Первые дни ребенка в детском саду (из опыта работы)
статья (младшая группа) на тему

Магомедова Наталья Михайловна

Ребенок пришел в детский сад. Это очень непростой период в его жизни, трудный он и для родителей, и для воспитателей. Это своеобразный экзамен психики и здоровья маленького ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Ребенок пришел в детский сад. Это очень непростой период в его жизни, трудный он и для родителей, и для воспитателей. Это своеобразный экзамен психики и здоровья маленького ребенка.

В условиях семьи малыш привык к установленному распорядку жизни, к определенной обстановке, способам обращения с ними. У ребенка сложились привычки, выработался свой стиль поведения с членами семьи. Опыт показывает, что известные трудности в первые дни посещения детского сада испытывают дети, привыкшие к общению только с родителями. А это значит, что в первые дни пребывания в детском саду он будет негативно относиться к воспитателям, помощникам воспитателя, что усложняет уход за ним.

Плохо приспосабливаются к коллективной жизни дети, которых чрезмерно опекают в семье, которые не знают родительского слова «нельзя». Ребенок, у которого дома не тренируются способности тормозить свои желания, с трудом усваивают и выполняют правила поведения, приучение к которым начинается с первого дня пребывания в детском саду.

Общая задача воспитателей и родителей помочь ребенку, по возможности, безболезненно войти  в жизнь детского сада. Для этого нужна подготовительная работа. Необходимо предварительное знакомство воспитателей с ребенком и родителями, чтобы обсудить общие вопросы, например:

  • Как в семье проводятся режимные процедуры;
  • Какой тип общения предпочитает малыш;
  • Стремится ли ребенок к самостоятельности в ходе режимных моментов (сам ест, одевается);
  • умеет ли ребенок общаться с другими детьми;

По результатам наблюдений и бесед с родителями были выделены основные трудности, усложняющие адаптацию детей:

  • Несоответствие режимов (домашнего и группового);
  • Несформированность культурно-гигиенических навыков;
  • Незнание слов-запретов, помогающих избегать травмирующих ситуаций;
  • Отсутствие навыков правильного и эффективного общения;
  • Неумение занять себя;

Как общаться с ребенком в период адаптации.

Самый трудный момент для ребенка и мамы – расставание в первые дни посещения яслей. Если мама не может остаться с малышом, его переход в группу в любом случае должен быть постепенным. Воспитатель ласково разговаривает с малышом в присутствии мамы, помогает переодеться, предлагает ему интересную игрушку, убеждает маму немножко поиграть с ребенком, сам играет вместе с ними. После того, как малыш успокоится, мама говорит ему, что ненадолго уйдет, но обязательно скоро вернется.

Для маленького ребенка очень важно постоянство среды. Он чувствует себя спокойнее, когда его окружают знакомые ему вещи. Облегчить переживание одиночества, уменьшить страх разлуки с родителями помогут любимая игрушка, какая-нибудь вещь, принадлежащая маме или папе (например, записная книжка или платочек). Эти вещи ребенок может хранить на своей кроватке и играть с ними тогда, когда захочет, засыпать рядом с ними. Можно посоветовать родителям принести из дома одеяльце ребенка, застелить им его кроватку. Можно также прикрепить к спинке кроватки фотографию мамы.

Очень часто в первые дни посещения детского сада ребенок стремится к постоянному физическому контакту с воспитателем, не отпускает его от себя. Это серьезно затрудняет работу взрослого, который должен уделять внимание всем детям, организовывать режимные моменты и пр. Проблема может стать еще более сложной, если в группу поступают сразу несколько новых детей. Поэтому прием таких детей должен осуществляться постепенно, не более чем 2-3 ребенка в неделю.

Самое главное для воспитателя – завоевать доверие малыша, его привязанность. Нужно дать ему почувствовать, что его понимают и принимают таким, какой он есть. Для того, чтобы лучше понять ребенка, воспитателю нужно самому почаще вспоминать свой детский опыт разлуки с близкими, свои переживания и страхи. Это поможет с большим терпением переносить усталость или раздражение от постоянно плачущего и цепляющегося за одежду ребенка.

