Мини-музей "Деревянная игрушка"
проект (старшая группа) по теме

Мицкевич Жанна Владимировна

Одним из средств нравственно-патриотического воспитания детей в детском саду является создание мини-музея "Деревянная игрушка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini-muzey_derevyannaya_igrushka.docx47.02 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИ-МУЗЕЙ

«Деревянная игрушка» 

Мини-музей "Деревянная игрушка" в ДОУ

Материал подготовил:

воспитатель Мицкевич Ж.В.

Одним из приоритетных направлений работы нашего дошкольного учреждения является патриотическое воспитание. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение общности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому задачами педагогов являются воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам. Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности: в непосредственно образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту. Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. У каждого народа свои традиции, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Народное творчество не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Важной составной частью работы по патриотическому воспитанию является приобщение дошкольников к обычаям и традициям народа, страны, к искусству. Дети не только должны узнать о традициях, но и участвовать в них, привыкать к ним, знать и понимать их смысл.

Одним из средств нравственно-патриотического воспитания является музей.

Музей – это место, где хранятся и экспонируются предметы культуры, быта, истории, искусств. Это место, куда приходят люди, чтобы увидеть что-то редкое, узнать о чем-то особенном. Музей – это хранилище человеческой памяти. В музей люди приходят, чтобы прикоснуться к чему-то дорогому, к тому, что хочется запомнить. В музее всё особенное: и экспонаты, и обстановка. И вести себя нужно не так, как можно вести себя на улице или дома. К сожалению, современные дошкольники не часто ходят в музеи. И тем самым, лишаются возможности приобщаться к разным сторонам культуры народа.

А что, если музей «принести» ребёнку, поместить сам музей в стенах дошкольного учреждения? Но такой музей должен обязательно обладать целым рядом особенностей, чтобы стать интересным и приятным для него.

В условиях детского сада невозможно создать большие, развернутые экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому в дошкольном учреждении создаются мини-музеи.  

Ценность мини-музея заключается в воспитательной, культурно – исторической, познавательной направленности. И задача воспитателя ввести, заинтересовать и дать ребенку возможность саморазвития в соответствии с выбранным направлением и темой мини-музея. С этой целью был разработан проект по созданию  в группе мини-музея «Деревянная игрушка».

Этапы создания проекта мини-музея «Деревянная игрушка»:

1. Подготовительный этап

В начале работы были определены тема, цель и задачи, название мини-музея.

Цель и задачи создания мини - музея:

Цель: формирование познавательного интереса дошкольников путём использования различных видов наглядности, приобщение дошкольников к обычаям и традициям народа, страны, к искусству.

Задачи:        

- Формировать у детей первичные представления о музеях.

- Знакомить детей с историей России на примере народной игрушки.

- Знакомить с русским народным фольклором посредством народной игрушки.

- Знакомить с многообразием деревянных игрушек, способами их изготовления.

- Формировать у дошкольников навыки исследовательского поведения.

- Развивать воображение, художественный вкус, моторику рук.

- Повышать общий культурный уровень воспитанников.

- Воспитывать интерес к народным промыслам.

- Воспитывать заботливое отношение к экспонатам.

Работа в мини-музее ведется на основе таких принципов как:

  • принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
  • принцип опоры на интересы ребенка;
  • принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
  • принцип наглядности;
  • принцип последовательности;
  • принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Экспонаты мини-музея представлены таким образом, чтобы при необходимости они могли использоваться мобильно и быть доступными для детей при организации самостоятельной или совместной игровой деятельности или проведения элементарного экспериментирования. В настоящих музеях, по понятным причинам, трогать экспонаты нельзя, а вот в нашем мини-музее экспонаты являются не только экспонатами, а еще и увлекательными игрушками, в которые с удовольствием играют дети. Каждый экспонат мини-музея доступен ребёнку. Дошкольнику свойственно познавать мир посредством органов чувств. Ему недостаточно лишь увидеть предмет или лишь послушать рассказ взрослого, он больше и лучше запоминает, когда дотронется до вещи, возьмёт её в руки, поиграет с ней. Увеличивается полнота восприятия, прочность запоминания. Поэтому, дети имеют возможность взять с полки заинтересовавший их предмет (игрушку), рассмотреть его и даже поиграть (например, посвистеть в свистульку, сложить матрёшку и т.д.).

