Статья «Развитие внимания и двигательной памяти в непрерывной и совместной физкультурной деятельности с детьми, имеющими нарушения зрения, в образовательной области «Физическое развитие»
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Колосова Ольга Николаевна

В  статье даны методы и приемы развития внимания и памяти у детей с нарушением зрения в разных видах двигательной деятельности с учетом требования ФГОС: на занятиях, в упражнениях, в подвижных играх .Эти приемы и методы можно применять на практике с детьми, не имеющими отклонений в развитии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pamyat_i_vnimanie.docx26.64 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Развитие внимания и двигательной памяти в непрерывной и  совместной

физкультурной деятельности с детьми, имеющими нарушения зрения,

в образовательной области «Физическое развитие»

Органические расстройства зрительного анализатора опосредовано влияют на психическое развитие ребенка со зрительными нарушениями, в т.ч. на развитие памяти и внимания. Неудачи и трудности, с которыми ребенок сталкивается в обучении, игре, в овладении двигательными навыками, в пространственной ориентировке вызывают сложные переживания и негативные реакции, проявляющиеся в неуверенности, в пассивности, в самоизоляции, неадекватном поведении и даже в агрессивности.

Внимание – процесс, характеризующий динамические особенности познавательной деятельности. Снижение произвольного внимания у детей с нарушениями зрения обусловлено неразвитой эмоционально-волевой сферой и ведет к расторможенности - низкому объему внимания, хаотичности, т.е. к не целенаправленности перехода от одного вида деятельности к другому или, наоборот, к расторможенности детей: инертности, низкому уровню переключения внимания.

Память – это форма психического отражения, заключающегося в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении информации.

Дефект зрительного анализатора нарушает соотношение основных процессов – возбуждения и торможения, что отрицательно влияет на скорость запоминания. Нарушения зрения приводят к нарушению зрительной памяти, объема памяти и у таких детей особенно отличается низкий уровень двигательной памяти, узнавание объекта или движение зависит от ранее сформированного образа.

Именно поэтому работа по развитию памяти и внимания у детей с нарушением зрения крайне необходима и важна.

Развитие памяти и внимания – два взаимосвязанных процесса, вытекающих одно их другого: развитие памяти невозможно без внимания, а концентрация внимания вызывает запоминание, поэтому вся работа по развитию этих процессов у детей должна быть построена в тесной связи друг с другом.

От природы ребенку необходимо движение. Каждый двигательный акт происходит в пространстве и времени, поэтому передвигающийся ребенок получает возможность приобрести в единицу времени больший объем информации, что способствует ускоренному формированию психики ребенка. Взаимосвязь двигательной деятельности и психических процессов (внимания, памяти, мышления и т.п.) раскрыта в работах ряда ученых (А.А. Антонов, А.С. Дворкин, А.В. Запорожец и др.).

Как считает А.Г. Литвак, «… при правильной организации воспитания и обучения, широком вовлечении во все виды деятельности, правильных установок, ребенок оказывается достаточно независимым от состояния зрительного анализатора».

Так как Федеральный Государственный Стандарт определяет, что содержание Программы должно обеспечивать развитие личности и способностей детей в различных видах деятельности с учетом интеграционных образовательных областей:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие; речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие;

то, методы и приемы развития внимания и памяти учитывают «…создание условий личностного развития ребенка и развивающей образовательной среды».

Учитывая требования Федерального Государственного Стандарта, мною были введены в практику совместной образовательной деятельности с детьми нижеприведенные в таблице методы и приемы развития внимания и памяти у детей с нарушением зрения в разных видах двигательной деятельности. Эти приемы и методы можно использовать и в работе с детьми, не имеющими отклонения в развитии.  

 


МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ И ДЕТЕЙ С УЧЕТОМ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ

                                     ВНИМАНИЕ

                       НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ

                         ПРОИЗВОЛЬНОЕ

ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ

НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ

ПРОИЗВОЛЬНАЯ

МОТИВАЦИЯ НА ИНТЕРЕС (ЗАДАЧА, ПОИСК,  ИГРОВАЯ ПРОБЛЕМА) «

УСТАНОВКА НА ДОСТИЖЕНИЕ УСПЕХА В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ И СТРОЕВЫХ УПРАЖНЕНИЯХ

 

ЯРКИЕ ОБРАЗЫ,

ТРАДИЦИОННОЕ И НЕТРАДИЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

ЧЕТКОСТЬ, ТОЧНОСТЬ КОМАНД,

КОМАНДЫ НА ВНИМАНИЕ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И СПОРТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ, БЫСТРОТУ РЕАКЦИИ И КОНЦЕНТРАЦИЮ ВНИМАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБУСЛОВЛЕННЫХ ЗРИТЕЛЬНЫХ И СЛУХОВЫХ СИГНАЛОВ

АКТИВИЗАЦИЯ ВСЕХ АНАЛИЗАТОРОВ В ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗНООБРАЗНОГО ОБОРУДОВАНИЯ, ОБРАЗНОГО СЛОВА, НАЗВАНИЯ, УКАЗАНИЯ, ОБЪЯСНЕНИЯ. ВКЛЮЧЕНИЕ ИМИТАЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ.