Что можно сделать, если ребенок не отпускает воспитателя от себя,

постоянно зовет маму?

• Не игнорируйте слова ребенка. Когда он без конца повторяет “мама        придет”, – он на самом деле не уверен в этом, он боится, что мама никогда не придет и ищет у взрослого подтверждения своего самого большого желания. Поэтому на каждый подобный запрос ребенка отвечайте утвердительно, помогая ему поверить в то, что он вскоре увидит свою маму.

• Ободрив малыша, постарайтесь переключить его внимание на игрушки, обойдите вместе с ним комнату, рассмотрите, что в ней находится. Если ребенок заинтересуется какой-нибудь игрушкой, вместе поиграйте с ней, а затем попробуйте оставить его ненадолго одного, объяснив, например, что вам нужно помыть руки, и пообещайте быстро вернуться. Уйдите на несколько минут, а затем вернитесь к ребенку. Он будет учиться понимать, что вы всегда рядом.

• Если ребенок продолжает постоянно следовать за вами, подключите его к своим делам. Посадите рядом с собой на стульчик, если вы моете посуду, попросите помочь убрать игрушки, предложите принести книжку, чтобы почитать ее вместе с другими детьми и пр. Поступая таким образом, вы установите некоторую дистанцию между собой и ребенком и в то же время будете вместе с ним.

• Уделяйте внимание не только тем детям, которые явно требуют его, но и тем, кто на первый взгляд чувствует себя спокойно. Не оставляйте ребенка безучастным. Равнодушие, апатия – один из признаков психологического дискомфорта, неблагополучия в эмоциональной сфере. Если ребенок безучастно смотрит по сторонам, прижав к себе игрушку, и отказывается играть, начните играть сами неподалеку от него. Лучше всего, если это будет сюжетная игра, по ходу которой вы можете придумывать диалоги персонажей, иногда обращаясь к ребенку и постепенно втягивая его в игру. Такую игру можно развернуть с кем-нибудь из хорошо играющих детей. Может быть, такая игра больше заинтересует малыша.

• Не забывайте поиграть с ребенком в эмоциональные игры, такие как “сорока-ворона”, “догонялки”, “прятки”. Игра в прятки имеет особое значение для детей раннего возраста, выполняет определенную дидактическую функцию. Она позволяет ребенку упражняться в освоении таких явлений, как исчезновение и появление, что может облегчить ему ожидание прихода мамы или папы.

• Организуйте с малышом интересные, успокаивающие занятия с водой, песком, сюжетные игры, рисование пальцами на больших листах бумаги, с помощью настольного театра покажите ему сценки из сказки и пр.

• Организуйте такие же игры между несколькими детьми. Вы будете по-прежнему в центре ситуации, но с вашей помощью дети смогут весело поиграть друг с другом.

• Во время режимных процедур следует учитывать индивидуальные особенности детей, их привычки и предпочтения.

    Признаком завершения периода адаптации является хорошее физическое и эмоциональное самочувствие ребенка, его увлеченная игра с игрушками, доброжелательное отношение к воспитателю и сверстникам.

Что такое адаптация?

Адаптация – это приспособление организма ребенка к изменяющимся внешним условиям.

Существует три вида адаптации:

  • Легкая – 3-7 дней;
  • Средняя – 1-3 месяцев;
  • Тяжелая – до 6 месяцев;

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад, ведь все меняется в их жизни кардинальным образом. В привычной для них жизни происходят огромные изменения:

  • Четкий режим дня;
  • Отсутствие родных рядом;
  • Необходимость постоянного контакта со сверстниками;
  • Резкое уменьшение персонального внимания;

Поведение ребенка поначалу пугает, расстраивает родителей, но можно сказать, что особенности поведения являются типичными для всех детей в период адаптации.

