Материалы из опыта работы по планированию, проектированию образовательного процесса
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)

Мингалеева Ирина Владимировна

Материалы

из опыта работы по планированию, проектированию

образовательного процесса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_mingaleeva_i.v.docx_2022.docx51.58 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы

из опыта работы по планированию, проектированию

образовательного процесса

С 2015 года планирование образовательной деятельности осуществляю вместе с детьми в виде разработки и

реализации тематических проектов (по методике Л.В. Свирской (кандидата педагогических наук, доцента кафедры

педагогики и психологии Новгородского центра развития)).

Логика планирования образовательной деятельности:

1. Выявление интересов и потребностей детей (наблюдение за играми, общением; элементарные

социологические опросы; инициирование разговора во время детского совета; опрос родителей и пр. формы;

«вбрасывание» педагогически обусловленной темы).

2. Обсуждение и принятие решения о теме и форме образовательного события (детский совет - дети

принимают участие в обсуждении интересующих их вопросов с воспитателем).

3. Совместное планирование (модель трех вопросов, детский совет с обязательным ведением записей идей

детей).

4. Обсуждение взрослыми ситуации (тема, форма, ресурсы в группе, ДОУ, местном сообществе с

дополнением детских идей идеями взрослых).

5. Ежедневное версионное возвращение к совместно выработанному плану (напоминание темы; анализ

сделанного; презентация новых материалов; индивидуальное планирование – выбор дел и действий).

6. Ежедневное версионное подведение итогов (предъявление детьми и взрослыми результатов своей

деятельности; анализ действий, определение перспектив).

Совместное планирование начинаю с группового сбора. Дети располагаются по кругу на ковре или на стульчиках.

Все равны – каждый часть целого. Утренний круг способствует концентрации сил и внимания у детей перед работой в

центре активности, побуждает детей организовывать собственную деятельность и осознавать свой выбор. Общение в

круге способствует становлению чувства команды и единства в детском сообществе.

На утреннем сборе:

дети собираются все вместе, радуются встрече, началу нового дня;

играют в разнообразные игры, не требующие крупных движений;

обмениваются новостями, задают вопросы;

определяют тему работы на неделю;

планируют содержание и формы работы по теме, планируют свою работу в центрах активности.

       Темы проектов на неделю определяю исходя из интересов и потребностей детей, по их инициативе (что они хотят

узнать, что их интересует). Сначала я веду опрос: «Какую тему вы предлагаете? Кого интересует тема, предложенная

Ирой/Сережей? Сколько детей из всей группы выбирают тему «Животные»? (посчитай, Руслана). Сколько детей интересуется этой темой (кто сосчитает?) Какую тему выбрали больше детей? Что мы сможем узнать? Таким образом, дети самостоятельно принимают осмысленные решения.

Например, выясняется, что детям очень интересна тема «Зима пришла- веселье принесла?»  Накануне выбора новой темы

(утром в каждый понедельник) в свободном общении с детьми (во время обмена новостями делюсь «своей новостью») я

завожу разговор о том, что - «Я сегодня пришла в группу, смотрю стоит сундучок. Оказывается это зима

приготовила  для вас подарки……».  Я узнала много интересного о том, что … Спрашиваю их, а что они знают об этом;

что хотят узнать; что нужно сделать, чтобы узнать. При этом использую метод трѐх вопросов. Ответы детей фиксирую в

таблице.

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Что нужно сделать,

чтобы узнать?

Зимой идет снег  (Саша).

Зимой появляется много новых игр и затей(Амина)

Зимой будет всеми любимый праздник –Новый год (Лиза).

Люди зимой носят теплые  куртки, шапки, рукавицы, сапоги.(Костя).

В какие новые интересные игры можно поиграть зимой?(Эля)

Что будет если не чистить снег? (Кирилл)

Где живет Дед Мороз?(Савва)

Спросить у родителей (Алина).

Спросить у брата, он ученик (Максим).

Посмотреть в интернете (Матвей).

Спросить у родителей (Полина).

Самим подумать (Ксюша).

Прочитать в книге (Арина).

Таким образом, получаю первичную информацию о базовом запасе знаний, представлений детей по теме,

ориентируюсь сама и помогаю ориентации детей в способах получения, уточнения знаний, в возможных формах

предстоящей работы. Высказывания детей записываю без адаптации, без «причесывания» фразы.

