Картотека сюжетно-ролевых игр для детей старшего возраста.
учебно-методический материал (старшая группа)

Федотова Елена Валентиновна

Ведущим видом деятельности в детском саду является игра. Развитие игровой деятельности тесно связано с освоением дошкольниками различных социальных ролей. Именно в игре ребенок получает знания и отрабатывает навыки общения, формирует мировозрение, расширяет познавательную сферу деятельности. Игра становиться для ребенка лучшим способом усвоения информации и общественного опыта, способствует развитию самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции.

В помощь молодым педагогам представлена картотека сюжетно-ролевых игр для детей старшего возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_syuzh-rol_igr_st_gr.docx31.86 КБ

Предварительный просмотр:

                 

               КАРТОТЕКА

СЮЖЕТНО - РОЛЕВЫХ ИГР

ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«СУПЕРМАРКЕТ»

Цель: Научить детей согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли по ходу игры.

Игровые действия: приход в супермаркет; покупка необходимых товаров; консультации менеджеров; объявления о распродажах; оплата покупок; упаковка товара; решение конфликтных ситуаций с директором или администратором супермаркета.

Оборудование: касса; наборы продуктов; спецодежда для продавцов, кассиров, менеджеров; сувениры; чеки, сумки, кошельки, деньги; наборы мелких игрушек; журналы, газеты; одежда, обувь, головные уборы и др.; учетные книги, ценники, указатели, названия отделов; телефоны, рации, микрофоны; упаковка, тележки для продуктов.

«СКОРАЯ ПОМОЩЬ».

«ПОЛИКЛИНИКА». «БОЛЬНИЦА»

 Цель: Формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив.

Игровые действия: приход в поликлинику, регистратура; прием у врача; выписка лекарства; вызов «Скорой помощи»; госпитализация, размещение в палате; назначения лечения; обследования; посещение больных; выписка.

Оборудование: халаты, шапочки врачей; карточки больных; рецепты; направления; наборы «Маленький доктор»; «лекарства»; телефон; компьютер; носилки

                «ТЕЛЕВИДЕНИЕ»

 Цель: Закреплять представления детей о средствах массовой информации, о роли телевидения в жизни людей.

Игровые действия: выбор программы, составление программы редакторами; составление текстов для новостей, других программ; подготовка ведущих, зрителей; оформление студии; работа осветителей и звукооператоров; показ программы.

Оборудование: компьютеры; рации; микрофоны; фотоаппараты; «хлопушка»; программы (тексты); символика различных программ; элементы костюмов; грим, косметические наборы; элементы интерьера, декорации; сценарии, фотографии.

 «ВОДИТЕЛИ».  «ГАРАЖ»

Цель: Воспитывать интерес и уважение к труду транспортников, пробуждать желание работать добросовестно, ответственно, заботиться о сохранности техники, закреплять знание правил дорожного движения. Развивать память, речь детей.

Игровые действия: диспетчер выдает путевые листы водителям; водитель отправляется в рейс, проверяет готовность машины, заправляет машину; при необходимости механиком производятся ремонтные работы; оказывает необходимую помощь товарищу; доставляет груз по назначению; приводит машину в порядок; возвращается в гараж.

Оборудование: рули; планы, карты, схемы дорог; различные документы (права, технические паспорта автомобилей); наборы инструментов для ремонта автомобилей; дорожные знаки, светофор; страховые карточки; автомобильные аптечки; телефоны.

«АТЕЛЬЕ». «ДОМ МОДЫ».

Цель: Воспитывать уважение к труду швеи, модельера, закройщика, расширять представления о том, что их труд коллективный, что от добросовестной работы одного человека зависит качество труда другого.

Игровые действия: выбор и обсуждение модели с модельером, подбор материала; закройщики снимают мерки, делают выкройку; приемщица оформляет заказ, определяет сроки выполнения заказа; швея выполняет заказ, проводит примерку изделия; заведующая ателье следит за выполнением заказа, разрешает конфликтные ситуации при их возникновении; кассир получает деньги за выполненный заказ; может действовать служба доставки.