Какие распространенные изменения в период адаптации в поведении ребенка.

  1. Эмоции

В первые дни пребывания в детском саду гораздо сильнее выражены отрицательные эмоции. Это периодический детский плач или приступы постоянного приступообразного плача. Ребенок стремится выразить протест против расставания с родными. Он испытывает  

  • Чувство страха (боится, что мама не вернется за ним);
  • Гнева, раздражения (когда он вырывается, не давая себя раздеть);
  • Депрессивная реакция (заторможенность, реакции как будто нет вовсе);

  1. Контакты со сверстниками

У ребенка снижается социальная активность. Даже общительные дети становятся беспокойными, напряженными. Но по мере привыкания ребенок начинает осваивать пространство группы, играть с игрушками.

  1. Познавательная деятельность

Первые дни в детском саду познавательная активность бывает снижена или вовсе отсутствует на фоне стрессовых ситуаций. Иногда ребенок не интересуется даже игрушками. Многим требуется посидеть в сторонке, чтобы ориентироваться в окружающей обстановке.

  1. Навыки

Под влиянием новых внешних воздействий малыш может растерять навыки самообслуживания (умение пользоваться ложкой, горшком). Успешность адаптации определяется тем, что ребенок не только выполняет забытое, но появляются новые достижения.

  1. Речь

У некоторых детей словарный запас скудеет или появляются «облегченные» слова и предложения. Речь восстановится, когда адаптация будет завершена.

  1. Двигательная активность

Она редко сохраняется прежней. Некоторые дети становятся «заторможенными», а некоторые неуправляемо-активными. Это зависит от темперамента ребенка. Хорошим признаком является восстановление нормальной активности.

  1. Сон

Если ребенка оставить на дневной сон, то первые дни он будет засыпать плохо. Он может вскакивать или уснув, с плачем просыпаться. Может быть беспокойный ночной сон. К моменту адаптации сон нормализуется.

  1. Аппетит

В первые дни пребывания в детском саду аппетит у ребенка может быть пониженным. Это связано с непривычной пищей (вид, вкус), а также со стрессовыми реакциями. Нормальным считается даже небольшая потеря веса. Хороший признак – восстановление аппетита.

  1. Здоровье

При стрессовых ситуациях, которые ребенок испытывает в первые дни посещения детского сада иммунитет ослабевает, снижается сопротивляемость организма инфекциям и ребенок заболевает в первый месяц посещения.

Если ребенок успокаивается, заходя в группу, и включается в процесс, хотя еще может долго плакать при расставании, адаптация считается завершенной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музей в детском саду. Из опыта работы ГБОУ детский сад № 1951

Именно в детском саду наши дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему городу, к Родине, узнают много нового и интересного об их прош...

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Создание экологической образовательной среды на территории детского сада (из опыта работы ГБДОУ детского сада № 65 Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Солнышко»)

В статье представлен опыт работы детского сада по созданию экологической тропы на территории учреждения, формах организации практической экологически ориентированной деятельности детей дошкольного воз...

"Организация работы психолого -медико -педагогического консилиума в детском саду" (из опыта работы)

Проблема ранней профилактики, диагностики и коррекции негативных особенностей и недостатков в детском развитии является одной из приоритетных задач и требует поиска эффективных мер и способов для свое...

Реорганизация детского сада путем присоединения к другому детскому саду (из опыта работы)

В последние годы тема реорганизации детских садов и школ стала наиболее актуальной. Процесс реорганизации – это процесс выстраивания такой сети образовательных организаций и их филиалов, которая...

"Игра и развитие: вопросы работы в детском саду (из опыта работы воспитателя)".

Личностные качества ребёнка развиваются и  формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе становиться ведущей, определяет его интересы, отноше...

Работаем по ФГОС: развитие математических способностей детей старшей группы детского сада (из опыта работы воспитателя)

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошко...