Методическая разработка с детьми по познавательному развитию в старшей группе "В мире песка"
учебно-методический материал (старшая группа)

Пилипенко Надежда Николаевна

Методическая разработка с детьми по познавательному развитию в старшей группе "В мире песка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад№41 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми  в старшей группе по познавательному развитию.

Тема:  <<В мире песка>>

Используемые технологии: Здоровье-сберегающие, информационно-коммуникативные, личностно-ориентированные, опытно-исследовательские.

                                         Составитель: воспитатель

высшей категории Н.Н. Пилипенко

2016

Цель: Познакомить детей со свойствами песка, его происхождением, использованием через исследовательскую деятельность, используя опыты.

Задачи: Дать детям представление о песке как о природном материале. Развивать познавательно - исследовательскую  деятельность детей путем ознакомления со свойствами песка.

Учить анализировать, сравнивать, обобщать. Обогащать словарь за счет слов: сыпучий песок, песчинки, песок пропускает воду, лупа.

Закреплять правила безопасности работы с песком. Формирование наблюдательности, интереса  к экспериментированию.

Воспитывать умения слушать своих товарищей.  

Предварительная  работа: Рассматривание иллюстраций, фотографий по теме песок, изготовление цветного песка, песочных часов.

Материал: Песок, одноразовые стаканчики, баночки с водой, ложечки, деревянные палочки, подставки, лупа, магнит воронки, фартуки,  презентация<< В мире песка>>.

Содержание образовательной  деятельности

Сюрпризный момент (Пришла посылка в группу от детей младшей группы, воспитатель предлагает детям  наощупь определить, что там находится. Выслушиваются ответы детей).  
Воспитатель:  А теперь ребята давайте посмотрим, что там находится, кто из вас угадал, что в мешочке.

Дети: В мешочке песок.

Воспитатель: А что такое песок? (ответы детей)

Воспитатель: Сегодня вы будете исследовать песок, познакомитесь с его свойствами. А как вы думаете, где происходят исследования? (ответы детей)

Воспитатель: А что такое лаборатория?

Дети: Специальный кабинет, где происходят исследования, ставят опыты, эксперименты.

Воспитатель: Сегодня вы отправитесь в экспериментальную лабораторию для того чтобы исследовать песок, ставить опыты. Но перед началом провидения опытов мы отправляемся в путешествие на <<ковре-самолете>>в <<страну песка>>.

Показ презентации. <<В мире песка>>

Песок - кусочки породы, камень под воздействием ветра, дождя разрушается и получается  песок.

Существуют места, где очень много песка - это морские берега и пустыни.

Почва состоит в основном из песка, его крупные зерна не способны удерживать воду и питательные вещества необходимые  для растений. Вот поэтому вы не увидите много растений ни в пустыне, ни на пляже.

Песок может быть разноцветным (коричневым, желтым, белым и даже черным), есть песок строительный. Если к нему добавить цемент и воду - получается раствор. Он идет на закладку фундаментов в строительстве.

Из песка делают  наждачную бумагу,  песочные часы, стекло. Из песка лепят замки, рисуют песком.

Вывод: Песок создан природой.

(показывается слайд с видом пустыни, детям предлагается выбрать животных которые обитают среди песка в пустыне).      

Воспитатель: Мы заканчиваем наше путешествие по песочной стране и возвращаемся в экспериментальную лабораторию. Теперь я предлагаю подойти к столам, где мы будем исследовать песок, и проводить с ним опыты. Надевайте фартуки. В нашей лаборатории существует правило: здесь нельзя кусаться, драться и в глаза песком кидаться.

Опыт 1 (с лупой)

Воспитатель: Возьмите мерной ложечкой сухой песок, насыпьте его на пластину и рассмотрите в лупу. Найдите как можно больше особенностей у песчинок, чем похожи и чем отличаются. ( Наблюдают) Как выглядят песчинки? Они скреплены между собой или нет? (Алгоритм выполнения опыта)

Дети: Песок состоит из отдельных песчинок-кристаллов, которые не скреплены между собой, поэтому и рассыпаются.

Воспитатель: Какого цвета песок? Давайте посмотрим на размер песчинок, одинаковы ли они? (не одинаковые, есть крупные и мелкие) Давайте проверим.

Опыт 2 (с ситом)

Воспитатель: Через сито просеиваем песок, он сыпется из сита в емкость и наоборот. Если песок сыпется, то, но какой?

Дети: Сыпучий

Воспитатель: Песок сыпучее вещество, отдельные крупинки не скрепленный с собой, они разные по размеру (алгоритм выполнения опыта)

Опыт 3

Воспитатель: Возьмите две баночки и насыпьте в них песок. Давайте представим, что прошел дождь и в одну из баночек он попал - намочите водой песок, каким он стал? (влажным, мокрым) Понюхаем мокрый песок, он имеет специфический запах. А куда исчезла вода? (ответы детей)сухой песок не имеет запаха(алгоритм выполнения опыта)

Опыт 4

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, песок может пропускать воду? Давайте это проверим? Возьмите баночки с воронками. В воронку насыпьте сухой песок. А теперь налейте воду в песок через воронку. Что происходит с водой?(она проходит через песок) Какой можно сделать вывод?(песок пропускает воду)(алгоритм выполнения опыта)

Воспитатель: Ребята, сегодня<<наш герой>>- это песок, давайте побудем художниками и нарисуем на поверхности песка круги, зигзаги, представьте, что проехала машина, санки или проползла змея, а теперь при помощи наших ладошек, пальчиков, кулачков, нарисуем причудливые узоры. Попробуете нарисовать поочередно правой и левой рукой. Потом – одновременно (сначала только указательными, затем – средними, безымянными, большими и наконец мизинчиками). Какие вы молодцы! Красивые линии, узоры у вас получаются. Нарисуйте на песке каждый свое настроение.

Воспитатель: Ребята, сегодня при помощи опытов мы узнали много интересного о песке. А вы запомнили? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, давайте с вами подумаем и вспомним, для чего нужен песок? (ответы детей)

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста"

Конспект интегрированной образовательной деятельности воспитателя сдетьми старшего дошкольного возраста, направленный на закрепление знаний о лесных животных в игровой форме...

Методическая разработка(педагогический проект по познавательному развитию в старшей группе «Овощи и фрукты-полезные продукты» в соответствии с ФГОС)

ull; Создание условий для развития речи детей в процессе разработки совместного проекта «Овощи и фрукты».• Расширение представления детей об обобщающих словах по теме «Овощи и...

Методическая разработка(педагогический проект по познавательному развитию в старшей группе «Бабочка - волшебница» )

Цель проекта:Формирование представлений о бабочках у детей старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка(педагогический проект по познавательному развитию в старшей группе «Комнатные растения - наши друзья» в соответствии с ФГОС)

Наличие комнатных растений в помещении детского сада имеет особое значение для детей и взрослых, пребывающих в нем достаточно длительное время. С помощью растений можно улучшить психологический климат...

Методическая разработка по математическому представлению (познавательному развитию) в старшей группе на тему: «Путешествие в страну математики»

Методическая разработка по математическому представлению (познавательному развитию) в старшей группе на тему: «Путешествие в страну математики»составил педагог: Дорожкина А.Н.Цель: закрепл...

Методическая разработка Конспекта занятия по познавательному развитию в старшей группе

Конспекта занятия  по познавательному развитию  в старшей группе «Прогулка в осенний лес»                     ...