Конспект совместной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «Осенняя прогулка»
план-конспект занятия (младшая группа) на тему

Коломенцева Елена Олеговна

- Развитие интереса у детей младшего дошкольного возраста к природе и природным явлениям в осенний период.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_osennyaya_progulka.docx38.9 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад № 27 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга

Конспект совместной деятельности с детьми

 младшего дошкольного возраста

«Осенняя прогулка.»

Составила:

Коломенцева Елена Олеговна,

воспитатель

ГБДОУ № 27 Невского района

Санкт-Петербург

2017 г.

Цель: 

- Развитие интереса у детей младшего дошкольного возраста к природе и природным явлениям в осенний период.

Задачи:

  1. Способствовать закреплению первичных представлений о различных изменениях в природе осенью: становится холоднее, идут дожди, люди надевают теплые вещи, листья начинают изменять окраску и опадать, начинается листопад.
  2. Обогащать активный словарь детей за счет слов: осень, теплая одежда, парк, деревья, листопад, осенние листья, рябина, бусы, разноцветные листья, красный, желтый, зеленый, ветер,  и др.
  3. Способствовать развитию речевой активности и эмоциональной отзывчивости.
  4. Побуждать действовать по показу взрослого  в новых игровых ситуациях.
  5. Развивать предпосылки ценностно-эстетического отношения к окружающему миру.
  6. Вызвать желание сотрудничать со сверстниками и педагогом в ходе различных видов деятельности, проявлять инициативность и самостоятельность.

Используемые современные образовательные технологии: ИКТ, игровые, здоровьесберегающие,  технология сотрудничества.

Предварительная работа:

  • Знакомство с различными жанрами художественной литературы по тематике: разучивание малых фольклорных форм и стихотворений, чтение русских народных сказок.
  • Ситуации общения на прогулке «Наступила осень», «Мы собираемся гулять», «Где прячется солнышко», «Что осень подарила нам?» и др.
  • Рассматривание иллюстраций, фотографий и репродукций картин художников по тематике «Осень. Природа осенью. Признаки осени в природе. Дети и взрослые.».
  • Дидактические игры «Найди, что назову» (одежда для осеннего периода), «С какого дерева листок?», «Найди такой же», «Найди и  спрячь солнышко за тучку» и др.
  • Прослушивание музыкальных произведений  осенней тематики, разучивание и исполнение песен, хороводов, песенок - попевок.
  • Рисование «Солнышко и дождик», лепка «Ягоды рябинки», аппликация «Бусы для рябинки», раскрашивание силуэтов листьев (кленовых, дубовых, березовых, рябиновых).
  • Игровые ситуации «Мы идем гулять», «Поиграем с ветерком и листьям», « Мы шагаем по дорожке» и др.

Создание развивающей предметно-пространственной среды в помещении зала: экспозиция для прогулки:

  1. Дидактическая кукла «МАША» - игровой персонаж.
  2. Разноцветные листья из бумаги (красные, желтые, зеленые) по кол-ву детей для игрового упражнения «Листопад».
  3. 3 стола для выполнения игрового задания, раздаточный материал по кол-ву детей для выполнения задания «Бусы для Маши»

 Технические средства обучения:

  • мультимедийное оборудование, экран, магнитофон;
  • аудиофайлы: мелодия для фона;
  •  презентация с иллюстрациями (осенняя одежда, деревья в парке, рябина с гроздьями).

Краткий ход совместной деятельности:

СЛАЙД №1

Под фоновую музыку дети входят за педагогом в зал.

  1. Организационный момент – мотивация на деятельность.

- Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости! Давайте с ними поздороваемся.

(Педагог и дети приветствуют гостей).

Коммуникативное упражнение «Здравствуй, солнце золотое!»

– Здравствуй, солнце золотое! (поднимают руки вверх)

Здравствуй, небо голубое! (руки вверху - «фонарики»)

Здравствуй, теплый ветерок! (руки опускают вниз, размахивают руками вперед- назад)

Здравствуй, миленький дружок! (поворачиваются друг к другу)

Здравствуйте, гости дорогие! (поворачиваются к гостям).

