Конспекты
план-конспект занятия

Конспекты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект 122.62 КБ
Файл Конспект 221.98 КБ
Файл Конспект 322.44 КБ
Файл Конспект 419.44 КБ
Файл Конспект 519.36 КБ
Файл Конспект 619.22 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно-образовательная деятельность посвященная дню независимости

в старшей группе

ТЕМА:

"Мой Татарстан"

https://lh4.googleusercontent.com/_H4VgHdJkM6Oc-JtsDn7iOR9BEzCBAyOAFK-FIkNT7Sp_goyMTZAMcAoz8PxfO6cu7wpBD8Mv410P7Zp80t3IWt9SC9cgPu1-M_PYWlECYlea9tbRly5oxwlR8nL_WPBV6Im0mwrbVI


Цель: совершенствование знаний детей о государственной символике и формирование эстетического отношения к народным символам.
Задачи:
· Обобщить и систематизировать знания детей о Родине – Татарстане;
· Закрепить знания о флаге, гербе, гимне, народных символах;
· Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихов;
· Развивать диалогическую речь;
· Воспитывать у детей патриотические чувства к Родине: любовь, уважение к родной Республике, бережное отношение к ней.
Оборудование: изображение Государственного флага РТ, герба, картинки с флагами других государств; аудиозапись "Гимн Татарстана", Г.Тукай "И Туган тел...", "Моя Россия и мой Татарстан"("Непоседы")


Под музыку  "И Туган тел..." дети входят в зал.
- Посмотрите, ребята, как оформлен наш зал. Как вы думаете, о чем пойдет речь? (о Родине).


- Ребята расскажут стихи  о Родине?
1. Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
2. В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок… и я.
3. Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.
 

4. В каждой стране независимисть- ее основное богатство.

Примите поздравления, с днем независимости Татастана, днем свободы и братства.

5. Всем настоящим патриотам хочу я счастья пожелать.

Никогда не унывать и справиться с любой заботой.

6. Я- свободный человек независимой Республики.

Ты- свободный человек независимой Республики.

Поздравляю всех с жнем рождения Татарстана.

7. Пусть счастливо живется в моей суверенной Родине.

Мое сердце трепетно бьется и мир прекрасней вдвойне.


Дети поют  песню «Моя Россия, мой Татарстан» (садятся на стульчики).
Как вы думаете, что я держу в руках? (ответы детей).
- Я в руках держу модель Земли – глобус. Посмотрите, как много на нашем земном шаре разных стран и Республик. Какие Республики вы знаете?
- Но есть на нем лишь одна страна и Республика, которую зовем своей Родиной.
- Ребята, а как эта Республика называется? (Татарстан).
Ребенок: Как велика моя земля!
Как широки ее просторы:
Озера, реки и поля, леса и степь, и горы!
Раскинулась моя земля
От севера до юга.
Когда в одном краю весна –
В другом снега и вьюга.
- Вот как много места занимает территория нашей Родины.
- А что такое Родина? (Родина – это мой дом, мой город, в котором я живу).
- Верно. Родина – это место, где ты родился. Но человек не всегда остается в том месте, где родился, поэтому Родина – это твой город, дом, в котором ты живешь, твой двор, улица, детский сад. Это твоя страна.
- Ребята, у каждого государства  и Республики есть свои символы. Какие символы России и Татарстана вы знаете? (флаг, герб, гимн).


РАССМАТРИВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФЛАГА ТАТАРСТАНА


Татарстанский флаг состоит из трех полос. Назовите цвета  флага РТ. Что обозначает каждый цвет? (ответы детей)

Верхняя полоса – зеленая  – зелень весны, цвет ислама, средняя белая  – обозначает чистоту, красная как солнышко – сила, зрелость, энергия.
Флаг – это главный отличительный знак страны, Республики  т. е. символ. Защищать честь флага, значит защищать честь Родины, Отчизны.
Игра «Найди флаг» (по одному ребенку подходят к столу и находят среди флагов разных стран, флаг Татарстана).
- Давайте вспомним, где мы часто встречаем флаги?

Просмотр м/ф "Ак барс" (см.электронную картотеку)

Еще у каждой страны и Республики есть отличительный знак (показываю на стенде). Что это такое? (ответы детей).


РАССМАТРИВАНИЕ ГЕРБА.


- Что изображено на гербе?

Государственный герб Республики Татарстан представляет собой изображение крылатого барса с круглым щитом на боку, с приподнятой правой передней лапой на фоне диска солнца, помещенного в обрамление из татарского народного орнамента, в основании которого надпись "Татарстан", крылья состоят из семи перьев, розетка на щите состоит из восьми лепестков. Герб Республики Татарстан выполнен в цветах флага Татарстана; имеет круглую форму.

Центральный образ герба - крылатый барс - в древности божество плодородия, покровитель детей. В гербе Республики Татарстан барс - покровитель граждан республики и ее народа. Барс изображен на фоне красного диска солнца. Солнце - в древности главное божество многих народов. Красное солнце на гербе Татарстана означает доброе знамение, успех, счастье, жизнь. На левом боку барса - круглый щит, означающий правовую, экономическую, силовую защищенность граждан Республики Татарстан.