Когда тема выбрана. На чистом, достаточно большом по размеру листе бумаги, примерно формата А-3, я заранее (до

утреннего сбора) наношу разметку - названия центров активности. Эта форма называется «Паутинка», она является

воспитательно-образовательной основой плана. Для фиксации используются два постоянных цвета: красный - для

записи идей детей, синий - для записи идей взрослых, для того, чтобы можно было анализировать и делать выводы об

эффективности моей работы, о динамике развития детей.

План работы на неделю с 06.12.2021 по 10.12.2021 (с детьми подготовительной  группы)

Объединяющая (рамочная ): тема «Новый год к нам идёт»»

Тема недели: Зима пришла- веселье принесла

Цель:  создать условия для знакомства детей с изменениями ближайшего природного окружения в зимнее время года, закрепить и обогатить знания детей о характерных признаках зимы, о зимних погодных и природных изменениях; поддерживать познавательный интерес к ближайшему природному окружению.   

Задачи: 

  • формировать эмоционально положительное отношение к смене времен года;
  • развивать познавательную активность, любознательность;
  • создавать РППС для ознакомления детей с осенними приметами;
  • уточнять знания детей об осенних явлениях природы;
  • закреплять умения сравнивать предметы и явления;
  •  расширять сюжеты  игр с природным материалом;
  • воспитывать интерес к жизни группы, стремление к совместной деятельности;
  • закреплять элементарные знания воспитанников о труде взрослых в осенний период;
  • воспитывать интерес к познаниям, потребность помогать взрослым;
  • формировать представление детей об изменении длины дня и ночи;
  • формировать понятия о движении времени, его периодичности, сменяемости и в то же время необратимости.

Итоговое событие: Выставка поделок «Ёлочка».

Центр

игры

Центр познания

Центр книги

Центр

природы

Центр здоровья

Центр

экспериментирования

Центр

творчества

Поиграть в настольную «Новогоднюю игру»  (Гордей)

Поиграть  со снеговиком-трансформером (Максим П),

Поиграть в варежки (Лиза).

Игра: «Кто больше узнает чьи следы»

(Максим Ш.)

 , «Кому что принадлежит» (И.В.)

Рассмотреть

иллюстрации в книгах (Тимофей).

Почитать «Большую книгу Деда Мороза (Гордей).

Отметить

погоду в

календаре

природы

(Лиля)

Полить цветы

(Вероника)

Научить детей играть в игру «Сбей снежком кеглю» (И.В.)

Соревнование кто достанет до ветки дерева (Максим)

Экспериментирование «Какой снег быстрее тает?»

(Алина)

Мама Максима П. принесла раскраски на тему «Зима»;

Содержательная направленность инициатив, имена инициаторов

Центр

Краеведения

Центр

театра и музыки.

Центр

Речевичок

Центр

Строительства

Центр безопасности

Центр отдыха

Организовать фотовыставку «Зима в Красноярском крае»

(Ангелина)

Выучить песню «Зима пришла» (Эля)

Прослушать пьесу Чайковского «Времена года» (муз.рук. А.Н.)

Разучить народные осенние приметы (Полина)

Узнать у родителей пословицы и поговорки о зиме (Гордей)

Построить

зимний городок

(Кирилл)

Построим «Детский парк у сада». (И.В)

Повторить маршрут от дома до детского сада (Костя)

Вспомнить правила поведения на улице зимой (Амина)

Вспомнить правила

поведения в

ситуациях: «Когда на дороге гололед» (И.В.)

Отдохнуть после работы (Матвей)

Полежать на диване (Кирилл)

Послушать спокойную музыку (Тимофей)

Комплекс утренней гимнастики на неделю

Лексическая тема «Зима пришла- веселье принесла»

«Белоснежная зима снова в гости к нам пришла»

И. п.: ноги врозь, руки в стороны.

1 — хлопок перед собой, руки прямые вперед;

2 — хлопок за спиной;

3-4 — то же. Пауза. Повторить 6—8 раз.

«Как тряхнула рукавом — все засыпала снежком»

И. п.: ноги слегка расставить, ступни параллельно, руки вниз.

1 -2 — плавным движением поднять правую руку вверх, смотреть за движением вверх кисти руки — вдох;

3-4 — и. п., выдох.

 То же, подняв левую руку. Повторить по 4—5 раз.

 

День

недели

Дата

Непосредственно образовательная

деятельность

Образовательная

деятельность

в режимных моментах

Создание/организация предметно-

пространственной

развивающей

образовательной

среды

Самостоятельная

деятельность детей и

поддержка детской

инициативы

Вовлечение семей в

образовательную

деятельность

Понедельник

Познавательно-исследовательская деятельность Тема «Зимние изменения». Беседы по картинкам «зима». Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, коммуникативное развитие. Занятие 13 Журова Л.Е. Подготовка к обучению грамоте детей 6-7 лет : конспекты занятий / Л.Е. Журова. (Тропинки).

Изобразительная деятельность. (рисование) Тема: «Лыжники»

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое, познавательное развитие, речевое развитие.

Стр185

И.В Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»

Двигательная деятельность (на улице) Тема: «Веселое путешествие» Подвижная игра «Два Мороза».

Город юных россиян

Тема: «Зима в нашем городе»

Утренняя гимнастика «Зимний лес». Беседа со всеми детьми о том, что они делали вчера, какие планы на сегодня, пожелания детей, чем они хотели бы заниматься.

 Д/И «Разноцветные листья».

Чтение А. Плещеев «Осенняя песенка» Упражнения на развития мелкой моторики- пальчиковые игры.

-«1,2,3.4.5-я хочу здоровым стать». Гимнастика пробуждения. Закаливающие процедуры.

Игровая ситуация «Что делают салфеткой и как ею пользоваться с Костей и Сашей.

Заучивание зимних примет.

Прогулка

Трудовая деятельность: Уборка снега  на участке.

П/И: «Вот такой народ, вот такой мороз», «Лыжи», «Снежки». 

В центре творчества:

пластилин,

доски, стеки, краски, карандаши,

клей.

В центре познания

приготовить сюжетные картинки. Лото следы. Карту-схему маршрута от детского сада до дома.

В центре экспериментирования альбомы, лупы, шариковую ручку, карандаши, перьевую ручку, уголь.

В центре природы

разместить горшки,

землю, стеки для

рыхления, фартуки.

В центре книги

разместить

энциклопедии и

детскую

художественную

литературу.

Создать условие для

самостоятельных игр в центрах активности.

Рассматривание альбома

«Зима в городе».

Раскрашивание

картинок, составление

узоров и рисунков из

круп, зерен, пластилина.

Самостоятельные игры в

песочнице: «Я леплю,

леплю, леплю… »

Предложить карандаши и фломастеры, шаблоны

для рисования  «Снежинки»

Подгруппе детей

предложить пластилин.

Игры со строительным и природным материалом: строим

Домики для животных.

Сюжетно ролевые игры.

Предложить родителям

придумать вместе с

детьми

поделки для выставки «Птичья столовая»

Посоветовать

родителям сходить

вместе с детьми на

экскурсию в парк.

Вторник

Коммуникативная деятельность 

Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Зима пришла». Занятие 12 Журова Л.Е. Подготовка к обучению грамоте 6-7 лет: конспекты занятий, стр. 27 Составление рассказов-описаний с опорой на план д\и «что было бы если…», «родственные слова», «раз,два,три-сказка выходи»

Изобразительная деятельность

Рисование «Морозные узоры» (по контуру)

Вариативный компонент «Мир без опасности»

«Осторожно сосульки» В.А. Шипунова Детская безопасность стр.79

Утренняя гимнастика «Зимний лес».

Беседа: «Что такое доброта»

П/И: «Пустое место» Просмотр презентации

«По тропинкам бродит зима»

Д/И: «Веселый счет», Напоминание о необходимости мыть руки с мылом. Если помыть руки без мыла. Бактерии не исчезнут и вместе с пищей могут попасть в организм человека.

Инд. работа с Русланой, Лизой. Предложить детям составить описательные рассказы по рисункам. Гимнастика пробуждения. Закаливающие процедуры.

 Прогулка 
Наблюдение за облаками

 «Мое облако». Русская народная игра: «Мячик кверху».  

