проект опыта работы
материал (старшая группа) на тему

Егиазарова Светлана Сергеевна

Я придерживаюсь точки зрения, что патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры. А в основе отечественной культуры лежит многообразие народных культур .Безусловно, народная культура несет в себе мудрые истины, дающие образец отношения к природе, семье, роду, родине. Созидательный опыт многочисленных поколений, накопленный людьми в разных видах и формах деятельности, можно упорядочить в три стройные, наглядные, художественно полноценные системы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ ОПЫТА РАБОТЫ

Егиазаровой Светланы Сергеевны – воспитателя

детского сада № 17 «Петушок» с.Каясула

на тему:

«Патриотического воспитания детей дошкольного возраста»


Опыт работы –

Егиазаровой  Светланы Сергеевны - воспитатель

детского сада №17 «Петушок» с.Каясула

Тема: «Патриотического воспитания детей  дошкольного возраста».

    Родина, Отечество…  В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Объединяет эти чувства единая основа – привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.

На мой взгляд, суть  патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

С целью определения уровня знаний детей, выявления пробелов в знаниях по темам "Мой край родной", "Моя Родина", "Моя семья" в начале и в конце учебного года мною проводилось анкетирование (см. приложение N 1).

Данные анкетирования были учтены мною при составлении "Составительского плана по патриотическому воспитанию дошкольников".

Деятельность по формированию у дошкольников элементов гражданских чувств и представлений (любовь к родному краю, природе, уважение к защитникам Родины, уважение к труду взрослых и трудящемуся человеку), личностных качеств (ответственности, дисциплинированности, организованности, организаторских умений) отражена в трудах Лихачева Б.Т., Запорожца А.В., Нечаевой В.Г., Логиновой В.И., Рузской А.Г. и других педагогов и психологов. Работа по изучению соответствующей психолого-педагогической литературы, позволила мне сделать вывод, что наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ гражданско-патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству. Я думаю, что наследовать – значит делать своим то, что было создано, приобретено, накоплено предшествующими поколениями. Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не размельчить, не разменять на пустяки, а сохранить и преумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании.

Я придерживаюсь точки зрения, что патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры. А в основе отечественной культуры лежит многообразие народных культур

Безусловно, народная культура несет в себе мудрые истины, дающие образец отношения к природе, семье, роду, родине. Созидательный опыт многочисленных поколений, накопленный людьми в разных видах и формах деятельности, можно упорядочить в три стройные, наглядные, художественно полноценные системы.

Кратко рассмотрим каждую из них:

1) Так, народный опыт хозяйственной жизни, теснейшим образом связанный с жизнью природы, ярко представлен системой традиционного народного календаря. У каждого народа в ходе его истории ритм событий годового круга, образованный чередованием будней и праздников, всегда зависел от климата, природного ландшафта, от ведущего типа сотрудничества с природой – собирательства, охоты, земледелия, оседлого или кочевого скотоводства и т.д. В праздничных календарных обрядах всегда звучат произведения словесно поэтического, музыкального, танцевального народного творчества. Великолепно изобразительно-прикладное мастерство народа, связанное с календарными праздниками и буднями: убранство жилища, предметы быта, орудия труда, традиционный костюм. Великий урок дает каждый день традиционного народного календаря – понимание единства жизни человека и природы, урок трудолюбия и любовного, бережного, нравственно чистого отношения к земле – кормилице, матери.

2) Народный опыт семейной жизни упорядочен в системе семья. Такая система – тоже целый комплекс разных форм и видов хозяйственного труда, нераздельно связанного с рукотворным и нерукотворным искусством традиционной кухни, жилища, домашней утвари и убранства, костюма, песни, пляски, сказки…

Это народная философия особой ценности каждого этапа в жизни человека – детства, материнства, отцовства, достойной старости. Велика и награда каждому, кто освоил семейную философию, выработанную народом: понимание нравственного смысла жизни как ответственности перед предками и потомками.

3) Опыт осмысления народом своей истории представлен в культуре многопланово и в то же время удивительно цельно и системно. Народная память о каждом историческом этапе и оценка его с точки зрения значимости для жизни Отечества содержатся в названиях многих природно-культурных достопримечательностей. Эта память и оценка запечатлелись и в особых именах, данных народом великим деятелем истории и культуры; в героическом эпосе, в устных и летописных преданиях, сказаниях, легендах, в исторических и солдатских песнях и т.п.

Понимание народом самого главного в своем характере, ощущение им силы духа и создания одинаково убедительно отражены как в этических образах богатырей-заступников, так и в богатстве и яркости цветовой гаммы, характерной для произведений художественных промыслов.

Народные исторические идеалы и духовные устремления особенно полно выражены в культовом зодчестве, в памятниках архитектуры, которые неслучайно называют деревянной или каменной "книгой", где "записана" народная философия истории. Одна из важнейших задач, которую исполняет такая "книга", - вечная память о предках, строивших и защищавших Отечество, создавших его духовное наследие, и напоминание о нравственном долге потомков любить и беречь свою Родину.