Оборудование: швейные машинки; журнал мод; швейные инструменты (сантиметр, нитки, образцы ткани, и др.); фурнитура; выкройки; бланки заказов; «манекены».

   

«ГИБДД»

Цель: Воспитывать уважение к труду работников инспекции безопасности движения, закреплять представление об их значении для жизни города, условиях труда и взаимоотношениях «инспектор — водитель», «инспектор — пешеход».

Игровые действия: определение места работы инспекторов, работа с планами; инспектор — водитель; инспектор — пешеход; оформление документов на машину; отчет инспекторов начальнику ГИБДД.

Оборудование: жезлы; свистки; дорожные знаки; светофоры; водительские права.

 «МОДЕЛЬНОЕ АГЕНТСТВО»

Цель: Научить детей распределять роли и действовать в соответствии с ними, учить моделировать ролевой диалог, воспитывать дружеское отношение друг к другу, определять характеры героев, оценивать их поступки.

Игровые действия: поступление в модельное агентство; обучение, сценическая речь и др.; выбор моделей для показа; работа с модельерами; работа с фотографами; составление «портфолио»; показ мод.

Оборудование: камера; декорации; косметические наборы.

«МОРЯКИ». «РЫБАКИ». «ПОДВОДНАЯ ЛОДКА»

Цель: Научить детей отображать в игре знания детей об окружающей жизни, формировать навыки позитивного общения детей и доброжелательного отношения в группе.

Игровые действия: постройка корабля, подводной лодки; подготовка к плаванию, выбор маршрута; плавание, выполнение ролевых действий; ремонт судна; работа водолазов; подъем флага на корабле; возвращение в порт (док).

Оборудование: флаги; спасательные круги; спасательные жилеты; акваланги; матросские воротники.

«ШКОЛА»

Цель: Расширять сферу социальной активности ребенка и его представления о жизни школы, предоставив ему возможность занимать различные позиции взрослых и детей (учитель — ученик — директор школы).

Игровые действия: поступление в школу; подготовка к школе, приобретение необходимых школьных принадлежностей; 1 сентября, торжественная линейка; Урок; перемена; уход домой.

Оборудование: школьные принадлежности; доски; журналы; указки; карты, атласы; дневники.

«ЦИРК»

Цель: Закреплять представления детей об учреждениях культуры, правилах поведения в общественных местах, закреплять знания о цирке и его работниках.

Игровые действия: изготовление билетов, программок циркового представления; подготовка костюмов; покупка билетов; приход в цирк; покупка атрибутов; подготовка артистов к представлению, составление программы; цирковое представление с антрактом; фотографирование.

Оборудование: афиши; билеты; программки; элементы костюмов; атрибуты: носики, колпаки, свистульки, мыльные пузыри, «ушки»; гирлянды, фигурки клоунов, флажки и др.; атрибуты для цирковых артистов: канаты, обручи, шары, булавы; грим, косметические наборы; спецодежда для билетеров, работников буфета и др.

 «ТЕАТР»

Цель: Закреплять знания детей о театре, о труппе театра, работниках театра, показать коллективный характер работы в театре, развивать выразительность речи.

Игровые действия: выбор театра; изготовление афиши, билетов; приход в театр зрителей; подготовка к спектаклю актеров; подготовка сцены к представлению работниками театра; спектакль с антрактом.

Оборудование: ширма; различные виды театров; афиши; билеты; программки; элементы костюмов.

«ИССЛЕДОВАТЕЛИ»

Цель: Закреплять знания детей о научных работниках, об их интересном и нелегком труде, специфических условиях труда.

Игровые действия: выбор объекта исследований; создание лаборатории; проведение опытной работы; фотографирование, съемки промежуточных результатов; занесение результатов исследований в журнал; научный совет; подведение итогов исследований.

Оборудование: наборы для лаборатории; микроскопы; увеличительные стекла; различные насекомые (пласт.); природные материалы; стаканчики, пробирки; насос.