В центре познания

разместить

настольно-

печатную игру

«Зимние приключения», лото

«Ожившие

предметы»,

разрезные картинки, Настольные игры «Бродилки»; «Пазлы», «Настольный хоккей».

В центре творчества: линейки, простые карандаши, шаблоны, листы бумаги. цветная бумага, лоскутки ткани, кружева, пуговицы, ножницы, клей, готовые картонные формы- овалы и прямоугольники

В Центр

театра и музыки разместить:

масками и шапочками животных.

В центре сюжетно- ролевой игры разместить:  кассу, весы, предложить ребятам изготовить деньги.

Игры со строительным материалом: строим «Детский парк». Предложить карандаши и фломастеры

для рисования  «Зимний пейзаж».

Самостоятельные игры в песочнице рисую песком.

Дидактические и настольно – печатные игры

Сюжетно- ролевые игры.

Распределение поручений.

Предложить родителям вместе с детьми выучить

загадки о зиме.

Предложить родителям сделать страничку для

группового альбома:

«Времена года»,

используя семейные

фотографии.

Среда

Познавательно-исследовательская деятельность. 

Тема: «Времена года и месяца». Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, коммуникативное развитие. Путешествие в страну математики М.Н. Султанова Путешествие13, стр.174.

Вариативный компонент «Город юных россиян»

«Вокзал традиций и праздников»

Двигательная деятельность (в помещении) Тема: «Весѐлое путешествие».

Восприятие художественной литературы и фольклора

Творчество Пушкина А.С.

 з.11, стр.212

Утренняя гимнастика «Зимний лес».

Инд.  беседа об умение держать негативные эмоции при себе, не вымещать зло на сверстниках. Объяснить детям, что не следует вмешиваться в разговор взрослых.

Работа перед сном Слушание классической музыки П.И. Чайковского «Сосны».

Театрализация: «Волшебные пальчики»

Упражнения на развитие мелкой моторики- пальчиковая игра: «Раз снежинка, два снежинка»

Работа по обучению грамоте: Деление на слоги двусложных  слов.

Трудовое поручение Расчистка от снега кормушек, кормление птиц.

Настольные игры: «Пазлы»; «Зимние виды спорта», «Настольный хоккей», «Мозаика»; «Шнуровка»; «Лото»; «Домино».
Прогулка 
Наблюдение за следами человека на снегу.». П/И: «Попади в ворота мячом», «Чье звено скорее соберется», « Снег, лёд, кутерьма» по выбору и желанию детей. 

В центре творчества: книжки-раскраски, карандаши, фломастеры, восковые мелки, пластилин.

 В центре здоровья: скакалки, мячик, резинка.

В центре познания: настольно – печатные игры: - «Логический поезд», «Лёгкий счет»

В центре строительства деревянные кубики, строительный материал.

В центре сюжетно-ролевой  игры: атрибуты для игры «Школа», «Детский сад».

Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты». Работа в уголке книги: рассматривание иллюстраций с изображением зимней  природы. Дидактические и настольно – печатные игры: «Логический поезд»- «Лёгкий счет» и т.д.

Предложить детям пластилин для лепки

Чтение русской народной сказки «Мороза»,

В.Бианки «Декабрь».

.

Четверг

Познавательно-исследовательская деятельность 

Тема: «счет с основанием на  2» Султанова М.Н. Занятие 14, стр.176

Вариативный компонент (по программе «Город юных россиян»

Интеграция образовательных областей: художественно- эстетическое, познавательное развитие, речевое развитие.

Тема: «Традиции моей семьи»

 

Восприятие художественной литературы

«Деревья спят» К.Чолиев с.219, з.12

Утро: прием и осмотр воспитанников.  Утренняя гимнастика «Зимний лес».

Беседа на тему  «Как одеваютсязимой» .

 Д/И «Что лишнее?» ,  «Лишняя фигура»,  «Кто больше назовет зимних игр»

Считалки: «Один, два, три, четыре, пять, нам друзей не сосчитать

 Совместная с педагогом деятельность в уголке природы.  

Инд. работа   с Матвеем упр.

 артикуляционная гимнастика «Веселый язычок».

Наблюдение за воробьем. Трудовая деятельность:   чистка снега и строительство хоккейной коробки.

П/И:«Поймай хвост» (бег в колонне)

В центре творчества разместить трафареты, раскраски, пластилин, краски, карандаши.

