Конспект НОД "Блокадный хлеб"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Яковлева Нина Валерьевна

Знакомим детей с героическими подвигами простых людей в годы ВОВ, тяготами перенесённой бдокады Ленинграда. Воспитываем у детей бережное отношение к хлебу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия и презентация "Блокадный хлеб".

Конспект занятия с использованием презентации «Хлеб блокадного города».

Воспитатель: Яковлева Н.В.

Тема: «Блокадный хлеб».

Образовательные области по  ФГОС ДО:

 «Социально-коммуникативное развитие»,

«Познавательное развитие»,

«Художественно – эстетическое развитие».

Задачи:

Дать детям элементарные сведения о Великой Отечественной войне и бедах, которые она принесла.

Формировать представление о блокаде, о трудностях блокадного города.

Воспитывать чувство сострадания, сопереживания людям, попавшим в беду.

Воспитывать уважение и благодарность защитникам Отечества, гордость за свой народ, любовь к Родине.

Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к людям, прошедшим ВОВ.

Презентация «Хлеб блокадного города».

Звучит песня «Ленинградские мальчишки».  Музыка: И.Шварца. Слова: В.Коростылёва.

Воспитатель: Я хочу рассказать вам сегодня о маленькой девочке  Вале Семенцовой, во время войны ей было всего лишь 4 года, когда она выросла, то написала книгу о своих тяжелых  воспоминаниях,  о войне и блокадном Ленинграде.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Слайд 2. Описание слайда.

 «22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Фашисты быстро подошли к Ленинграду (Санкт-Петербургу) и окружили его. Большую часть заводов и людей эвакуировали в тыл, то есть вывезли вглубь страны. Часть людей не смогла или не захотела покинуть город.

(Воспоминания блокадницы Валентины Семенцовой).

 Слайд 2. Фотографии «Эвакуация».

Воспитатель: Дети, сегодня, 27 января -День полного освобождения города Ленинграда от фашистской блокады ( взятия города в кольцо, окружения).

Слайд 3. Описание слайда:

«Немецкая артиллерия каждый день обстреливала город. С самолётов сбрасывали бомбы, которые вызывали разрушения и пожары. Осенью 1941 года сгорели склады с запасами продовольствия, и над окружённым фашистами городом нависла опасность голода. Продукты стали продаваться только по карточкам, то есть талончикам, в строго ограниченном количестве. Норма отпуска продуктов постоянно сокращалась».

 (Воспоминания блокадницы Валентины Семенцовой).

Слайд 5. Описание слайда:

Карточки - бумажные талоны на которых указывалось положенное количество продуктов, каждому человеку.
Вот такой кусочек хлеба выдавали жителю блокадного Ленинграда на целый день.

Фото блокадного хлеба.

Слайд 6. Описание слайда:

Сам хлеб изначально делался, как и сейчас, но со временем, когда муки становилось все меньше, хлеб приобретал блокадные черты: особый вкус и консистенцию, которая так запала в память всем ленинградцам, пережившим те суровые годы.

Фанерой забито наше окно
В городе тихо, очень темно
Звук самолетов слышен,
Низко летят над крышей.
Тихо одними губами,
Шепчу понятное  маме:
«Мама мне страшно,
Мама 125 и больше не грамма».
Свой хлеб разрезает мама,
И делит его пополам.

Воспитатель:

Слайд 7. Описание слайда:

Состав блокадного хлеба: пищевая целлюлоза – 10%, жмых – 10%, обойная пыль – 2%, выбойки из мешков - 2%, хвоя – 1%, ржаная обойная мука – 75%. Использовалась также коревая мука (от слова – «корка»).

Фото блокадного хлеба и карточки.

(Показать детям кусочек хлеба , весом 125 грамм. Рассказать, что в самую холодную зиму такой кусочек был положен на целый день детям и старикам. Спросить детей, достаточно ли такого кусочка хлеба, чтобы досыта поесть. Предложить детям по одному кусочку «блокадного хлеба»).

