Методическая разработка с детьми по познавательному развитию в старшей группе "В мире песка"
учебно-методический материал (старшая группа)
Методическая разработка с детьми по познавательному развитию в старшей группе "В мире песка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_s_detmi_po_poznavatelnomu_razvitiyu.docx | 19.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад№41 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в старшей группе по познавательному развитию.
Тема: <<В мире песка>>
Используемые технологии: Здоровье-сберегающие, информационно-коммуникативные, личностно-ориентированные, опытно-исследовательские.
Составитель: воспитатель
высшей категории Н.Н. Пилипенко
2016
Цель: Познакомить детей со свойствами песка, его происхождением, использованием через исследовательскую деятельность, используя опыты.
Задачи: Дать детям представление о песке как о природном материале. Развивать познавательно - исследовательскую деятельность детей путем ознакомления со свойствами песка.
Учить анализировать, сравнивать, обобщать. Обогащать словарь за счет слов: сыпучий песок, песчинки, песок пропускает воду, лупа.
Закреплять правила безопасности работы с песком. Формирование наблюдательности, интереса к экспериментированию.
Воспитывать умения слушать своих товарищей.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, фотографий по теме песок, изготовление цветного песка, песочных часов.
Материал: Песок, одноразовые стаканчики, баночки с водой, ложечки, деревянные палочки, подставки, лупа, магнит воронки, фартуки, презентация<< В мире песка>>.
Содержание образовательной деятельности
Сюрпризный момент (Пришла посылка в группу от детей младшей группы, воспитатель предлагает детям наощупь определить, что там находится. Выслушиваются ответы детей).
Воспитатель: А теперь ребята давайте посмотрим, что там находится, кто из вас угадал, что в мешочке.
Дети: В мешочке песок.
Воспитатель: А что такое песок? (ответы детей)
Воспитатель: Сегодня вы будете исследовать песок, познакомитесь с его свойствами. А как вы думаете, где происходят исследования? (ответы детей)
Воспитатель: А что такое лаборатория?
Дети: Специальный кабинет, где происходят исследования, ставят опыты, эксперименты.
Воспитатель: Сегодня вы отправитесь в экспериментальную лабораторию для того чтобы исследовать песок, ставить опыты. Но перед началом провидения опытов мы отправляемся в путешествие на <<ковре-самолете>>в <<страну песка>>.
Показ презентации. <<В мире песка>>
Песок - кусочки породы, камень под воздействием ветра, дождя разрушается и получается песок.
Существуют места, где очень много песка - это морские берега и пустыни.
Почва состоит в основном из песка, его крупные зерна не способны удерживать воду и питательные вещества необходимые для растений. Вот поэтому вы не увидите много растений ни в пустыне, ни на пляже.
Песок может быть разноцветным (коричневым, желтым, белым и даже черным), есть песок строительный. Если к нему добавить цемент и воду - получается раствор. Он идет на закладку фундаментов в строительстве.
Из песка делают наждачную бумагу, песочные часы, стекло. Из песка лепят замки, рисуют песком.
Вывод: Песок создан природой.
(показывается слайд с видом пустыни, детям предлагается выбрать животных которые обитают среди песка в пустыне).
Воспитатель: Мы заканчиваем наше путешествие по песочной стране и возвращаемся в экспериментальную лабораторию. Теперь я предлагаю подойти к столам, где мы будем исследовать песок, и проводить с ним опыты. Надевайте фартуки. В нашей лаборатории существует правило: здесь нельзя кусаться, драться и в глаза песком кидаться.
Опыт 1 (с лупой)
Воспитатель: Возьмите мерной ложечкой сухой песок, насыпьте его на пластину и рассмотрите в лупу. Найдите как можно больше особенностей у песчинок, чем похожи и чем отличаются. ( Наблюдают) Как выглядят песчинки? Они скреплены между собой или нет? (Алгоритм выполнения опыта)
Дети: Песок состоит из отдельных песчинок-кристаллов, которые не скреплены между собой, поэтому и рассыпаются.
Воспитатель: Какого цвета песок? Давайте посмотрим на размер песчинок, одинаковы ли они? (не одинаковые, есть крупные и мелкие) Давайте проверим.
Опыт 2 (с ситом)
Воспитатель: Через сито просеиваем песок, он сыпется из сита в емкость и наоборот. Если песок сыпется, то, но какой?
Дети: Сыпучий
Воспитатель: Песок сыпучее вещество, отдельные крупинки не скрепленный с собой, они разные по размеру (алгоритм выполнения опыта)
Опыт 3
Воспитатель: Возьмите две баночки и насыпьте в них песок. Давайте представим, что прошел дождь и в одну из баночек он попал - намочите водой песок, каким он стал? (влажным, мокрым) Понюхаем мокрый песок, он имеет специфический запах. А куда исчезла вода? (ответы детей)сухой песок не имеет запаха(алгоритм выполнения опыта)
Опыт 4
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, песок может пропускать воду? Давайте это проверим? Возьмите баночки с воронками. В воронку насыпьте сухой песок. А теперь налейте воду в песок через воронку. Что происходит с водой?(она проходит через песок) Какой можно сделать вывод?(песок пропускает воду)(алгоритм выполнения опыта)
Воспитатель: Ребята, сегодня<<наш герой>>- это песок, давайте побудем художниками и нарисуем на поверхности песка круги, зигзаги, представьте, что проехала машина, санки или проползла змея, а теперь при помощи наших ладошек, пальчиков, кулачков, нарисуем причудливые узоры. Попробуете нарисовать поочередно правой и левой рукой. Потом – одновременно (сначала только указательными, затем – средними, безымянными, большими и наконец мизинчиками). Какие вы молодцы! Красивые линии, узоры у вас получаются. Нарисуйте на песке каждый свое настроение.
Воспитатель: Ребята, сегодня при помощи опытов мы узнали много интересного о песке. А вы запомнили? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, давайте с вами подумаем и вспомним, для чего нужен песок? (ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста"
Конспект интегрированной образовательной деятельности воспитателя сдетьми старшего дошкольного возраста, направленный на закрепление знаний о лесных животных в игровой форме...
Методическая разработка(педагогический проект по познавательному развитию в старшей группе «Овощи и фрукты-полезные продукты» в соответствии с ФГОС)
ull; Создание условий для развития речи детей в процессе разработки совместного проекта «Овощи и фрукты».• Расширение представления детей об обобщающих словах по теме «Овощи и...
Методическая разработка(педагогический проект по познавательному развитию в старшей группе «Бабочка - волшебница» )
Цель проекта:Формирование представлений о бабочках у детей старшего дошкольного возраста....
Методическая разработка открытого занятия по познавательному развитию в средней группе «Поможем Незнайке!».
Знакомство детей с воздухом и некоторыми его свойствами...
Методическая разработка(педагогический проект по познавательному развитию в старшей группе «Комнатные растения - наши друзья» в соответствии с ФГОС)
Наличие комнатных растений в помещении детского сада имеет особое значение для детей и взрослых, пребывающих в нем достаточно длительное время. С помощью растений можно улучшить психологический климат...
Методическая разработка по математическому представлению (познавательному развитию) в старшей группе на тему: «Путешествие в страну математики»
Методическая разработка по математическому представлению (познавательному развитию) в старшей группе на тему: «Путешествие в страну математики»составил педагог: Дорожкина А.Н.Цель: закрепл...
Методическая разработка Конспекта занятия по познавательному развитию в старшей группе
Конспекта занятия по познавательному развитию в старшей группе «Прогулка в осенний лес» ...