ПРОПЕДЕВТИКА

РИТМИЧЕСКИЕ ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ, ИГРЫ С МУЗЫКАЛЬНЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ, РИТМОПЛАСТИКА, (УПРАЖНЕНИЯ ПО ПОКАЗУ, САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ.

ЛОГОРИТМИКА, ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

ИГРЫ С МУЗЫКАЛЬНЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ («Робот»), НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОЙ, ЗРИТЕЛЬНОЙ, ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ. ИГРЫ С МЯЧОМ. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИГР.

ПЕШЕХОДНЫЕ ПРОГУЛКИ И ПХОДЫ.

ИГРОВЫЕ ЭСТАФЕТНЫЕ ЗАДАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРАДИЦИОННОГО И НЕТРАДИЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ

АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ

НАГЛЯДНЫЙ МЕТОД: КАРТОЧКИ-СХЕМЫ

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА «РОЛЬ ЛИДЕРА»

УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

УСЛОЖНЕНИЕ 

(НОВАЯ МОТИВАЦИЯ)

ПОВТОРЕНИЕ, ЗАКРЕПЛЕНИЕ

(ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ И РАССКАЗЫ В СВОБОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я НА ФИЗКУЛЬТУРЕ», «Я- СПОРТСМЕН»)

ИТОГИ (ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ)

Что понравилось? Что не понравилось? Как ты думаешь, почему не получилось? С чего начнем в следующий раз?


КОММЕНТАРИИ К ТАБЛИЦЕ:

ВНИМАНИЕ – непроизвольное и произвольное.

  • Непроизвольное внимание - это сосредоточение сознания на объекте в силу особенности последнего как раздражителя.
  • Произвольное внимание - сознательно регулируемое человеком сосредоточение на объекте (как волевое усилие).

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ:

  1. Мотивация на интерес (задача, создание игровой проблемной ситуации) «Представьте себе», «Поможем отыскать», «В путешествие за …», «Что мне делать в и данной ситуации?», «Что вы можете предложить?». Этот словесный метод помогает «разжечь» внимание ребенка, в старшем возрасте увлекает его решением проблемы наравне со взрослым, дает понять ребенку его значимость и серьезное отношение к его решению или предложению.
  2. Установка на достижение успеха в подвижных играх и строевых упражнениях (мотивация «Кто самый»). Личностно-ориентированный подход педагог инициирует ведущую роль малоактивного, неуверенного в себе ребенка (водящий в игре, первый в построении и т.п.)
  3. Создание развивающей предметно-пространственной среды: использование традиционного и нетрадиционного оборудования, яркие образы. Поскольку в дошкольном образе наиболее развито образное восприятие, то этот наглядный метод помогает заострить внимание ребенка, воображение помогает включить внимание, а интересное, развивающее оборудование побуждает к дальнейшим двигательным действиям с последующим их запоминаниям.
  4. Четкость, точность команд, команды на внимание. Нельзя перегружать внимание ребенка излишней многословностью во время описания игровых заданий и упражнений, тем более уже знакомых детям. В старшем возрасте включаются команды на внимание, т. е выполнение заданного двигательного задания с четко обусловленной командой («выполняем только по команде «На старт, внимание, марш!» или только по команде «Раз. два, три!» и т. п.).
  5. Подвижные игры и спортивные упражнения на развитие цветовосприятия, на быстроту реакции и концентрацию внимания с использование обусловленных зрительных и слуховых сигналов (в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности). Развитию свойств внимания способствуют двигательные задания на быстроту реакции с использованием обусловленных сигналов (зрительных и слуховых): «Филин», «Найди свой цвет», «Кто быстрее», «Запрещенное движение», «Бомба» и т.п.

Итак, при помощи этих методов и приемов мы подготовили ребенка, сконцентрировали его внимание на дальнейшие двигательные действия, а конкретнее, на максимальное запоминание и качественное выполнение этих действий.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ – непроизвольная и произвольная.

Непроизвольная память – это память, приобретенная ребенком непроизвольно (ходьба, движения руками, ногами, наклоны и т.п.;

Произвольная память – это память, приобретенная ребенком сознательно, в результате обучения или самообучения (игра в мяч, прыжки на скакалке, спортивные игры и т.п.).