В центре природы  разметить ленточки, флажки, трубочки для определения ветра, трубочки для поиска солнца на небе.

В центре книги расположить книги: загадки о зимниз приметах.

В центре экспериментирования - краски.

В центре здоровья расположить все необходимые атрибуты для подвижных игр «С кочки на кочку», «По узкой тропинке.

 В центре познания разместить настольно-печатную игру «Что лишнее?», фотографии

Рассматривание сюжетных картинок на тему «Добрые поступки» и беседа по содержанию иллюстраций.   Рассматривание иллюстраций с изображением разных времен года.

Д/И. «Буквенное лото».

Настольные игры, игры с песком и красками.

 Сюжетно- ролевые игры. 

Предложить родителям вместе с детьми выучить стихи  о красоте зимней природы.

Предложить родителям вместе с детьми найти пословицу об зиме, объяснить её значение.

Пятница

Музыкальная деятельность 

Разучивание хоровода, танца «Летучие мыши»

Коммуникативная деятельность

Тропинка в экономику «Семейный бюджет», «Уроки Тетушки Совы»

Двигательная деятельность

(на свежем воздухе)

Продолжать детей знакомить с зимними видами спорта.

Утро: прием и осмотр воспитанников.  Утренняя гимнастика «Зимний лес».

Беседа «Кому зимой хорошо»,

Игра – соревнование

«Зимние слова»,

Рассматривание зимних иллюстраций о забавах, играх.

Разговор с детьми об уважительном отношении к старшим.

Прогулка 
Наблюдение за погодой. П/И:«Заморожу», «Лыжи» , «Варежки»

Д/И:«Дорожные знаки» Исследовательская деятельность: опыт «Когда сильнее греет солнце?»

 В центре природы разместить альбомы по временам года, настольные игры: «Собери картинку».

 В центре познания обновить картинки с изображением  зимних видов спорта..  Разместить фотографии «Зима в родном поселке».

В центре книги пополнить рассказами и сказками  о зиме..

В центре   творчества  работа с трафаретами, фломастерами, карандашами.  

  Работа с трафаретами.  В центре познания настольные игры- бродилки, лото, домино, пазлы. Рассматривание иллюстраций с изображением разных времен года. Сюжетно- ролевые игры.

Предложить родителям вместе с детьми изготовить новогоднюю поделку «Елку». 

В предложенной модели планирования, можно увидеть:

разнообразие образовательных областей;

интеграцию образовательных областей;

наличие в плане игровых и учебных действий (в том числе, динамику изменения соотношения от возраста к

возрасту);

инициативы детей (кто, в каких видах деятельности, сколько идей всего,

в каких центрах активности);

баланс инициатив детей и взрослых (в том числе динамику изменения соотношения от возраста к возрасту)

соответствие содержания плана стартовому опросу (сопоставление

с моделью трех вопросов);

включение специалистов в планирование и реализацию плана;

 − включение родителей;

использование ресурсов местного сообщества;

итоговое мероприятие и многое другое

Вечером, к приходу родителей, вывешиваю заполненную модель трех вопросов в приѐмной, и тогда родители

узнают о:

направлении интересов детей в группе и интересов своего ребенка,

том, что дети уже знают и что хотят узнать,

чем, в целом, дети будут заниматься в ближайшее время,

каких результатов можно ожидать,

о чем можно поговорить с ребенком дома,

какие материалы могут понадобиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы из опыта работы по планированию, проектированию образовательного процесса.

1. Презентация «Планирование образовательной деятельности в первой младшей группе». 2. Организация тематических недель в первой младшей группе. 3. Особенности проектной деятельности в перв...

Материалы из опыта работы по планированию, проектированию образовательного процесса.

1. Презентация "Планирование образовательной деятельности в первой младшей группе". 2. Организация тематических недель в первой младшей группе. 3. Особенности проектной деятельности в первой...

Материалы из опыта работы по планированию, проектированию образовательного процесса

Материалы  из опыта работы по планированию, проектированию образовательного процесса.  План работы на неделю с 06.02.2017 по 11.02.2017 (с детьми средней группы)...

Материалы из опыта работы по планированию, проектированию образовательного процесса

Материалы из опыта работы по планированию, проектированию образовательного процесса...