Паспорт проекта
проект ( группа) на тему

Степанова Елена Михайловна

Развитие познавательно – исследовательской деятельности для формирования инициативы и самостоятельности в дошкольном возрасте. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_proekt_dou.docx29.02 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

«Развитие познавательно – исследовательской деятельности для формирования инициативы и самостоятельности в дошкольном возрасте»

Муниципального казенного дошкольного общеобразовательного учреждения с приоритетным осуществлением  деятельности по физическому направлению развития детей «Детский сад №7 «Улыбка»

города Лесосибирска».


Разделы

Содержание

Сроки, индикаторы

Название проекта

Развитие познавательно – исследовательской деятельности для формирования инициативы и самостоятельности в дошкольном возрасте.

Сроки реализации всего проекта – 5 лет

Актуальность

   В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. Новую актуальность в свете обозначенных изменений приобретает познавательно - исследовательская деятельность дошкольников,  которая формирует инициативу и самостоятельность детей.  Наша повседневная жизнь требует от каждого из нас – и от взрослого, и от ребенка - проявления поисковой активности. В эпоху современного мира стало актуальным не только обучать детей, сообщать им определенную систему знаний, но и научить детей учиться, мыслить самостоятельно, познавать, исследовать мир.
Мы считаем, что уже в дошкольном возрасте можно начинать обучение  познавательно -исследовательской деятельности, опираясь на такие психолого-физиологические особенности этого возраста, как врожденная любознательность, эмоциональная чуткость, подражательность, интерес к жизни и деятельности взрослых.
Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.
 Познавательно - исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе

Проблема, на решение которой направлен проект

Одной из причин кризиса дошкольного образования считаются устаревшие формы, технологии воспитания, обучения и развития. Стало очевидным, что выполнение федеральных государственных стандартов к качеству образования невозможно без освоения современных образовательных технологий. Проблема заключается в том, что, мы торопимся научить ребенка тому, что считаем главным, часто не уделяя должного внимания его собственным исследовательским порывам, пытаясь направить его познавательную деятельность в русло, которое сами считаем наиболее важным. 
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. 
Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий».
Для решения данной проблемы необходимо правильно организовать работу ДОУ. Взрослый – не учитель и наставник, а равноправный партнер, тогда у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы.  И инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей, они сами задумывают опыт, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы. В ДОУ по результатам годового анализа возникло противоречие между необходимостью поддержки детской познавательной инициативы и недостаточной технологической проработкой этого процесса. 
Коллектив детского сада для решения этой проблемы взял на себя разработку технологии развития познавательно-исследовательской деятельности для формирования детской инициативы и самостоятельности через ознакомление детей дошкольного возраста с  окружающим миром.
 Реализация данной технологии строится на экспериментальной, исследовательской деятельности, которая требует соответствующей материально-технической базы, активной помощи и высокого уровня компетенции,  как педагогов, так и родителей в решении этой проблемы.


Причины затруднений

  1. Запрос родителей на формирование у детей знаний и недопонимание ведущей роли качеств, способствующих дальнейшему успешному развитию и обучению в школе (например, произвольность, самостоятельность и др.).
  2. Отсутствие логики преемственности дошкольного и начального школьного обучения. В настоящее время есть сложности единого понимания родителями, воспитателями и учителями готовности  к школьному обучению.
  3. Подходы к формированию предметно-пространственной развивающей среды и её пополнению осуществляется по принципу достаточности и избыточности и основаны на стационарности. Часто нарушается принцип  доступности, полифункциональности, вариативности и трансформируемости  ППРС.
  4. Технологии и формы  работы с детьми, заявленные во ФГОС как приоритетные, (экспериментирование, исследовательская др., способствующие развитию инициативы и самостоятельности)  применяются не в системе.

Цель проекта:

Развитие инициативы и самостоятельности у дошкольников  путем обогащения опыта познавательно - исследовательской деятельности.

Задачи:

1. Повысить квалификацию педагогов по теме проекта «Развитие познавательно – исследовательской деятельности для формирования инициативы и самостоятельности в дошкольном возрасте». (Задача включает  решение проблем, связанных с повышением квалификации педагогов через разные формы работы консультации, семинары – практикумы, ТМО, ГМО)

2. Организовать работу по планомерному и эффективному изменению ППРС для свободного выбора детьми деятельности и  включения дошкольников в познавательно- исследовательскую деятельность.

3.Направить работу педагогов с детьми на развитие умений и навыков самостоятельных исследований, познавательных функций. (Задача предусматривает  организацию мониторинговых мероприятий, обмен опытом (взаимопосещения СОД, открытые мероприятия)).

4.

Этапы проекта

1 этап –  подготовительный

-Создание рабочей группы по разработке паспорта проекта и разработка паспорта проекта

- Сбор информации по проблеме;

-Проведение диагностики, изучение и анализ методической литературы по тематике.

- разработка параметров соответствия ППРС для развития  познавательно – исследовательской деятельности детей;

-разработка параметров оценки деятельности педагога по взаимодействию с детьми при формировании инициативы и самостоятельности в познавательно – исследовательской деятельности

Май – июнь 2015г.

