Практика "Домик - клуб"
методическая разработка

Хаустова Ирина Владиславовна

Практика "Домик- клуб"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktika_domik_-_klub.docx23.37 КБ

Предварительный просмотр:

Хаустова И.В.

Воспитатель МБДОУ д/с № 24

Игровая площадка – «Домик – клуб»

 

  1. Проблема, на решение которой направлена образовательная практика.

Несмотря на требования к условиям развития детей - дошкольников, которые нам предъявляет федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Конвенция о правах ребёнка и другие документы сегодня мы наблюдаем распад естественного пути формирования детской игры: практически исчезло разновозрастное общение детей, в современных детских садах группы состоят преимущественно из детей одного возраста. Кроме того, по многим причинам (высокий темп жизни, различного вида опасности улицы), у детей нет возможности присоединиться к дворовой культуре, где ранее дети старшего поколения обучали игре младших.

        В нашей группе практически нет однодетных семей и это замечательный ресурс, так как старшие братья и сёстры, и сами родители могут быть тем источником передачи игрового опыта ребёнку, который будет способствовать естественному развитию детской игры. Но, из результатов анкетирования, опросов детей и родителей, мы сделали выводы, что традиции и досуг семей не предполагает игрового взаимодействия: родители большую часть времени посвящают работе, а старшие дети всё свободное время заняты компьютерами и другими электронными гаджетами. Рост индустрии развлечений приводит к тому, что взрослые (родители) в нужный момент могут организовать для ребёнка актёров-аниматоров, вновь избавив себя от необходимости формирования детской игры. Но будет ли естественным такой путь игрового взаимодействия?

       На вопрос, что важнее для развития ребёнка игра или курсы английского языка (обучения чтению, математике) 95 % родителей выбрали развивающие курсы.  

        Исходя из всего вышесказанного, можно сформулировать ряд противоречий. Это, во-первых, противоречие между важностью игры в развитии ребёнка и не пониманием взрослыми (родителями) её ценности и развивающего потенциала.

        Между доказанной важностью естественной передачи игрового опыта через разновозрастное взаимодействие и существующими тенденциями индивидуализации и технической информатизации в современных семьях (в том числе семьях наших воспитанников).

        Таким образом, из этих противоречий вытекает проблема: наши воспитанники лишены способов и средств естественного формирования и развития игры.

2.Цели, ключевые задачи

Цель моей практики - формирование и развитие игровой компетентности детей дошкольного возраста

Задачи способствуют реализации цели.

1.        Обеспечить детям возможность регулярного взаимодействия в разновозрастном детско-взрослом сообществе через создание семейной игровой площадки «Домик-Клуб».

2.        Способствовать передаче игрового опыта от старших детей к младшим.

3.        Предоставить детям возможность справляться с проблемными ситуациями и трудностями, через переработку полученных впечатлений и переживаний в совместной со старшими детьми игре.

4.        Способствовать развитию у детей воображения, творческой активности в разных видах игр.

5.        Развивать социально-коммуникативные навыки детей, формировать личностные способы познания культуры, общества и самого себя.

6.        Сформировать интерес родителей к совместной игровой деятельности с ребенком, помочь им освоить игровые навыки, построить эффективные взаимоотношения в игре.

3. Суть практики

Суть практики заключается в организации на базе одной из групп детского сада   площадки для семейных встреч - «Домик-клуб», где организовывается игровая пространственная среда и среда для взаимодействия детей расширенного разновозрастного состава. Один раз в неделю, в заранее обозначенное время в группе организуются встречи детей разного возраста (дошкольники и младшие школьники от 4 до 12 лет) и их родители. В течение часа детям предоставляется возможность самостоятельно организовывать игру (просто свободно играть) в специально созданном для этого пространстве, в котором нет заданных сценариев, и никто не раздает ролей. Нет готовых костюмов и домиков. Есть материалы (картон, ткани, мебель, фольга), которые позволяют стать кем угодно и сотворить любой мир.

4. Средства (технологии, методы, формы, способы и т.д.)  через которые реализуется практика.

 Способы педагогического сопровождения игры предлагает в своей концепции Кравцова Елена Евгеньевна. Так же мы обратились к лучшим педагогическим практикам, в частности к практике Татьяны Викторовны Бабушкиной, одной из зачинателей клубной педагогики, изобретателя «Халабудной педагогики», автора таких замечательных книг, как «Что хранится в карманах детства», «Уроки фантазии», практике создателя площадки игры и общения Егора Бахотского.

