Доклад на педсовете "Коллективное творчество в совместных и индивидуальных постройках при строительстве игровых комплексов"
методическая разработка на тему

Шестакова Валентина Григорьевна

Всесторонее и гармоничное развитие в процессе конструирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Доклад на педсовете39 КБ

Предварительный просмотр:

«Коллективное творчество

в совместных и индивидуальных

постройках при строительстве

игровых комплексов.»

Доклад на педсовете:

             Воспитатель:

Шестакова В.Г.

Г.МОСКВА,2014г.

Программа воспитания в детском саду предусматривает всестороннее, гармоничное развитие дошкольников в активной деятельности-  в игре, посильном труде, в процессе ознакомления с окружающим миром, в рисовании, конструировании.

Конструирование, отвечая интересам и потребностям детей дошкольного возраста ( они сооружают постройки и играют с ними, делают игрушки и используют их в своих играх) способствует умственному, нравственному, эстетическому воспитанию .

В процессе обучения, наряду с техническими навыками, развивается умение анализировать предметы окружающей действительности,

формируются обобщающие представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели и др.

У детей с хорошими навыками в конструировании быстрее развивается речь, т. к. тонкая моторика рук связана с центром речи.

Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.

На шестом году жизни ребенок уже владеет определенным набором умений и навыков: умеет отбирать нужные детали, размещать их в требуемом пространственном положении ( плотно, рядом, на расстоянии ), знает название и назначение элементов.Дети способны представить, что они собираются строить, выделяют основные части сооружения, устанавливают их взаимосвязь, проявляют элементы самоконтроля, творчество, добиваются поставленной цели.

У детей появляется умение коллективно выполнять задание.

Ребенок рпирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реаллизуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

Ребенок на опыте познает конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом, он как дизайнер, творит познавая законы гармонии и красоты.Детей, увлекающихся конструированием, отличает богатая фантазия и воображение, желание эксперементировать, изобретать. У них развиты пространственное, логическое, математическое мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.

Строительнаядеятельность занимает большое место в играх детей шестого года жизни.Однако практика показывает, что уровень конструктивных умений у дошкольников неодинаков, да и увлекаются строительством преимущественно мальчики.

В старшей группе мы закрепляем навыки, полученные в средней группе. В организации строительных игр и руководстве ими мы учитываем опыт детей и то какие занятия планируются в ближайшее время.Мы наблюдаем за характером игр каждого ребенка: умеет ли    ребенок  определять тему постройки, добиваться результата в осуществлении задуманного, способен ли играть и строить сообща со сверстниками.

Наблюдения дали возможность определить,  в какой помощи нуждаются  дети, а также, какие приемы использовать при руководстве строительной деятельностью.Мы пытались вызвать у детей интересс, формировали четкие представления о процессе стройки и готовых сооружений путем рассматривания различных зданий, машин, пароходов и т. д.Мы предлагали проверить какие детали есть  в наборе и подумать, как их лучше использовать для постпройки.В случае необходимости  показывали ту или иную часть сооружения.Кроме того , некоторые дети увлекаются  « чистым» конструированием: они много раз переделывают, совершенствуют свои постройки, но не используют их в игре.

Между тем, в старшей группе большое место занимает конструирование, связанное с сюжетно- ролевой игрой.Для осуществления этой задачи мы используем мелкие игрушки-человечки, машины, фигурки животных и др. Кроме того, мы подводим детей к пониманию того, как результат строительной деятельности можно использовать в игре: « Улица города», «Больница», «Аэропорт» и т. д.

Для обучения конструированию из строительного материала мы использовали следующие приемы:

показ образца готовой постройки, с последующим анализом состовляющих элементов;

использование готовой постройки, с последующим анализом состовляющих ее элементов;

показ отдельных приемов конструирования ( как увеличить плоскость, заменить одни детали другими и т.д.);

сообщение детям темы постройки с указанием условия, которое нужно выполнить ( н:размер постройки соответствует размерам игрушки );

сооружение детьми построек по их собственному замыслу.