4) Итак, очевидно: в дошедшем до нас наследии – есть все, что необходимо для гражданско-патриотического воспитания современных дошкольников. Тем более что этим не исчерпывается содержание традиционной отечественной культуры. Оно развивается на следующей ступени нашими соотечественниками. Это воины и ученые, архитекторы и художники, писатели и композиторы, путешественники и космонавты – имена которых навечно вошли в народную память благодаря тому, что каждый из них преемственно продолжает традиции своих бесчисленных безымянных предшественников.

Таким образом, я думаю, что традиционная отечественная культура – это совокупность результатов труда наших соотечественников, с глубокой древности до современности, развивающих базовое ядро духовных ценностей, выработанных разными народами России: бережное отношение к матери-земле, трудолюбие, забота о детях, уважение к старшим, терпение, милосердие и гостеприимство, чувство долга. Память о предках, преемственность в делах хозяйственных, семейных, государственных по закону единства красоты, добра и правды.

Считаю, что успех этой работы также зависит от методического обеспечения, данных о том, какие представления, чувства, отношения, навыки поведения должны формироваться у детей в процессе прохождения той или иной темы ("Школа", "Библиотека", "Семья", "Путешествие по городам" и т.д.).

Основным видом деятельности дошкольника является игра. Ребенок, принимая ("примеряя") на себя различную роль, проживает ее, пробует себя в различных жизненных ситуациях. (Например: сюжетно–ролевые игры "Дочки-матери", "Хозяюшки", "Семья", "Школа" и т.д.).

При этом дидактические игры планируются мною как дополнительная работа по освоению ведущей темы. Именно от нее зависит выбор конкретных сюжетов.

Подвижные народные игры я провожу чаще, чем обычно. Так, перечень игр в книге «Детские подвижные игры народов России»авт. Кенеман. А. В и др., определен соответственно возрастным группам детей и сезону.

Особое внимание уделяю играм-драматизациям. Можно проводить не только драматизацию по сказке, но и учить детей обыгрывать потешки, небылицы.

Таким образом, хочу подчеркнуть еще раз, что патриотическое воспитание связано с нравственным, эстетическим воспитанием и присутствует во всех видах деятельности дошкольника.

Сегодня в нашем обществе обострены многие противоречия политические, социально-экономические, национальные. В этих условиях особенно повышается роль семьи в формировании ценностных ориентаций личности ребенка. Я использую следующие формы работы с родителями:

• Дни открытых дверей;

• Организация совместно с родителями выставок, экскурсий;

• Совместное проведение праздника (Марафонов);

• Художественная мастерская (обучение определенному рукоделию или промыслу).

Региональная программа «Я в этом удивительном мире»Кирилкина О.С, Туренская Е.С, которой я руководствовалась в своей работе, определяет следующие требования к уровню усвоения изложенных выше систем:

Младший дошкольный возраст

Знать:

• народные песни, потешки, сказки;

• узнавать народные мелодии;

• название своего родного города;

• название нашей страны, края, района, города, села.

Уметь:

• играть в народные игры;

• дружить со всеми детьми, независимо от национальности.

Старший дошкольный возраст

Знать и понимать:

• что, кроме России, есть и другие страны; запомнить и назвать некоторые из них;

• что все эти страны и Россия находятся на земле – нашей планете;

• что на Земле живет много разных людей, они похожи друг на друга, но и очень отличаются друг от друга;

•что в нашем Нефтекумском районе живет много национальностей.  

• что такое страна, сходства и различия разных стран;

• песни, сказки, пляски, игры своей страны и каких-то других стран;

знать некоторых ученых, композиторов, писателей (российских и зарубежных), известных всему миру.

Устанавливать и объяснять причинные связи и зависимости:

• наличие людей с разным цветом кожи;

• почему важно изучать разные языки;

• почему полезно знакомиться с обычаями и традициями других народов;

• почему человек любит свою родину.

Какими же методами и средствами можно руководствоваться в своей работе?

Все методы можно объединить в три группы: методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью); методы формирования нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, беседа); методы стимулирования чувств и отношений (пример, поощрения, наказания)

Из средств можно отметить:

1) родной язык;

2) общественно полезный труд;

3) народные песни: колыбельные, игровые, о труде, о маме и т.д.

4) народные танцы.

Все они развивают у детей дух народного творчества и помогают формировать настоящего патриота своего района и страны.

Рассмотрим два основных варианта организации педагогического процесса. В первом случае действует обычное штатное расписание. В рамках его воспитатель берет на себя основные функции воспитания и обучения дошкольника. Во втором случае схема организации педагогического процесса предполагает, что в работе дошкольного учреждения участвуют специалисты дополнительного образования эстетического цикла,  ИЗО и других дисциплин.

При этом должны соблюдаться условия:

• непосредственное участие в названном процессе и взрослых, и детей (пример: мы не просто смотрим на концертное исполнение календарных и семейных обрядов – мы стремимся реализовать те из них, что могут естественно войти в нашу жизнь: мы все вместе участвуем в игровом исполнении старинных обрядов, о которых хотим помнить как о прошлом опыте наших предков);

• использование народного опыта непосредственно в жизни детей (лекарственные травы, работы на садово-огородном участке);

• усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада. Данный вариант организации педагогического процесса признан в нашем детском саду.

В режимные моменты я активизирую работу по привитию навыков традиционной культуры поведения. Перед обедом это может быть цикл бесед о традиционной нравственности. Перед сном – колыбельные, мерно рассказанная мудрая сказка или притча. Перед прогулками – помощь малышам.

Не забываю я, и о наглядности, в изготовлении которой с большим энтузиазмом принимают участие и дети. Например, после изучения "Казанского Кремля" можно изготовить с детьми его макет. Это позволяет детям увидеть результат занятий, посвященных истории родного города.

Точно также после знакомства с фотографиями, рассказами, альбомами с интересом дети участвуют в изготовлении "Макета сражения Великой отечественной войны".

Или изготовление визитки группы в виде дерева яблони – "Яблоко от яблони недалеко падает": яблоко – дети, капли дождя – воспитатели и сотрудники детского сада, корни дерева – родители. Этим я еще раз подчеркиваю, что Родители во многом определяют будущее своих детей, они ответственны перед детьми, их дети – это и их будущее.

Эта работа имела свое продолжение в составлении родителями и детьми "Генеалогического дерева своей семьи".

Выпуском газеты: «Веселая семейка.»

  Данный опыт может представить интерес для воспитателей, увлечённых истоками народной культуры, стремящихся приобщить детей к данной теме. Он может стать результативным, если воспитатель будет много работать над собой, создаст в группе все необходимые условия, активизирует творческие способности детей с учётом их индивидуальных особенностей, уровня возможности до начало работы и в процессе её, будет работать в тесном контакте с родителями.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улице, к родному селу (городу) и родной стране. Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному селу (городу) и родной стране. В чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольник может эти чувства выразить? К чему должен стремиться воспитатель?

Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. А ведь именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.

Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному поселку(городу) у него проявляются в чувстве восхищения своим поселком (городом). Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувств: удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, поселка, работниками образовательной школы и детской школы искусств, библиотеки, музея, при знакомстве с местными достопримечательностями. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному поселку, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного края, людях-первооткрывателях, культуре, истории и окружающей природы. Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного “созревания”. Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным поселком.

Программные документы, определяющие воспитательно-образовательный процесс ознакомления с родным краем в детском саду, длительное время ограничивались постановкой задачи ознакомления с родной страной, родным городом, воспитания бережного отношения к природе, любви к Родине, и зачастую были идеологизированы. При этом предполагалось, что решение поставленной задачи будет являться естественным следствием формирования достаточно разносторонних представлений о мире родного края. Однако анализ практики дошкольных учреждений, а также изменение социального сознания общества о жизни людей в селах и городах показал, что реализация существующих до сих пор программ не обеспечивает решения этой проблемы на должном уровне.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

   Программы образования подрастающего поколения, а значит и дошкольников, должны отразить современную и целостную концепцию нравственно-патриотического воспитания человека. В настоящих условиях эта концепция неотделима от патриотического миропонимания. С ним в настоящее время связывается преодоление кризиса в воспитании нравственно-патриотических чувств, формирование у людей нового, нравственного мышления и поведения.

Гуманизация дошкольного образования , обращение к личностно-ориентированной педагогике, появление вариативных программ и технологий требуют от педагогов перехода на другой уровень взаимодействия с детьми по всем направлениям.

Следует отметить, что в самые последние годы наука стала возвращаться к проблеме воспитания патриотизма, любви к Родине, толерантного отношения к людям разных национальностей. Появляются исследования по воспитанию патриотических чувств. Преимущественно это этнопедагогические исследования. В дошкольной педагогике стали изучаться вопросы гражданственности (Е.А.Казаева), краеведения как средства патриотического воспитания (Л.А.Кондрыкинская) и некоторые другие. Изменились ведущие методологические подходы к данной проблеме. Появляется новый взгляд на “старые” проблемы.

   Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных , направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия “патриотизм” в современном мире.

   Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы и приемы используются, как организована предметно-развивающая среда в группе, в ДОУ.

Воспитывая у детей любовь к родному селу, необходимо подвести их к пониманию, что их село - это частица Родины. Быть гражданином, патриотом - это непременно быть патриотам. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с формированием отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности.

Что же касается национального, общечеловеческого, то, наш взгляд совпадает с понятием взаимосвязанные и взаимообогащающие, если их искусственно не разделять. Как общечеловеческое всегда звучит на своем национальном языке, так и национальное становится значительнее, когда в нем прослеживается общее с другими культурами. Национальное воспитание придает личности самобытность, индивидуальность, наделяет ее своим менталитетом, духовностью. Поэтому начинать нужно с национального (песни, язык, обычаи, традиции). Однако замыкание лишь на своей культуре обедняет нацию, и конкретную личность. Наш село является многонациональным, дети коренных народов и разных национальностей воспитываются рядом.

 задачи формирования духовно-нравственных ценностей, но в основном это содержание рассчитано на детей, проживающих в городских условиях, а наш детский сад находится в селе.

Проанализировав, рекомендуемый объем знаний и умений детей по нравственно-патриотическому воспитанию данной программы, встала задача, как, не перегружая детей учебными занятиями, сделать нравственно-патриотическое воспитание не самоцелью, а естественным процессом и результатом всей проводимой работы.

Психологи утверждают , что в старшем дошкольном возрасте “ребенок направлен не только на предметно-операционную среду, но и на сферу отношений с другими людьми” (Д.Б.Эльконин), в шестилетнем возрасте происходит становление устойчивых оснований психики и личности, ребенок начинает воспринимать другого человека в разнообразии его свойств (Н.И,Непомнящая), по-видимому связанных и с его национальной принадлежностью.

Именно в дошкольном возрасте, с трех-четырех лет ребенок вступает в первую стадию политического развития, формируется отношение к национальной символике (С.К.Рощин). Чувство национального самосознания зарождается у детей задолго до того, как они переступили порог школы (М.С.Джунусов, И.А.Суслова и др.). У пятилетних детей обнаруживается резкий скачок в осознании своей этнической принадлежности (А.П.Оконешникова). Большинство детей старшего дошкольного возраста правильно определяют свою национальную принадлежность и язык, на котором общаются. Значительно возрастает их интерес к явлениям общественной жизни. Близкое и даже далекое социальное окружение является для шестилетних значимой стороной действительности.

В программе «Я в этом удивительном мире» нашли отражение вопросы ознакомления детей с историческими корнями села, края, жизнью и бытом разных народов – русских, ногайцев, армяней, даргинцев и др; важными людьми: людьми героями труда и ВОВ, культуры и искусства; с профессиями нашего края; богатством Нефтекумской земли и их значением .

Поэтому в основу системы работы “Я в этом удивительном мире” легли два направления работы:

Воспитание нравственно-патриотических чувств к малой родине, родному селу.

Воспитание толерантного отношения к лицам других национальностей.

Целью программы является формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, селу, к природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Основные задачи программы:

Формирование у старших дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным селом, краем.

Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.

Помогать детям в освоении социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи, умения общаться со взрослыми и сверстниками.

Расширить представления детей о истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости родного поселка, края.

Сформировать представления о том, чем славен родной край.

Воспитание здорового образа жизни.

Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.

Воспитание уважения к национальной самобытности языка и традиционным ценностям.

Содержание программы строится на основе общих педагогических принципов:

Регионализация патриотического воспитания.

Данный принцип способствует формированию у детей комплексного взгляда на проблему взаимодействия человека с окружающей средой. Применение регионального подхода к обучению позволяет основательно усвоить детям основные цели нравственно-патриотического воспитания, вовлечь их в посильную поисковую, практическую деятельность.

Доступность.

Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

Непрерывность.

На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.

Целостность

Использование этого принципа позволяет формировать у дошкольников целостное понимание современной проблемы патриотического воспитания и служит одним из существенных условий интеграции знаний о нравственности и патриотизме.

Научность.

Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края можно выделить социальные и педагогические идеи. Они тесно взаимосвязаны и вместе с тем имеют самостоятельное значение.

Социальные идеи. Освоение знаний, отражающих эти идеи, обеспечивает формирование основ нравственного сознания. Среди них важное место занимает единство человека и общества, человека и природы.

Системность.

Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений нравственно-патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о нравственно-патриотических чувствах в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

Преемственность.

патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.

Стимулирование активности.

   Важным этапом патриотического воспитания детей является их проектная деятельность, имеющая нравственную направленность. Она обеспечивает практическое применение полученных знаний (совместный поиск решения задач: сбор материала для фотоальбома из истории села, воспоминания старожилов, материал для макета и др.), укрепляет субъективные позиции ребенка в разных видах деятельности, не ограничиваясь знаниями, которые получают в детском саду, как в предыдущих программах. В прошлые годы складывалась ситуация, в которой ребенок проявлял свои личностные позиции субъекта деятельности только в труде, тогда как другие виды деятельности (например: поход в библиотеку, в школьный или городской краеведческий музеи, общение с близкими людьми, посещение детской школы искусств, различные виды художественной деятельности), не в меньшей степени развивают нравственно-патриотические чувства, гуманные действия по отношению к родному человеку, поселку, природе, обществу, краю.

Культуросообразности.

Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение национально-культурных традиций и выработке на этой основе ценностных ориентаций.

Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она осуществляется по разделам.

