Особенности организации работы по духовно - нравственному воспитанию в ДОУ
статья (старшая группа) на тему

Обобщение опыта по организации работы по духовно - нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Особенности организации работы по духовно – нравственному воспитанию в ДОУ №13.

Принципы отбора содержания образования.

  • Научность и каноничность (сочетание современных достижений педагогики и психологии с каноничностью).
  • Учет требований типовых программ.
  • Многоуровневостъ (показ широкой картины мира с учетом возрастных возможностей детей).

    Принципы организации НОД.
  • Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных  и  индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения; вариативный подход.

 Основные характеристики деятельности.

  1. Сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.
  2. Изложение материала рассчитано на 2 года. В первый год дети получают первоначальные представления об изучаемом предмете. Второй - предполагает обобщение и систематизацию полученной информации.

Методы: наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод  используется во время

  • чтения педагогом рассказов;
  •  наблюдений;
  • показа сказок (педагогом, детьми);
  •  рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
  • проведения дидактических игр;
  • экскурсий по городу, целевых прогулок;
  •  моделирования сказок.


           Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе

  • чтения литературных произведений воспитателем;
  • чтения стихотворений детьми, воспитателем;
  • бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
  • ответов на вопросы педагога, детей;
  •  проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
  • сообщения дополнительного материала воспитателем;
  • загадывания загадок;
  • рассматривания наглядного материала;
  • рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
  • разбора житейских ситуаций;
  •  проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
  •  чтения литературных произведений родителями.


        Практический метод используется, когда необходимо

  • организовывать продуктивную деятельность;
  •  провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
  • оформить коллекцию семян для занятия;
  • организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;
  • провести экскурсии различной направленности;
  • организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
  • изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.


Формы работы с детьми.

  1. НОД, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
  2. Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
  3. Выставка рисунков – плакатов, фоторабот, детских рисунков.
  4. Конкурс рисунков на асфальте
  5. Слушание и разучивание музыкальных произведений, песен.
  6. Проведение совместных праздников.
  7. Просмотр слайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
  8. Экскурсии, целевые прогулки
  9. Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
  10. Постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания.
  11. Творческие вечера.
  12. Организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.

Таким образом, в программе прослеживается несколько направлений работы.

  1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
  2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии)
  3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр диафильмов).
  4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).
  5. Гражданское и патриотическое воспитание.
  6. Социальное развитие.
  7. Приобщение к истокам русской культуры.

Основное внимание в реализации проекта уделяется работе с семьей.

Календарно – тематическое планирование по курсу «Духовно – нравственное воспитание»

п/п

Название темы,

тематика НОД

Сроки реализации

Старшая группа (книга – хрестоматия 1) (1 ч в 2 недели)

«Наш красивый мир».

  1. Приглашение к путешествию. (мет. с.59, хр.: с.4-7)
  2. Прогулка первая «Свет. День. Ночь». (мет.с.61, хр.:с.9-11)

сентябрь

  1. Прогулка вторая «Небо. День» (мет. с.63, хр.: с.12- 16)
  2. «Дождик. Радуга» (мет. с.65, хр: с.20-23)
  3. Тучи. Ветер. (мет. с.66, хр.: с.17-20)

октябрь

  1. Осень. (мет. с. 66, хр: с.24-25)
  2. Прогулка третья. Земля. (мет.с.67, хр.с.26-28)

ноябрь

  1. Вода. (мет. с 68, хр.: с.29-36)
  2. Труд человека. Урожай (мет.с.69, хр.-с.36-40)

декабрь

  1. Рождество Христово (мет. с.90, хрестоматия 4- с.5)
  2. Растения. Деревья. (мет.с70, хр.- с.41-52)-2часа
  3. Прогулка четвертая. Солнце. Луна. Звезды.(мет.с.72, хр.: с.54-61)

январь

февраль

  1. Прогулка пятая. Птицы. (мет. с.75, хр.: с. 62-81)
  2. Жители моря. (мет. с.76, хр.: с.82-84)

март

  1. Насекомые.(мет.с.77, хр.с.85-93)
  2. Праздник Воскресение Христово. (мет.с.:91, хрест.4- с.43)
  3. Прогулка шестая. Животные. (мет. с.79, хр. :с.:94-11)

апрель

  1. Человек. Как на земле появились люди. (мет.с 83, хр.: c.112--120)
  2. Прогулка седьмая. День отдыха. (мет. с.84. хр. C.. 124-125)

май

Подготовительная группа ( книга – хрестоматия 2, 3) (1 час в 2 недели)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

«Устроение отношений в мире»

Хорошо-плохо.