Приподнятая правая передняя лапа барса - это традиционный геральдический жест, подчеркивающий величие верховной власти. Это означает также начало движения (дела) "шагом правой ноги", доброе начало движения Татарстана по пути обновления. Острые зубы и когти барса означают его способность постоять за себя и за тех, кому он покровительствует, кого защищает. Cемь перьев крыльев барса символизируют пространство воздействия покровительствующей силы барса - и на земле, и на небесах. Положение хвоста барса означает хорошее настроение, дружелюбие. Популярный татарский растительный орнамент и цветок тюльпана олицетворяют пробуждение весенней природы и символизируют возрождение Татарстана.

Три золотых круга охватывают герб на трех уровнях. Они выражают идею единства, бесконечности и высшего совершенства.


- Ребята, а для чего нужен герб государству? ( Чтобы отличить одно государство от другого).
Итак, первый отличительный знак страны – (ответ детей) флаг. Второй отличительный знак – это (ответ детей) герб. А есть еще третий отличительный знак, кто знает какой? (Гимн) .
- А что такое гимн? (Это главная песня страны). Это песня о нашей стране, о том, как мы ее любим.
- А кто знает, как надо слушать гимн? Когда играет гимн, то нужно встать и слушать ее стоя.


ПРОСЛУШИВАНИЕ ГИМНА.

- Молодцы, ребята! О каких символах мы сегодня говорили (ответы детей). Я очень надеюсь, что когда вы вырастите, то сможете сделать для Татарстана  много полезного, доброго, чтобы наша Республика стала еще красивее и лучше. А для этого надо очень сильно любить свою Республику.



Предварительный просмотр:

Конспект

занятия по ознакомлению с окружающим миром

в подготовительной группе

«ЗНАКОМСТВО С РЕСПУБЛИКОЙ ТАТАРСТАН»

Программное содержание.

        Расширять и углублять знания о нашей многонациональной Родине. Познакомить детей с культурой татар: традициями, обычаями, бытом, национальными костюмами. Рассмотреть символику республики Татарстан: герб, флаг.

        Воспитывать уважение и поддерживать интерес к татарскому народу, его культуре.

        Развивать память, воображение, умение анализировать и делать вывод.

        Закреплять умение детей отвечать полным ответом на вопрос, развивать диалогическую речь, обогащать речь детей словами по теме занятия.

         Словарная работа: республика Татарстан, волжане, Поволжье, оборки, калфак, камзул, тюбетейка, пиала, чак-чак, Казань, джигит, бай, батыр.

Предшествующая работа.

          Велась работа по формированию понятий большая и малая Родина: проводились наблюдения, целевые прогулки, экскурсии по территории; знакомили детей с расположением России на карте, с растительным и животным миром, с достопримечательностями страны. В беседах и на занятиях дали понятие о многонациональности Родины. Знакомили с фольклором, играми разных народов России.

Подготовка воспитателя.

       Продумала и составила конспект, подобрала демонстрационный материал, подготовила звуковое и музыкальное сопровождение.

Оборудование.

       Карта РФ, указка, доска, изображение герба и флага Татарстана; элементы национальной татарской одежды: тюбетейки, камзул; посуда: самовар, чайник, пиалы; картинки с изображением национальных костюмов, декоративно – прикладного искусства, виды Казани; магнитофон, диск с татарской национальной музыкой, аудиокассета с записью звуков поезда.

Ход занятия

Дети входят в зал под мелодию песни «Любимая Россия» (муз. А.Горева, сл. Ю. Кумыкова). Рассаживаются на стульчики, стоящие полукругом. Обращаю внимание на осанку.

- Ребята, в какой стране мы живём?

-  Покажите Россию на карте.

- Как называется город, в котором мы живём?

- Покажите его на карте.

- На берегу какой реки стоит наш город?

- Правильно. Волга – это одна из самых больших рек в мире.

- На берегах Волги живут разные народы. Какие? (Русские, мордва, татары, чуваши, марийцы, удмурты).

- Как называются люди, живущие на берегах Волги? (Волжане.)

- Значит и русских, и татар, и мордву, и марийцев мы можем назвать волжанами? А россиянами?

- Правильно. Послушайте стихотворение.

   (Воспитатель читает стихотворение В.Степанова «Российская семья»).

       

          Живут в России разные народы с давних пор.

          Одним – тайга по нраву, другим – степной простор.

          У каждого народа язык свой и наряд.

          Один - черкеску носит, другой надел халат.

          Один – рыбак с рожденья, другой – оленевод.

          Один кумыс готовит, другой – готовит мёд.

          Одним милее осень, другим милей весна.

          А Родина Россия у нас у всех – одна.

     

-  Сегодня я хочу пригласить вас на экскурсиюпо нашей республике Татарстан.          -  А вы хотите побывать в Татарстане?

-  Как нам это сделать?

-  На чём бы вы хотели поехать ?

-  Вот мы и поедем на поезде.

(Дети поворачивают стульчики, садятся друг за другом и под звуки поезда  имитируют движения колёс. Затем снова поворачиваются лицом к воспитателю. Фоном звучит спокойная татарская мелодия.)

-  Вот мы  в столице Татарстана – город Казань (закрепляю). Казань современный красивый город. Прибыли мы на железнодорожный вокзал. (Показываю иллюстрацию) А сейчас вот на таком трамвае (показываю иллюстрацию) мы отправимся к сердцу Казани – Казанскому кремлю. (Показываю иллюстрацию). Кремль – это очень древнее сооружение, которое стоит на берегу реки КазанкиТатарстан – это республика, поэтому у неё есть свой флаг и герб.(показываю)

-  Какие вы видите цвета на флаге? (Зелёный, белый, красный)

Зелёный цвет означает цвет весны, возрождения.

Белый – цвет чистоты;

Красный – это жизнь, сила.

-  На гербе изображен барс на фоне красного солнца. Барс считается покровителем республики Татарстан и её народа. Красное солнце – это успех, счастье, жизнь. Щит – это защищенность. Цветок астры символизирует долголетие.

Звучит татарская народная мелодия.

           В зал подскоками вбегают девочка и мальчик в национальных татарских костюмах. Девочка здоровается на татарском языке, а мальчик на русском.

-  Кто вы и откуда?

          Девочка читает стихотворение Сибгата Хакима на татарском языке, а мальчик тоже стихотворение на русском.

 

                     Спросили нас:

                     - От куда мы?

                     - Мы с Волги, из Казани.

                     Поит нас волжская вода,

                     Мы хлеб растим, пасём стада,

                     Качаем нефть, грузим суда

                     В свободном Татарстане.

-  Как вас зовут? (Рената и Дамир)

-  Ребята, обратите внимание  на то, как необычно одеты ребята. Посмотрите какое красивое платье у Ренаты.

-  А почему оно такое красивое? (Украшено оборками)

-  А это что? (Показываю на передник)

-  А у Дамира видите какая жилетка, а на голове необычная шапочка.    

Рената: Мы принесли вам подарок. (Отдаёт конверт)

- Спасибо. Ребята, присаживайтесь с нами. Давайте посмотрим, что в конверте. Здесь картинки с изображением национальных татарских костюмов.                                                                                                                                                                                                          Вот женский  костюм. Посмотрите женщины носили платье с оборками. А сверху надевали жилетку, которая по-татарски называется камзул (закрепляю). Камзул расшивали разноцветными или золотыми нитками, бисером или украшали аппликациями из ткани (показываю камзул). На голове женщины носили калфак (закрепляю).  

         Это мужской костюм. Мужчины носили рубаху, штаны, а с верху надевали халат или так же камзул, который тоже был украшен вышивкой. А на голове носилитюбетейку (показываю), которая тоже украшалась вышивкой. (Рассматриваю, как украшены тюбетейки)

-   Как назывался головной убор у мужчин?

    На ногах носили сапоги (ичиги) или лапти.

    Такие костюмы носили давным-давно, когда большая часть татар жили в деревнях. Жили они в деревянных домах. Утром вставали и шли на работу. Мужчины обрабатывали поля, пасли стада, шили обувь, вырезали из дерева или лепили из глины игрушки (показываю). Женщины ткали рушники, салфетки, полотенца в национальном стиле (показываю), шили одежду и украшали её.

     А ребятишки помогали взрослым по мере сил и, конечно, играли.

-  Сейчас я предлагаю вам поиграть в национальную татарскую игру «Займи место» («Буш урын»)

-  А вечером вся семья собиралась за столом. Основой питания татар издавна были мука и крупа, с помощью которых они научились готовить много вкусных блюд: лапшу, ватрушки с творогом, мясом, ягодами, обжаренные в масле, беляши с мясом, картошкой, плов.

      Заканчивался ужин чаепитием (показываю картинку). Чай пили из самовара, наливали чай в пиалы (показываю, рассматриваю  и закрепляю). Чай татары пьют с молоком. Сначала наливают в пиалу молоко, потом заварку, потом кипяток. Обязательно наливали половину пиалы, чтобы гость по дольше посидел. И, конечно, пекли к чаю сладкие блюда. Например, чак – чак (показываю).

       После ужина детей укладывали спать и рассказывали им сказки. Мы с вами тоже читали татарские народные сказки.

-  Скажите, какие сказки вам понравились больше всего?

-  Как называют в татарских сказках богатыря?  (Батыр)

-  А как называют молодого красивого ловкого человека? (Джигит)

-  Кто такой бай? (Богатый человек)

-  Ребята, а вы помните с каких слов начинаются татарские сказки?

      (В давние – давние  времена или давным – давно)

-  Сколько раз в сказках повторяется чудо? (Три раза)

-  Какими словами заканчиваются сказки? («И я на том пиру побывал, ай, хороший пир был», «И по сю пору, говорят, живут они справно да ладно. Вчера у них был, сегодня вернулся», «Угощали меня там на славу. Жаль одно по усам текло, а в рот не попало».)

-  Похожи татарские сказки на русские? (Да)

-  Правильно. Так же как и в русских  в татарских сказках добро побеждает зло, жадность и лень наказывается, щедрость и трудолюбие награждается.

-  Как вы думаете есть, что – то общего между русским и татарским народами?  (Сказки похожи, игры похожи, чай любим пить из самовара, любим плов, кисель, ватрушки и т.д.)

-  А почему? (Живём рядом и дружно).

-  Загостились мы, пора возвращаться.

-   Где мы побывали?

-  Что мы там рассматривали? (Национальные костюмы)

-  Как называется головной убор у женщин? У мужчин?

-  Как называются чашки, из которых татары пьют чай?

-  Молодцы! Всё запомнили! Где же расположен Татарстан?

(В России, в Поволжье)

-   И не только татары, а дети других национальностей: украинцы, дагестанцы. И все мы живём дружно, вместе играем, веселимся, поём и любим свой родной город.



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

 

Разработан в соответствии с тематической неделей

«Знакомство с народной культурой и традициями»

Цель: продолжать знакомство с татарской народной культурой и традициями.

Тема: Знакомство с татарской народной культурой и обычаями.

Задачи:

Обучающие: познакомить детей с традициями и обычаями татарского народа, национальная одежда, блюда, промысел. Активизировать словарь

детей: калфак, түбәтәй - тюбетей, кокошник.

Развивающие:Расширять знания о том, что страна многонациональна, все народы живут дружно.

Воспитательные: воспитывать уважение к традициям татарского народа.

Предполагаемый результат: по окончанию занятия дети могут организовать татарские народные игры в режимных моментах самостоятельно, смогут рассказать другим детям и своим родителям о татарской народной культуре и обычаях, назвать татарскую национальную одежду на татарском языке; дружба детей разных национальностей.

Виды деятельности:

Продуктивная - изобразительная деятельность “Укрась узорами татарский национальный костюм”.

Коммуникативная- развитие речи.

Социально- личностное – общение детей через игры и слайды.

Формы и методы организации совместной деятельности:

*беседа с детьми по слайдам о республики Татарстан;

*песня на татарском языке “ Дустым бар – есть друг”;

*татарские народные игры “ Йөзек салыш - колечко, колечко”, “ Түбәтәй- тюбетей”;

* шуточный татарский танец.

Индивидуальная работа: выучить стихи с детьми на татарском и на русском языках.

Предварительная работа: рассматривание альбома “ Необычайное путешествие- искиткеч сәяхәт ”, беседа о достопримечательностях г. Казани, запоминание слов песни “Дустым бар”. Шуточный татарский танец .

Оборудование к организационной деятельности:

Демонстрационный материал: колесо истории, бабушкин старинный сундучок, куклы Таня и Ваня одеты в русские национальные костюмы. Чак - чак и бавырсак на подносе с вышитыми полотенцами. Презентация “Путешествие в республику Татарстан”, диск .

Раздаточный материал: краски и кисточки, готовые образцы национального костюма для каждого ребенка , гостинцы - треугольники для детей.

Участие родителей в проведении организованной деятельности: повторение слов песни “Дустым бар”.

Ход организованной деятельности

1.Вводное слово воспитателя. Ребята, сегодня по дороги в детский сад я встретила Таню и Ваню и пригласила их в гости. Посмотрите, какие они нарядные.

-Во что одета кукла Таня?

Дети: Таня в красивом сарафане и белой блузке.У нее в голове – кокошник.

Воспитатель: - А во что одет Ваня?

Дети: Ваня одел рубашку – косоворотку, шаровары.У него на ногах – сапоги, а на голове - картуз.

Воспитатель: - В какие же костюмы они одеты?

Дети: Таня и Ваня одеты в русские национальные костюмы.

Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, где живут Таня и Ваня?

Дети: Таня и Ваня живут в Древней Руси.

Воспитатель: У них есть друзья Алсу и Мансур, которые живут в Республике Татарстан. Они приглашают нас в путешествие в город Казань, чтобы познакомиться с ними, узнать о костюмах и о быте татарского народа. Отправляемся мы туда сквозь “ Колесо истории”. Ребята, давайте пойдем друг за другом, откроем “золотой дверь истории” и встанем в круг.

2. Основная часть. Появляются Алсу и Мансур, одетые в национальные татарские костюмы, выносят чак - чак и бавырсак на подносе с вышитыми полотенцами.

Мансур: Исәнмесез балалар, кызлар һәм малайлар!

Без Алсу белән бергә, бик шат сезне күрергә!

Здравствуйте детишки: девчонки и мальчишки!

Мы Алсу и Мансур, очень рады видеть вас.

Проходите, не стесняйтесь,поудобней располагайтесь.

Алсу: Дусларны без каршылыйбыз

Баллы чәк-чәкләр белән.

Дорогих гостей встречаем круглым, пышным баурсаком.

Он на подносе расписном с вышитым полотенцем.

Баурсак мы вам подносим, поклонясь,отведать просим.

Дети садятся на стульчики, Алсу и Мансур угощают всех.

Воспитатель: Ребята, именно вот так встречают гостей в Татарстане - чак-чаком и баурсаком. Чак-чак - на татарском языке – чәк-чәк, баурсак- бавырсак.Повторяем слова хором и индивидуально.

-Алсу и Мансур садитесь с нашими ребятками, а я расскажу вам про Республику Татарстан. Презентация (показываю материал о городе Казани по слайдам).

Наша Родина – Россия. Но наша малая Родина - это Татарстан, в котором мы живем.

-Ребята, кто знает столицу нашей Родины?

Дети: -Это, город Казань ( слайд1).

Воспитатель: - Кто президент в Татарстане?

Дети: Минниханов Рустем Нургалиевич (слайд 2).

Воспитатель: Татарстан имеет свой флаг, герб и гимн (слайд 3).

Татарстан богата лесом (слайд 4).

- Ребята, как вы думаете, зачем нужен лес ?

Дети: - Из него изготавляют мебель, бумагу и разные нужные людям вещи.

Воспитатель: Татарстан богат нефтью (слайд 5). Именно из Татарстана, от Альметьевского месторождения, берет свое начало знаменитый нефтепровод «Дружба», «Дружба-2». Эти нефтепроводы функционируют и сегодня, обеспечивая поставки нефти из Татарстана на экспорт. Что касается нефтепереработки, то добываемая нефть перерабатывается, прежде всего, на крупнейшем в республике Нижнекамском нефтеперерабатывающем заводе (7 млн. тонн нефти в год). Этот завод вырабатывает из нефти все виды жидкого топлива. В предприятие «Казаньоргсинтез» - производят полиэтилен.

В Татарстане Кукморском районе изготавливают валенки. А народные умельцы по просьбе людей изготавливают разные ичиги по заказу. Ильдар Шайхутдинов занимается изготовлением ичиг уже довольно долгое время. Он стал обучать молодых своему искусству в Казанском колледже технологии и дизайна. Все занятия проходят в мастерской сапожника. Ильдар Гомерович стал первым в Казани преподавателем техникума по изготовлению ичигов (слайд 6).

В Татарстане выращивают большие урожаи: хлеб, овощи, сахарную свеклу (слайд 7).

В Татарстане есть наш любимый Алексеевский район. В самом центре Татарстана, на берегу Камы, живут хранительницы древнего, но не забытого знания - художественного ткачества. Руки мастериц нашей фабрики художественного ткачества из простых нитей создают ткани, не похожие друг на друга узоры, отражают на полотне красоты родного края (слайд 8).

В Татарстане живут люди разных национальностей. - Кто может сказать, люди, каких национальностей живут у нас в Татарстане?

Дети: Татары, русские, чуваши, мордва, марийцы, крещеные татары.

Воспитатель: У нас в Татарстане люди разных национальностей живут дружно, всегда помогают друг – другу.

Давайте споем песню на татарском языке « Дустым бар - есть друг».Молодцы!

Наши друзья Алсу и Мансур - они татары. А татары умеют не только работать, но и отдыхать. Это веселый, трудолюбивый народ. Очень любят татары проводить национальные праздники « Сабантуй», «Навруз»,

«Курбан байрам», « Ураза байрам» ( слайд 9). Обряды – это песня и танец. И еще они очень любят играть.

-Давайте, с вами немножко отдохнем и поиграем.

Татарскую народную игру « Йөзек салыш – колечко, колечко». После игры дети садятся на стульчики, в кругу остаются дети, одетые в национальные татарские костюмы.

Воспитатель:- Ребята, посмотрите, в какой наряд одеты Алсу и Мансур? (дети рассматривают костюмы)

-Это что за костюмы?

- Это татарский национальный костюм. Посмотрите, какие они красивые (слайд10).

«Шуточный татарский танец» исполняют все дети.

Воспитатель: Как вы думаете, чем отличается русский национальный костюм от татарской? (сравниваем одежду по слайду ).

Дети: У русской девочки одет сарафан, а у татарской - платье с камзолом. На голове – кокошник, калфак. У русского мальчика надета рубашка - косоворотка,сапоги, шаровары, на голове – картуз. У татарина - рубашка с пояском и камзолом, ичиги, а на голове - тюбетей. Алсу и Мансур достают из сундука калфак и тюбетей, показывают детям. Повторяем название головных уборов.

Татарская народная игра « Тюбетей».

Воспитатель: Я предлагаю вам сейчас стать ткачами и художниками и украсить узорами татарский костюм. Дети расписывают узорами татарский национальный костюм. Дарят их Алсу и Мансуру.

3. Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, подошло к концу наше путешествие в республику Татарстан. Пора прощаться с Мансуром и Алсу.

Мы играли и плясали, много нового узнали

Хорошо в гостях у вас, только поздний нынче час.

Приезжайте гости к нам, мы будем очень рады, Вам!

Алсу и Мансур: Подождите, подождите! Мы Вас хотим угостить с татарскойнациональной блюдой “ Өчпочмак - треугольник». Раздают детям треугольники, прощаемся с ними и возвращаемся в детский сад через

« золотой дверь истории».

Воспитатель: - Ребята, куда мы с вами путешествовали?

-Давайте вспомним, что узнали? - О чем сегодня вы можете рассказать своим родителям дома? (ответы детей).

 

Литература:

1. «Региональная программа дошкольного образования» Р.К. Шаехова, Казань, 2012г.

2. «Әй уйныйбыз, уйныйбыз». «Подвижные игры в детском саду» К.В.Закирова, Л.Р. Мортазина, Казань, 2013г.

3.  «Татарская вышивка» Н.Г.Сергеева, Казань, 2010г.

 



Предварительный просмотр:

Занятие «Весенние обычаи татарского народа»

Представленный конспект отражает работу по ознакомлению старших дошкольников с татарскими народными весенними обрядовыми традициями. Особое внимание уделяется общности и отличительным особенностям встречи весны у разных народов Среднего Поволжья.  Здесь  народные заклички, игры по ознакомлению дошкольников с татарскими народными традициями. 

   В ходе наблюдения и диагностического обследования дошкольников можно сделать выводы, что  представления выпускников детского сада о культуре, традициях наших предков  отрывочны и  поверхностны. Возможно, это происходит оттого, что  в программе  задачи по знакомству с родной культурой сформированы  общими фразами. А так же  окружающая действительность (особенно в городе) не даёт возможности реального  приобщения детей к  народной культуре.

 По нашему  мнению, большое место в ознакомлении детей с народной культурой, должны занимать народные праздники как форма ознакомления детей с традициями народов. Именно здесь фокусируются тончайшие  наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведениями птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во  всей их целостности и многообразии.