Сентябрь – октябрь 2015г

Сентябрь – ноябрь 2015г

Сентябрь – ноябрь 2015г

2 этап – практический.

-Повышение квалификации педагогов (через консультации, семинары-практикумы, ТМО, ГМО)

- Пополнение методической базы (специальная литература, картотеки, тематическое планирование, методические разработки) по познавательно-исследовательской деятельности;  

-  Создание условий для самостоятельной проектно-исследовательской деятельности:

  • изменение ППРС,
  • насыщение ППРС.

-Открытые просмотры СОД по тематике  в ДОУ

2015- 2016уч.год

1.Консультация для педагогов   «Познавательно - исследовательская деятельность как технология развития  инициативы и самостоятельности дошкольников» сентябрь  2015г.

2. Организация работы творческой группы по разработке параметров соответствия – сентябрь 2015г

3.Создать в методическом кабинете в помощь педагогам уголка методической литературы по теме проекта – октябрь 2015г. Пополнение  в течение всего проекта

 4. Собеседование с педагогами ДОУ плану работы с детьми по теме проекта -  октябрь 2015г.

5. Педагогический час «Решение образовательных ситуаций в ходе режимных моментов как способ повышения познавательной активности дошкольников» - октябрь 2015г

 6.Мастер - класс «Особенности использования методики учебных исследований А.И. Савенкова в практической деятельности».– ноябрь 2015г.

7.  Создание микроблоков: лаборатория «Почемучка»,  центр преобразования – «Мастерилки», «Игротека». Сентябрь – ноябрь. Пополнение в течение всего проекта.

 8.Педсовет

В течение всего проекта

В течение всего проекта  (оценка по разработанным параметрам)

Март 2016г октябрь  2017г, март  2018г (Анализ просмотров СОД)

3.Этап масштабного внедрения в практику, обмен опытом.

3.1. Устойчивое внедрение в практику работы ДОУ эффективного опыта по созданию условий для развития познавательно – исследовательской деятельности   по формированию у воспитанников инициативы и самостоятельности.  

3.2.Анализ условий на основании,  разработанного мониторинга ДОУ.

 


Ежегодно в конце учебного года в течение реализации проекта

Результаты реализации проекта.

1.Создание проекта ДОУ

2. Разработаны  параметры: соответствия ППРС для развития  познавательно – исследовательской деятельности детей;

соответствия ППРС по взаимодействию с детьми при формировании инициативы и самостоятельности в познавательно – исследовательской деятельности.

3.Повышение квалификации педагогов по теме проекта

4.Участие педагогов ДОУ в городских мероприятиях  предъявления эффективного опыта (ГМО на базе ДОУ, педконференции, ТМО, мастер – классы и т.д)

 - повышение качества воспитательно-образовательной работы с дошкольниками, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей (законных представителей)
- повышение уровня развития любознательности, исследовательских умений и навыков детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы).

 5. В ДОУ созданы условия для развития  познавательно – исследовательской деятельности.

 1.Проект до 22 06. 2015г

2.Организована рабочая группа Разработаны параметры соответствия ППРС соответствия ППРС,

 3.Повысили квалификации по данной теме.

4. Принимали участие в городских мероприятиях по предъявлению опыта работы

 5. В   ДОУ созданы условия для развития  познавательно – исследовательской деятельности, соответствующие данным параметрам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский исследовательский проект «Откуда книга пришла?» (Паспорт проекта с детьми старшей группы)

В современном обществе на детей обрушивается, большой поток, информации с телевиденья, интернета. Книги в жизни ребёнка отодвинуты на второй план.Задачи:  Расширять и уточнять знания о книгах, о ...

Детский исследовательский проект «Где живут книги?» (паспорт проекта с детьми старшей группы)

В современном обществе на детей обрушивается, большой поток, информации с телевиденья, интернета. Книги в жизни ребёнка отодвинуты на второй план, родители вместе с детьми не посещают библиотеку. Вста...

Детский исследовательский проект «Знакомство с творчеством С.Я.Маршака» (паспорт проекта)

Произведения Самуила Яковлевича Маршака близки и понятны детям. Самуил Яковлевич показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, ...

Детский исследовательский проект «Путешествие по сказкам» (паспорт проекта)

Искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо учить детей понимать и любить произведения литературы, живописи, музыки, научить понимать,  что чрезвычайно важную роль играют и...

паспорт проекта. Тема проекта: Путешествие в сказочное королевство" с использованием развивающих и дидактических игр

                             ПАСПОРТ ПРОЕКТААвтор: Бекетова Ольга Михайловна – воспитатель старшей группы...

Паспорт проекта.Тема проекта"День матери"

             ПАСПОРТ ПРОЕКТААВТОР:БЕКЕТОВА ОЛЬГА МИХАЙЛОВНАВоспитатель ГБДОУ №16 Московского района Санкт-ПетербургаТЕМА ПРОЕКТА: «День Матери»ТВОРЧЕСКОЕ НАЗВ...

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...