Презентация "Системно-деятельностный подход — основа стандартов"
учебно-методическое пособие
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Каким же видится человек грядущего столетия?
Что необходимо современному дошкольнику?
Сегодня социальный заказ общества на образование коренным образом отличается от предыдущего. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить дошкольника фиксированным набором знаний, Сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, Работать в команде, Способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Правильно гласит китайская народная мудрость: "Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».
Обратимся к последней, самой главной фразе мудрости «…я делаю – я усваиваю». В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. Что значит "деятельность"?
Деятельностный подход – это Субьектно – ориетированная организация и управление педагогом деятельностью ребёнка при решении им специально – организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребёнка, но и его самого как личность. Предполагает открытие перед ребёнком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности. Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а деятельностью как средством становления и развития субъективности ребёнка. То есть в процессе воспитательной работы рождается не робот, обученный и запрограммированный на чёткое выполнение определённых видов действий, деятельности, а Человек, способный выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, самореализации.
Деятельностный подход в образовании- это совсем не совокупность образовательных технологий или методических приемов. Это своего рода философия образования, методологический базис, на котором строятся различные системы развивающего обучения или образования со своими конкретными технологиями, приемами, и теоретическими особенностями.
Чему должен научиться ребенок? Обратимся к старой притче о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: "Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод". Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее.
Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей со взрослыми, в реализации вместе выбранных целей и задач. Педагог не подаёт готовые образцы нравственной и духовной культуры, а создаёт, вырабатывает их вместе с детьми. Совместный поиск норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода .
Принцип деятельности Заключается в том, что ребёнок , получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, умений. Принцип субъектности воспитания. Воспитанник – не объект воспитательного процесса, не просто исполнитель, он –субъект деятельности. К.Д. Ушинский писал: «Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей»
Принципы ФГОС 2. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником ( субъектом) образовательных отношений. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Проявления ребёнка как субъекта деятельности. Связаны с: Самостоятельностью при выборе содержания деятельности и средств её реализации. С процессами эмоционально-положительной направленности в общении и стремлении к сотрудничеству в детском обществе.
В педагогике понятие «субъект деятельности» определяется на основе философских и психологических характеристик субъекта, ведущее место среди которых занимает активность и инициативность. Субъект — это носитель активности. Субъектность человека проявляется, прежде всего, в демонстрации собственного личностного отношения к объекту, предмету или явлению действительности.
Принцип учёта ведущих видов деятельности и законов их смены.
Принцип учёта сенситивных периодов развития. Это периоды развития дошкольников в которые они наиболее « чувствительны» к усвоению языка, освоению способов общения и деятельности, предметных и умственных действий. Принцип преодоления зоны ближайшего развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых. Особое значение имеет положение которое сформулировал Л.С. Выготский: «…….исследуя, что ребёнок выполнил самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня, исследуя, что ребёнок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня»
Стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через деятельность , предусматривающую решение проблем, показать практическое применение полученных знаний воспитателя Задача
Задачи педагога
Центры развития Младший и средний Старший Подготовительный Мы познаём мир Центр науки и природы Групповая лаборатория Будем говорить правильно Здравствуй книжка Наша библиотека Юные художники Творческие мастерские Центр « умелые руки» Знакомство с профессиями и предметами труда. «Мы играем» игровая и театрализованная деятельность Юные строители и конструкторы Конструкторский отдел Центр математического развития
Планирование системно -деятельностного подхода День недели Образовательная деятельность в режимные моменты совместная образовательная деятельность педагога и детей Самостоятельная образовательная деятельность взаимодействие с родителями и социальными партнерами. Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
УСПЕХОВ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы к организации методической работы, обеспечивающие готовность реализации Федеральных государственных стандартов дошкольного образования.
Современные перемены во всех сферах жизнедеятельности общества, объективные потребности в ведении Федеральных государственных стандартов дошкольного образования, с целью совершенст...
Психологические основы стандартов дошкольного образования
ФГОС ДО - определяет "присмотр и уход" как условие обеспечения полноценного образовательного процесса совсем не случайно. В этом возрасте "присматривать - ухаживать" почти всегда оз...
Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса - основа образовательного стандарта дошкольного образования
Данный материал представляет основы системно-деятельностного подхода в дошкольном образовании....
Семинар-практикум для педагогов «Научить учиться. Реализация системно-деятельностного подхода к развитию ребёнка в ДОУ»: «Использование развивающих игр на основе системно-деятельностного подхода»
Материал может быть полезен педагогам дошкольного образования, а так же родителям детей-дошкольников....
«Основные подходы проектирования организованной образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода».
laquo;Основные подходы проектирования организованной образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода»....
Доклад на тему:"Основные подходы к проектированию организованной образовательной деятельности на основе системно -деятельностного подхода. Роль педагога во всех этапах реализации ООД" ЧДОУ Детский сад № 99 воспитатель Миценко О.С.
Работаем по новым стандартам...
Гендерный подход - основа нравственного воспитания дошкольников
данный материал будет необходим в работе молодым специалистам и воспитателям детских садов...