«ПОЧТА»

Цель: Научить детей пользоваться в игре предметами-заместителями, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней.

Игровые действия: оформление почтового отделения с различными отделами; работа отдела доставки; работа отдела связи; работа отдела почтовых переводов и посылок, бандеролей; телеграф.

Оборудование: сумки почтальонов; конверты; открытки; газеты, журналы; посылки; подписные листы; бланки; справочные журналы; печати, штампы.

«РЕДАКЦИЯ»

Цель: Закреплять ролевые действия работников редакции, показать, что их труд — коллективный, от качества работы одного зависит результат всего коллектива.

Игровые действия: редакционная коллегия; изготовление макета газеты, журнала; распределение заданий и их выполнение; фотографирование, написание статей; использование рисунков, придумывание заголовков; составление газеты (журнала).

Оборудование: фотоаппараты; макеты журналов; блокноты; фотографии; фотопленка; пишущая машинка; компьютер; рисунки.

КОРПОРАЦИЯ «БИЛАЙН»

Цель: Научить детей отражать в игре явления социальной действительности, закреплять правила поведения в общественных местах, корпоративную этику, формирование навыков речевого этикета, учить включаться в групповую работу и самостоятельно находить в ней привлекательные для себя моменты, учить оценивать качество выполнения задания, формировать навыки сотрудничества.

Игровые действия: работа операторов связи; работа менеджеров по продажам средств связи; ремонтная мастерская; оплата услуг; справочная служба.

Оборудование: сотовые телефоны; компьютеры; бланки счетов; чеки; предметы и пакеты с символикой «билайн»; бейджики для сотрудников; рекламные проспекты, журналы.

 «ЗООПАРК»

Цель: Расширять представления детей о гуманной направленности труда работников зоопарка, об основных профессиях: директор зоопарка, рабочие, врач, проводник, работник кухни, экскурсовод и др., об основных трудовых процессах по обслуживанию животных.

Игровые действия: приобретение билетов в зоопарк; изучение плана зоопарка, выбор маршрута; площадка молодняка, работа проводников с молодняком; экскурсия по зоопарку,  наблюдение кормления животных,  уборки вольеров; площадка отдыха.

Оборудование: билеты; схема зоопарка; указатели; строительный материал; элементы костюмов животных; набор игрушек-животных.

КАФЕ. «МАКДОНАЛДС». ПИЦЦЕРИЯ.

Цель: Учить детей самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ролью, самостоятельно создавать необходимые постройки, формировать навыки доброжелательного отношения детей. Побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни.

Игровые действия: выбор столика; знакомство с меню; прием заказа; приготовление заказа; прием пищи; работа с менеджером при необходимости (жалоба, благодарность); оплата заказа; уборка столика, мойка посуды.

Оборудование: фартуки; наборы посуды; подносы; меню; скатерти; полотенца; салфетки; наборы продуктов; пиццерия.  

 «БИБЛИОТЕКА»

Цель: Расширять представления детей о работниках библиотеки, закреплять правила поведения в общественном месте.

Игровые действия: оформление формуляров читателей; прием заявок библиотекарем; работа с. картотекой (использование компьютера); выдача книг; поиск необходимых книг в архиве; читальный зал.

Оборудование: компьютер; учетные карточки;  книги; картотека.

 «АГЕНТСТВО НЕДВИЖИМОСТИ»

Цель: Расширять сферу социальной активности детей и их представления об окружающем, закреплять знания о работе агентств по продаже недвижимости, предоставлять ребенку возможность занимать различные позиции взрослых (директор агентства — менеджер по продажам — работник рекламной службы — покупатель).

Игровые действия: знакомство с рекламными проспектами; выбор недвижимости; обсуждение местонахождения недвижимости; знакомство с особенностями планировки и оформления; оформление сделки; оплата покупки; оформление документов.

Оборудование: рекламные журналы; планы квартир; фотографии домов.