-Вы знаете, ребята, у нас сегодня  не только гости в зале. К нам пришла наша любимая МАША, она нас ждет. Только где же она?....(дети находят игровой персонаж «МАШУ», приветствуют ее).

Воспитатель, обращаясь к персонажу - МАШЕ:

- Один, два, три, четыре, пять – мы идем все в парк гулять! Маша, пойдем с нами.

Воспитатель от лица персонажа - МАШИ:

 - Я тоже хочу пойти с вами.

  1. Развитие совместной деятельности.

Педагог предлагает детям вспомнить, какое время года сейчас и как необходимо одеваться на прогулку.

СЛАЙД №2

Затем педагог обращает внимание на слайд, где изображена одежда для прогулки и предлагает назвать ее. Далее все дети «одеваются» на осеннюю прогулку в парк - выполняют динамическое упражнение с речевым сопровождением.

Динамическое упражнение «Одеваемся гулять»

Надеваем мы брюки и штаны – 1,2,3,

Надеваем свитер, куртку – посмотри.

А теперь на ножки наденем красивые сапожки.

Что осталось? – Голова.

Вот и шапочка – 1,2.

Дети вместе с педагогом выполняют игровое упражнение.

Воспитатель:

- Теперь мы все готовы на прогулку в осенний парк.

Игровое упражнение «Идем гулять» 

1, 2, 3, 4, 5 – в осенний парк идем гулять.

Дружно, весело шагаем,

Ноги выше поднимаем.

А теперь наши ножки побежали по узенькой дорожке.

СЛАЙД №3

Воспитатель, обращаясь к МАШЕ и детям:

- Вот мы и пришли в осенний парк (педагог обращает внимание на экран).

- Как здесь красиво. Маша, тебе нравиться в парке?

- Ребята, посмотрите, сколько много деревьев? Какие деревья? (ответы детей)

- Деревья высокие, красивые. Что вы видите на ветках деревьев? (ответы детей)

- На ветках много разноцветных листьев. Как только подует ветерок и листья сразу шелестят: ш-ш-ш….Вы слышите?

Игровое звукоподражательное упражнение «Высокие деревья и шелест листвы» 

(дети выполняют упражнение по показу педагога, произнося «ш-ш-ш»)

Воспитатель, обращаясь к МАШЕ и детям, обращает внимание на разложенные листья на ковре, просит детей назвать цвет листьев, объясняет явление «листопад». Затем предлагает всем вместе поиграть в «Листопад».

Игровое  упражнение «Листопад» 

(дети выполняют упражнение, сопровождая движения текстом по показу педагога)

Дует, дует ветерок (дыхательное упражнение «ветерок»)

И летит, летит листок (кружатся вокруг себя и подбрасывают листья).

Воспитатель, обращаясь к МАШЕ и детям:

- Какой красивый листопад! Маша, а ты запомнила как называется явление, когда листья опадают с деревьев? Ребята, помогите Маше (ответы детей).

Педагог предлагает собрать разноцветные осенние в корзинки.

Игровое  упражнение «Разложи по цвету листья в корзинки» 

Воспитатель, обращаясь к МАШЕ и детям:

- Ребята, продолжим нашу осеннюю прогулку по парку.

Речевое  упражнение «Ходит осень» 

Ходит осень в нашем парке,

Дарит осень  всем подарки:

Бусы красные рябинке,

Фартук розовый – осинке,

Зонтик желтый – тополям,

Фрукты осень дарит нам.

Педагог уточняет у детей, что осень подарила рябинке и обращает внимание на экран.

СЛАЙД №4

Затем педагог вместе с детьми обращает внимание на цвет ягод рябины, их размер и предлагает сделать для Маши бусы.

Игровое упражнение «Бусы для Маши» 

Дети создают «бусы», педагог направляет внимание детей на создание разных бус.

В заключении педагог от лица персонажа рассматривает, «оценивает» красоту представленные бусы

  1. Заключение – обобщение результатов совместной деятельности (рефлексия)

Педагог подводит детей к обобщению признаков осени: становится холоднее, идут дожди, люди надевают теплые вещи, листья начинают изменять окраску и опадать, начинается листопад. 