I раздел “Где мы живем?”

II раздел “Село, в котором я живу.”

III раздел “Кладовые нашего села.”

IY раздел «Моя Родина и семья.»

Yраздел    «Я и окружающие люди.»

I раздел “Где мы живем?” открывает программу.

Основной его задачей является формирование представлений детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположение села, климат нашего края, Ставропольский край  на карте России; природа и полезные ископаемые края; символика родного края.

Задачи:

Формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины, символике родного края.

Расширять представления о природных богатствах Ставропольской  земли, в особенности села:

растительном и животном мире;

полезных ископаемых.

Учить детей устанавливать взаимосвязи между отношением человека к природе и его здоровым образом жизни.

Воспитывать любовь к природе родного края и чувство сопричастности к ее сбережению.

Во II разделе «Село, в котором я живу», даются элементарные представления об истории,  героях труда и ВОВ, достопримечательностях села, социально-экономической значимости села.

Задачи:

Формировать представления об исторических корнях поселка.

Расширять представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости поселка.

Воспитывать уважение к людям первопроходцам, героям труда, ВОВ.

Включение Y разделах “Кладовые села” обусловлено тем, что является связующим звеном между представлением дошкольников о народах живущих в селе и культурой, которую они представляют.

Задачи:

Формировать представления об основных профессиях жителей села.

Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов нашего края, их жизни, быту, культуре, языку, традициям.

Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.

Ожидаемый результат:

Наличие у детей знаний об истории возникновения поселка, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного поселка, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к  патриотическому воспитанию детей.

  Данный опыт может быть использован в любом учреждении, где есть работоспособный коллектив, может быть адаптирован к младшему и старшему дошкольному возрасту. Так же может быть использованным в виде кружковой работы.  

Перечисленные формы работы с детьми не являются единственными. Они известны каждому педагогу, и каждый, разумеется, может дополнить эти предложения новыми. Но самое главное, нам взрослым, нужно помнить, что ответственный подход к делу, материнское отношение к ребенку, благожелательное принятие его самостоятельности, а не установление мелочной опеки над ним – все это и есть народная педагогика (тоже составляющая патриотического воспитания), и она даже в обычных условиях поможет реализовать программу, содержание которой предварительно надо еще осваивать нам самим.


Литература:

1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Кн. Для воспитателей дет.сада/ Р.С.Буре и др.; Под ред. А.М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989.

3. «Я в этом удивительном мире»Кирилкина.О.С, Туренская.Е.С –Ставрополь,1995г

4. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. Сред. Проф. Учеб.заведений/ С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 6-е изд., испр. – М.: Издательский центр "Академия", 2006.

5. Журнал "Ребенок в детском саду" N4, 2001; N5, 2001.

6. Журнал "Дошкольное воспитание" N3, 1993; N4, 1993.

7. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. – М.1973.

8.Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду Линка – Пресс, М., 2003.

9. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду/Н.А.Ветлугина, Т.Г. Казакова, Г.Н. Пантелеев и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной –М.: Просвещение, 1989.

10. Современная действительность и духовно-нравственное воспитание детей в дошкольных образовательных учреждениях: - Казань, РИЦ "Школа", 2003.

11. «Наша Родина»авт.ВиноградоваН.Ф-М:Просвещение1990г

 12. «Детские подвижные игры народов России» авт.КенеманА.В-М:Просещение,1988г

13. «Система патриотического воспитания в ДОУ»авт.Александрова.Е.Ю,Гордеева.Е.П.

      Изд:«Учитель»Волгоград 2007г

14. «Гражданское воспитание в ДОУ»авт.Позднякова.Е.Н изд: «Учитель»Волгоград 2008г

15. «Управление ДОУ»2005г№1

16. «Управление ДОУ»2005г№6

17. Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста.

      авт. Р.М. Литвинова, А.Т. Пащенко. г. Ставрополь 2006г.

18. Региональная культура: художники, писатели, композиторы.

      авт. Р.М. Литвинова г. Ставрополь 2010г.



Предварительный просмотр:

Праздник развлечения

«Вместе дружная семья»

Воспитатель :МКДОУ д/с №17 «Петушок»

 Егиазарова.С.С с.КаясулаНефтекумского района

Праздник развлечения

Тема: «Вместе дружная семья».

Место проведения занятия : групповая комната.

Цель :

Продолжаем знакомить детей с предметами ближнего окружения. Использовать маленькие фольклорные жанры русские ,ногайских народов. Формируем у детей умение слушать и слышать .Расширять словарный запас детей за счёт использования прилагательных обозначающих цвет и форму предметов .Ввести в пассивный словарь детей новые слова :сарафан, тюбетейка ,с элементами ногайского костюма-«каптал»-женская одежда, «тастар»-накидка на голову.и.т.д «башлык»-головной убор, «Бешмет»- мужская одежда. Привлечь родителей к совместной работе по приобщению к родной культуре.

Материал:

Русский костюм ,матрёшки, рубаха-косоворотка ,ногайский костюм с национальным орнаментом.

Утварь :

Ложки .кружки, самовар, прялка, чугунок, пиалы, тахтамет, тюфяк, казан. Угощение детей национальными блюдами котлама, перемеч, блины, пироги, чай русский и ногайский .

Словарная работа :

Сарафан, шаровары , рубаха, ложки, рушник, чугунок, прялка, и.т.д Казан, пиала, тахтамет, тюфяк и.т.д

Предварительная работа:

Экскурсия в мини -музей д/с.Знакомство с русской и ногайской культурой. Работа с родителями , разучивание стихов, песен, изготовление костюмов с национальными элементами, приготовление национальных блюд.

В селе Каясула есть маленький д/с «Петушок» здесь живут маленькие дети.Наша группа «Колобок» многонациональна сейчас мы познакомимся. У всех народов свои обычаи, все говоря на родном языке дома, а вот в д/с, чтобы мы понимали лучше друг друга нужно на русском. Дружно играем во все игры ,нам здесь весело. Но многие слова устарели, а вот некоторые из них мы используем.Пройдём к нашим мини-музеям и рассмотрим, что у нас есть.

Одежда у каждого народа разная :

Вот русский сарафан и рубаха, а вот ногайский -/ бешмет / мужской костюм и /каптал / -женское платье. Дети одеты в костюмы с национальными орнаментами.

Ведущая : Сегодня дети нам расскажут стихи .Они напомнят вам о дружбе, о Родине, о взаимоотношениях между детьми разных национальностей.

Хорошо под солнышком Жить нам и расти Лучше нашей Родины В мире не найти.

Народы как одна семья, Хотя язык их разный Все дочери и сыновья Своей страны прекрасной

Россия как большой Многокомнатный дом Живётся всем дружно И весело в нём!

Лейся песня , лейся звонко Помогай дружить Всем ребятам очень нужно В мирном мире жить!

Ведущая : послушайте песню о друзьях «Как положено друзьям» Ведущая : а теперь русский танец «яблочко».

Ведущая : стихи о дружбе.

Давайте будем дружить Друг с другом Как птица дружит с небом А ветер дружит с лугом

Нам весело и радостно С друзьями вместе жить. Для всех народов нации, Всем сердцем дорожить .

Стихотворение на ногайском языке, о дружбе «Дослык»-дружба

Сувлар кайиап аккан якларда Кардрш аьелде яшаймыз Россия манн дослык акыында Буьгуьн аьр якта йыралаймыз.

Ведущая : К нам в гости приехала авай .И мы её порадуем песней на

ногайском языке она о дружбе «Дослык» Споём с ребятами и авайкой ,которая приехала из ногайских степей.

Ведущая : весёлая задорная игра «Юрта».

В этой игре джигит ищет себе невесту.

Ведущая :все Вы прекрасно знаете ,что на Кавказе ,самые красивые девушки,самые смелые джигиты.Все без исключения любят танцевать танец «Лезгинку».И русские ,и армяне, и ногайцы , и татары, и даргинцы -все, все,

все !

Ведущая : танец «Лезгинка».

Наш праздник заканчивается .Угощения для ребят ,блины,пряники, катлама, Кокал, ногай-чай, русский чай из самовара.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад №17 «Петушок»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по патриотическому воспитанию

«день Защитника Отечества»

для детей старшей группы (5-6 лет)

Егиазарова С.С

воспитатель

Цель непосредственно образовательной деятельности:  

создание условий, способствующих повышению творческой активности детей, расширению их кругозора, пробуждению интереса к окружающей действительности.

Задачи:

Образовательные:

  1. Привлекать детей к правильному выполнению заданий, развивать устойчивое внимание.

Развивающие:

  1. Формировать конструктивные навыки в работе с бумагой и ножницами.
  2. Развивать у детей умение поддерживать беседу на занятии.
  3. Развивать логическое мышление.
  4. Развивать у детей патриотические чувства к своей Родине.

Воспитательные:

Воспитывать толерантность, культуру поведения.

Словарная работа: ввести в активный словарь детей понятие «Вьюга», обогащать словарь прилагательными.

Предварительная работа: 

  1. Чтение художественной литературы
  2. Заучивание стихов.
  3. Рассматривание картин, иллюстраций.
  4. Просмотр документальных фильмом.
  5. Рассматривание фотографий.

Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей.

Оборудование:

  • Фотографии
  • Иллюстрации
  • Портрет Жукова
  • Ножницы
  • Бумага

Методы:

  1. Словесный
  2. Практический
  3. Наглядный
  4. Игровой

Приемы:

  1. Беседа
  2. Рассматривание иллюстраций
  3. Вопросы
  4. Чтение стихотворений
  5. Аппликация

 

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Девочки и мальчики, 23 февраля страна отмечает праздник «День защитника Отечества» и сегодня мы о нем поговорим.