  1. Что такое хорошо и что такое плохо (мет. с. 93, хр. С.4)

         Совесть – добрый помощник.(мет. с.93, хр. с.8-10)

          Быть добрым – хорошо. (мет. с.94, хр. с 11-12)

  1. Добрые качества моей души. Добродетели. (мет. с. 95, хр. с.13)

Что есть добро, а что есть зло? (мет. с. 96, хр. с. 17-18)

сентябрь

  1. Какие добрые дела мы можем сделать. (мет. с.96, хр. с. 19-20)

Умеем ли мы дружить? (мет. с. 97, хр. с. 21-25)

«Будь послушным! Трудись!»

  1. Как человек стал непослушным.(мет.с.98, хр.с.26-34)

О трудолюбивых и ленивых. (Мет. С.98, хр. С. 35—38)

октябрь

  1. Как мы можем потрудиться. (мет. С.99, хр. С.38-42)

 Когда бывает скучно. (мет. С.100, хр.с. 43-47)

«Помоги! О милосердии, любви, заботе.»

  1. Кого называют милосердным человеком. (мет. С.101, хр.с.48-53)

О моем друге. (мет. С.102, хр. с.53-56)

ноябрь

  1. О милосердных и добрых делах (мет.с.102, хр.с.57-61)

О щедрых людях. (мет.с.103, хр.с.62-67)

«Не спорь! Прости!»

  1. Послушание. Как мы прощаем. (мет.с.105, хр.с.68-71)

Как следует относиться к людям. (мет.с.106. хр.с72-75)

декабрь

  1. Праздник Рождество Христово (мет.с.133, хр.4, с.5-15)

«Будь скромным! Не хвастайся!»

  1. О скромности и хвастовстве. (мет.с.108, хр. с.76-79)

Спор в мире животных.(мет.с.109, хр.с.80-82)

январь

Не кради! Не обманывай!

  1. Откуда ложь. Как с ней бороться. (мет.с.110, хр.с.84-91)

«Семья. Отношения детей и родителей.»

  1. Мой род. О почитании родителей. (мет.с.114-115, хр.с.4-8)

Мужчины нашей семьи. (мет. С.116, хр.с.13-17)

Моя мама. Старшие члены семьи. (мет. С.116, 117, хр. С.9-13, с.19)

февраль

 «Родина»

  1. Наш общий дом. Что мы называем Родиной? Почему люди защищают свою Родину(мет.с119,120, хр. с.32-41)

«Православный храм»

  1. Православные христиане. Храм.(мет.с.122, хр.с.42-46)

Для чего христиане приходят в храм? (мет.с.124, хр.с.47-55)

март

Наши меньшие друзья.

  1. Когда человек понимал животных. Как святые люди жалели животных.(мет.с.125-126, хр.56-58)

Наши меньшие друзья – птицы. (мет.с.127, хр.с.64-67)

  1. Птицы в неволе. (мет.с.128, хр.с.69-71)

Добрая забота человека о лесных животных. (мет.с.128, хр. с.61-63)

апрель

  1. Забота человека о домашних животных (мет.с.129-130, хр.с.68, 79, 84,81)

Забота человека о насекомых. (мет. С. 130, хр. с.72-76)

  1. ФЦКМ. Какую пользу приносят лесные птицы. Дятел. (мет.с.131, хр.с.80)

Как человек должен относиться к растениям, к животным. (мет.с.131, хр.с.65, 84-88)

май



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребёнка детский сад № 13 « Теремок»

142181 , Московская обл., г. Климовск, ул. Дм. Холодова, д.13   тел/ факс 8(4967) 62-68-36

 

                                             

                                                                                         

                                                                               Составил: Лагушкина С. В.

г. Климовск

2014 г.


Консультация для родителей: «Духовно - нравственное воспитание актуально в наше время»

Конечная цель разумного воспитания детей

 заключается в постепенном образовании в ребенке

 ясного понимания вещей окружающего мира.