       Каждая встреча детей и родителей в Домик-Клубе имеет собственную структуру.

       Начало встречи подразумевает общий круг – беседу, где дети планируют, договариваются (..а давай, как будто) во что хотят поиграть сегодня, выбирают роли.

       В процессе дети могут играть в различные игры: сюжетно-ролевые, дворовые, сюжетные с правилами, игры – драматизации и другие. Как правило, это сюжетно-ролевая игра, т.к. именно в ней происходит наиболее активное игровое взаимодействие, и решаются игровые задачи. Именно она является наиболее самостоятельной и самодостаточной игрой.

        Игра на площадке может быть общей, а может разворачиваться в разных местах группы, как своя отдельная.  Вход в игру – добровольный, так же, как и выход.

При желании дети могут отвлечься на чай-паузу, обсудить текущую игру, поменяться ролями и т.д.

                  Педагог сопровождает игру. Он не руководит, не анимирует и не вмешивается в игру.

           Поддержка и сопровождение игры требуется практически на каждой игровой встрече. Некоторым детям нужна поддержка при выборе роли, построении игровых диалогов. Иногда бывает, что сюжет заходит в тупик, у детей пропадает вдохновение. В детской разновозрастной группе не обходится без конфликтов. Тогда нужно помочь, подсказать. Детям, не умеющим играть, нужна особая помощь. Здесь нужно особое мастерство воспитателя. Как направить ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Как чередовать игры и распределять детей в групповом пространстве, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу? Как устранять возникающие между ними недоразумения и конфликты? От умения быстро решить эти вопросы зависит творческое развитие каждого ребенка и развитие игровой деятельности. Мы не можем заранее предвидеть, что придумают дети и как они поведут себя в игре. Своеобразие детской деятельности требует и своеобразных приемов педагогической поддержки и сопровождения этой деятельности.

         В такие моменты можно воспользоваться универсальным банком «Халабудных идей», который разработан нами для сопровождения игровой деятельности. Банк выглядит как каталог, включающий в себя подбор карточек, размещённых в нескольких разделах.

          Педагог, готовясь к игровой встрече, составляет технологическую карту – «План на всякий случай", выкладывая систему карточек из разных разделов. Получается такой план, в котором содержатся приёмы решения различных проблемных ситуаций, которые могут возникнуть пример тех.карты представлен в таблице 1.

Таблица 1

          Примерная технологическая карта поддержки детской игры

Технологическая карта

 «План на всякий случай»

 Дата: ______________________________

Возможные проблемы в игре                

Волшебные вещи (подбор предметов)

Волшебство (действия)

Нет коммуникации

«Парашют», яблоко

Игра «Яблочко на тарелочке»

Затруднения в выборе роли

Накидка, большое яблоко, кепка, попона.

Игра «Сказочник»

Затруднения в определении сюжета

Зонтики

Гостевание

Конфликт в игре

Рамочки

«Посмотри в свое окошко»

    Одна из форм взаимодействия в Домик-Клубе называется «Выходи гулять!» - это встречи, которые проводятся на улице, и предполагает дворовые игры. Очень сложно играть в дворовые игры в помещении, поэтому такой вариант, как «Выходи гулять!» особенно в хорошую погоду пользуется интересом у детей и взрослых, полезен для детского здоровья и привлекает к участию других детей детского сада.

В практике Домик – клуб реализуем авторскую технологию «Я играю», направленную на повышение игровой компетентности родителей. Технология была разработана нами в связи с тем, что не многие родители понимают важность игры для ребёнка, привлекаются к совместной игровой деятельности дома и в Клубе, большинство родителей не владеют игровыми навыками и приёмами поддержки игры.

Цель технологии: повышение уровня игровой компетентности родителей, вовлечение родителей в совместную игру с ребёнком.

Механизм реализации технологии реализуется следующим образом:

В рамках технологии «Я играю» предлагаются отдельные игровые встречи для родителей, где им позволяется на время превратиться в детей и попробовать прожить час в мире «понарошку». Это получается не сразу и не у всех, «вспомнить, как играть» происходит не просто, но те взрослые, у кого это получилось, потом совсем по-другому относятся к игре.

Приведу некоторые темы родительских встреч:

  1. Встречи «А помнишь, мы играли так…». Взрослые предлагают и играют в игры из своего детства.
  2.  Игровые мастерские «Халабудные мастерилки», где родители могут поделиться своим мастерством в изготовлении игрушек, атрибутов к играм, использовании в игре построек, мебели и т.д.

