"Развивающая среда как средство сенсорного воспитания детей"
учебно-методический материал (младшая группа)

Трубникова Ольга Александровна

Сообщение на тему: "Развивающая среда как средство сенсорного воспитания детей раннего возраста в соответствии с ФГОС".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchaya_sreda.docx19.8 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Нижнедевицкий детский сад»

Тема: «Развивающая среда как средство сенсорного воспитания детей раннего возраста в соответствии с ФГОС»

Выполнил воспитатель:
Трубникова Ольга Александровна

с.Нижнедевицк 2021г.


Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в раннем возрасте переоценить трудно. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе - главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представление о сенсорных эталонах. Но ребенок раннего возраста еще не готов усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Детям трудно одновременно решать несколько задач восприятия, как зрительного, так и слухового, и осязательного, в процессе различного рода действий с этими предметами, что является доминирующим в сенсорном развитии. Словесные инструкции, объяснения правил часто оказываются беспомощными, и не только потому, что дети еще плохо понимают их, но и потому, что им пока трудно регулировать свое поведение с помощью слова. Слова воспитателя обязательно должны быть включены в контекст реальных действий, иметь яркую интонационную окраску сопровождаться соответствующими жестами и движениями. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают четыре основных цветов (красный, синий, зеленый, желтый), в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, величины - метрическая система мер. Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства. Усвоить сенсорный эталон - это вовсе не значит, научится правильно называть то или иное свойство. Необходимо иметь чёткие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов.

Большое значение для сенсорного воспитания имеет правильно организованная развивающая среда. Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития, поэтому в целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников, предметно-развивающая среда должна обеспечивать каждому ребёнку право и свободу выбора деятельности.

Развивающая среда организована так, чтобы каждый ребенок имел свободный доступ к играм, игрушкам, материалам. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой. В группе подобран сенсорный материал и игрушки, позволяющие закреплять ориентировку детей в цвете, форме и величине предметов, развивать мелкую моторику рук, предназначенные для детей раннего возраста.

Основными характеристиками развивающей среды для сенсорного развития детей раннего возраста в группе явилось:

  • содержательно - насыщенность: наличие всевозможного дидактического материала для сенсорного развития, развитие мелкой моторики;
  • доступность: т.е. расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребенка;
  • вариативность: периодическая сменяемость дидактических игр и пособий;
  • полифункциональность игр и пособий в группе позволяют использовать их в разных видах детской активности. Например, атрибуты для одной сюжетной игры могут использоваться по желанию детей как предмет-заместитель для усовершенствования сюжетной линии других игр. Одни и те же пособия используются для развития у детей сенсорно-моторных навыков, речевого развития, опытно-поисковой работы;
  • трансформируемость, обеспечивающая возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющая вынести на первый план ту или иную функцию пространства;
  • безопасность предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Предметно –развивающую среду по сенсорному воспитанию, можно рассматривать как поисковое поле ребенка, в котором он ставит собственные цели, выбирает средства и способы ее достижении, делает собственные умозаключения, личные открытия.

Значительную роль в сенсорном воспитании детей отводится развивающим играм. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.

Игры дидактические.

Форма: цель – различать, группировать предметы по форме, вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия. Величина: цель – учить детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.

Цвет: цель – учить группировать, соотносить предметы по цвету. Для развития мелкой моторики рук имеются специальные дидактические игрушки: вкладыши, пирамидки, матрёшки, шнуровки.

Предметно-развивающая среда для сенсорного развития детей группы была дополнена: разнообразными элементами, пирамидками, плоскостными геометрическими фигурами, различными кубами выполненные из разных материалов, треугольниками.

Сенсомоторный уголок доступен для самостоятельной деятельности малышей. Все игры размещены на подносах. В нем можно:

  • выложить узор из мозаики;
  • стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
  • владеет активной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
  • стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого.

В условиях предметно - развивающей среды сенсорного развития ребёнок не только познаёт свойства, качества, назначение тех или иных предметов, но и овладевает языком социального общения, одной из форм которого является установление контактов со сверстниками во время игровых действий. Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста, дети стали более социализированы, умеют общаться друг с другом, повысился познавательный интерес, любознательность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Предетно-пространственная развивающая среда, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста"

Экологическое воспитание проходит через все образовательные области.  И предусматривает построение соответствующей предметно-пространственной среды, реализованной во всех центрах активности детей...

Предметно-пространственная среда как средство сенсорного воспитания дошкольников

В период дошкольного возраста ребенок только начинает знакомиться с окружающим миром. В это время активно развиваются познавательные силы и способности малыша. Ребенок познает предметный мир и явления...

Предметно - развивающая среда как средство патриотического воспитание дошкольников.

Неоспоримо значение правильно организованной предметно – развивающей среды для жизни и развития ребенка дошкольного возраста.Понятие «среда», буквально означает «середина» - это то, что занимает проме...

Создание современной предметно-развивающей среды как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

«Создание современной предметно-развивающей среды как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».  Тараскина. Я.С МДОУ «Детский сад №32комбинированог...

«Развивающая среда как средство сенсорного воспитания детей раннего возраста»

Предметно-развивающая среда как средство сенсорного воспитания детей раннего возраста....

Развивающая предметно-пространственная среда как средство сенсорного развития детей раннего возраста.

Удалова Светлана Александровна воспитатель МДОУ "Детский сад"Солнышко" № 6 г.Семенов Нижегородской области....

Методические рекомендации для родителей по созданию предметно-развивающей среды в семье. Сенсорное воспитание.

Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Умственное воспитание детей раннего возраста включает задачи сенсорного развития. Инт...