Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через опытно - экспериментальную деятельность.
методическая разработка

Опытно - экспериментальная деятельность в математике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Пути эффективного развития познавательной активности дошкольников: задачи экспериментирования в формировании элементарных математических представлений; поиск и внедрение более эффективных средств и методов обучения; критерии эффективности детской экспериментально- исследовательской деятельности».

Составила Пекменова Т.В.,

старший воспитатель МБДОУ

«Детский сад №338 комбинированного

вида» Ново – Савиновского района,

г.Казань

Слайд 1

Особое место в педагогической деятельности отводится организации экспериментальной деятельности по формированию элементарных математических представлений. На нее возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития ребенка и подготовки его к школе. Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Учит логике, оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления.

Ребёнок в дошкольном возрасте отличается удивительной активностью в познании окружающего и интерес к математике у него проявляется довольно рано. Постепенно складываются представления о предметах, их назначении и свойствах, о величине и численности, форме и составе, о действиях, которые можно производить с предметами: уменьшить, увеличить, разделить, пересчитать, измерить

Слайд 2

Образовательные задачи. Формирование представление о предметах: их свойствах и качествах. Формирование способности определять взаимосвязи между предметами и явлениями. Формирование умения делать выводы, открытия.

Развивающие задачи. Развитие мыслительных способностей: сравнение, сопоставление, систематизация, обобщение, анализ. Развитие мелкой моторики и координации движений. Развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия. Развитие внимания и памяти. Развитие речевых способностей.

Воспитательные задачи. Создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию. Создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований. Воспитание умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи. Воспитание усидчивости и аккуратности.

Слайд 3. Как построить работу по экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников?

1. Сначала необходимо наметить пути эффективного развития познавательной активности дошкольников. Организовать обучающий процесс таким образом, чтобы ребенок являлся его активным участником, а не пассивным наблюдателем.

Очень часто детскую тягу к познанию мира не развивают, а притупляют, преподнося на занятиях готовые истины, готовые выводы и обобщения, вместо того, чтобы ребенку самому исследовать, экспериментировать, наблюдать, ощущать, сравнивать, анализировать, видеть результаты своих маленьких экспериментов, спрашивать у взрослых о том, что делать дальше, или где это узнать, искать материал по своему изучаемому объекту дома, в детском саду или в других социальных объектах, делать самостоятельные выводы по мере своих способностей, получать какой-либо результат.

Установлено, что постоянные ограничения самостоятельной деятельности ребенка в дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые негативно сказываются на способности развиваться и обучаться в дальнейшем в школе. Чтобы познавательный интерес ребенка был высоким, нужно, чтобы он сам был активным участником педагогического процесса.

Конечно, это он будет делать под умелым педагогическим руководством взрослого, который будет не подменять ребенка, а направлять. Все время пребывание ребенка в детском саду должно быть развивающим.

2. Поиск и внедрение более эффективных средств и методов обучения

Это, в первую очередь, самообразование по организации детской экспериментальной работы. Это и накопление педагогических идей. Немаловажным является и обмен опытом среди педагогов ДОУ по внедрению детских исследовательских проектов в воспитательно-образовательный процесс с целью активного участия в них воспитанников ДОУ.

Самообразование имеет два направления.

Теоретический вид самообразования Изучение нормативных документов и научно-методической литературы, в которых говорится о значимости и способах организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников (ФГОС и разработанные в его рамках учебные программы). Изучение практического опыта коллег по интересующей тематике: педагогических журналов и газет, информационных интернет-порталов для воспитателей (ознакомление с организацией детского экспериментирования в ДОУ, конспектами занятий, подборками опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста). Разработка календарно-тематического планирования.

Практический вид самообразования Проведение консультации для родителей о необходимости детского экспериментирования в детском саду и дома. Организация занятий в рамках опытно-экспериментальной деятельности, проведение игр-экспериментов на досуге и наблюдений во время прогулок. Привлечение детей к проектной деятельности, в том числе совместно с родителями. Проведение открытых занятий (для администрации ДОУ, воспитанников и педагогов других групп, родителей, методистов). Участие педагога в педагогических семинарах, конференциях, вебинарах с целью предоставления информации о проделанной работе и достигнутых результатах.

Слайд 4.

Критерии эффективности детской экспериментально- исследовательской деятельности (в рамках исследовательского проекта)

1.Системность и учет возрастных особенностей ребенка.

2.Самостоятельность и добровольность участия в экспериментальной деятельности.

3. Важно, чтобы рядом находились взрослые, которые достаточно деликатны, чтобы ребенка-исследователя не ломать, не навязывать ему свое видение мира, не подменять своими действиями. Ребенок может ошибиться, но это будет его ошибка, его опыт. Методом проб и ошибок человек познает мир и приходит к правильным выводам. Пусть это будет маленький результат, но это результат, к которому ребенок пришел сам, самостоятельно (конечно же под умелом ненавязчивом руководстве педагога или родителя).

4. Презентация и оценка деятельности ребенка. Результаты исследовательской работы детей оцениваются, чтобы поднять самооценку в глазах самого ребенка и в кругу сверстников.

Говоря о системности, следует помнить, что лучше всего она соблюдается при использовании проектного метода обучения детей. Педагогическая польза от исследовательских проектов, несомненно, больше, чем, если бы изучение объекта проводилось небольшими разрозненными темами через промежуток времени (как это делалось раньше). Разрозненные свойства изучаемого объекта не дают целостного видения картины, причем с течением времени дети забывают предыдущий материал.

Воспитателем создаётся проблемная ситуация, в которой детям предстоит определить требующих решения вопрос, выдвинуть гипотезы по способам решения проблемы, провести опытную деятельность и подвести итоги. Проблемно-поисковый метод является ведущим для современной системы обучения, в нём через оживлённую дискуссию с педагогом у детей возникает мотивация к активному экспериментированию и стремление получить результат.

Слайд 5.

Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, включающую такие формы, как:

  •  специально организованные видах деятельности ( ООД),
  • наблюдения,
  • лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы (например, приобретение опыта работы с магнитами, различных способов измерения предметов и др.)

Слайд 6.

Во время организации ООД происходит знакомство детей с новым материалом, который необходимо осуществлять на основе деятельностного подхода, когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается детьми путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков, а педагог только подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия.

Слайд 7. Наблюдения. Организованное в помещении или на территории детского сада восприятие предметов и процессов развивает визуальные и аудиальные способности детей. Исследования, проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов. Наблюдение является одной из активных практик опытно-исследовательской деятельности у дошкольников.
      Слайд 8. Опыты. Первоначально дети  учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта выносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим эксперимент (опыт) должен отвечать следующим условиям:

  • Максимальная простота конструкции приборов и правила обращения с ними;
  • Безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов;
  • Показ только существенных сторон явлений или процесса;
  • Отчетливая видимость изучаемого предмета;
  • Возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента

В процессе экспериментирования педагогу необходимо правильно формировать вопросы к детям. Нужно предлагать ребенку ответить не только на вопросы, которые предполагают однозначные ответы, но и такие, как: «Почему я делаю именно так, а не иначе», «Зачем я это делаю», «Что хочу узнать, что получить в результате».

Слайд 9  Игры.

Игры-эксперименты. Поскольку ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, первые опыты и эксперименты проводятся в русле игровой направленности. На занятии присутствует сказочный персонаж, который даёт ребятам задания или просит о помощи в проблемной ситуации. Возможно создание игровой ситуации, где дети будут действовать в вымышленных условиях (царство снега и льда, в гостях у Феи воздуха и др.)


Игры -Моделирования. Знания о свойствах предметов дети могут получить через изучение или построение моделей реально существующих объектов (вулкан, айсберг, полярное сияние). К моделированию в опытно-экспериментальной деятельности способны дети 3–4 лет (например, моделируют вихрь при мощи кусочков бумаги и создания воздушного потока), педагогу важно учитывать возрастные особенности детей, модель должна быть понятной и доступной

Игры опытно-экспериментальной направленности. Самостоятельное проведение опыта ярче откладывается в памяти ребёнка. Дошкольники ставят опыты с водой, воздухом, различными видами почвы, магнитами. Комплексные виды опытов в детском саду обычно направлены на расширение представлений о свойствах почвы, воды, воздуха.

