Отчет смообразования Зазимко Т.Б.
учебно-методический материал

Зазимко Татьяна Борисовна

Уважаемые коллеги! Из отчета по самообразованию вы узнаете какие методы, формы, пути достижения по самообразованию я использовала, а также план моего самообразования 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

        Зазимко Татьяна Борисовна

(Ф.И.О.)

воспитатель

(Должность)

«Моделирование экологических наблюдений как средство развития связной речи дошкольников 5 - 6 лет»

 (Название темы)

02.09.2020 г

 (Начало изучения темы)

30.05. 2021 г

 (Окончание изучения темы)

Ханты-Мансийск

2021


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ

Ф.И.О. педагога Зазимко Татьяна Борисовна

Дата рождения 15.04.1966 г

Стаж работы в должности 35 л

Образование (название учебного заведения и год  окончания) Среднее профессиональное образование. Ейское педагогическое училище Краснодарского края 1987 г 2002 «Дошкольное воспитание» воспитатель детского сада КТ № 236705

 

Квалификационная категория, год и № приказа о присвоении

1 квалификационная категория приказ № 1281от 04.10. 2019 г

Курсы повышения квалификации за последние три года (указать вид, тему, где проходили, кол-во часов )

Общественная Организация «Волга – ТРИЗ» Международной Ассоциации ТРИЗ по теме: «Технологии речевого развития детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО» 72 ч 2018 г;

Курсы «Социокультурные истоки» г. Ханты – Мансийск 36 ч 2020 г;

Вебинары: сертификат портал «Солнечный свет» тема «Развитие познавательных способностей детей в ДОУ как основа подготовки дошкольников» 1 час 2020 г;  сертификат портал «Солнечный свет» тема «Современные формы познавательно – исследовательской деятельности дошкольников и школьников (путешествия по карте, квест, фотокросс, геокешинг, метод кейсов), особенности их использования при дистанционном обучении» 1 час 2020 г; сертификат «Организация дистанционного обучения в цифровой образовательной среде МЭО» 1,5 ч 2020 г; сертификат «Цифровые секреты МЭО для успешного взаимодействия с дошкольниками  в период самоизоляции» 1 ч 2020 г;

сертификат «Бином» тема «Способы мотивации ребенка дошкольного возраста к чтению» 2 ч 2020 г ______________________________________

________________________________________________________________

                             

Награждения (указать год, характер награды)

2018 г -  награждена Почетной грамотой Комитета по образованию Администрации Белоярского района

 Уровень ДО:

2019 г – награждена Почетной грамотой в номинации «Мисс – Бесконфликтность и спокойствие» МБДОУ № 6 «Ласточка» г. Ханты – Мансийск.

Награждения в заочных конкурсах:

2019 г – диплом победитель (3 место) Всероссийского конкурса «Горизонты педагогики» Блиц – олимпиада: «Современные технологии обучения дошкольников»

2019 г – диплом победитель (1 место) Международного педагогического конкурса «Педагогика ХХI века: опыт, достижения, методика» Номинация: «Педагогические проекты»

2019 г – диплом победитель (1 место) Регионального конкурса «Моя Югра» Номинация «Творческие работы и учебно - методические разработки педагогов»

2019 г (октябрь) – диплом победитель (1 место) Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Педагоги России» конспект ООД «Спешим на помощь».

2019 г (октябрь) – диплом победитель (1 место) Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Педагоги России» Программа  дополнительного образования по детскому экспериментированию «Юные исследователи»

2019 г (декабрь) -  диплом победитель (1 место) Международного педагогического конкурса «Педагогика ХХI века: опыт, достижения, методика» Номинация: конспект ООД «Друзья синички»

2020 г (январь)   - диплом победитель (2 место) Всероссийская олимпиада «Подари знание» «Исследовательская компетентность педагога по ФГОС»

2020 г (апрель) – диплом победитель (1 место) Международного педагогического конкурса «Педагогика ХХI века: опыт, достижения, методика» Номинация: «Педагогические проекты» «Животный и растительный мир ХМАО – Югры»

2021 г Грамота за участие в региональном чемпионате «Навыки мудрых» по методике WorldSkills Russia в ХМАО – Югре _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


АНАЛИЗ ТЕМЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

ЗА 2020   /2021   УЧЕБНЫЙ ГОД

Совершенствование профессиональных знаний и навыков является одним из основных требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Поэтому, самообразование — важная составляющая процесса творчества педагога.

В течение года работала над темой поэтапно.

1 этап: - подготовительный

2 этап: - деятельностный (практический)

3 этап: контрольно – аналитический (оценочный)

На первом этапе я собирала информацию, изучала методическую литературу по теме.

Изучив и проанализировав психолого - педагогическую литературу, научные труды Т. А. Сидорчук, Т.В. Владимировой «Шаг в неизвестность». (Методика ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы) / под ред. – Гуткович И. Я.  – Ульяновск, 2001., Рыжовой Н.А. «Экологическое образование в детском саду». М. Изд. «Карапуз». 2001, Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Пособия для работников дошкольных учреждения. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 56 »,

 я выстроила свою работу с учетом психолого – педагогических особенностей детей дошкольного возраста, постепенности и последовательности усложнения познавательного материала. Составила план работы по самообразованию. Провела диагностику у детей по методике Н.В. Рыжовой.

 На втором этапе обеспечила методическим материалом и оборудованием: сделала методическое пособие «Причинно – следственная связь», «Волшебный экран» (СО), «Мир природы», модель «Загадка», «Схематизация стихотворений».

Разработала картотеку экологических наблюдений для дошкольников старшего возраста. Самостоятельно разработала дидактические игры с использованием ТРИЗ – технологий (метод маленьких человечков): «Что может быть», «Хорошо – плохо», «1.2,3 в домик свой беги», «Все в мире перепуталось», «Паровозик», «Домино», классификационная «Да - нетка», а так же разработала схемы агрегатного состояния веществ (снег, лед, сосулька, вода).

Разработала мультимедийную игру для детей «Все в мире перепуталось»

В своей работе использовала:

 метод маленьких человечков (ТРИЗ технология);

наглядный метод: таблицы, карты, схемы; карточки, модели, картинки;

метод экспериментально — исследовательской деятельности, в которых опираемся на опыт ребенка, формируем сенсорно — перцептивную сферу у детей, представление о предметах, явлениях природы;

словесный метод: (художественное слово, пояснение, указания, вопросы);

практический метод (игры)

проектная деятельность  

Проводила индивидуальную работу с детьми.

 На третьем этапе -  аналитико – обобщающим я подвела итоги.

 Итоги наблюдений, работы по теме показали:

  • Повысилась положительная динамика в познавательном и речевом   развитии детей: дети научились наблюдать за живой и неживой природой, экспериментировать  с разным материалом;
  • Делать выводы, умозаключения;
  • Научились устанавливать причинно – следственную связь в природе;
  • Повысился уровень связной речи, обогатился словарный запас детей

В течение года использовала игры и пособия в организованно – образовательной деятельности и в режимных моментах.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

Актуальность темы: 

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования особое внимание обращается на решение задачи формирования предпосылок учебной деятельности. Базовой предпосылкой учебной деятельности является направленность на формирование умения учиться: анализировать, сравнивать, искать сходство и различие, делать выводы, умозаключения. 

Анализ образовательных областей программы  и новых целевых ориентиров показал, что речевое и коммуникативное развитие по-прежнему признаются наиболее актуальными задачами в дошкольном возрасте. Диагностика уровня обучаемости дошкольников старшей группы  выявила, что лишь у  74 % воспитанников уровень речевого развития положительный.  В результате диагностики выявлены проблемы речевого развития: недостаточный словарный запас, односложная, состоящая из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение, а также построить сюжетный или описательный рассказ. Поэтому, развитие связной речи – одна из важнейших задач работы с детьми и необходимое условие для их успешного обучения в школе. Эти утверждения основаны на том, что в процессе развития связной речи детей развивается их мышление, восприятие, наблюдательность.

Процесс ознакомления с природой непрост для ребенка. Начинается он с чувственного восприятия. Однако многие явления природы невозможно воспринимать непосредственно. Часто на основе чувственного познания требуется «построить» в сознании абстрактное, обобщенное представление об объекте или целом явлении природы, составить схему изучаемого явления. Решить успешно эти задачи помогает моделирование как метод ознакомления детей с природой. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематичными  изображениями, знаками, символами, таблицами.  Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению моделей неживой и живой природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. 

 

Цель: развитие связной речи дошкольников 5 - 6 лет методом моделирования маленькими человечками экологических наблюдений для повышения.

Задачи:

  • формировать умение анализировать, рассказывать, рассуждать и объяснять элементарные физические процессы через наблюдения за физическими явлениями, происходящими в природе;
  • устанавливать причинно-следственные связи в неживой и живой природе, развивать наблюдательность, чувствительность к изменениям окружающего мира, физических тел;
  • развивать навыки схематизации мыслительных операций методом моделирования, обогащать словарь детей, развивать творческое воображение, мышление и творческую активность.

Предполагаемый результат:  

  • У детей повысится положительная динамика в познавательном и речевом развитии детей:
  • научатся наблюдать за живой и неживой природой, самостоятельно экспериментировать с разным материалом;
  • Научатся делать выводы, умозаключения;
  •  Научатся устанавливать причинно – следственную связь в природе;
  • Повысится уровень связной речи, обогатится словарный запас детей.

Отчет о проделанной работе:

В ноябре я показывала

 Для родителей проводила консультации:  «Как развивать наблюдательность у детей», мастер – класс «Игры для детей «Неживая природа» (с применением метода ММЧ).

Для молодых педагогов проводила консультацию «Использование современных игровых технологий», мастер – класс для педагогов «Развитие творческих способностей дошкольников методами ТРИЗ – технологии», в апреле месяце представляла инновационный опыт работы «Моделирование экологических наблюдений как средство развития связной речи дошкольников 5 - 6 лет»

Список использованной литературы:

1. Т. А. Сидорчук, Т.В. Владимировой «Шаг в неизвестность». (Методика ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы) / под ред. – Гуткович И. Я.  – Ульяновск, 2001.,

2. Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду». М. Изд. «Карапуз». 2001,

3.Сидорчук Т. А.  Лелюх С.В. «Методы развития воображения дошкольников». Ульяновск, 2007)

3. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Пособия для работников дошкольных учреждения. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 56 »,

4. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. «Методика формирования  у дошкольников классификационных навыков», М., Изд-во «АРКТИ», 2009 г.

5. Л.Ф. Павленко «Где живут маленькие человечки».

6. Леонтьев А. А. Речевая деятельность. «Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста» - М. Академия, 1999г 

7. Н. А. Рыжова Н.А. Наш дом – природа. Волшебница вода. Москва 1997 г.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

НА 2020  /2021    УЧЕБНЫЙ ГОД

Месяц

Направления работы

Способы достижения

Анализ достижений

сентябрь

октябрь

1.Подготовительный  этап.

Изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме самообразования 2020-2021 учебный год

Посещение библиотеки, изучение методической литературы, использование интернет - ресурсов

Повысился культурно – педагогический уровень развития педагога

Проведение диагностики уровня знаний детей по методике Н.А. Рыжовой

Подбор методического оснащения, пополнение  центра экспериментирования атрибутами для экспериментирования; атрибутов к играм

Изучение методики Н.А. Рыжовой

Диагностика

Работа с родителями по пополнению центра экспериментирования

Углубились знания по проведению диагностики

Пополнилась ППРС по экологическому направлению

Оформлен центр экспериментирования

ноябрь

2 этап практический.  Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

2020-2021 учебный год

самостоятельно разработала картотеку экологических наблюдений  о неживой природе по старшей группе;

разработала модель причинно – следственная связь по старшей группе, модель «Природный мир», схемы, календарь природы;

разработала перспективный план работы по самообразованию;

