Нравственное воспитание детей раннего возраста
статья

Межлумова Римма Аббасовна

Статья о том, какое направление выбрать родителям для социального становления личности ребенка в раннем детстве

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennoe_vospitanie_statya.docx18.02 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственное воспитание детей раннего возраста

Нравственные чувства и навыки поведения – это тот стержень, вокруг которого формируются морально-этические взгляды и убеждения.

Что же такое нравственность? В.Г. Белинский писал: «Есть много родов образования, и каждое из них важно само по себе, но всех их выше должно стоять образование нравственное. Одно образование делает вас человеком умным, другое – человеком светским, третье – административным, военным, политическим и т.д., но нравственное образование делает вас просто человеком».

Планирование воспитательной работы зависит от возраста ребёнка, особенностей его психического и эмоционального развития. Результат воспитания оценивается по выработанным навыкам и привычкам, а также поступкам и поведению человека. Эффективность работы воспитателя подкрепляется анализом его поступков, различного рода нарушений поведения и методами их своевременной педагогической коррекции.

В результате семейного и общественного воспитания у ребёнка формируются представление и оценка собственного «Я». В связи с этим раскрывается возможность понимания значимости собственных поступков для окружающих и выработка линий поведения, усвоение идеалов и общепринятых ценностей, приобретение внутренней стойкости и убежденности, а в конечном итоге вырисовывается моральный облик гражданина и человека.

Социальное становление личности происходит в семье на основе сформированной «ролевой» функции ребёнка. А потребность в деятельности воспитывается в детском коллективе. Опыт выдающихся педагогов указывает, что только в семье, где есть несколько детей, родительская забота, равномерно распределяясь, приобретает нормальный характер. В большой семье ребёнок с самых ранних лет привыкает к коллективу, накапливает опыт взаимодействия с ним. Например, появление в семье второго ребёнка, может вызвать неприятные переживания со стороны первенца. Он начинает видеть, что все заботы родителей, их ласки и внимание сосредоточены теперь на другом ребёнке. Следует помнить, что старший ребенок по-прежнему нуждается в материнской теплоте, заботе и ласке, важно дать ему своевременно почувствовать, что он не остался в одиночестве, что его по-прежнему любят.

Постепенно в старших детях необходимо воспитывать заботливость и нежность по отношению к младшим. Эти чувства станут залогом дружных отношений между ними.

Если в семье единственный ребёнок, развитие товарищеских чувств становится возможным в коллективе. Например, в детском саду. Родителям необходимо помочь в формировании взаимоотношений детей, учить их жить в дружбе, избегать ссор и конфликтов, уступать любимую игрушку, оставаться доброжелательными, заботливыми. Товарищеские отношения строятся на сходстве интересов. На этой основе в дальнейшем возникает и развивается дружба. Хорошая, бескорыстная дружба помогает воспитанию высоких моральных качеств. Верность, искренность, уважение и требовательность – вот обязательные компоненты настоящей дружбы.

Родители должны найти правильный тон по отношению к товарищам, одноклассникам, одногруппникам своих детей. Особенная щепетильность требуется в разрешении детских конфликтов. К сожалению, часто взрослые озабочены тем, чтобы показать свою власть над детьми, требуют беспрекословного повиновения, вместо того чтобы помочь детям проявлять в таких случаях дружеские чувства. Такая позиция взрослых показывает полное равнодушие к жизни ребёнка, нежелание понять причины их раздора, их требования. Разбор же конфликтов с выражением исключительной благожелательности к обеим сторонам должен подчеркивать хорошие черты детей, их добрые побуждения.

Случается, что матери преднамеренно разжигают вражду и неприязнь между детьми, стараются изолировать их друг от друга.

«Играй здесь, Колю не пускай. Он плохой мальчик» - говорит мама своему 3-летнему сыну. Несправедливость обижает не только чужих детей, но и глубоко ранит своих. Чувствующие нравственную неправоту дети, стараются избегать в дальнейшем родительской защиты, не сообщают о причинах раздоров. Бывает и иначе: возникает привычка укрываться под материнской защитой по всякому поводу.