Мини-музей в группе позволяет нам сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей, он постоянно пополняется новыми экспонатами, которые используются для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.

2. Этап реализации проекта.

Большую роль в этом процессе сыграли родители детей, которые приносили экспонаты, помогали в оформлении, таким образом, дети и взрослые  почувствовали свою причастность к мини-музею.

Мини-музей располагается в помещении группы, на специально оформленных полках, предназначенных для экспонатов. Представлены деревянные игрушки разной формы и разного назначения. Дети знакомятся с историей возникновения каждой игрушки.

План работы мини-музея включает в себя:

  • Проведение экскурсий для других групп детского сада.
  • Создание книжек-малышек или большой книги о своих деревянных игрушках.
  • Пополнение коллекции деревянных игрушек.
  • Создание тематических коллекций (матрешек, свистулек, игрушек-дергунчиков, логических игрушек и др.).
  • Сбор дополнительной информации о разнообразии народной игрушки.

Перспективный план работы с дошкольниками.

Старшая группа.

1 квартал. Цель: продолжение знакомства с музеем деревянной игрушки.

Задачи:

  • продолжать знакомить с видами деревянных игрушек;
  • знакомить с народными промыслами, в которых выполнены игрушки;
  • сбор информации и иллюстративного материала по каждому промыслу, создание картотеки;
  • сбор художественной литературы, сказок, прибауток, просмотр мультфильмов, которые можно использовать при работе в мини-музее;

2 квартал. Цель: знакомство с новыми народными игрушками.

Задачи:

  • познакомить с Богородской деревянной игрушкой (этапами изготовления и видами игрушки)
  • организовать экспозицию «Русская матрёшка»;
  • - создать альбом «Виды матрёшек», шаблоны основных видов матрешек (Сергиево-Посадской/Загорской, Вятской, Полхов-Майданской, Семеновской);
  • дать представление об особенностях каждого вида матрёшек;
  • формировать умение различать и определять особенности каждой матрешки;
  • разучить стихи, загадки о матрёшках;
  • развивать умение рисовать и выполнять роспись матрешек, в соответствии с их видом, раскрашивать шаблоны матрёшек;
  •  провести развлечение «В гостях у Матрёшек»;

3 квартал. Цель: знакомство с игрушками-головоломками и музыкальными игрушками (свистульками и др.).

Задачи:

  • познакомить с игрушками – головоломками.
  • провести конкурс «Кто быстрее соберет»;
  • познакомить с музыкальными народными игрушками (свистульками);
  • пополнение картотеки о деревянных игрушках информацией и иллюстрациями о свистульках и игрушках-головоломках;
  • -организовать экспозиции музыкальных игрушек и игрушек-головоломок;
  • Организовать досуг для малышей с использованием музыкальных деревянных игрушек (в т. ч. свистулек и игрушек-головоломок).

Подведение итогов. 

Экспонаты музея периодически меняются. Проводятся познавательные, художественно-эстетические занятия, чтение художественной литературы, подобранной в соответствии с экспонатами мини-музея, проводятся ролевые игры, используются развивающие деревянные игрушки в режимных моментах. Дети активно проявляют интерес к деревянным игрушкам, исследуя их и экспериментируя с ними. Деревянные игрушки обогащают чувственный опыт детей в разных видах деятельности, формируют представления о простейших связях между предметами ближайшего окружения, формируют интерес к эстетической стороне окружающей действительности. Деревянные игрушки способствуют активной игровой деятельности ребенка.

План развития мини-музея.

В ближайших планах развития мини-музея создание коллекций деревянных игрушек «Матрешки» (общей и по видам), «Свистульки», «Музыкальные инструменты», игрушки-забавы, игрушки-головоломки/логические /дидактические игрушки.