«ИССЛЕДОВАТЕЛИ КОСМОСА»

Цель: Закреплять знания детей об исследованиях в области космоса, о специфических условиях труда исследователей, учить моделировать игровой диалог, использовать различные конструкторы, строительные материалы, предметы-заместители.

Игровые действия: выбор объекта исследования (планета, звезда, грунт с другой планеты и т. д.); создание лаборатории; работа в обсерватории; проведение опытной работы; изучение фотографий, видеосъемки из космоса; использование космических научных станций; ученый совет; подведение итогов исследований.

Оборудование: карта космического неба; карта созвездий; элементы космических кораблей; бинокли, рации; журнал наблюдений.

 «ХИМЧИСТКА»

Цель: Формировать совместную деятельность, направленную на качество исполнения ролей.

Игровые действия: Прием заказа; оформление заказа; оплата заказа; чистка одежды; использование лаборатории для поиска новых средств; выполнение заказа; доставка заказа.

Оборудование: бланки приема; чехлы для одежды; одежда; набор для лаборатории; стиральная машинка; утюг.

«ЭКОЛОГИ»

Цель: Расширять представления детей о гуманной направленности работы экологов, ее необходимости для сохранения природы, социальной значимости.

Игровые действия: выбор объекта, работа с картами, планами местности; изучение экологических паспортов; изучение экологической обстановки (пробы воды, воздуха, почвы и т. д.); предъявление штрафных санкций; работы по исправлению экологической ситуации; фотографирование, съемка нарушений.

Оборудование: планы, карты, схемы местности; «Красная книга»; халаты; путеводители; видеокамера; паспорта различных животных и растений.

 «СЛУЖБА СПАСЕНИЯ»

Цель: Расширять представления детей о гуманной направленности работы службы спасения, ее необходимости, мобильности в чрезвычайных ситуациях.

Игровые действия: вызов по тревоге; осмотр места происшествия, ориентировка на местности; распределение спасательных работ между разными группами; использование техники специального назначения; спасение пострадавших; оказание первой медицинской помощи; доставка необходимых предметов в район происшествия; возвращение на базу.

Оборудование: набор техники специального назначения; рации, телефоны; планы, карты; символика службы спасения; инструменты; защитные каски, перчатки; фонари; использование атрибутов из других игр, например «Скорая помощь».

 «ОЛИМПИАДА»

Цель: Отобразить события общественной жизни, интересующее детей, объединить детей вокруг одной цели, способствовать преодолению эгоцентризма, формированию совместной деятельности, направлять внимание детей на качество исполняемых ролей, их социальную значимость.

Игровые действия: зажжение олимпийского огня; представление и шествие команд; приветствие спортсменам руководителя страны или министра спорта; открытие олимпиады и концерт; спортивные выступления; закрытие олимпиады.

Оборудование: олимпийская символика; эмблемы команд; судейские свистки, финишные ленты; медали и др. награды; секундомер, рулетка; микрофоны, фотоаппараты, фотографии столиц Олимпийских игр; флаги, флажки для болельщиков; стартовый пистолет; имитация факела.

«ПЕРВОБЫТНЫЕ ЛЮДИ»

Цель: Выполнять различные роли в соответствии с развитием сюжета, использовать различные строительные, бросовые материалы для изготовления необходимой атрибутики, формировать умение планировать действия всех играющих.

Игровые действия: устройство пещер, обустройство их; изготовление орудий труда, посуды, оружия, украшений охота, приготовление пищи; воспитание детей и обучение их письму, счету; рисование наскальной живописи, написание пиктограмм; праздники древних людей.

Оборудование: инструменты и орудия труда (предметы-заместители); природный материал; украшения; следы животных; лук, копье; макеты костра, пещеры; плоскостные изображения древних животных; наскальная живопись, элементы одежды первобытных людей; сети, арканы.

«МУЗЕЙ»

Цель: Отображать в игре события общественной жизни, нормы общественной жизни, поведения в культурных местах, учить внимательно, доброжелательно относиться друг к другу.