А также технология «Я играю» предполагает способы вовлечения родителей в игру вовремя непосредственно игровых встреч в Домик -клубе:

  1. Чай-пауза – включается как часть игровой встречи, имеющая свои секреты сплочения сидящих за одним столом людей, смена ритма, помогающая «беречь» игровые силы. В эти моменты родители наблюдают за игрой детей, педагог (специалист) сопровождает моменты игры комментарием для родителя.
  2. Совместная (ребенок и родитель) постановка мини- спектаклей и использование элементов спектакля в игре.

Данная технология позволяет более полно и объёмно решать задачи практики «Домик-клуб» со всеми участниками целевой аудитории.

5. Результаты (образовательные и прочие), которые обеспечивает практика.

1.        Дети могут взаимодействовать в разновозрастном детско-взрослом сообществе.

2.        Дети могут свободно действовать в соответствии с игровой ситуацией, делать выбор, могут рефлексировать, перерабатывать полученные от старших детей в игре впечатления и способы действий и использовать их в дальнейшем.

3.        У детей развито воображение, они проявляют творческую активность в разных видах игр, в разных ролях.

4.        У детей сформированы социально-коммуникативные навыки, в игре со старшими детьми они овладевают личностными способами познания культуры, общества и самого себя.

5.        Родители понимают важность игры для ребёнка, привлекаются к совместной игровой деятельности с ребенком, владеют игровыми навыками и приёмами поддержки игры.

6.  Способы/средства/ инструменты измерения результатов практики

     Измерение результатов осуществляется с помощью наблюдений.

 Нами разработана карта наблюдения за свободной детской игрой в разновозрастном сообществе на основе карт развития по программе «Вдохновение».

7. Проблемы, трудности в реализации практики, с которыми можно столкнуться.

  • Трудность в грамотном распределении времени (игра может затянуться);
  • Трудности, связанные с вовлечением родителей в игру (стеснение родителей);
  • Большое количество присутствующих одновременно.

   

8. Рекомендации

- Первый начальный этап к обогащению игры – это оптимизация среды группового помещения. Нужна не просто предметная среда, а игровая среда, которая позволяет превратить все во что-угодно, в зависимости от придуманного сюжета.

- Игра в «Домик –Клубе» – это процесс, а не использование уже готовых предметов.

- Игровой материал — мебель (скамейки, столики, помосты и подиумы) веревки, лоскуты, подушки, доски, бумага, фольга и пр. – всё, что может претерпевать любые превращения, позволяя «выстроить» все, что необходимо для игры.

- Одновременно на встрече может присутствовать до 5 семей.

- Присутствие на встрече двух воспитателей, поощряется присутствие специалистов (логопед, психолог)

9.Наличие публикаций материалов по теме реализуемой практики https://www.pedalmanac.ru/201231 

10. Наличие видеоматериалов о реализуемой практике

https://youtu.be/EcJpWolr9uU


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КЛУБ СЕМЕЙНОГО ОБЩЕНИЯ «Клуб заботливых родителей» (организация семейного досуга ЗОЖ)

Среди направлений гуманизации отечественного дошкольного образования особое место занимает проблема организации взаимодействия дошкольного учреждения и семьи для обеспечения полноценного развития ребё...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ, ПО СРЕДСТВАМ РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА РАЗВИТИЯ И ДОСУГА «КЛУБ МОЛОДОЙ СЕМЬИ»

Сегодня перед педагогами детских садов стоит сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов. Современная семья ...

Работа с родителями, семейный клуб "Моя семья", заседание клуба "Папы - будьте рядом с нами"

Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной. Клуб наиболее подходящая форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодейс...

Сценарий заседания детско-родительского клуба "Безопасное колесо"; Заседание детско-родительского клуба "Весёлые приключения, в королевстве Считая второго"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – Детский сад №88» Кировского района г.Казани       Сценарий заседания детско-родит...

Детско-родительский клуб "Клуб веселых математиков" (старший дошкольный возраст)

Детско-родительский клуб "Клуб веселых математиков" (старший дошкольный возраст)...

Круглый стол ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА «ЗДОРОВЯЧОК» «Выбор эмблемы клуба»

Цель: выбор и утверждение эмблемы клуба; знакомство с элементами самомассажа, с играми позволяющими развивать коммуникативные способности, и играми которые учат передавать различные эмоцион...

Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...