Приложение 1

Перечень основных экспонатов мини-музея «Деревянная игрушка»:

1.Шнуровка «Бусы»: способствует развитию эстетического вкуса, помогает обучать группировать предметы по цвету, тренирует мелкую моторику пальцев, создает положительный эмоциональный настрой, снимает напряженность.

2.Шнуровка «Ферма»: помогает освоению навыка шнурования, развитию мелкой моторики, координации, ориентировке в пространстве, знакомству с окружающим миром.

3.Балансир «Лодочка»: замечательная игрушка для развития у детей чувства равновесия.

4.Матрешки помогают детям сосредоточиться, научиться счету, усидчивости; развивать логическое мышление, пространственное воображение, крупную и мелкую моторику, координацию движений рук; уникальная народная игрушка всесторонне развивает умственную деятельность ребенка, дарит ему новые впечатления и хорошее настроение, знакомит с видами декоративно-прикладного искусства.

5.Бочонки-вкладыши знакомят детей с размерами, учат правильно выстраивать измерительную шкалу «самый большой – самый маленький» развивают умственную деятельность детей.

6.Богородская игрушка: помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное, в окружающей нас жизни и в искусстве, поднимает настроение.

7. Пирамидка-головоломка «Сказочный замок» развивает мелкую моторику, конструктивные способности детей и воображение.

8. Театр «Колобок»: развивает творческое воображение, мелкую моторику, пространственное мышление и логику, а также закрепляет знание знакомых сказок и выявляет актерские способности у ребенка.

9.Трещотка и свистульки – музыкальные игрушки: помогают овладеть образно-игровыми и имитационными движениями в сочетании с музыкой; приучают ребенка экспериментировать с музыкальными игрушками, приобщает к изучению их звуковых возможностей.

10. Рамки-пазлы: цель игры - сложить целое изображение из 4 частей.

11.Рамка вкладыш: цель игры вложить вкладыш в соответствующее место, подобрав по размеру и логике; тренирует мелкую моторику пальцев, знакомит с окружающим миром, понятиями цвета, количества.

12.Конструктор. Конструирование - достаточно сложный процесс: ребенок не только практически действует руками и воспринимает возводимую постройку, но и обязательно при этом мыслит. В процессе создания различных построек совершенствуются восприятие детьми формы предметов, их величины, пространственных отношений.

13. «Зоопарк» - детская игра - головоломка, основана на составлении рисунка из фрагментов. Складывание пазлов положительно влияет на развитие детей любого возраста. Эта игра научит правильно воспринимать связь между отдельными фрагментами и целым рисунком. Развивает образное, пространственное мышление и логику.

14. Деревянные счеты и весы. Помогают в развитии мышления ребенка, в сенсорном развитии, происходит первое знакомство с самим счетом и взвешиванием различных предметов.

15. Игрушка – каталка «Курочки клюют»: игра – забава, при движении колесиков игрушки, курочки начинают поочередно наклонять головы, как будто клюют зернышки. Игрушка стимулирует к активным действиям, развивает вестибулярный аппарат, помогает в развитии эстетического вкуса, поднимает настроение.

16. Игрушка – трещотка «Гусеничка»: также относится к играм – забавам, при движении колесиков игрушки, « гусеничка» начинает производить звуки, похожие на треск, деткам очень нравится этот процесс и они надолго могут увлечься этой игрушкой.

17. Музыкальная игрушка «Цирк» работает при помощи небольшого механического завода, стоит покрутить определенный ключик и начинает звучать красивая мелодия, звучит она до тех пор, пока не кончится завод. Такая игрущка воспитывает в детях не только любовь к музыке, но и развивает коммуникативные и вокальные навыки, развивает художественное восприятие музыки.

18. Деревянная новогодняя елочка с миниатюрными елочными игрушками очень нравится детям своей оригинальностью и маленькими размерами. Благодаря ее размерам, у детей развивается мелкая моторика рук и координация движений.

19. Кукла – дергунчик (игрушка-забава). Способствует развитию у детей образного и логического мышления, творческих и игровых способностей, координации движений, внимания, усидчивости, мелкой моторики пальчиков, тактильных ощущений.

