тянут бабка с внучкой,

Кошка, дед и мышка с Жучкой. (Репка)


Из театра Карабаса убежала,

Звери и птицы её обожали.

Занималась воспитанием Буратино

Голубоволосая… (Мальвина)


Курочка жила-была,

Яичко редкое снесла.

Жаль, разбила его мышь.

Вспомни курочку, малыш! (Ряба)


Голос няньки слишком тонок,

Скучен, страшен, слишком громок.

Так капризничал спросонок

Глупый маленький … (Мышонок).

Задание № 4.

-Ребята, все вы читаете книжки или же разглядываете картинки. И,

признайтесь честно, всегда спешите и небрежно переворачиваете страницы.

А что помогает вам всегда найти нужную страницу, даже если вы забыли её номер? Конечно же, закладка. А этот конкурс состоит как раз в том, чтобы

сделать быстро и из подручных материалов закладку. Вам даётся три минуты.


5. Подведение итогов.

- Ну вот, ребята, и подошло к концу наше путешествие. Мы почти добрались до цели. А чтобы узнать, где же манящая нас страна сказок, надо отгадать

Последнюю загадку Ёжика:

Говорит она беззвучно,

Но понятно и нескучно.

Ты беседуй чаще с ней-

Станешь лучше и умней!

(Книга)

-Да, ребята, естественно, что страна сказок находится в книге. Ведь только из

книги мы узнаём все интересные сказки и рассказы, ведь только при помощи

книги вы выучили или ещё выучите буквы и цифры, чтобы уметь читать и

писать. Только благодаря книге вы обретёте нужные вам знания. Книга- ваш

друг, который поможет вам стать умными людьми. Поэтому книги надо ценить и беречь.

( Итоги викторины).

-Позвольте зачитать вам послание от Ёжика: «Страна сказок- самая удивительная страна из всех стран на свете. Где ещё, как не здесь, можно

увидеть в небе быстро несущийся под облаками ковёр-самолёт; гуляя по лесу, встретить говорящего человеческим языком Серого Волка или ещё

случайно набрести на ветхую избушку Бабы-Яги?! Я хочу подарить вам

книжку-малышку со сказкой, чтобы вы почаще заглядывали в страну сказок.»


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_no_4_proekt_otkuda_prishla_kniga.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

 

[17:53:29] nikolaj heckel: nikolaj.heckel@googlemail.comПроект

a839101c+491715271417 VaLya1961

«Откуда пришла книга» для детей старшего дошкольного возраста.

    Цель проекта: Создать условия для развития познавательных и творческих способностей, максимально обогатить знания и представления детей о том, как создаётся книга.

    Задачи проекта:

  1. Познакомить детей с историей создания первых книг. Обогатить представления детей о том, как делается книга: бумагу для книг делают из деревьев, деревья растут очень долго, на изготовление книги затрачивается труд многих людей (лесоруб, рабочий деревообрабатывающего завода и бумажного комбината, писатель, художник, печатник, переплётчик и т.д.)
  2. Дать знания детям о библиотеке, как хранилище книг, познакомить детей с трудом библиотекаря, который записывает читателей, помогает им выбрать книгу.
  3. Подвести детей к пониманию того, что к книгам надо относиться бережно, чтобы книги жили как можно дольше.
  4. Развивать умение совместно с родителями находить оригинальное решение при создании страничек книги, сделанной своими руками.

     Цель проекта для детей: Узнать, как создаётся книга, люди каких профессий помогают ей появиться на книжных полках.

     Мотивация проекта: Воспитатель раскладывает на столе несколько предметов, сделанных из дерева, предлагает детям их рассмотреть, сказать, что их объединяет. А знаете ли вы, почему среди них лежит книга? Хотите ли вы узнать, как появляются книги, откуда они к нам пришли.

   

 Результаты проекта:

    1.  Праздник «Мой букварь» с презентацией книги, изготовленной совместно детьми и родителями.

    2.  Выставка «Моя любимая книга».

    3.  Коллективная работа «Книга своими руками».

Продолжительность проекта: 2 месяца

                                             

                                Реализация проекта.