Все может родная земля - накормить тебя теплым хлебом, напоить родниковой водой, удивить своей красотой. И только защитить сама себя не может. Защита Отечества - долг тех, кто ест ее хлеб, пьет ее воду, любуется ее красотой.

С давних лет так повелось: как только на нашу землю приходил враг – все русские люди и стар и млад, поднимались на борьбу.

Русские воины всегда славились мужеством и отвагой.

Все народы помнят и чтят память тех, кто погиб, защищая свою страну и свой народ. А как они их помнят?

В память о героях поэты слагают стихи.

Композиторы пишут песни.

Им возводят памятники.

Освящают храмы.

Их именем называют города, села, улицы, микрорайоны, учебные заведения.

О них снимают фильмы.

Пишут книги.

Приходят поклониться на братские могилы, к местам боевых сражений.

Возлагают цветы, во время праздников, когда создают семью.

Изображают на монетах, орденах, которыми награждают воинов. На гербе России - св. Георгий.

России часто приходилось отражать нападение разных врагов. Есть такая профессия - Родину защищать.

- Как называются люди этой профессии? (Военные.)

Да, это военные, которые первыми встают на защиту Родины, когда на нее нападает враг.

- А кто стоит во главе армии? (Командиры, генералы.)

А еще тех, кто возглавляет армию, называют главнокомандующими или полководцами. Вслушайтесь в это слово, и вы услышите в нем два слова, полк и водить, т.е. полководец - это человек, который ведет за собой полки вовремя боя.

- Знаете ли вы имена каких-нибудь полководцев, защитников Руси?

Это:

Русские богатыри Илья Муромец ...

Князья Александр Невский и Дмитрий Донской.

Александр Васильевич Суворов - генералиссимус.

Адмирал Федор Федорович Ушаков.

Михаил Илларионович Кутузов, Денис Давыдов.

Это наши прославленные защитники. Во главе армии всегда стоят главнокомандующие, они руководят всеми боями.

И сегодня я хочу вам рассказать еще об одном из самых талантливых командиров - маршале Георгии Константиновиче Жукове. Много лет назад на нашу страну напали фашисты во главе с Гитлером. Летним утром на рассвете Гитлер дал войскам приказ и послал солдат немецких против всех людей советских это значит - против нас. Это была очень страшная война - Великая Отечественная. Фашисты хотели завоевать нашу страну и превратить наш народ в своих рабов. Но у них ничего не получилось. Наша армия победила гитлеровцев.

Там, где командовал фронтом Георгий Константинович Жуков, армия всегда побеждала фашистов. Недаром его покровителем является святой Георгий Победоносец.

То не гром прогремел в тишине

 То не сдвинулись тучи седые

 То Георгий на белом коне

 Снова встал на защиту России ...

В самом начале войны немцы очень близко подошли к Москве. Все поднялись на защиту столицы. Строили противотанковые укрепления, командиром был назначен Жуков. Во время обороны Москвы он не спал 11 суток, - почти 2 недели. Врагу пришлось отступить. Но гитлеровцы думали одержать победу на других направлениях.

Очень тяжелая была битва за Сталинград. Фашисты разбомбили город почти полностью, но никак не могли его взять (показ).

Солдаты боролись за каждый дом, за каждый этаж, за каждый кусочек земли. Было даже так, что на верхних этажах находились фашисты, а нижние этажи занимали русские воины. И наши победили. А руководил армией вместе с другими командирами Георгий Константинович Жуков.

Под городом Курском, на Прохоровском поле недалеко от Старого Оскола произошло знаменитое танковое сражение, после которого немцам пришлось возвращаться обратно в свою Германию. Они понимали, что не смогут выиграть войну.

В Старом Осколе тоже шли ожесточенные бои. Некоторое время город был занят врагом - оккупирован. Повторите это слово - оккупация. (Это время, когда в городе находились немцы.)

5 февраля  каждый год отмечают день освобождения  города от немецко-фашистских захватчиков.

В Старом Осколе есть памятник бесстрашному командиру,  генералу Ватутину, который очень любил свою Родину, храбро сражался за нее.

Ватутин просил Государственный комитет Обороны о построении железной дороги Старый Оскол - Ржава. По ней должны были доставляться боеприпасы к местам сражений на Курскую дугу, где боями командовал Жуков. Дорога это была построена, ее назвали дрогой победы. Прошлым летом установили памятник строителям этой железной дороги. Она была никому не известна, ее не было на картах. Фашисты не могли понять, откуда пришло подкрепление. А дело в том, что строили дорогу в основном ночью, было холодно, темно тяжелая мерзлая земля и рельсы. А строили в основном молодые девушки, потому что, все взрослые мужчины были на фронте. Строили ночью и тщательно маскировали, закрывали ветками, чтобы немецкие летчики не заметили и не разбомбили.