20. Забавные маракасы Петрушки – музыкальные игрушки, способствующие развитию музыкального слуха, чувства ритма, творческому воображению, желанию осваивать различные музыкальные инструменты.

21. Шнуровка «Пришей пуговицы» - помогает освоению навыка шнурования, развитию мелкой моторики, координации, ориентировке в пространстве, знакомству с окружающим миром.

22. Балансир «Кто в зоопарке живет» - игрушка для развития у детей чувства равновесия.

Приложение 2

Экскурсия «Деревянная игрушка из рук мастеров»

Цель: Формирование у детей «образа музея», как храма искусства, в котором хранятся художественные коллекции.

Задачи:

  • Познакомить с народными деревянными игрушками – матрешкой, богородской игрушкой и игрушками-головоломками. 
  • Расширять представления детей о видах деревянных игрушек и их назначении.
  • Продолжать воспитывать детей на русских народных традициях, углублять их знания о народном творчестве.  
  • Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров.
  • Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Материалы для занятия
• Выставка игрушек – богородских; матрешек – сергиево-посадских, полхов – майдановских, семеновских, вятских (картинки, использованные в конспекте взяты из интернета)

Предварительная работа: беседы, рассматривание русских народных игрушек, разучивание подвижных игр. 

Словарная работа: матрешка, народный промысел, богородские игрушки, орнамент.
Ход занятия 

- Сегодня я приглашаю вас совершить экскурсию в музей «Деревянной игрушки». Кто знает, что такое экскурсия? (ответы детей). А кто знает, люди, каких профессий работают в музее? (ответе детей)

- В музее трудится очень много людей: 

Экскурсовод – это тот, кто проводит экскурсии. 

Научный сотрудник - собирает материал по выставке (в архиве, библиотеке, в интернете, документах) 

Смотритель – смотрит за порядком и поведением, проверяет билеты у посетителей. 

Реставратор – человек, который ремонтирует предметы старины.

 

- Прежде чем мы начнем нашу экскурсию, надо решить, кто будет экскурсоводом.

-Ребята, а вы мне разрешите быть экскурсоводом? Давайте вспомним правила поведения в музее. (Правила: не кричать и не шуметь, не перебивать экскурсовода, вопросы задавать по очереди).  

-Ну, вот правила, мы повторили, теперь можно начать экскурсию. 

Дети останавливаются около выставки игрушек. 
Воспитатель-экскурсовод: Дети рассматривают игрушки. Воспитатель обращает внимание детей на богородскую игрушку.

На этом столе собрались игрушки из села Богородское московской области. 

  Эти игрушки сделаны из липы. Берет мастер липовую чурку, приглядывается к ней внимательно, словно прикидывает что-то. А потом вырезает острым ножом круглые ушки и короткий нос, в середине – мохнатый живот, внизу – толстые медвежьи лапы. И вот уже готов Михаил Потапыч – людям на забаву. Медведей особенно любят делать богородские мастера. И каких только медведей у них нет – вот мишка медом лакомиться, вот дрова рубит. А здесь, посмотрите-ка, мужик и медведь делят вершки и корешки. Помните эту сказку? А вот тут мишка с мужиком вместе дрова пилят. Такую хитрость придумали богородские мастера, что игрушки их двигаться умеют: потянешь за две планочки – и вот уже медведь дрова рубит. А на этой дощечке куры быстро-быстро зерно клюют. А здесь медведь с мужиком в кузнице работают, молотами стучат. Чудные игрушки, правда? Много радости они людям приносят, и те большое спасибо мастерам богородским говорят.

Дальше дети подходят к столу накрытым платком.
Воспитатель:А что здесь под платком накрыто вы узнаете, если отгадаете загадку?

 Словно репка, она крутобока,
А под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой черных смородинок-глаз.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская… .(матрешка)
        Воспитатель открывает платок. Под платком стоят матрешки
Воспитатель: Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки. Вот еще, какая загадка про матрешек есть, послушайте. 
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они живут друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Воспитатель: Вот сколько есть интересных игрушек. Но сначала давайте отдохнем, прежде, чем познакомимся этими игрушками.

