Лекция для конкурса «Воспитатель года» 2016
статья на тему

Моё видение воспитательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsiya_2.docx569.87 КБ

Предварительный просмотр:

«В воспитании сокрыта великая тайна совершенствования человеческой природы», говорил Кант И., у этой мысли следующее продолжение – «… благодаря воспитанию человеческая природа будет развиваться все лучше и лучше и… ей можно придать такую форму, которая отвечала б идеалу человечности».

Ребенок не рождается воспитанным или невоспитанным, хулиганистым или дисциплинированным. Он им становится.

Что вы чувствуете, глядя на этот рисунок? Нравится ли он Вам?

На мой взгляд, этот рисунок прекрасен. Но если добавить цвет, рисунок заиграет, засветится теплотой, радостью…

 

Так же и ребёнок - прекрасен. Но без воспитания, он как рисунок без красок. Он может быть физически хорошо развит, здоров, красив, но при этом быть тираном, злобным, не умеющий дружить, существом. А всё от того, что его не воспитали. Ведь Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности. Передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы – словом, все созданное *в процессе исторического развития* духовное наследие человечества.

Великий русский врач, хирург и педагог Н.И. Пирогов утверждал: «Воспитание должно идти впереди образования». И это действительно очень важно, потому что образование не может компенсировать недостаток воспитания. Не воспитанный в добре, красоте, любви человек не может «распорядиться» своим образованием по-мудрому, и это мы постоянно видим в жизни. Образованные, но не воспитанные должным образом люди создали средства массового истребления. Они уничтожают природу, продолжают уничтожать все высшее, что есть в человеке, и все это с помощью образования, которое получили сполна.

Но чтобы воспитывать, надо самому чувствовать и верить в то, что несешь ребенку, быть живым соучастником этого процесса. Ведь воспитание – это не передача информации для запоминания, а передача своих чувств, энергии сердцу ребенка. Здесь необходимо учитывать один из принципов ФГОС ДО: сохранение уникальности и самоценности  детства, как важного этапа в общем развитии человека.

Выдающийся воспитатель и педагог Сухомлинский В.А. писал: «Воспитание - не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение с живой душой ребенка». «Годы детства – это, прежде всего воспитание сердца».

Постепенно цивилизация навязывала свои идеалы и принципы. Но утрата истинных идеалов грозит катастрофой, и эта культурная, духовная катастрофа уже видна! Следствия не заставили себя ждать. Что посеешь, то и пожнешь, и мы пожинаем сегодня чудовищные результаты пренебрежения идеалами воспитания. В древности на Руси, когда народ был неграмотным, детям пели и сказывали былины, в которых герои, богатыри были примером и идеалом. Трудно было достичь их уровня, но к этому стремились как к чему-то реальному. Что же видят наши дети сегодня? Не секрет, что ребёнок достаточно много времени проводит перед телевизором. Сюжеты современных мультфильмов часто содержат совершенно недетские составляющие: истерики, шантаж, драки, смерть, убийство и т.д. (Слайды: похороны, гонки, невозвращение долгов, криминальные разборки, пьяные посиделки, месть, полицейские осады, потерю рассудка, суд на преступником, любовно-эротическую составляющую). Эстетическая составляющая современных мультфильмов тоже находится на низком уровне: герои, зачастую, просто некрасивые, безобразные, уродливые. Современные мультфильмы содержат низкий уровень речевой культуры: грубые, жаргонные слова, недопустимые для слуха ребенка. Примеры грубой лексики присутствуют во многих мультфильмах. Дети будут использовать этот примитивный словарь, считая его правильным, живым, «прикольным». Именно он может лечь в основу культуры речи детей.

Через мультфильмы ребенок усваивает модели поведения, способы действий, алгоритмы достижения цели. К сожалению, в современных мультфильмах часто этот способ – агрессия.

Эти герои становятся «друзьями» детей (и в виде игрушек в том числе), именно они становятся ориентирами для подражания и образцами поведения. Один из любимых героев детей – Шрек неоднократно истерично заявляет: «Мне все равно, что обо мне подумают люди. Буду делать, что хочу!». Князь из «Ильи-Муромца» постоянно подчеркивает свой статус: «Я князь: что хочу, то и ворочу», а также ходит по столу, засыпает лицом в тарелке. Ребенок еще не в силах определить всю сложность натуры героя, оценив, что герой делает «хорошо», а что – «плохо». Поэтому все, что делает любимый персонаж, ребенок воспринимает как должное. Таким образом, современные мультфильмы обладают сомнительным воспитательным потенциалом, или даже – антивоспитательным, дезориентируя детей.

Несомненно, что для эффективного гармоничного развития ребенку нужно предоставить положительные образцы для подражания.

 В большинстве своём родители не всегда задумываются, какую опасность для развития ребёнка несёт эта безнравственная информация.

Но как сделать родителей активными помощниками и союзниками воспитателей? Каким образом вовлечь их в жизнь детского сада, заинтересовать общими проблемами, показать перспективы этого взаимодействия? Ведь современным родителям тоже приходится нелегко из-за нехватки времени, большой занятости, недостаточной просвещённости по вопросам дошкольной педагогики и психологии.

Ответом на эти вопросы может стать организация в детских садах родительских клубов разных направленностей. В нашем детском саду создан родительский клуб «Наш ребёнок» - это та форма работы с применением новых информационно-коммуникативных технологий, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей, а также способствовать повышению качества дошкольного образования. И здесь родители – мои партнёры и союзники в воспитании и развитии ребёнка.

Работа клуба «Наш ребёнок» включает следующие направления:

1. Формирование у дошкольников потребностей в здоровом образе жизни;

2. Воспитание и развитие патриотических чувств у дошкольников;

3. Обращение к духовно-нравственным традициям и ценностям своего народа.  (Календарные праздники, чтение народных и авторских сказок, цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей; тематические выставки детского творчества, экскурсии в природу, театрализованные постановки на нравственные темы: о прощении, о трудолюбии, об уважении к старшим, использование проектной деятельности «Уроки доброты», «Мой папа самый лучший», «Семейные гербы и символы», приобщение детей к крестьянской культуре и быту).

Результаты работы уже видны: на сегодняшний день у родителей созрела потребность и мотивация к постоянному сотрудничеству с педагогами детского сада. Это и мастер-классы, совместные праздники, экскурсии и походы выходного дня, представление лучшего опыта семейного воспитания на сайте детского сада и многое другое.

Слова великого педагога В.А. Сухомлинского: «Ум без сердечности, знание без нравственности, говорит о бездуховности и бедности…В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу добрых чувств. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь…»

Эти слова и моё выступление являются подтверждением пророческих слов И. Канта о том, что «благодаря воспитанию человеческая природа будет развиваться все лучше и лучше».

Вильгельм Елена Петровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы для конкурса " Воспитатель года - 2016"

Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность....

Конспект развлечения "Новогодний праздник танца" в рамках проведения муниципального этапа Всероссийского конкурса "Воспитатель года - 2016" (Педагогическая находка)

Цель: Продолжать знакомство ребят с хореографией, как с видом искусства.Задачи:Образовательные: Продолжать формировать хореографические навыки, повторить некоторые танцевальные элементы.Развивающ...

Материалы к конкурсу "Воспитатель года 2016"

Конспект занятия, презинтация и др. материалы...

Эссе "Я - воспитатель" Сочинение на районный конкурс "Воспитатель года - 2016"

В эссе раскрывается мотивация выбора профессии воспитателя, понимание миссии педагога, смысла собственного профессионального развития....

Лекция на конкурс "Воспитатель года -2018": "Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе: как это сохранить?"

Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе:как это сохранить?...

Публичная лекция к конкурсу "Воспитатель года - 2022"

laquo;И вот я смотрю на фотокарточки моих 36 детей и меня охватывает нетерпение встречи с этим детским «жриамули». Я принимаю любовь к «жриамули» как доказательство того...