Пробелы, возможно,  восполнить с помощью разнообразных форм деятельности в этом направлении, фольклорных праздников, краеведческих экспозиций, народно-прикладного искусства и т.д. Однако,  для воспитанников детского сада  это не всегда возможно, т.к.  материал  требует большой грамотной переработки для дошкольников.  Поэтому, в свете изложенных проблем,  тема  приобщения  к  истокам традиций народов  через праздники, становится  актуальной.

Задачи занятия:

  • формировать представления детей о весенних обычаях и традициях татар: отметить отличительные  и сходные традиции с русскими обычаями,
  • развивать познавательный интерес детей к национальным традициям  татар, культуре, национальным блюдам.

Материал:  флаг Татарстана, костюмы, угощение «чак-чак».

Ход занятия

Действие в группе. Дети в татарских костюмах «ходят  в гости» в соседние национальные деревни (группы).

Воспитатель: А мы татары из деревни «Выселки», к вам в гости пришли. А мы  татары весну встречаем. Закличками зовём.

Все:                             Жаворонок, жаворонок!

                                    Возьми себе зиму,

                                    А нам отдай весну.

                                    Возьми себе сани,

                                    А нам отдай телегу.

Реб:                             Жаворонки, жаворонки,

                                    Прилетайте к нам,

                                    Приносите нам Весну-красну,

                                    Красну солнышку,

                                    Тёплу гнёздышку!

Реб.:                           Жаворонки, жаворонки,

                                   Прилетайте к нам,

                                   Приносите нам Весну-красну,

                                   Красну солнышку,

                                   Тёплу гнёздышку!

Реб: А мы татары встречаем весну на берегу рек. Смотреть на проводы льда приходят все нарядные  с гармонистами. На льдинах мы зажигаем солому. Так мы встречаем весну.

Реб:Мы татары любим в игры играть, хороводы водить, становись скорее в круг. 

Игра: «Как у тёти Фании...»

Как у тёти Фании было семеро детей, было семеро детей, было семь сыновей,

Вот с такими вот ушами. Вот с такими вот глазами.

Вот стаким вот носами. Вот с такими вот зубами,

Вот с такой головой. Вот с такой бородой.

Вот такими вот ногами. Вот таким животами.

Тётя Фания не зевай, кого хочешь выбирай.

Реб: А у нас у татар  есть «День красного яйца». Яйца мы красим в луковой шелухе. Печём маленькие булочки, кренделя, а также покупаем конфеты.

Мальчики и девочки рано-рано встают и идут по домам собирать  яйца. А потом играют на улице в разные игры.

Воспитатель: И мы пришли к вам не с пустыми руками. Угадайте наше угощение? Кушайте на здоровье! Соседи мы с вами и живём мы в одной огромной стране  России.  Будем жить дружно, в игры играть , да весну встречать.

Игра «Арина».

Воспитатель:  Ну что ж, хорошо в гостях, а  нам возвращаться в свою деревню  пора.  Сау булыгыз!

Действие в зале. 4 деревни, украшенные в соответствии с обычаями народов.

Ведущий в татарском костюме: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите к нам в Чайхану. А мы тут чай пьем, день Земли отмечаем. Весну заклинками встречаем.

Реб: Жаворонок, жаворонок, возьми зиму, а нам отдай весну. Жаворонок, жаворонок, возьми себе сани, а нам отдай телегу!

Дети: А мы татары весной День красного яйца отмечаем. Мы красим яйца луковой шелухой, печем крендельки и маленькие булочки, покупаем конфеты. Мальчики и девочки встают очень рано, ходят по домам и собирают яйца. А потом играют в разные игры и поют песни.

Попробуйте, гости дорогие наше национальное блюдо чак-чак. Мы его готовим на праздники.

Ведущий в татарском костюме: Здравствуйте гости дорогие! Приходите к нам в деревню. Мы весну встречаем: песни поем, танцуем.

Исполняется песня и танец «кидернейс».

Ведущий в татарском костюме: А мы татары, народ мастеровой, посмотрите, как мы их умеем украшать разными узорами. А вам на память о нас мы хотим подарить наши национальные платочки с пожеланиями  крепкого здоровья и достатка в доме.  И приглашаем Вас к себе в мастерскую.

Творческая деятельность с детьми в группе

Тема: «Украшение платочков».



Предварительный просмотр:

Конспект занятия
«Мы живём в республике Татарстан»

Цель: Познакомить детей с Республикой Татарстан, с национальным флагом, гербом с народом и его традициями обычаями. Уточнить и дополнить объём знаний имеющихся у детей, воспитывать дружбу, развивать разговорную речь.

Материал к занятию: Стихи Татарских поэтов.

Иллюстрации, флаг, герб, альбом о профессиях.

Мелодии татарских композиторов. Книги Г. Тукая, С. Хакима, М. Джалиля и др. дет. книги татарских поэтов и писателей.

Тат-ий национальный костюм национальное угощение. Татарская нац. вышивка. Книга- «Татарская поэзия и фольклор в дет. саду» Национальная хороводная игра.

Ребята тема нашего занятия « мы живём в Республике Татарстан» Сегодня мы с вами побеседуем о нашей Родине, о Татарстане.

В начале я вам прочитаю, очень хорошее стихотворение называется оно: «Мы с Волги, из Казани» А написал его Татарский поэт Сибгат Хаким.