Предварительно изучив методическую литературу, статей о моделировании, просматриванием слайд – презентаций о неживой природе

Практический

Консультация для молодых педагогов «Новые игровые технологии с использованием ТРИЗ»

У меня и педагогов повысился педагогический уровень знаний о развитии связной речи воспитанников методом моделирования экологических наблюдений

декабрь

Самостоятельно разработала игры по неживой природе с методом моделирования (ММЧ) по старшей группе: «Паровозик», «1,2,3 в домик свой беги», «Домино», классификационная игра «Да – нетка»

Изучение сборника игр  по неживой природе Т.В. Владимировой

Повысился уровень экологической культуры педагога через игровую деятельность с детьми

январь

Разработка  модели «Загадки», схемы по заучиванию стихотворений

Практический  метод

Совместная деятельность воспитателя и детей: загадывание загадок о неживой природе по модели, «кодировка» стихотворений по схеме

Повысился уровень знаний педагога и детей о неживой природе

февраль

просмотр слайд – презентаций по теме «Неживая природа»;

проведение опытов со снегом и водой; магнитом

Совместная деятельность воспитателя и детей

Практический

Мастер – класс для педагогов «Игры и модели по неживой природе старшего дошкольного возраста»

Повысился познавательный интерес педагога  к методике проведения экспериментальной деятельности старшего дошкольного возраста  

дети научились делать выводы, умозаключения

Март

апрель

май

экологические наблюдения в природе и моделирование через экспериментальную деятельность,

Совместная деятельность педагога и детей:

самостоятельная деятельность детей: составление рассказов  экологических наблюдений по сезонным изменениям в природе с использованием метода моделирования;

игровая деятельность детей с использованием игр по неживой и живой природы.

 

Повысился уровень экологический культуры педагога, Дети научились устанавливать причинно – следственные связи в природе, работать со схемами, таблицами, повысилась связная речь детей

3 этап. Контрольно – аналитический (оценочный).

 Обобщение собственного опыта

Демонстрация инновационного опыта работы коллегам  ДО и молодым педагогам  на педсоветах, методических часах.

Повысился уровень знаний экологической и педагогической культуры педагогов.

Работа с родителями

В течение года

1.Консультация для родителей «Учимся, наблюдая».

2. Консультация «Экологические игры для детей старшего дошкольного возраста».

3.Папка – передвижка «Экологические наблюдения по временам года».

4 Памятка «Как развивать наблюдательность у детей».

5. Мастер – класс (в индивидуальном порядке) «Игры детей с неживой природой»

6. Пополнение атрибутами к играм о природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по опытно-экспериментальной деятельности предшкольного образования

У нас в детском саду в 2006 году была открыта экспериментальная площадка по реализации региональной модели предшкольного образования. Я работала в этом эксперименте. Также я являюсь муниципальным тьют...

Отчет перед общественностью (репортаж)

Репортаж о ежегодном отчете перед общественностью заведующей ДОУ № 91 города Краматорска Степанченко Анны Юрьевны...

В помощь аттестующемуся педагогу ДОУ "Отчет аттестующегося педагога дошкольного учреждения о применении современных образовательных технологий"

В данном файле я приведу пример отчета аттестующегося педагога дошкольного учреждения о применении современных образовательных технологий....

Отчеты. Годовой отчет учителя - логопеда ДОУ.

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представлен Годовой отчет учителя - логопеда ДОУ. Годовой отчет пишется в конце учебного года по по пунктам Годового плана и является приложением к Аналитическ...

Отчет по смообразованию

Отчет по самообразованию...

Отчет о проделанной работе позволяет работодателю оценить, насколько эффективно трудится его персонал. Это обычная практика в современном мире. Разберемся, как правильно составить такой отчет, что в нем написать и чем дополнить.

Представить результаты педагогической деятельности, компетентности в области управления образовательным процессом, провести самоанализ результатов педагогической деятельности....

план по смообразованию

план по самообразованию «Развивающие игры, как средство формирования познавательных способностей дошкольников»...