Поскольку развитие двигательной памяти у детей с нарушением зрения стоит на последнем месте среди всех видов памяти, то особенная важность развития двигательной памяти очевидна и именно в дошкольном возрасте, когда идет развитие всех анализаторов, мышечной деятельности, опорно-двигательного аппарата.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ:

  1. Активизация всех анализаторов в двигательной деятельности детей с использованием разнообразного оборудования, образного слова, названия, указания, объяснения. Включение имитационных упражнений в формирование навыков основных движений.
  2. Пропедевтика (по ступенчатое овладение движением от простого к более сложному: например, при овладении ходьбой по кругу на стадии пропедевтики можно использовать обруч с разметкой, при прямолинейной ходьбе – дорожки, окрашенные в яркие цвета и т.п.).
  3. Ритмические игровые задания, ритмопластика (упражнения по показу, самостоятельное выполнение (смежное выполнение): «Делай, как я», «Попробуй повтори», «Повторим движения за Колей» и т.п.).
  4. Использование логоритмики (упражнений на координацию речи с движением), пальчиковой гимнастики, а так же физкультурные минутки и паузы. Игры с музыкальным сопровождением.
  5. Подвижные игры и упражнения на развитие пространственной ориентировки («Робот»), на развитие слуховой, зрительной двигательной памяти. Игры с мячом. Самостоятельная организация игр (выбор ведущего, распределение ролей, рассказ об условиях и правилах игры.).
  6. Пешеходные прогулки и походы. Именно в условиях большого пространства, разнообразных природных объектах у ребенка активизируются все психофизические процессы – память, внимание, восприятие и т.д. Дети любят вспоминать и рассказывать взрослым о том, что они увидели в походе, как играли, любят повторять игры, проведенные в необычных условиях и переносить их по памяти на участок детского сада, в физкультурный зал, в группу.
  7. Игровые эстафетные задания с использованием традиционного и нетрадиционного оборудования. В младшем возрасте использование двигательных заданий с оборудованием, старший – самостоятельное использование оборудования в придуманном детьми эстафете. В эстафетных играх в игровой форме дети закрепляют в памяти все виды основных движений и развивают физические качества.
  8. Использование информационно-коммуникативных технологий на тему физкультуры и спорта развивает зрительную память детей, расширяет их кругозор, развивает интерес к двигательной активности.
  9. Привлечение и участие родителей в различных формах совместной деятельности с детьми, которые происходят в непосредственно индивидуальном контакте со взрослым, оказывает неоценимую помощь в развитии памяти и внимания  ребенка.
  10. Наглядный метод: карточки - схемы (виды спорта, запрещенные и разрешенные движения, строение человеческого тела и т.п.).
  11. Индивидуальная работа «Роль лидера». Малоактивному, невнимательному, трудно запоминающему ребенку можно давать роль «лидера»: в эстафетах – роль капитана, в подвижных играх – роль ведущего, пусть даже если и потребуется помощь взрослого или детей.

Ожидаемый результат: Совокупность всех этих методов и приемов по развитию внимания и двигательной памяти дают возможность подвести итоги, т.е. ожидаемый результат. Беседа после совместной деятельности с детьми: «Что понравилось?», «Что не понравилось?», «Как ты думаешь, почему не получилось?», «С чего начнем в следующий раз?»

Важным этапом работы является ПОВТОРЕНИЕ. ЗАКРЕПЛЕНИЕ. Оно включает творческие рассказы и работы детей в свободной деятельности «Я на физкультуре», «Я – спортсмен» и т.п.)

УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ. УСЛОЖНЕНИЕ предполагает создание новой, интересной игровой мотивации, с включением в двигательную деятельность детей задач всех образовательных областей и работой всех педагогов.

НАШ ДЕВИЗ:

Смотри ВНИМАТЕЛЬНО, ЗАПОМИНАЙ и у тебя все ПОЛУЧИТСЯ!

        УРА! У тебя ПОЛУЧИЛОСЬ, потому что ты ЗАПОМНИЛ!

                                                      Ты очень ВНИМАТЕЛЬНЫЙ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми во второй младшей группе Образовательная область «Познавательное развитие» Тема: «Домашние животные»

Цель: Закрепление знаний детей младшего дошкольного возраста о домашних животных.Задачи:1.  Закреплять знания детей о домашних животных. Формировать умение различать животных и их детенышей, прав...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области "Физическое развитие" "Путешествие по Африке"

На протяжении всего занятия педагог описывает встречающихся животных в стихотворной форме, что позволяет поддерживать интерес детей к физическим упражнениям....

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ «ЗДОРОВЬЕ НУЖНО БЕРЕЧЬ» (С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ)

   Цель: формировать у детей привычку вести здоровый образ жизниЗадачи: Учить беречь свое здоровье, учить рассуждать, делать выводы. Закреплять навыки личной гигиены, дать понятие о п...

Конспект непрерывно непосредственной организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы образовательная область: «Речевое развитие» Составление рассказа по репродукции картины «Лиса с лисятами».

Составление рассказа по репродукции картины«Лиса с лисятами». (с осуществлением деятельного подхода, технологии исследовательской деятельности, игровой технологии)...