Познавательная деятельность

Продуктивная деятельность

Взаимодействие с  родителями

1.Познавательное занятие «Откуда пришла книга».

2.Чтение рассказа А.Баркова и Р.Сурьянинова «Откуда пришла книга», стихотворения С.Я.Маршака «Как печатали книгу».

3. Экскурсии в детскую библиотеку «Читай-город», ДОУ

4.Вечер «Сейчас узнаем» на тему: «История создания книги».

5.Пополнение групповой библиотечки книг, расположение их по темам: «Природа», «Сказки», «О детях», «Наш край», «Труд людей разных профессий».

7.Создание в группе книжной полочки «Читаем сами».

8.Викторины: «Эти мудрые русские народные сказки», «Литературный калейдоскоп», «Сказки А.С.Пушкина».

9.Рассматривание энциклопедий «Времена года», «Чудесная планета Земля», размещение их на «Полочке умных книг».

10.Вечер «Сейчас узнаем» на тему: «Красная книга ХМАО».

11.Чтение сказок народов Севера.

12.Памятка для родителей «Несколько советов родителям, о том  что бы чтение стало радостным».

1.Показ спектакля для малышей по мотивам русской народной сказки «Репка».

2.Лепка сюжетная по произведению А.С.Пушкина «У лукоморья дуб зелёный».

3.Аппликация  «Тридцать три богатыря».

4.Рисование «Бабушкины сказки» по мотивам русских народных сказок.

5.Лепка «Летят перелётные птицы» по мотивам сказки Гаршина.

6.Показ малышам спектакля по мотивам русской народной сказки «Колобок», изготовление афиши к сказке.

7.Изготовление книжки «Колобок» своими руками в подарок малышам.

8.Драматизация хантыйской народной сказки «Кот», изготовление книжки – малышки своими руками совместно с родителями.

10. Ручной труд в мастерской по ремонту книг.

1. Сбор материала об истории создания книги (совместно с родителями)

2. Выставка «Моя любимая книга».

3. Викторина «Сказки А.С.Пушкина».

4. Подбор сказок народов Севера.

5.Акция «Пришли мне чтения доброго» по созданию библиотеки в ДОУ.

6. Изготовление книжки – малышки «Кот» своими руками совместно с родителями.

7. Создание книги «Мой букварь» (дети с родителями).

Конспект занятия по художественной литературе детей  старшего дошкольного возраста  "Тема сиротства в стихах для детей»"

(Аналитическое занятие).

Программное содержание:

Расширить знания детей о книгах (их тематике, оформлении, назначении).      Познакомить со стихотворением  А.С. Шишкова «Нищенькая» (в сокращении).  С помощью анализа стихотворения формировать у детей понятие сиротства и эмоциональное отношение к нему, активизировать словарь детей словами: писатель, поэт, энциклопедия, учебник. Развивать умение давать содержательный ответ на вопросы.

Оборудование:

Детские книги разных форматов и жанров.

Предварительная работа:

Экскурсия в детскую библиотеку.          

Методические приемы:

  1. Беседа о книгах ( виды книг, назначение книг и содержание книг);
  2. Рассматривание разных видов книг.
  3. Пальчиковая гимнастика «Покажите пальчиком»
  4. Чтение стихотворения А.С.Шишкова «Нищенька».
  5. Анализ стихотворения.
  6. Физкультминутка «Вот так»
  7. Продуктивная деятельность (рисование детьми  -оказание помощи Нищеньки).
  8. Итог занятия.

Ход занятия:

- Дети, мы с вами были в детской библиотеке и видели там много книг. Но у каждого человека есть любимые книги, которые он часто перечитывает, необходимые ему для работы. Расскажите, у кого дома есть библиотека и какие в ней книги? (Ответы детей.) А какую последнюю  прочитал вам кто-то из взрослых? (Ответы.) Вы назвали много книг. И их действительно очень много. И все они разные. Сейчас мы постараемся выяснить, какими бывают книги.

