Консультация "Воспитание толерантности через народные игры"
консультация (подготовительная группа)

"Воспитание толерантности через народные игры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx178.42 КБ

Предварительный просмотр:

                              https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/115b/00013652-7973079b/hello_html_494496d5.jpg                     

                                             

                                           Консультация

«Воспитание толерантности через народные игры

 

                                                         Подготовила :Воспитатель Сутесова Н.

              Консультация «Воспитание толерантности через народные игры»

В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путём развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в  мире непохожих людей.

Проблема воспитания подрастающего поколения в духе толерантности актуальна в настоящее время как никогда, так как она обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны. Выделяют основные принципы воспитания толерантности:

1.Принцип субъективности. Требует опоры на самостоятельную активность ребенка, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения в отношениях с другими людьми.

2. Принцип адекватности. Требует соответствия содержания и средств воспитания, ориентирован на реальные отношения, складывающиеся между детьми, родителями, педагогами.

3. Принцип рефлексивной позиции. Предполагает ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений к значимой для него проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках.

4. Принцип индивидуализации.  Предполагает определение индивидуального подхода при воспитании сознания и поведения.

5. Принцип создания толерантной среды. 

Требует формирования в детском саду гуманистических отношений, основывающихся на праве каждого иметь своеобразное отношение к окружающей среде, самореализацию в разных формах. 

Формы воспитания толерантности: 1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира; 2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия; 3) русские народные подвижные игры; 4) проведение русских народных праздников, например таких как “Масленица, “Рождество” в соответствии с народным календарем; 5) изучение народных праздников ближайших стран-соседей, скандинавских народных праздников; праздников народов Востока и мусульманских стран;  6) знакомство детей с традициями народов разных стран; 7) с традициями празднования Нового Года, 1 мая, 1 апреля в разных странах; 8) игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях; 9) сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.

В доступной для детей форме мы знакомим их с такими правами: право на имя, право ребёнка воспитываться в семье, право на отдых и досуг, право на образование, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению, право на здоровье, право на любовь, право говорить на родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры.

Наиболее интересно и познавательно для детей знакомство с фольклором того или иного народа. Мы знакомим  детей с Россией, как многонациональной страной. Издавна на её территории проживает множество народов, каждый из которых по-своему самобытен и имеет богатые традиции. Тысячелетний опыт совместного проживания на российских просторах обобщен и зафиксирован в фольклоре. В процессе работы с дошкольниками, мы пришли к выводу, что только фольклор является истинно художественной и естественной основной для успешного воспитания ребёнка. Фольклор – естественная среда, в которой искусство органично слито с жизнью людей. Он развивает у детей понимания того, как формируются отношения в различных культурных группах, в чем сходство и отличие культур, а также на формирование умения понимать чувства и эмоции людей, оказавшихся в другой культурной среде. Нам важно научить детей применять характеристику своей культуры к характеристике другой; демонстрировать толерантное поведение; определять негативные стереотипы поведения и оценивать, рефлексировать свои чувства, поступки по отношению к другим. Наряду с этим нужно научить дошкольников анализировать логические несоответствия в культурных образцах, манерах поведения, а также причины конфликтов.

К счастью, детство – то время, когда возможно искреннее погружение в истоки национальной культуры. Народные игры, танцы, развлечения наиболее привлекательны и доступны для освоения дошкольниками, так как соответствуют психологически особенностям детей этого возраста: обладают эмоциональной насыщенностью и способны активизировать интеллектуальную сферу ребенка как личности. Фольклор, поднимая ребёнка на ступеньку к прекрасному, порождает в душе маленького человека доброе. Народное творчество, выдержавшее испытание временем, отшлифованное годами, представляет для педагогов истинную школу нравственности.

Известно, что основной вид деятельности детей – игра. Через игру дошкольники познают окружающий мир. Народные игры как бы созданы для того, чтобы подтвердить эту истину. Народные игр – своеобразная школа ребёнка. В них удовлетворяется жажда действия, предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать их, постоять за себя и справедливость. Неоценимым национальным богатством являются календарные игры.

К сожалению, многие народные игры сегодня почти исчезли из детства. Нам бы хотелось сделать их достоянием современных дошколят. В отборе игр мы руководствуемся национальным составом группы.

Кроме того, знакомство с культурой народов ближайшего окружения – это самый верный путь воспитания, уважения, симпатии, добрых чувств к людям иных национальностей и этики межнационального общения. Этнонациональная культура помогает сформировать у детей эмоционально положительное отношение к самому факту существования разных народов, языков, культур, понять, что мир прекрасен в многообразии и встреча с любой из культур дарит радость открытий. Вот почему мы стремимся подвести детей к осознанию того, что нет плохих народов, к воспитанию толерантности.

Народные игры  вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Многие из них имитируют серьёзные занятия взрослых – охоту на зверей, ловлю птиц, уход за посевом и т.д. есть игры, в которых играющие делятся на команды. Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки.  Считалка обнаруживает свою древнюю традицию. Обыкновение пересчитывать также идёт из быта взрослых. Пересчету придавали необычайную важность, так как полагали, что есть числа счастливые и несчастливые.  Взрослые пересчитывались, - стали пересчитываться и дети.

Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки  делают процесс игры более интересным и содержательным. 

Игры русских детей были очень разнообразны, классифицировать их довольно сложно. Учёные, занимавшиеся их изучением, обычно выделяют игры пальчиковые, драматические, состязательные, хороводные и орнаментальные.

1. В пальчиковых играх движения пальцев ребёнка соединяются с короткими ритмичными стихами. Обычно в такие игры играли взрослые с маленькими детьми. Во время совместных игр ребёнок испытывал радость от тесного контакта со взрослыми.

2. В основе драматических игр лежало действие, развивающееся в диалоге персонажей. Это маленькие, разыгрываемые детьми пьески, персонажами их могут быть люди, животные, птицы, причём все они сохраняют свои природные качества: силу, храбрость, ум, хитрость, трусливость. Игра сопровождается пением песенок

3. Отличительной особенностью состязательных игр является установка на победу, утверждение превосходства. Состязание может быть простым, например, в беге, прыжках, в ловкости, и усложнёнными, то есть с применением какого – либо инвентаря: верёвок, мячей, шаров, палок, камешков, костей. В состязательных играх распределение ролей происходит с помощью различных жеребьёвок, считалок. Во многих из них практикуется наказание побеждённого или проигравшего.

4. Орнаментальные и хороводные игры представляют собой коллективное песенно-хореографическое действо. Игроки двигаются хореографическим шагом по кругу или навстречу друг другу двумя шеренгами под пение песен. В хоровод часто включается пантомима, элементы драматического действия, а также элементы плясок, прыжки, хлопанье в ладоши, притопы, присядки, кручения.

Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать.  Характерная особенность народных игр – движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется, но хорошо физически развитые игроки получают определенное преимущество в ходе игры (так, в лапте хорошо ловящего мяч ставят в поле у линии кона, а хорошо бьющего выбирают капитаном и дают дополнительный удар по мячу).

Применение народных игр требует их специального отбора. Для этого необходимо создавать рабочие группировки игр, сходных по определенным признакам:

По видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к окружающей природе, быт народа, игры детей, вечная борьба добра против зла).

По интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой, средней и высокой интенсивности).

По типу двигательного действия, преимущественно входящего в игры (с бегом, с прыжками в высоту, в длину с места и с разбега, с метанием в подвижную и неподвижную цель, с бросками и ловлей мяча и т.д.).

По содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные).С учетом возрастных особенностей детей. ПО способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетнее).  Наиболее важен и интересен классификационный признак, который введен в классификацию под номером 1, так как остальные компоненты хорошо описаны в литературе.

 Правила в играх определяются самими участниками в зависимости от условий, в которых проводятся игры (в городках – расстояние до города от кона или полукона, в лапте – количество игроков, длина и ширина площадки, в салках – условия осаливания и т.д.). Также может варьироваться и инвентарь (в «Лапте» – размер бит, мяча, в «Жмурках» – размеры повязки, в «Чижике» – размеры чижика, биты или кона и т.д.

Основная функция этого компонента – воспитание национального самосознания.

Таким образом, народные игр представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности народа в физкультурном аспекте деятельно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Приобщение детей к истокам русской народной культуры через народные игры"

Весёлые подвижные игры - наше детство. Кто не помнит весёлых пряток, жмурок, салок, догонялок? Эти игры, как песни и сказки созданы народом. Во многих языках понятие «игра» передается...

Презентация. Приобщение детей к истокам народной культуры, через народные игры Южного Урала

acute;Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны, это игры с игрушками, игры с дв...

Воспитание толерантности через народные игры

Народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе национальных традиций и ...

«Знакомство детей с традицией празднования русского народного праздника «Воздвиженье» через народные игры» для детей старшего дошкольного возраста.

Цель; Знакомство детей с традицией празднования русского народного праздника «Воздвиженье» через народные игры. Задачи;-Развивать чувство сопричастности к народным торжествам.-Развива...

Сообщение «Закрепления и углубления инновационных технологий по толерантности, через театрализованную игру по РНС «Теремок на новый лад»»

Можно сказать, что работа по воспитанию толерантности у дошкольников ведется постоянно. Эта работа будет проходить намного интереснее и эффективнее, если использовать элементы театрализованной деятель...