Слайд 8. Описание слайда.

«Дорога жизни».

Муку в окруженный город Ленинград доставляли на машинах по замершему озеру Ладога только в зимнее время. Когда в Ладоге тонули машины, везшие муку в город, специальные бригады ночью, в затишье между обстрелами, крючьями на веревках поднимали мешки из воды. В середине такого мешка какое-то количество муки оставалось сухим, а внешняя промокшая часть при высыхании превращалась в твердую корку. Эти корки разбивали на куски, затем измельчали и перемалывали. Коревая мука давала возможность сократить количество других малосъедобных добавок в хлебе.

Слайд 9. Описание слайда:

«Блокадный хлеб».

Я вспоминаю хлеб блокадных лет,

Который в детском доме нам давали.

Не из муки он был – из наших бед,

И что в него тогда только не клали!

Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой,

С корой. Колючий так, что режет десна.

Тяжелый, горький – с хвоей, лебедой.

На праздник, очень редко – чистый просто.

Но самый сильный голод был, когда

Хлеб мы по два-три дня не получали.

Мы понимали, что война – это беда.

Но каждый день с надеждой хлеба ждали.

Не дни мы голодали, а года.

Хоть раз наесться досыта мечтали.

Кто видел, не забудет никогда,

Как с голоду детишки умирали.

(Лидия Хямелянина). 

Слайд 10. Описание слайда:

«Блокадный хлеб был чёрный, сырой, тяжёлый, прилипал к зубам. Поэтому ломтик хлеба нанизывали на лучинку и держали около огня. Хлеб подсыхал немного, его крошили в кипяток и ели такой «суп» ложкой.

До войны родители баловали меня. Я приходила с папой в булочную, и мне давали сдобную булочку «птичку». Я съедала только «глазик» (изюминку) и возвращала булочку папе. В пирожном «сахарная трубочка» я ела крем, а трубочку доедал папа. Сколько раз, сидя с мамой у печки, я жалела, что не было теперь ни «птичек», ни сахарных трубочек».

(Воспоминания блокадницы Валентины Семенцовой).

Слайд 11.Описание слайда:

Блокада Ленинграда длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года – 872 дня.

Слайд 12. Описание слайда:

27 января 1944 года блокадное кольцо было прорвано,  и вечером в городе прозвучал победный салют!

Фото «Защитники Ленинграда», «Салют в городе Ленинград».

Воспитатель:

На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо». За мужество и героизм город Ленинград получил звание «Города- героя». Подвиг ленинградцев мы никогда не забудем.

Слайд 13. Описание слайда:

Блокадники, свидетели беды,

грядущее склоняется пред вами,

и города победные сады

над вашими все выше головами!

Слайд 14. Описание слайда:

Обелиск «Городу герою Ленинграду».
Мемориал «Разорванное кольцо». Фото.

Воспитатель:

На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо». За мужество и героизм город Ленинград получил звание «Города- героя». Подвиг ленинградцев мы никогда не забудем.

Давайте встанем, помолчим,

Почтим героев Ленинграда,

Всех, чьи жизни унесла

В суровый час блокада.

Минута молчания.

Слайд 15. Описание слайда:

Нам нужен мир на голубой планете. 
Его хотят и взрослые и дети. 
Им хочется, проснувшись на рассвете, 
Не вспоминать, не думать о войне! 
Нам нужен мир, чтоб строить города, 
Сажать деревья и работать в поле. 
Его хотят все люди доброй воли, 
Нам нужен мир навеки, навсегда! (И. Кравченко)

Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня узнали много нового. Мне бы хотелось, чтобы вы сейчас нарисовали каждый свою картинку мира, каким вы его представляете. Мы создадим альбом из ваших рисунков и напишем ваши пожелания всем людям, кого коснулась страшная война.

Чтобы вы им пожелали?

Ответы детей.

А продолжение истории про девочку Валю Семенцову из блокадного Ленинграда, мы с вами узнаем, когда прочтем её книгу.

