Статья "Формирование гуманности у детей дошкольного возраста через музыкальное развитие"
статья на тему

Григорьева Татьяна Юрьевна

Из поыта работы по формрованию гуманности у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gumannaya_grigoreva_shihaleeva.docx18.3 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Формирование гуманности у детей дошкольного возраста через музыкальное развитие

Возлюби ребенка.

Возлюби его сильней, чем самого себя.

Уверуй, что Ребенок чище, лучше,

честнее, талантливее тебя.

Всего себя отдавай детям

И только тогда сможешь именоваться

Учителем

Л.Н. Толстой

Процессы  гуманизации образовательного процесса становятся приоритетными в педагогической деятельности, так как современное образование делает акцент на самом человеке, его внутреннем мире, на процессах самопознания, саморазвития, самореализации. Поэтому особую актуальность приобретает использование гуманно-личностной технологии в образовательном процессе, которая предполагает новый тип взаимоотношений со всеми участниками образовательного процесса.

Что такое гуманная педагогика? Ш.А.Амонашвили отвечает «Эта педагогика принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой». В настоящее время, как никогда, детям нужна педагогика любви и добра, понимания, содействия, воодушевления, вдохновения, сочувствия, защиты. Нужна педагогика, которая будет взращивать в них духовность, благородство, великодушия, расширять их познавательное рвение, направлять на поиск своего предназначения. Это и есть гуманная педагогика.

Амонашвили говорит: «Казалось бы, сегодня много талантливых детей – они рисуют картины, пишут стихи, поют  и танцуют, но эти дети не творят в себе человека честного, доброго, любящего, который знает что такое совесть и нравственность. Эти критерии нельзя измерить с помощью ЕГЭ, их не покажешь на сцене, не подошьешь к портфолио. Однако воспитать в ребенке все эти качества – вот истинное предназначение учителя, а вовсе не в том, что бы научить ребенка читать и считать».

Организовать образовательный процесс на теории гуманной педагогике могу лишь те педагоги, которые   основываются на  идеи и принципы гуманной педагогики:

  • воспитанию нет начала и конца;
  • каждый ребенок – учитель и воспитатель;
  • развивать и воспитывать в ребенке жизнь с помощью самой жизни;
  • гуманизация процесса образования – необходимое условие для успешного обучения и становления личности каждого воспитанника;
  • верить в каждого ребенка и любить его.

Проявление любви многогранно. И одна из его сторон – музыка. Как и ребенок, музыка рождается из любви. Любви, переполнившей душу композитора. Это может быть чувство нежности и жалости, радости и страдания. И если с самого рождения ребенок часто слышит звуки народной, классической музыки и по возможности с раннего возраста постигает тайны музыкального искусства – это благородно влияет на воспитание, закрепление в нем добрых, благородных черт характера. Недаром В.А. Сухомлинский говорил: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканты, а прежде всего воспитание человека». Развитие же творческих сторон восприятия музыки дает возможность детям почувствовать себя личностью, способной самому создать что-то удивительное, необычно красивое и любимое. Любовь к творчеству, к музыке, помогает в дальнейшем взрослеющим детям видеть в окружающей жизни больше положительных сторон, настраивать свою душу на добрый лад и также относиться к другим. А гибкость, находчивость ума и мягкость сердца, чему содействует музыкальное творчество, будут способствовать умению найти оптимальное решение из сложной жизненной ситуации.

Огромная роль в развитии у детей чувства прекрасного, стремление к познанию мира лежит на плечах музыкального руководителя. Только  любовь к детям и своей профессии помогает  раскрыть перед ребенком огромный эмоциональный мир музыки. Задача музыкального руководителя создать условия для эмоционально положительной атмосферы на занятиях, праздниках, развлечениях, везде, где есть взаимодействие ребенка с музыкой. Каждый ребенок вне зависимости от его музыкальных способностей должен быть успешен в музыкальной деятельности, для этого педагог должен создать ситуацию успеха. Она достигается благодаря четко подобранному музыкальному репертуару, который соответствует возрастным и личностным особенностям воспитанников.

С помощью музыки можно достучаться до самых глубинных чувств ребенка.  Слушание музыки позволяет раскрыть перед детьми красоту природы, учит ценить и беречь природу, относится к ней бережно. Музыка Чайковского, Вивальди помогает детям благодаря звукам, «увидеть краски». Дошкольники с удовольствием участвуют в беседах о музыке, высказывают свое мнение об услышанных произведениях. В ходе беседы учитывается мнение каждого воспитанника, ведь каждый ребенок «видит» музыку по своему, и педагог не должен навязывать свое мнение на произведение.

У детей дошкольного возраста не всегда все получается с первого раза, у них нет еще опыта, игрового, песенного, танцевального, исполнительские навыки находятся в стадии формирования. Задача музыкального руководителя максимально развить навыки исполнительского мастерства. Методы гуманистической педагогики, которые помогают педагогу в решении данной задачи: личный пример, одобрение, поощрение, убеждение, похвала, коррекция.  

В воспитании нравственных качеств детей дошкольного возраста помогает театрализованная деятельность. В ходе театрализованной деятельности происходит получения знаний без принуждения, поскольку театрализованная деятельность предполагает игру, любимый вид деятельности ребенка. Участвуя в театральной деятельности, исполняя разные роли,  дети проживают различные ситуации, познают добро и зло, что плохо, а что хорошо.

Музыкальное творчество – очищает, окрыляет душу, придает силы, и уверенности в себе, способствует укреплению гуманной жизненной позиции: передавать другим радость творчества, отдавать другим любовь через добрые дела, делиться с другими счастьем своих открытий. Ребенок, почувствовав себя творцом и участником творческого процесса, будет стремиться к творческой жизни в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры

Развитие музыкальных способностей, их формирование одна из интереснейших проблем, привлекающая внимание исследователей на протяжении многих лет. Изучение этой проблемы актуально в связи с тем, чт...

Консультация по теме: «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»

Ценность музыкально-дидактических пособий и игр состоит в том, что они воздействуют на ребенка комплексно, вызывают зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное воспр...

«Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через музыкальное развитие».

Статья адресована музыкальным руководителям и воспитателям детских садов...

«Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»

   Музыкально - дидактические игры всегда интересны детям, всегда вызывают желания участвовать в них. Это универсальный метод в музыкальном воспитании, который позволяет в доступной ф...

Конспект доклада по «Развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально – дидактические игры в соответствии с ФГОС, из опыта работы музыкального руководителя Гекало Л.А. на городской педагогической конференции 2021 г.

Одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребёнка, выступает музыкально-дидактическая игра, поск...