Подобно острому кинжалу

 Под сердце лютого врага

 Дорога брошена на Ржаву,

 Где гнулась Курская дуга

И в Курской битве наши войска одержали победу. И честь победы на Прохоровском поле в наши дни построен этот памятник.

И самый последний бой за Берлин - Столицу Германии, тоже возглавил Жуков. Наши солдаты водрузили русский флаг над главным зданием Берлина Рейхстагом. Все люди радовались Победе. Закончилась кровопролитная война. За многочисленные победы, за храбрость проявленную в боях, Г. К. Жуков получил 69 наград, а весят они 12 кг. Среди них орден Суворова, орден Победы. Маршал Жуков четырежды герой Советского Союза.

Народ помнит своих героев, командиров, которые храбро сражались с врагом. Многие из них погибли на поле брани и лежат в братских могилах (показ).

Старооскольские художники П. С. Шляпников и В.В. Голышев создали памятник «Скорбящей матери» возле него зажигают вечный огонь, возлагают цветы в память о тех, кто погиб, чтобы мы с вами радостно жили, учились, трудились, любили друг друга, чтобы мамы водили детей в д/сад, чтобы цвели сады, смеялись дети.

Мы с вами много читали о героях, рисовали богатырей, лепили пограничников и моряков, а сегодня сделаем голубя – символ мира.

Дети из бумаги по трафарету вырезают тело голубка, из бумаги сложенной гармошкой – крылья.



Предварительный просмотр:

Консультация

На тему: «Растить гражданина»

Воспитатель МКДОУ №17 Егиазарова С.С

с.Каясула


Растить гражданина

Быть гражданином - значит сознательно и активно выполнять гражданские обязанности и гражданский долг перед обществом, Родиной, обладать такими качествами личности, как патриотизм, гуманное отношение к труду. Зачатки этих качеств надо формировать в ребёнке как можно раньше. С первых лет жизни пробуждать в нём любовь к родной земле, воспитывать черты характера, которые помогут ему стать гражданином.

Малыш впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «честь», «Родина».

Чувство Родины.... Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке. Эти корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. И парки, и музеи, и памятники, и вид из окна, и родная природа и многое другое - всё это Родина. Сколько открытий делает малыш в день! Они овеяны особым отношением, которое проявляется только в детстве. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Чувство Родины начинается с восхищением тем, что видит перед собой маленький человек, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Задача взрослых - отбирать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, те, которые наиболее доступны ему: ближайшее окружение, природа и мир животных родного края, труд людей, на благо общества, на процветание Родины: отношение людей открывающие ребёнку наш образ жизни  коллективизм, товарищество, взаимопомощь, оптимизм, вера в человека, гуманное отношение ко всему живому, стремление к миру, общественные события  полёты космонавтов, субботники, спортивные соревнования, юбилейные даты: праздники, 1мая, День Победы, День Российской Армии.

Обобщая сказанное, можно заключить, что приобщение детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.

Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

«Тебе Каясула»

Егиазарова С.С.

Бегут года, летят столетья.

Земля степей ты помнишь всё,

Что было даже два столетья.

Узнать мы можем всё, всё, всё.

Приданья, сказки и былины,

Знать обязательно должны

От мало до велика –

Историю своей страны!

Напомним новым поколеньям

Историю села Каясула.

Культуру каждого народа,

Живущим долгие века.

Где соблюдаются обычаи,

И каждый здесь, соседу рад!

Ведь 230 лет прожили вместе.

И столько ж проживём опять!

Тебе Кавказ.

Егиазарова С.С.

О мой, Кавказ!

Какой ты многоликий,

В веках историю

Ты знаешь сам!

Как жили дружно все всегда народы.

История рассказывает нам

О мой, Кавказ!

Ты уважал старейшин.

Чтил память воинам всегда,

Ты уважал обычаи народов.

Тем славен ты, Кавказ всегда!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проект "Мини-музей "Город Снеговиков" - как одна из форм работы с родителями в условиях реализации ФГОС в дошкольном образовательном учреждении» (из опыта работы)

В современных условиях родители являются основными заказчиками услуг дошкольного учреждения. Поэтому необходимо взаимодействие между родителями и педагогами. Одной из главных целей работы педагогов яв...

Проект «Важней всего погода в ДОУ» (нетрадиционные формы работы педагога –психолога ДОУ с педагогическим коллективом) из опыта работы

Деятельность, направленная на сохранение и укрепление  психического здоровья педагогов является актуальной проблемой современной системы образования. Потому что, в настоящее время работа педагого...

Статья "Использование возможностей ролевого проекта в практике работы воспитателя дошкольной организации (из опыта работы)".

Перед нами педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности активности инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать пол...

Сообщение на пед совете «Многообразие форм и методов работы с детьми и родителями в ходе реализации проекта по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» (из опыта работы о создании в группе мини-музея)

Необходимо, чтобы ребенок знал свои генетические корни, край в котором живет, имел интерес к тому, что его непосредственно окружает (от природы до малейшего творения рук человеческих). Еще важнее, что...