Затем результатом понимания должно стать

 возведение добрых инстинктов детской натуры

 в сознательное стремление к идеалам добра и

 правды и, наконец, постепенное образование

 твердой и свободной воли.

Н. И. Пирогов

В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. Слово Божие спокон веков звучало на Руси как-то по -особенному. Недаром Русь часто называли Святой. Тогда ещё не существовало такой организационной системы дошкольного образования, которую мы имеем сегодня. А религиозное самосознание формировалось в таком нежном возрасте только в семье. Кстати, во времена советской власти именно бабушка в семье давала ребёнку азы Православия и молилась за ребёнка и его родителей. И в данный момент, на опыте познав разрушительные последствия атеизма, поворачиваясь лицом к не проходящим духовным идеалам, мы обязаны сохранить и передать Божественный огонь Православия следующим поколениям. Именно первые шаги духовного воспитания дошкольников – это радость приобщения к Православным традициям нашего народа.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Многие тщетно пытаются найти выход из создавшегося положения. Уже к середине 80-х годов назрела необходимость перестройки дошкольного воспитания. Была разработана Концепция дошкольного воспитания с учетом современных требований общества. Одним из существенных направлений Концепции стало многообразие и вариативность дошкольного образования, что и нашло отражение в возникновении и создании системы духовно-нравственного воспитания, основанного на Православных духовных ценностях.

Идет обновление содержания общего социально-гуманитарного образования направленного на преодоление последствий отказа государства и образования в предшествующий период от опоры на ценности традиционной духовной культуры. Культура России исторически формировалась под воздействием Православия, и все ее сферы глубоко связаны с Православием. Поэтому православная культура – одна из важнейших для России областей социально-гуманитарного знания.

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.

В последние годы в ДОУ отмечаются такие церковные праздники, как «Рождество», «Пасха» и др. а дети не знают их смысла, обычаев, причин.

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается - так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей! Особенность существующих программ Православия в том, что они содействуют сохранению духовного здоровья детей, знакомят их с основами православной культуры. Но есть у них и ряд, с нашей точки зрения, недочетов: перегруженность информацией, использование абстрактных понятий, отсутствие взаимодействия образовательного учреждения с институтом семьи.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

1. Предлагается:

- Познакомить детей с культурой Православия;

- развивать в детях духовно-нравственные качества, для обеспечения социального, гражданского и духовного единства общества;

- возрождение истинных духовных ценностей российского народа;

- упрочнение единства и дружбы народов Российской Федерации;

- способствовать всестороннему развитию личности.

2. Цель воспитания:

- Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

- Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.

- Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.

- Способствовать сохранению чистоты, целомудрия.

- Вызвать интерес к изучению Православия у воспитателей и родителей, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.

3. Задачи:

-Развивать правовую базу для духовно-нравственного воспитания в процессе досуговой или образовательной деятельности детского сада.

-Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.

-Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине.

-Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.

-Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.

-Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.

-Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.

4. Предполагаемый результат:

Заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце ребенка. Он понесет его людям. Ибо сказано в Писании: «И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Миф 5: 15)

С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, на основе Православия, мы надеемся достичь следующих результатов:

- устойчивость навыков поведения;

- сформированность основ ценностных сфер личности;

- стабильность психического развития;

- целостность восприятия мира;

- воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;

- формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;

- развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;

Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

5. Трудности:

- Потребность в инструктивных и методических материалах;

- отсутствие программ, пособий по воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста и их семьями;

- знания педагогов получены лишь путем самообразования;

- необходимы разработки нормативно-правовой базы;

- подготовка кадров;

- отсутствие игр, игрушек и предметных пособий;

- отсутствие критериев определения уровня знаний дошкольников.

Курс «Добрый мир» по изучению культуры Православия в детском саду по желанию родителей (заявление). Необдуманный всеобщий обхват детей, без выяснения отношения родителей к общению ребёнка с Православным священником, их религиозных взглядов обязательно заведёт такую организацию духовного возрождения в конфликтный тупик. Ведь в Евангелии сказано, «не приведите», «не притащите, чего бы это не стоило», а «ПУСТИТЕ детей приходить ко мне». Мы созданы быть свободными, и мы должны уважать семьи ребёнка и его самого.