Игровые действия: подготовка к посещению музея; рассматривание путеводителей; выбор музея; оформление экспозиции; экскурсия; реставрационная мастерская.

Оборудование: коллекции предметов декоративно-прикладного искусства; фотографии, репродукции; вывески; альбомы по искусству; путеводители по музеям различной направленности, паспорта на экспонаты; инструменты для реставраторов, спецодежда.

 «БАНК»

Цель: Отражать в игре явления социальной действительности, закреплять правила поведения в общественных местах, формировать навыки речевого этикета.

Игровые действия: посещение банка, выбор необходимых услуг; работа кассы, пункта обмена валют; оформление документов, прием коммунальных платежей; работа с пластиковыми картами; консультации с директором банка.

Оборудование: бланки; касса; сберегательные книжки; компьютер; пластиковые карточки; деньги разных стран; аппарат для работы с пластиковыми карточками.  

 

«ДИЗАЙНЕРСКАЯ СТУДИЯ»

Цель: Учить детей самостоятельно распределять роли и действовать согласно роли, формировать навык речевого этикета, умение включаться в групповую работу и самостоятельно находить в ней привлекательные моменты,  оценивать качество выполнения задания (своей работы и  партнеров по игре), выражать свое мнение публично. Закреплять знания детей об окружающей действительности, продолжать знакомить с работниками дизайнерской студии.

Игровые действия: выбор объекта, прием заказа; конкурс макетов; подбор материалов, измерение площади работ; согласование с заказчиком; оформление интерьера, сдача заказа; дополнения декоративными деталями; решение при возникновении конфликтных или спорных ситуаций; оплата заказа.

Оборудование: альбомы для оформления интерьеров; образцы тканей, обоев, краски и др., планировка различных помещений; декоративные украшения; фланелеграф с набором картинок мебели и декоративных украшений; сантиметр; рулетка; альбомы с образцами светильников; альбомы по флористике.

Строительные игры.

«ПИРАТЫ»

Цель: Учить создавать необходимые постройки, пользоваться предметами-заместителями, понимать игровую ситуацию  и действовать в соответствии с ней.

Игровые действия: постройка пиратского корабля; поиски сокровища; встреча двух судов; разрешение конфликта.

Оборудование: флаг; сундуки, шкатулки; «сокровища».

«СТРОИТЕЛЬСТВО»

Цель: Научить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом, конструкторы, строительные материалы, справедливо решать споры, действовать в соответствии с планом игры.

Игровые действия: выбор объекта строительства, строительного материала, способа его доставки на строительную площадку; строительство; дизайн постройки; сдача объекта.

Оборудование: планы строительства; различные строительные материалы; инструменты; униформа; строительная техника; каски; образцы материалов; журналы по дизайну.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проект сюжетно-ролевой игры «Больница» для детей старшего дошкольного возраста»

1.Расширять  знания детей о труде врача, медицинской сестры, о способах оказания первой медицинской помощи. Формировать умение заботиться о собственном здоровье.2.Учить детей передавать в игре пр...

Роль сюжетно-ролевой игры в социализации детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевые игры - это особый вид игровой деятельности дошкольников. Они становятся ведущим видом деятельности, в которой развивается личность ребенка; происходит развитие всех психических процесс...

Конспект занятия по сюжетно-ролевой игре "Поликлиника"для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по сюжетно-ролевой игре "Поликлиника"для детей старшего дошкольного возраста...

Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры "Деревня" (для детей старшего дошкольного возраста). Сборник "Организация сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста на прогулке" Орёл, 2012 г.

Цель и задачи: Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Формирование представления о жизни в сельской местности. Закрепление и обогащение знаний о домашних животных и птицах, об их внешнем...

Картотека развивающих, сюжетно-ролевых игр, профессий для детей дошкольного возраста по ранней профориентации.

Сборник  составлен при реализации проекта «Ранняя профориентация дошкольников с использованием игровых технологий».В настоящий сборник включён практический систематизированный материа...