Послушайте:

Спросите нас: - откуда вы?

- Мы с Волги, из Казани

Поит нас Волжская вода

Мы хлеб растим, пасем стада

Качаем нефть, грузим суда

В свободном Татарстане

Спросите нас: - откуда вы?

- Мы родом из Казани

Где пел Сайдаш

Писал Такташ

О милом Татарстане

Спросите нас: - откуда вы?

- Мы вольные Волжане

Из края, где избыто зло

Где солнце Родины светло

На веки вечные взошло

В свободном Татарстане»

- Ребята, а как вы думаете,

Что такое Родина?

- Дети: Родина-это земля, где мы родились и где живём это моя улица, мой дом, мой город, там, где трудятся родители где я хожу в детский сад.

- А в каком городе мы живём?

- Буинске.

- Какие заводы и предприятия?

- Ответы детей.

- А где работают ваши родители?

- Ответы детей.

Показ альбома о профессиях и о Буинске

- А как называется наша Республика?

- Татарстан.

- Наша Республика очень большая, в ней очень много сел, деревень, больших и маленьких городов.

- А какой главный город в Татарстане?

- Казань.

- Почему именно этот город главный?

- Дети: Потому что там находится наше правительство, Кремль, наш президент.

- Кто знает, кто наш президент?

- Дети: Шаймиев.

Показать портрет

- Как и у любой другой Республики у нас есть свой гимн, свой флаг и герб.

- Флаг представляет собой прямоугольное полотно с тремя полосками: зелёной, белой, красной.

- Зелёная полоска - означает: цвет, обновляющийся живой природы.

- Белая символ чистоты, чести, мира.

- Красная полоска – это символ солнца, огня и жизни.

На гербе изображён барс – это символ силы.

Татарстан – суверенное государство – значит самостоятельное и сильное.

Поговорим о столице Татарстана городе Казани

Казань очень большой город. Там много различных заводов, фабрик, там находятся все институты, университеты, техникумы. Очень большие театры. Промышленные предприятия необходимые для всей страны, такие как обувная фабрика «Спартак», меховая фабрика, химический завод и много других очень важных предприятий, очень много кинотеатров, очень большой цирк, зоопарк, свой авиационный завод, где делают детали самолётов. Очень большой аэропорт и речной порт. Большой железнодорожный вокзал, откуда идут поезда в разных направлениях.

- А кто был в Казани и что там запомнил?

- Ответы детей.

Показ фотоальбома о Казани.

- Ребята, а чем богата наша Республика?

- Дети: У нас своя нефть, минеральные источники. Вода « шифалу – су» которой лечат в санаториях Татарстана. Знаменитый на всю страну Автомобильный завод, который выпускает КАМАЗЫ.

- Ещё богат Татарстан лесами.

Есть большие и маленькие реки.

В Татарстане выращивают свой хлеб.

- Развито животноводство.

- А какие реки есть у нас в Буинске?

Дети: Карла, Свияга.

- А в Татарстане?

- Дети: Волга, Кама.

Физкультминутка.

Течет Волга река (руки влево - направо)

Крутые берега (руки верх)

Широка она (руки в стороны)

Глубока (достать носки ног)

Красавица наша река (встряхнуться).

- Подумайте ребята, чем же ещё славится наша Республика?

- Дети: очень много татарских поэтов, писателей.

- Показать детские книги и назвать имена писателей, поэтов, по книгам.

- А каких известных писателей и поэтов вы знаете, которые мы учили в группе?

- Дети: Г. Тукай «Шурале», М. Джалиль стих-е «Вольные ветры».

Показ портретов.

- Динара рассказывает стих-е «Вольные ветры».

- Ребята, а ещё наша Республика богата композиторами, которые пишут музыку к песням, а талантливые певцы поют песни под эту музыку.

- Самый известный композитор Татарстана. Салих Сайдашев.

- Давайте послушаем его музыку.

Теперь давайте вспомним какие народы населяют нашу Республику?

Дети: Татары, чуваши, русские, башкиры, мордва.

- Но основное население составляют татары.

- Почему?

- Дети: Потому что это Татарстан.

- У татарского народа есть свои традиции, обычаи, национальный костюм.

- К нам в гости пришла девушка. Она живёт в Татарстане, звать её Алсу, она хочет показать вам свой национальный костюм.

- Алсу показывает свою одежду и рассказывает про неё.

- Алсу показывает вышивку.

- Алсу: А теперь я хочу с вами поиграть в национальную хороводную игру.

После игры Алсу оставляет национальное угощение и уходит (По нашему древнему обычаю, я хочу угостить вас своим национальным блюдом, отдаёт воспитателю)

- Дети я раздам вам угощение после занятия, а сейчас мы ещё немного поговорим.

- Ребята, а дети каких национальностей ходят в нашу группу?

- Дети: Татары, чуваши, русские.

- Вы дружите между собой?

- Дети: Да.

- Что вы делаете вместе?

Дети: Вместе играем, занимаемся, поливаем цветы, убираем игрушки, бываем всегда вместе и не ссоримся.

- Вос-ль: Так ли в нашей Республике народы разных наций вместе дружат, вместе работают, отдыхают, живут мирно в согласии.

И пусть в нашей Республике никогда не будет войны и слёз, пусть все люди живут так же дружно, как живём мы сейчас.

Итог занятия.

- О чём же мы с вами сегодня беседовали.