       

Слайд 10. Правила. Не следует думать, что детское экспериментирование таит в себе особую опасность; оно не более опасно, чем ставшая привычной работа с иголкой, спицами, ножом и ножницами.

Эпиграфом к данному разделу могло бы стать мнение Ж.-Ж. Руссо, высказанное в столь образной форме: «Представляя детям полную свободу проявлять их резвость, следует устранять от них все, что может сделать ее чересчур убыточной, и не оставлять у них под руками ничего хрупкого и ценного... Я не знаю, видел ли кто-нибудь, чтобы ребенок, оставленный на свободе, убил или искалечил себя или причинил себе значительный вред, если только его не поместили неосторожно на высоком месте, не покинули одного у огня, не оставили подле него опасных орудий» (1974, с. 120).

В этом высказывании звучит не только уверенность в безопасности самостоятельной деятельности ребенка, но и напоминание о том, что не следует пренебрегать разумными правилами безопасности, поскольку такое пренебрежение может повлечь за собой несчастные случаи.

Слайд 11.

Оформление центра экспериментирования Важным условием организации опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является создание предметно-познавательной среды. Это могут быть уголки для практических исследований в помещении группы, зелёные зоны на подоконниках для наблюдений за растениями. Возможна подготовка отдельной комнаты для функционирования кружка по познавательно-исследовательской деятельности. В исследовательском уголке или лаборатории должно быть выделено место для демонстрации проектов воспитанников или для тематических выставок. Для хранения познавательной литературы, материалов для опытов и приборов выделяются стеллажи, доступ к которым будет открыт всем ребятам. Для проведения опытов продумывается место: демонстрационный стол, ученические парты и стульчики. Наглядно должны быть представлены правила техники безопасности при проведении опытов (например, в виде плаката).

Результаты работы в рамках опытно-экспериментальной направленности показывают личностные изменения воспитанников. Дети становятся самостоятельнее, расширяется круг их интересов, они инициативны в выдвижении и проверке гипотез, ищут необычные подходы к решению проблемных ситуаций. Таким образом, занятия по детскому экспериментированию выполняют социальный заказ на воспитание разносторонне развитой личности и закладывают в детях качества успешных исследователей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФОРМИРОВАН ие элементарных математических представлений через опытно – экспериментальную деятельность детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №338 комбинированного вида» Ново-Савиновского района г.Казани Воспитатель первой квалификационной категории Пекменова Татьяна Викторовна

Слайд 2

Задачи Воспитательные Образовательные Развивающие

Слайд 3

Построение работы по экспериментально-исследовательской деятельности Поиск путей эффективного развития познавательной активности дошкольников Внедрение более эффективных средств и методов обучения

Слайд 4

Критерии эффективности детской экспериментально- исследовательской деятельности Системность и учет возрастных особенностей ребенка. Активное взаимодействие со взрослым. Презентация и положительная оценка деятельности ребенка. Самостоятель-ность и добровольность участия в эксперименталь-ной деятельности

Слайд 5

Формы экспериментально- исследовательской деятельности Наблюде-ния Опыты Игры ООД

Слайд 6

ООД

Слайд 7

Наблюдения

Слайд 8

Экспериментирование

Слайд 9

Игры

Слайд 10

Ознакомления с правилами проведения опытов

Слайд 11

Требования к оборудованию уголка эспериментирования .

Слайд 12

Творческих успехов в работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через совместную деятельность воспитателя с детьми

Данный материал содержит обобщение опыта работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через совместную деятельность воспитателя с детьми. В приложении ...

Мастер-класс «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений....

«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

в математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.Презентация опыта...

Доклад на тему "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире....

« Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Все мы любим играть, некоторых даже не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся и учимся чему-то новому. Ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра....