Система работы по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Васина Елена Васильевна

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx23.86 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи.

          Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011—2015 годы» (постановление Правительства РФ от 05.10.2010 № 795 (ред. от 07.10.2013), ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней  - от дошкольного до высшего профессионального.

          Важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. У Астафьева В.П.  есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине...».

          Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше.

          В ГБДОУ  реализован проект, «Мы будем памяти достойны, оплаченный такой ценой». Цель данного проекта формирование духовно – патриотических, культурно – нравственных качеств дошкольников, воспитание чувства гордости за подвиг народа в Великой Отечественной войне, уважения к ветеранам.

          Методы и приемы патриотического воспитания,  разнообразны, но обязательно учитываются психологические особенности детей (эмоциональное восприятие окружающего, образность мышления).                      

      Воспитание патриотических чувств – длительный, непрерывный процесс, который предусматривает корректировку  разработанных мероприятий на последующих этапах работы в зависимости от достигнутых результатов.

     Работа в творческих группах – деятельность по созданию нового продукта. Опыт работы педагогов в творческих группах формируется в процессе практической деятельности. При этом каждый педагог является уникальным в своем опыте, содержит свой собственный запас знаний, навыков, представлений.

-       Системой мер по совершенствованию процесса патриотического воспитания предусматривается: 

-       определение приоритетных направлений работы по патриотическому воспитанию на современном этапе;

-       обогащение содержания патриотического воспитания;

-       развитие форм и методов патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;

-       воспитание гордости за Российское государство; 

-       увековечение памяти воинов, погибших при защите Отечества;

-       воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества;

-       повышение эффективности работы по патриотическому воспитанию путем нормативно-правового регулирования процессов, протекающих в системе патриотического воспитания.

                    В работе с детьми используем  такие формы как:

-       беседы;

-       интегрированные тематические занятия;

-       выставки детских работ;

-       просмотры видеофильмов, слайд-шоу, СD - диски;

-       экскурсии;

-       дидактические игры;

-       моделирование;

-       экспериментирование с различными художественными материалами;

-       развлечения, фольклорные праздники, посиделки;

-       художественное слово;

-       проектная деятельность.

        Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. Праздник День Победы  понятен детям, потому что реализует достаточно простую, ясную идею «добро побеждает зло».

Творческий проект нашего дошкольного учреждения «Мы будем памяти достойны, оплаченной такой ценой».  был успешно реализован, но работа в данном направлении продолжается. Глядя на наших ребят, можно с уверенностью сказать, что память о героях Великой Отечественной войны будет жить. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в название городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

       Решение задач патриотического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей. К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся отношение к родителям как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада. Семейное воспитание носит эмоциональный характер, оно основано на любви и привязанности. Не случайно основная задача патриотического воспитания — воспитание любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

        Каждую  семью в нашей стране так или иначе коснулась война.   Наше поколения уже и не знает что это за горе и ужас. Но никогда нельзя забывать о наших предках, которые подарили нам свободу и голубое, чистое небо над нашими головами. Всегда их нужно помнить и почитать, ведь благодаря нашим ветеранам мы есть, мы живем.

        Изучение проблемы патриотического воспитания в детском саду и семье осуществлялось при помощи анкетирования «Взаимодействие домашнего и общественного воспитания». Было выявлено отношение родителей к взаимодействию ДОУ и семьи, понимание ими сущности патриотического воспитания.

В анкетировании приняли участие 30 родителей в возрасте от 23 до 30 лет, которым были заданы вопросы: «Что вы понимаете под патриотическим воспитанием?», «Как следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?», «Кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание?», «Удовлетворены ли вы процессом патриотического воспитания вашего ребенка?», «Хотели бы вы, чтобы патриотическое воспитание вашего ребенка было непрерывным?», «Какие меры по улучшению патриотического воспитания вы порекомендовали бы?».

Результаты анкетирования показали, что под патриотическим воспитанием родители понимают любовь к Родине, стремление увеличить ее богатства и процветание; 15 опрошенных решают задачи патриотического воспитания в условиях семьи, 12 респондентов отметили, что патриотическое воспитание — прерогатива ДОУ. В целом родители удовлетворены патриотическим воспитанием своих детей в нашем ДОУ.

Анализ анкетирования родителей

по теме «Формирование у детей знаний о войне».

В ходе анализа получены следующие данные:

На вопрос «Считаете ли Вы необходимым рассказывать детям о событиях ВОв?»

9 чел. - «Да, обязательно»

3чел. – «только когда ребенок интересуется сам»

4 чел. - «в праздники»

4 чел. – «ребенок узнает обо всем в школе, в детском саду»

На вопрос «Как Вы предполагаете давать знания детям?»

9 чел. – «беседовать»

7 чел. - «рассматривать книги, альбомы»

6 чел. – «вместе смотреть кинофильмы о войне»

7 чел. - «посещать музеи, выставки, памятные места»

На вопрос «Сколько времени Вы планируете уделять ребенку при знакомстве с историческим и героическим прошлым страны?»

4 чел. – «по выходным»

11 чел. - «в зависимости от создавшейся ситуации»

На вопрос «Какую помощь Вы хотели бы получить от педагогов?»

8 чел. – «консультирование и рекомендации по теме»

5 чел. - «подбор литературы по теме»

7 чел. – «организация встреч с ветеранами»

На вопрос «Какую практическую помощь Вы хотели бы получить от педагогов?»

4 чел. – «в создании семейных альбомов»

8 чел. - «в оформлении детских рассказов»

9 чел. – «в подготовке поздравлений для ветеранов»

Анализируя анкеты, заполненные родителями, можно сделать вывод:

  1.      Большинство родителей считают, что детей знакомить с событиями ВОв необходимо через разные средства: беседы, книги, фильмы, музеи, проектная деятельность и т.д., в зависимости от создавшейся ситуации.
  2.      Большинство родителей нуждается в консультативной и практической помощи воспитателя относительно ознакомления детей с Великой Отечественной войной.

По каждому пункту выставляется оценка по 5-балльной системе.

Предметно – пространственная развивающая среда по патриотическому воспитанию  в ГБДОУ .

  В группах детей 3 – 4 лет  в уголке  размещен материал по социально-нравственному воспитанию:

  •   взрослые люди — родовые характеристики, профессии, действия, внешний
    вид — иллюстрации, тематические папки, дидактические игры;
  •   семья — подбор иллюстраций, тематических папок,  изображающих
    семью, членов семьи в отдельности,показывающих взаимоотношение членов семьи — заботливое отношение,  совместные действия,  семейный фотоальбом группы;
  • дом, в котором ты живёшь: фотографии, иллюстрации архитектурных строений, разные о размеру, внешнему виду, материалу,  назначению;
  • ребенок и сверстники – подбор иллюстраций, тематические папки  о детях — девочки, мальчики, игры детей, дети в разных ситуациях, дети  трудятся, занимаются;
  • эмоциональные состояния -  тематические папки, иллюстрации, показывающие различные эмоциональные состояния  взрослых и детей;
  • поведение детей – тематические  папки, иллюстрации, дидактические игры, книги, рассказывающие о правилах  поведения детей в общественных  местах, иллюстрации по типу «хорошо - плохо», «так можно делать, а  так — нельзя», этикет             Материал для знакомства детей «малой родиной» (детским садом,

ближайшими улицами, родной станицей) - фотоматериалы, иллюстрации, подбор  открыток, альбомов, тематических папок, различные макеты – группы, детского  сада,  улицы  или микрорайона, на котором расположен сад.

 Художественная литература по фольклору (песенки, потешки, сказки)

    В группе детей 4 – 5 лет в уголке пополняется материал по социально - нравственному воспитанию:

  •         семейные праздники и традиции , художественная литература нравственной

   тематики

  •         Материал для знакомства детей с малой родиной» — детским садом,
    близлежащими улицами,  родной  станицей, знаменитыми жителями, природой , транспортом, архитектурой, профессиями, характерными жителей . Сравнение понятий «город — село». Это могут быть фотоматериалы, иллюстрации, альбомы, набор открыток, тематических папок,.

            различные макеты — группы, детского сада,  улицы или микрорайона, в     

             котором расположен детский сад.  Могут быть представлены материалы об    

             истории города

  •         Художественная литература по фольклору — сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д.
  •         Элементы государственной символики — флаг, герб.
  •         Элементы краевой символики — флаг, герб.
  •         Материал для ознакомления с защитниками  Отечества -  подбор
    иллюстраций, тематические папки.

В группе детей  5 - 7 лет основные направления работы - краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, организация жизни детей по народному календарю.

  •                 Моя семья — семейные фотоальбомы, самодельные книги на тему
     «Генеалогическое дерево».
  •         Родной край  — иллюстрации, фотоматериалы, тематические  папки на темы «История возникновения станицы»,  «Знаменитые земляки»,  «В годы Великой Отечественной войны», «Наше духовное наследие», «Достопримечательности», «Архитектура», «Спорт», подбор стихов о  крае,  карта края,  символика  края (флаг, герб). Макеты (микрорайон, улица, архитектурные сооружения станицы).
  •         Родная страна — карта России
    (хорошо, если это будет детская карта

 России, которая содержит необходимый материал, рассказывающий о городах России (столица Родины, символика городов, чем знамениты, главные достопримечательности); природные зоны нашей страны, народы, населяющие страну, промышленность и сельское хозяйство); символика (герб, флаг, гимн, портрет президента). Различные макеты (достопримечательности городов, архитектура и т п.).

  •         Защитники Отечества — иллюстрации, тематические папки на тему
    «Наши предки — славяне», «Богатыри земли русской», «Великая Отечественная
    война», «Война 1812 года», «Российская армия». Фотоматериал «Памятники воинской славы». Художественная литература и дидактические игры по теме,
    макеты (древняя крепость,  военная техника и т. п.).
  •         Приобщение к истокам русской народной  культуры — иллюстрации  и
    тематические папки по темам «Как жили люди на Руси», «Предметы старины»,
    «Из истории русского народного костюма», «Народные праздники и гулянья», «Народный календарь»; предметы старины, русские игрушки,  предметы
    народного декоративно-прикладного искусства, различные макеты, куклы в
    национальных костюмах, дидактические игры по теме.
  •         Художественная литература по фольклору (сказки, былины, предания).
  •         Великие соотечественники - портреты, художественная литература,
    рассказывающая о великих соотечественниках, прославивших Россию.
  •         Наша планета Земля — глобус, детская карта мира. Художественная
    литература, иллюстрации, тематические папки, рассказывающие о жизни людей
    в других странах мира,  их обычаях, традициях, профессиях, характерных
    для той или иной страны.

 

 

 

             Нужны ли такие проекты в детском саду? Несомненно. Чем раньше воспитывать в детях чувства сопереживания, сострадания к тем, кто не вернулся с войны, чувство благодарности к поколению, чьи годы пришлись на военное лихолетье, чувство гордости за народ, стойко переносивший невзгоды войны, за сплоченность, мужество и отвагу, тем более сильное духом   поколение мы получим в недалеком будущем.

Знать и помнить, ценить мир, который добыт таким трудом- это мы стараемся донести до наших детей.

          Работа над проектом продолжается и сегодня- собрать материал о том далеком времени, о жизни своих близких, приобщить ребенка к истории своей семьи- это задача взрослых. Но уже сейчас, глядя на наших ребят, можно с уверенностью сказать, что память об исторических событиях и о героях Великой Отечественной войны будет жить. Поклонимся великим тем годам…

Люди! Покуда сердца стучатся,

Помните,

Какой ценой завоевано счастье.

Пожалуйста, помните!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста

Система работы по воспитанию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста...

Система работы по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Из опыта работы

Представленный материал может использоваться учителями-логопедами, воспитателями дошкольных организаций для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста по разделу "Формиро...

Опыт работы "Формирование нравственно-патриотических качеств личности у детей дошкольного возраста через изучение культуры казачества"

Актуальность опыта обусловлена живым научным и общественным интересом к возрождению и становлению казачества как своеобразному феномену многовековой истории Российского государства. По наследству нам ...

Роль музейной педагогики в воспитании гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к истории малой родины»

Сегодня в нашу педагогическую практику прочно вошли различные музейно – образовательные программы для воспитанников дошкольных образовательных учреждений. Музейная педагогика, как научная дисцип...

Проект "Система работы по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников"

Проект ориентирован на духовно-нравственное и патриотическое воспитание учстников образовательного процесса через взаимодействие детского сада и семьи...

Система работы по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста

В данной разработке описана система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников. Автором предложено блочно-тематическое планирование, представленное 6 на...