Педагог предлагает ребятам собрать бусы с использованием предложенных материалов.

Дети создают «бусы», педагог направляет внимание детей на создание разных бус.

В заключении педагог от лица персонажа рассматривает, «оценивает» красоту представленные бусы

  1. Заключение – обобщение результатов совместной деятельности.

Мне там так понравилось! Там столько всего интересного, увлекательного, веселого!

Сегодня я вам предлагаю оправиться в путешествие в эту деревню.

На чем же мы поедем в путешествие? (ответы детей)

- Конечно же, давайте поедем на поезде.

Рассаживайтесь на места (дети встают в колонну по одному друг за другом) 

Поезд оправляется!

(Под музыку «Поезд» дети двигаются за педагогом

в разных направлениях и «подъезжают» к установке с экраном).

СЛАЙД № 2

- Остановка – деревня « Забавушка».

(Звучат звуки деревни, дети рассматривают иллюстрацию на экране)

- Ребята, вы узнали, где мы? (ответы детей).

- Как вы догадались, что мы в деревне? (ответы детей).

СЛАЙД № 3

- Посмотрите, какой красивый дом. В стародавние времена у каждого человека был дом.

- Ребята, вы знаете как раньше называли дом? (ответы детей).

- Изба. А из чего она сделана? (ответы детей). 

- Раньше все дома строили из дерева, украшали резными узорами.

Давайте пройдем в «волшебные воротики» и окажемся внутри дома.

(Под музыку  дети проходят через «воротики», подходят к экспозиции «Русская печь»).

Экспозиция «Русская печь»

- Вот мы и в избе. Как вы думаете,  что же в избе было самым главным? (ответы детей).

(Педагог загадывает загадку про печь)

«Летом спит, зимой горит,

Рот открывает, что дают – глотает» (печь)

- Печь - это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и запасы на зиму.

- Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку.

«Печка — деревенская кормилица», «Печка – матушка».

- Чем же топили печку? (ответы детей). 

- Печку топили дровами, хворостом.

- Чем же могла печь накормить своих хозяев? (ответы детей). 

- В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.  В чем готовили кашу и щи?

  (Педагог загадывает загадку про чугунок)

«Что хозяйка в печку ставит, кто из вас, ребята, знает?» (чугунок)

- Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

- Как же можно было достать из печи горячий чугунок? (ответы детей). 

- Здесь был нужен  помощник.

(Педагог загадывает загадку про ухват)

«Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват)

- Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунки со щами и вкусной кашей.

- В хозяйстве был еще один помощник. Он похож на чугунок, но из глины. Что это? (ответы детей)

- Главной кухонной посудой был горшок — прямой предшественник кастрюли, супницы, сахарницы, чайника, контейнера для хранения.

В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. Горшки могли быть разных размеров большие и маленькие.

- Ребята, слышите, кто-то мяукает?!

(Педагог надевает маску-кота на одного из детей)

- Да это же Васька - кот! Давайте с ним поиграем, позабавимся.

Подвижная игра « На лежанке дремлет кот»

-Нам пора дальше идти. «Спасибо этому дому, пойдем к другому».

(Под музыку  дети проходят через «воротики», подходят к экспозиции «Ярмарка»).

Экспозиция «Ярмарка»

- Вот и ярмарка. Тары - бары, тары - бары, продают здесь все товары!

Эх, Хозяйка (хозяин) товар покажи, что продаешь, расскажи!

Игровое задание «Расскажи»

(дети выбирают иллюстрации народных игрушек и рассказывают стихотворение про них)

-Интересные у вас игрушки продаются.

(Педагог загадывает загадку про матрешку)

- Проходите, позабавьтесь с  другими игрушками.

Игровое задание «Расставь матрешек» (с использованием карточек-моделей)

(Педагог организует ситуацию общения с детьми,

обращая внимание на количество матрешек, их пространственное расположение)

- Нам пора дальше идти. «Спасибо этому дому, пойдем к другому».

(Звучит колыбельная песня)

- Ребята, слышите, кто – то поет песню. Подойдем поближе.

(Под музыку  дети подходят к экспозиции «Люлька»).

Экспозиция «Люлька»

- Вы догадались, какая это песня? (ответы детей).

- Колыбельные песни пели и сейчас поют мамы своим детям. А зачем, вы знаете? (ответы детей).

- С помощью колыбельной песни убаюкивали малыша.

Давайте запеленаем малышей и споем им колыбельную песню.

Игровое задание «Запеленай малыша»

(Педагог организует ситуацию общения с детьми,

обращая внимание на то, как надо заворачивать в одеяло кукол - малышей)

(Под музыку  подходят к люльке, укачивают  и подпеваю)

- Нам пора дальше идти. «Спасибо этому дому, пойдем к другому».

(Под музыку  дети подходят к экспозиции «Полянка веселья»).

Экспозиция «Полянка веселья»

-Ребята, сколько здесь музыкальных инструментов!

Назовите те, которые вы узнали? (ответы детей).

-Сейчас мы проверим, все ли ребята могут угадать музыкальный инструмент на слух.

Музыкальные загадки

(Звучат мелодии игры на балалайке, ложках, гармони,

Дети, прослушав отрывок, называют музыкальный инструмент,

затем появляется на слайде соответствующая  иллюстрация)

СЛАЙД №4

- Все загадки отгадали. Теперь и повеселиться можно.

«Делу время, потехе час!»

Игра-импровизация на ложках под песню «Русская изба»

(Под исполнение песни педагогом вместе с детьми (без музыкального сопровождения),  

ребята выполняют  хлопки-удары ложками в ритм песни)

- Наше путешествие подходит к концу. Пора возвращаться в детский сад.

До свидания, деревня «Забавушка»!

Рассаживайтесь на места (дети встают в колонну по одному друг за другом) 

Поезд оправляется!

(Под музыку «Поезд» дети двигаются за педагогом

в разных направлениях и «подъезжают» к установке с экраном).

-Вот мы и дома.

 (Педагог показывает птичку – невеличку)

- Птичка-невеличка,  подлетай поскорей к нам!

Ребята, расскажите птичке-невеличке, где вы были, что видели, во что играли? (ответы детей).

СЛАЙД №5 (Рефлексия)

 (на слайде появляются картинки, по ходу ответов детей: «деревня», «печь», «матрешки», «люлька», «музыкальные инструменты»)

- Мы были в деревне…Заходили в избу, видели русскую печь…сходили на ярмарку…играли с матрешками…пели колыбельную…заворачивали малыша в одеяло…качали его в люльке…играли на музыкальных инструментах…веселились и пели песню…путешествовали на поезде..

     - Ребята, что вам понравилось больше всего? (ответы детей).

До свидания,  гости дорогие, до новых встреч!

Мы еще не раз приедем в деревню «Забавушка».

Будем там забавляться, веселиться, играть и скуки не знать!

(Под музыку  дети уходят за педагогом)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по обучению аппликации "Желтый одуванчик"

Цель: продолжать учить отражать в аппликации особенности внешнего вида растенияОбучающие задачи:  Закрепить умение дифференцировать предметы по цвету;Закрепить представление о строение цветущего ...

Конспект совместной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. «Приключения Стёпы в лесу»

Цель: Расширить представление детей о съедобных и ядовитых грибахЗадачи:Научить различать ядовитые и не ядовитые грибы; научить элементарным правилам безопасности (не уходить с незнакомыми людьми, не ...

Конспект совместной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. «В гости к белочке»

Цель: развитие  речи младших дошкольников.Задачи:обогащение словаря (знакомство со словами: «шуршит», «листопад», «кружат» «боровик»; овладение средствами выразительности языка;развитие арти...

Конспект совместной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста

Конспект совместной деятельностис детьми младшего дошкольного возраста  «Паровозик из Ромашкова»Интеграция образовательных областей: речевое развитие,социально-коммуникативное развитие, познавате...

Конспект совместной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста на прогулке «Здоровье в порядке? Спасибо зарядке!»

Организованно образовательная деятельность по физической культуре на воздухе "Здоровье в порядке? Спасибо зарядке!"...

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема:«Прогулка в зоопарк »

Образовательные – Продолжать формировать умение передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства – мимику, пантомимику, речевую мимику. Закреплять ум...