Физминутка: «Матрешечка-Матрешка»

Ну, ребятки, не зевайте,
А в кружочек все вставайте.
Хотите поиграть немножно?
Нарядитесь, тогда матрешкой.

Из детей выбирают 3-х матрешек. Им на голову завязывают платочки. Они приседают в центре круга, который образуют другие дети. Дети идут по кругу и поют песню «Матрешка» на мотив русской народной песни «Колпачок»:

Ах, матрешечка, матрешка
Аленький платочек
Сарафан в цветочек.
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили.
На ноги поставили,
Танцевать заставили.
Танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь

     После игры дети садятся на стульчики. Воспитатель продолжает рассказ о матрешках, сопровождая показом матрешек.

Воспитатель: Фигурка матрешки вырезана из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна фигурка, и так до 10-12 куколок. Вначале делается самая маленькая, неразъемная фигурка. Затем фигурки обрабатываются шкуркой и расписывают, иногда покрывают лаком. 
Наиболее известны Семеновские и Загорские матрешки, а также Полхов-Майданские и Вятские. Все они отличаются элементами росписи, но каждая была одета в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник. 
Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах на столе у нас живут,

Всех матрешками зовут!

Кукла первая толста, а внутри она пуста.

Разнимается она на две половинки,

В ней живет еще одна кукла в серединке.

Эту куколку открой – будет третья во второй!

Половинку отвинти плотную, притертую –

И сумеешь ты найти куколку четвертую.

Вынь ее да посмотри, кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая куколка пузатая.

А внутри пустая, в ней куколка шестая.

А в шестой – седьмая, а седьмой – восьмая.

Это куколка меньше всех, чуть побольше, чем орех.

Вот поставленные в ряд сестры – куколки стоят.

– Сколько вас? – у них мы спросим.

И ответят куклы – восемь!

Воспитатель: Кажется, что матрешка пришла к нам из мира легенд и сказок, из седой древности. На самом деле ей всего немногим больше ста лет. Много есть версий, как и когда то она родилась. Но доподлинно известно, что ее прообразом послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. Эти яйца были полыми внутри, в большое вкладывалось малое. Отсюда и пошла матрешка – присмотритесь, даже ее форма в чем-то напоминает яйцо. 

А в этом месте находятся игрушки – головоломки, игрушки – пазлы. Они созданы для вашего умственного развития. Вот хотя бы головоломка «Зоопарк», вы не только учитесь узнавать и называть животных, которые причудливо сплелись между собой, но и правильно находить им место по контуру,  собирая их в одно целое.

Воспитатель: Ну что, понравились вам в нашем музее игрушки? А что вам особенно понравилось и запомнилось, вы можете нарисовать. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 1 младшей группы на тему "Любимые игрушки" в рамках тематической недели "Игры и игрушки"

Конспект итогового развлечения в первой младшей группе на тему: «Игрушки». Задачи: Образовательная область «Коммуникация»: - Способствовать расширению активного словаря детей по теме: «Игрушки». -...

Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»

Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф...

Музыкальные игрушки своими руками. Музыкальные игрушки и игры.

Для домашнего музицирования необходимы музыкальные игрушки и инструменты.  Они продаются в магазинах, но часть из них можно изготовить с ребёнком дома из подручных материалов. Так малыш заодно пр...

Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой на примере филимоновской игрушки

В работе раскрыта теоретическая часть для работы с детьми по ознакомлению их с филимоновской игрушкой....

Логодосуг "Раз игрушка, два игрушка".

Цель логопедического досуга создать праздничное позитивное  настроение у детей, закрепить лексико-грамматический материал по теме "Игрушки", изучаемого на логопедических занятиях. Элементы соревн...

Еще раз об игрушках или Игрушки для самых маленьких.

Всем известно, что игрушки детям необходимы, но как выбрать именно такие, которые будут полезны, с которыми ребенок будет играть долго? Подробнее остановимся на играх и игрушках, необходимых для полно...