В старшей группе мы чаще предлагаем придумать свой вариант постройки, найти самостоятельное решение.

Основными в работе с детьми становятся словестные методы ( краткая беседа, описание, напоминание и др.), умению выражать суждения, делать умозаключения.В старшей группе проходят  следующие тематические занятия по конструированию: « Улица города», « Ферма», « Аэропорт», « Речной вокзал».

Все эти коллективные постройки мы проводили примерно по одному плану.Вначале дети вспоминали, что они видели на улице, вкнигах.Дополнительно мы предлагали иллюстрации — чертежи. Дети могли использовать при строительстве. Дети  распределялись по 4-5 человек, договаривались.Мы предлагали подумать и рассказать, что они будут строить на улице города,на вокзале, на ферме ... Напоминали, как нужно строить вместе: не мешать друг другу, делиться материалами, при затруднениях помогать друг другу советом.

Во время занятий мы следили, чтобы дети отбирали материал обдуманно, помогали вспоминать предмет и его части. В конце занятия рассматривали: что построено, как дети расположили свои постройки, как дружно строили и что получилось в результате.

Нужно отметить, что положительной стороной строительной сюжетной игры является то, что дети естественным образом объединяются, начиная игру вдвоем- втроем, они незаметно для себя образуют группу из шести- семи человек.Вместе придумывают,как лучше разместить постройку в целом и отдельные ее части, чтобы последующая игра была интереснее.Если в процессе сюжетно-ролевой игры нужно что-то  изменить, они сообща договариваются.Например: при строительстве комплекса « Речной вокзал», дети решили вокруг залива- порта построить деревню, посадить деревья и т.д.

Главное для ребенка на занятиях по конструированию из строительных материалов- работа мысли опыт самостоятельной деятельности, преодаление трудностей, радость творчества, приобретение конструируктивных умений.

Целенаправленное и систематическое обучение детей конструированию играет большую роль в подготовке детей к школе.                   Оно способствует формированию у ребят  умению учиться,раскрывает им, что основной смысл деятельности не только в получении знаний и умений.Такой познавательный мотив вызывает существенные изменения в психических процессах. Эти изменения состоят в основном в способности произвольно управлять своими познавательными процессами( направлять их на решение учебных задач), в достижении определенного уровня развития мыслительных операцый, способности систематически выполнять умственную работу, необходимую для самостоятельного усвоения знаний, умение жить и работать в коллективе.

                                                                                                         

 

        Литература:                                                                                        

  1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой.
  2. Методические рекомендации к « Программе воспитания и обучения в детском саду»
  3.  « Воспитание  детей в старшей группе»                                                
  4. М. «Просвещение»,1984г.
  5.  «Конструирование» З. В.Лиштван.М.
  6.  « Занятие по конструированию из строительного материала в
  7. старшей группе» Л.В.Кушакова,М.,2006г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой комплекс интегрированной совместной деятельности по физической культуре для детей с нарушением зрения

Конспект совместной    деятельности по физической культуре для  детей с нарушением зрения...

Конспект Итогового игрового комплекса По познавательному и художественному творчеству образовательной деятельности Тема: «Весенняя прогулка в лес» в 1 младшей группе .

Конспект итогового игрового комплекса по познавательному и художественному творчеству образовательной деятельности  Тема: «Весенняя прогулка в лес» в 1 младшей группе....

Доклад на тему: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста с использованием программно – методического комплекса «Фантазёр»

Доклад на тему: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста с использованием программно – методического комплекса «Фантазёр»...

«Выражение песенного творчества у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности. Использование в работе музыкального руководителя ДОУ вокальных импровизаций на основе игровых и творческих заданий»

Проблема процесса  развития  ребенка в творчестве  музыкального  воспитания  имеет обширный спектр научно-практических решений, так как процесс творчества связан с переживания...

Игровой макет для групповых занятий и индивидуальной игры детей, самостоятельной игровой деятельности дошкольников

Игровой макет — кaк способ конструирования, является практической деятельностью, направленной на получение определенного, зaрaнее задуманного продукта. Детское конструирование (создани...