Дети рисуют свои картинки мира под музыку Ф. Шопена «Весенний вальс».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Блокадный хлеб. (по мотивам книги блокадницы Валентины Николаевны Семенцевой «Лист фикуса», для детей дошкольного возраста ). Выполнила презентацию: Яковлева Н.В.- воспитатель МБДОУ Могойтинский детский сад «Солнышко». Бурятия. Автор шаблона: Астафьева Оксана Владимировна , педагог-библиотекарь ГБОУ Школа № 827, Москва www.lib827.ru

Слайд 2

«22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Фашисты быстро подошли к Ленинграду (Санкт-Петербургу) и окружили его. Большую часть заводов и людей эвакуировали в тыл, то есть вывезли вглубь страны. Часть людей не смогла или не захотела покинуть город. (Воспоминания блокадницы Валентины Семенцовой).

Слайд 4

«Немецкая артиллерия каждый день обстреливала город. С самолётов сбрасывали бомбы, которые вызывали разрушения и пожары. Осенью 1941 года сгорели склады с запасами продовольствия, и над окружённым фашистами городом нависла опасность голода. Продукты стали продаваться только по карточкам, то есть талончикам, в строго ограниченном количестве. Норма отпуска продуктов постоянно сокращалась». (Воспоминания блокадницы Валентины Семенцовой).

Слайд 5

Карточки - бумажные талоны на которых указывалось положенное количество продуктов, каждому человеку. Вот такой кусочек хлеба выдавали жителю блокадного Ленинграда на целый день

Слайд 6

Блокадный Ленинград Сам хлеб изначально делался, как и сейчас, но со временем, когда муки становилось все меньше, хлеб приобретал блокадные черты: особый вкус и консистенцию, которая так запала в память всем ленинградцам, пережившим те суровые годы. Фанерой забито наше окно В городе тихо, очень темно Звук самолетов слышен, Низко летят над крышей. Тихо одними губами, Шепчу понятное маме: «Мама мне страшно, Мама 125 и больше не грамма». Свой хлеб разрезает мама И делит его пополам.

Слайд 7

Состав блокадного хлеба: пищевая целлюлоза – 10%, жмых – 10%, обойная пыль – 2%, выбойки из мешков - 2%, хвоя – 1%, ржаная обойная мука – 75%. Использовалась также коревая мука (от слова – «корка»).

Слайд 8

ДОРОГА ЖИЗНИ Муку в окруженный город Ленинград доставляли на машинах по замершему озеру Ладога только в зимнее время. Когда в Ладоге тонули машины, везшие муку в город, специальные бригады ночью, в затишье между обстрелами, крючьями на веревках поднимали мешки из воды. В середине такого мешка какое-то количество муки оставалось сухим, а внешняя промокшая часть при высыхании превращалась в твердую корку. Эти корки разбивали на куски, затем измельчали и перемалывали. Коревая мука давала возможность сократить количество других малосъедобных добавок в хлебе.

Слайд 9

«Блокадный хлеб». Я вспоминаю хлеб блокадных лет, Который в детском доме нам давали. Не из муки он был – из наших бед, И что в него тогда только не клали! Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой, С корой. Колючий так, что режет десна. Тяжелый, горький – с хвоей, лебедой. На праздник, очень редко – чистый просто. Но самый сильный голод был, когда Хлеб мы по два-три дня не получали. Мы понимали, что война – это беда. Но каждый день с надеждой хлеба ждали. Не дни мы голодали, а года. Хоть раз наесться досыта мечтали. Кто видел, не забудет никогда, Как с голоду детишки умирали. (Лидия Хямелянина ).

Слайд 10

«Блокадный хлеб был чёрный, сырой, тяжёлый, прилипал к зубам. Поэтому ломтик хлеба нанизывали на лучинку и держали около огня. Хлеб подсыхал немного, его крошили в кипяток и ели такой «суп» ложкой. До войны родители баловали меня. Я приходила с папой в булочную, и мне давали сдобную булочку «птичку». Я съедала только «глазик» (изюминку) и возвращала булочку папе. В пирожном «сахарная трубочка» я ела крем, а трубочку доедал папа. Сколько раз, сидя с мамой у печки, я жалела, что не было теперь ни «птичек», ни сахарных трубочек». (Воспоминания блокадницы Валентины Семенцовой).

Слайд 11

Блокада Ленинграда длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года – 872 дня.

Слайд 13

27 января 1944 года блокадное кольцо было прорвано и вечером в городе прозвучал победный салют!

Слайд 14

Блокадники, свидетели беды, грядущее склоняется пред вами, и города победные сады над вашими все выше головами!

Слайд 15

Нам нужен мир на голубой планете. Его хотят и взрослые и дети. Им хочется, проснувшись на рассвете, Не вспоминать, не думать о войне! Нам нужен мир, чтоб строить города, Сажать деревья и работать в поле. Его хотят все люди доброй воли, Нам нужен мир навеки, навсегда ! (И. Кравченко)

Слайд 16

Используемая литература: В.Н. Семенцова «Лист фикуса. Рассказы о войне». И. Кравченко «Нам нужен мир». Лидия Хямелянина «Блокадный хлеб». Е.Головчинер «Блокадный Ленинград». detyam-o-vojne-1941-1945-dlya-detskogo-sada Статья «Детям о войне».

Слайд 17

автора шаблона: Астафьева Оксана Владимировна , педагог-библиотекарь ГБОУ Школа № 827, Москва www.lib827.ru

Слайд 18

Для коллажа использованы фотографии блокадного города: http://dokwar.ru/_pu/6/17956856.jpg http://www.findnews.ru/photogallery/1492/13.jpg http://ic.pics.livejournal.com/skif_tag/19770500/4505645/4505645_original.jpg http://cdn2.img.mundo.sputniknews.com/images/103661/41/1036614167.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/9754/225044291.38/0_d143b_55e2d276_XXL.jpg http://teatr-snov.slovobus.ru/TEXTS/NM/BLOKADA_5a.jpg http://www.spbgasu.ru/gallery/photogallery/3313/orig_3313.jpg http://foma.ru/fotos/news/01.13/BlokLen_s.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/3213/babs71.1d/0_7bc0_92c037f0_M.jpg http://img.rg.ru/i/gallery/a298f788/aadf3954.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/9314/225044291.36/0_d13d4_e6a37e11_XXL.jpg http://cs614627.vk.me/v614627896/17f79/XdC4E-exrGQ.jpg http://ic.pics.livejournal.com/borisenkosergey/65673064/22526/22526_600.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/6730/225044291.36/0_d13c3_c0cd83cd_XXL.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/9808/225044291.36/0_d13cb_b5273b45_XXL.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия " Хлеб в России и Италии"

конспект для подготовительной группы. Часть работы, посвященной году Италии в России. Сравнение культур двух стран....

Конспект занятия "Хлеб всему голова"

                               Тема:  «Хлеб - всей жизни голова!» Программное содержание:Обучающие зада...

Конспект занятия "Хлеб - всему голова!"

Это занятие  помогает активизировать и расширить словарный запас по темам: «Хлеб», «Хлебобулочные изделия», «Профессии», «Времена года». Развивать грамматический строй речи; проводить профилактик...

Конспект занятия «Хлеб- всему голова»

Конспект посвящен изучению процесса выращиваня хлеба, бережного отношения к главному продукту питания,  и воспитания в детях  уважительного отношения к труду людей.  Тема «Хлеб- в...

Конспект-занятия "Хлеб -всему голова"

Представлен материал для проведения занятия по теме "Хлеб-всему голова"...

Конспект НОД « Хлеб-всему голова»

Конспект по окружающему миру....

Конспект занятия " Хлеб-всему голова"

Конспект занятия для подготовительной группы....