Сознательное формирование взрослыми неправильных взаимоотношений между детьми всегда приносит большой вред в воспитании. В детских коллективах часто происходит расслоение детей. Это зависит от многих факторов, личности педагогов и стиля его работы, особенностей детей и т.д. В коллективе появляются «лидеры» и «отверженные». К сожалению, не всегда лидер может быть положительным примером, и успешность развития ребёнка в такой группе определена теми чертами характера, которые превалируют в характере лидера. Подчиненность и зависимое положение ребёнка в детской группе нарушают формирование его как личности. Осторожно и тактично выясняя, чем нравится тот или иной товарищ, какие черты и нравственные качества их привлекают, можно постепенно нормализовать обстановку. Успехи педагогики позволяют рано давать направление развития характера ребёнка. Нередко слышим безнадёжно произнесенные слова: «Характером он весь в отца или в мать» и т.д. Это пассивный взгляд. Детей можно и нужно воспитывать. Каким вы хотите видеть своего ребёнка, когда он вырастет?

Конечно, родителям часто приходится задумываться над этим. Каждый хочет, чтобы дети выросли здоровыми, сильными, смелыми, ловкими, жизнерадостными, аккуратными, честными, справедливыми, настойчивыми, трудолюбивыми, заботливыми по отношению к близким.

Перед взрослыми встают вопросы – как воспитать именно эти качества характера, когда нужно заниматься воспитанием, существуют ли приемы и способы воспитания определенных черт личности, как быть, если у ребёнка появляются или уже появились отрицательные черты.

Важность вопросов, поднимаемых родителями, и огромную значимость правильно построенного воспитания подтверждают слова В.Г. Белинского: «Воспитание – великое дело: им решается участь человека. Молодые поколения суть гости настоящего времени и хозяева будущего…»

Когда ребёнок ещё маленький, когда он жадно впитывает весь окружающий мир – вот в этот период закладывается самый прочный фундамент будущей личности. Безусловно, психические задатки могут передаваться и определять сходные с родительскими наклонности. Однако генетическая психология не отрицает необходимости формирования психических свойств с первых дней жизни. Необходимость раннего воспитательного воздействия подтверждается самыми последними исследованиями и наблюдениями. Так в ряде работ убедительно показано, что проблема подросткового возраста берет начало гораздо раньше, и если они не будут решены своевременно, то позже с ними справиться намного труднее.

Нравственное воспитание – не кампания и не эпизод в жизни семьи. Это планомерно проводимая в жизнь система. Известно, что подчас не совсем правильная, но последовательная система воспитания оказывается эффективнее, чем влияние двух, а иногда и более противоречащих друг другу подходов.

Невозможно внушать нравственные правила, а самим вести себя иначе: нельзя стараться воспитывать детей, а самим допускать нарушения. Плохо, если в детском учреждении внедряются морально-этические принципы и воспитываются нравственные привычки, а дома их никто не поддерживает или ребёнок видит противоположное тому, чему его обучают воспитатели. Такое «двойное» воздействие всегда оборачивается против родителей, но дети страдают несравненно больше.  Хрупкая детская психика не может ежедневно и ежечасно выдерживать испытания противоречиями, которые и взрослым не под силу. В младшем детском возрасте происходит «впечатывание» черт семьи, а с точки зрения организации эмоционально-психической жизни – упорядоченности внешней среды. Каждое направление нравственного воспитания имеет свою структуру, свои задачи, располагает своими формами и средствами. Однако человека нельзя воспитывать «по частям», необходимы согласованность и единство всех направлений.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игры с куклами в нравственном воспитании детей раннего возраста

Анализ работы В Центре Игровой Поддержки Ребенка  по формированию нравственного воспитания...

Игра как средство нравственного воспитания детей раннего возраста

В сообщении рассказывается о создании условий для предметной игровой среды, санитарно – гигиенических требованиях к игрушкам, методах и приёмах при воспитании у детей бережного отношения к ним, о разн...

Тема: "Наша дружная семья". Нравственное воспитание детей раннего возраста.

Тема: «Наша дружная семья» Программное содержание: Цель: • Научить детей внимательно рассматривать сюжетную картинку, отвечать на вопрос кто это? называть членов семьи; Отвечать на вопрос «какая»?...

Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста на сказках.

«Чтение сказок – тропинка, по которой, умный, думающий воспитательнаходит  путь к сердцу ребенка»./В.А.Сухомлинский./          Духовно-нравствен...

Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания детей раннего возраста

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы...

Нравственное воспитание детей раннего возраста через ознакомление с природой

В первые годы жизни ребенок посвящает большую часть своей умственной и физической  энергии на познание  окружающего его предметного мира,  в том числе - на познание живой и неживой прир...

Конспект занятия по социально-нравственному воспитанию детей раннего возраста (I младшая группа) на тему: «Кукла Катя пришла к детям в гости»

Программное содержание:продолжать учить детей пользоваться мылом, полотенцем;закреплять у детей представление о последовательности выполнения действий в процессе умывания (открыть кран, смочить руки в...