Взгляните на эти книги. Они сделаны для самых маленьких. Для детей, которые еще сами не умеют читать. Поэтому в таких книгах много ярких картинок-иллюстраций. А как вы думаете, почему страницы этих книг такие толстые? (Ответы детей.) Потому, что пальчики у малышей непослушные и они могут случайно порвать тонкую страничку.

Итак, мы с вами выяснили, что бывают книги для малышей. А вы помните свою первую книжку?

А еще бывают книжки-малышки. (Показ книги «Русалочка».) Почему же они «малышки», если сказка «Русалочка» совсем не для малышей? (Ответы детей.) Правильно, сами книжки маленькие. Взрослые говорят про такие – книги малого формата. Это значит, что книга маленького размера. А мы называем их «книжки-малышки». Были ли у вас такие?

Пальчиковая гимнастика «Покажите пальчиком»

Покажите пальцем         Дети сжимают правую

                         руку в кулак.

Зайца,                   Вытягивают средний и

                         указательный    пальцы.

Книжку,                  Две раскрытые ладони

                         складывают рядом.

Мышку и                  Ладони прикладывают

                         к макушке.

Орех.                    Сжимают кулак.

Указательному            Вытягивают вверх

                         указательный

пальцу                   палец,

                         сгибают и

Все известно             разгибают его

                         несколько

Лучше всех.              раз.

(Упражнение повторить несколько раз, чередуя руки.)

Воспитатель: Ребята давайте представим, что мы пришли в библиотеку и рассмотрим книги.     Книги бывают разные: о природе, сказки, рассказы, стихи. Ребята, а какие вы любите книги? Я очень люблю читать рассказы о природе.  (Ответы детей.)

Физминутка "Вот так!"

- Как живешь?           Показать большие

  Вот так!              пальцы  обеих рук,

                        направленные вверх.

- Как идешь?            Маршировать.

  Вот так!

- Как бежишь?           Бег на месте.  

  Вот так!

- Ночью спишь?          Ладони соединить

  Вот так!              и положить на них

                        голову (щекой).

- Как берешь?           Прижать ладонь

  Вот так!              к себе.

- А даешь?              Выставить ладошку

  Вот так!              вперед.

- Как шалишь?           Надуть щеки и

  Вот так!              кулаками мягко

                        ударить по ним.

- Как грозишь?          Погрозить пальцем

  Вот так!              друг другу.

 Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами прочтем стихотворение написанное очень давно, но говорится в нем о том, что всегда беспокоило и беспокоит людей. Называется это стихотворение. «Нищенькая», и написал его в 1827 году Александр Семенович Шишков, человек, проживший удивительную жизнь.  Он был моряком, дослужился до адмирала, всегда интересовался морским делом. А в свободное время. А.С. занимался изучением русского языка и писал для детей стихи и повести.

- Сядьте удобно и приготовьтесь слушать. Я хочу прочитать вам стихотворение  А.С.Шишкова  «Нищенькая». (Чтение произведения.)  Итак, слушайте внимательно! И скажите почему это стихотворение так называется?

Вопросы к анализу:     1. О ком это стихотворение ? Почему ее называют «Нищенькой»?.

  1. Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
  2. Почему стихотворение вызывает грусть, печаль – ведь девочка, собираясь играть и петь, не желает никого огорчать?
  3. Что значит быть сиротой, нищей?
  4. Как люди относились к девочке?
  5. Чем объясняется такое отношение людей к ребенку?
  6. Каким образом автор этого стихотворения создает грустное настроение?          

Воспитатель: Ребята – обратите внимание, что  это стихотворение вызывает  - плач, мольбу, призыв к помощи.  Быть сиротой – значить жить без родителей, часто – не  иметь дома, быть голодным, терпеть, плакать, просить подаяния, быть гонимыми

Итог занятия:

Как мы можем помочь этой девочке,  чтобы она не грустила и повеселела?

Как можно поднять настроение девочке? (Ответы детей).

Рисунки детей.

Муниципальное дошкольное Бюджетное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №68

«Ромашка»

 

Конспект занятия по художественной литературе детей  старшего дошкольного возраста

 "Тема сиротства в стихах для детей»"

(Аналитическое занятие)

Подготовила:      

 воспитат