- Ответы детей.

- Как называлась тема нашей беседы?

- Дети: Мы живём в Республике Татарстан.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению детей

с национально - культурными ценностями

родного края «Колесо истории»

 

Цель: Формировать представления о республике , в которой мы живем; о родном крае; о национальностях, живущих в Татарстане.

Задачи:

  • Формировать в ребенка чувство принадлежности к малой родине: родному городу, республике;
  • продолжать закреплять и расширять знания детей о родном крае;
  • формировать и закреплять представления детей о гимне и символике республики Бурятия, их значении;
  • пополнять и расширять словарный запас детей;
  • Воспитывать в детях духовно - нравственные ценности; толерантность, уважение к людям других национальностей.

Предварительная работа:

Беседы о символике Бурятии, о городе Улан - Удэ и городах республики, о национальностях, проживающих  в городе и республике; о природе родного края. Рассматривание открыток , альбомов, иллюстраций, чтение и заучивание стихов, песен, народных игр.

Активизация словаря: гимн, герб, табакерка,

Материал:  аудио запись,

 

Ход НОД:

звучит бурятская мелодия, дети входят в групповую комнату и здороваются на бурятском языке, располагаются перед географической картой.

Воспитатель: Это географическая кара, на которой показана большая родина - Россия. А где  же наша малая родина - Бурятия? (работа с картой). Дима и Арина подготовили для нас стихотворенья которые они сейчас прочтут (дети читают стихотворения);

 

Наш край

И воздух какой - то особенный тут -

Прохладой  и свежестью веет.

И грудь очищает и силы растут,

А солнце как ласково греет!

Люблю говорить о крае моем,

О нашей чудесной отчизне;

О том как мы трудимся, любим поем,

О светлой и радостной жизни.

 

Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой,

Мы родиной милой,

Мы Родиной нашей зовем.

 

Воспитатель:

Сколько прекрасных стихотворений написано о нашей Отчизне и нашей республике. Вот и сегодня мы с вами поделимся знаниями о нашей Бурятии. Поиграем вместе в игру  "Колесо истории". А чтобы игра прошла интересно и увлекательно, нам надо разделиться на две команды. А помогать мне будет Наташа.

Воспитатель:  Наташа ,что у тебя в руках такое красивое?

Наташа:   Табакерка!

Воспитатель:  А для чего она тебе?

Наташа:   Она поможет разделить ребят на две команды.

Воспитатель:   Дети, подойдите , пожалуйста, к Наташе и возьмите и возьмите из табакерки красивый бант, какого цвета бант, к той команде вы будете относится: синий бант - команда "Синих", желтых бант - команда "Желтых". Вам будут предложены задания, за каждое выполненное задание команда получает воздушны шар, который мы будем помещать с  Наташей вот на эти дуги. В конце занятия мы посчитаем шары и у кого их больше, та команда выиграла. Теперь подойдите к столу , где находится барабан, и займите места согласно эмблемам. И так, игра начинается. Ребенок вращает барабан.

1 задание:  На подносах разноцветные полоски, элементы символики Бурятии. Составьте из полосок флаг Бурятии.

Воспитатель:   "А сейчас проверьте друг друга правильно ли вы выполнили задание".

Звучит гимн Бурятии (дети встают). Девочка поднимает флаг.

Вопросы к детям: Почему вы встали, когда звучал гимн? (Молодцы!) А что обозначают цвета и эмблема флага Бурятии? (Подводится итог первого задания).

Игра продолжается. Воспитатель:   Наташа, в вращай барабан.

2 задание:  Найдите на карте столицу Бурятии. Вспомните как раньше называли наш город и почему? (ответы детей). Молодцы! (Подводится итог второго задания).

Ребенок задает вопрос Наталья Валентиновна! Мне очень интересно знать, какие народы живут в нашей республике?

Воспитатель:   А сейчас дети нам расскажут об этом.

3  задание:  Покажите и назовите, какие национальности живут в Бурятии. (дети показывают на карточках народ, проживающие в нашей республике - буряты, русские, эвенки).

Игра "Наряди куклу в национальный костюм". (Подводится итог третьего задания).

Воспитатель:   А сейчас мы с вами немного отдохнем.

Обращает внимание на атрибуты к играм.

Вопрос: Каким играм лежат атрибуты на столе? (дети называют игры). А в какую игру вам бы хотелось поиграть? (дети предлагают игру, берут к ней атрибуты. ( поводится игра).

Ребенок вращает барабан, задание новое вам предлагаю. Чем богата наша республика? Как вы думаете? (Ответы детей).

4  задание:  В конверте есть картинки с изображением животных и растений. Так же, картинки с символами обозначающие степи, реки, озера, тайгу, лес, луг, поле, небо. Разложите картинки животных по признаку обитания: кто где живет?

(Подводится итог четвертого задания).

Воспитатель:   Наташа, барабан скорей вращай, последний конверт доставай.

5 задание:  Назовите пословицы о Родине, родном крае.

Подводим итог, подсчитываем количество набранных шаров.

Воспитатель:   Сегодня у нас была игра-занятие. За каждое правильное задание вы получали шар, и сейчас мы оглашаем результаты:

Команда желтых, за активность и внимательность вы получили 7 шаров. Молодцы! Команда синих были внимательнее и активнее в ответах, и получили 8 шаров. Спасибо за игру.

 Дети прощаются с Наташей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....