Проект "Богородская игрушка"
проект (подготовительная группа)

Галунова Анжелика Яковлевна

Проект "Богородская игрушка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_bogorodskaya_igrushka_2022.doc639 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по теме:

«Богородская игрушка»

2022г.

Пояснительная записка

«Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать»

                                                                                Песталоцци

           Толчком к началу исследовательского проекта по теме «Богородская игрушка» послужила подготовка к выставке «Деревянная народная игрушка» на неделе «Игры и игрушки».

Актуальность.

          Приобщение к народной культуре является средством формирования у детей патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину – задача, особенно, актуальная сегодня.          

  Народная игрушка, как и игра вообще, является традиционным элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе.

Проблема.

По результатам анкетирования родителей на тему «Любимые игрушки детей» выяснилось, что большинство детей предпочитает электронные, транспортные и музыкальные игрушки; интерактивных животных, кукол и других. Поэтому мы решили познакомить детей с народной игрушкой, а именно, с Богородской деревянной игрушкой.

Тема проекта была инициирована детьми. Самый большой и живой интерес у них (на выставке игрушек) вызвала очень известная игрушка «Куры на кругу», движущиеся с помощью шарика под кругом. Стоило только раскачать и куры принимались торопливо клевать зернышки в строгой последовательности, по очереди.

           Выслушав разные вопросы детей, мы направили познавательно-исследовательскую деятельность на поиск ответов на вопросы: «Что же это за игрушки?», «Где их мастерят, из чего  делают?», «Кто и что нам поможет узнать об этих игрушках?» и другие.                                                                                                                                                

    Мы решили узнать,  почему игрушка называется Богородской? или «Что такое Богордская игрушка?

Гипотеза исследования:

Дети выдвигали различные предположения. После чтения стихотворения «Богородская игрушка»

В Богородске-городке

Все гуляют налегке,

На широких улицах

Никогда не хмурятся.

Там из липовой доски

Есть лекарство от тоски:

Потому что стар и млад

Всем игрушки мастерят.

Даже старые старушки

Делают себе игрушки.

Дети узнали, что игрушки делают из липовой доски, а липа это дерево, значит они деревянные.

Дети предположили, что игрушки делают на заводе специальные машины. А двигаются они потому, что их кто-то заводит.

Название проекта –

«Деревянная народная игрушка «Богородская»

  1. Участники проекта – дети подготовительной к школе группы, педагоги, родители.
  2. Тип проекта (позновательно-творческий).
  3.  Сроки проведения (краткосрочный- март 2022г).
  4. Цель проекта.

Поддерживать и развивать социальную активность дошкольников. Приобщать детей к традициям нашего народа через знакомство с Богородской народной игрушкой. Развивать у детей способность получать информацию, систематизировать  материал и делать выводы.

            Интеграция областей. Социалльно-коммуникативная, познавательная, речевая, художественно-эстетическая.

   5. Задачи проекта.

           Познавательно-развивающие. Расширять кругозор детей, социально-познавательное пространство. Познакомить  с искусством Богородских резчиков, механическими свойствами игрушек, их остроумными приспособлениями: колеса, спиральные проволочки, планки, разводы, баланс – деревянный шарик; обогащать знания детей о народных игрушках; развивать умение отличать Богородские игрушки.

           Воспитательные. Формировать нравственно-патриотические качества личности ребёнка в процессе его знакомства с народной игрушкой; совершенствовать навыки взаимодействия со сверстниками, умения действовать сообща, договариваться друг с другом; формировать активную родительскую позицию через привлечение родителей к  совместной  деятельности с детьми.

           Развивать у детей  художественный вкус.

        6.Практическое применение

Оказать практическую помощь воспитателям детского сада в организации и проведении мероприятий, направленных на расширение кругозора детей, развитие интереса к истории своей страны. Пополнить новыми экспонатами мини-музей  группы.

Организация работы над проектом

Формы организации детей

Индивидуальная работа

Работа в парах или группах

Коллективная работа

Объединение нескольких групп

        7.Этапы работы над проектом

Мероприятия

Сроки

Подготовительный этап.

1.Опредиление темы, целей и задач проекта

2.Постановка проблемы перед родителями и детьми.                                            

3.Выбор группы заинтересованных родителей и детей.

1неделя марта

I этап

1.Разработка плана общей и индивидуальной работы для родителей, детей и педагогов.      

2.Ознакомление родителей и детей с их индивидуальной частью работы в эксперименте.

2неделя марта

II этап

1.Работа над проектом: поиск материала;  рассматривание фотографий и видеоматериалов; проведение бесед, рассматривание альбомов-раскрасок, журналов, иллюстраций из книг, работа по аппликации, лепка, рисование, инсценировка.

3-4неделя марта

III этап

1.Обобщение материала.                                                                      

2.Оформление проекта.

5неделя марта

 8.Краткое описание проекта

           Подготовительный этап работы над проектом начали с выбора темы: деревянная народная игрушка «Богородская». На родительском собрании обсудили участие родителей и детей в каждом этапе работы.

         I-й этап – начали со сбора, анализа и систематизации информации. Возникли проблемные вопросы: «Что такое Богородская игрушка?», «Кто и как делают их?», «Почему они двигаются?», Кто нам поможет?» и др.

    Внимательно рассмотрев забавную игрушку, дети поняли, что она деревянная. Непонятно лишь, из какого дерева?

Чтение стихотворения «Богородская игрушка» позволило ответить на этот вопрос: игрушки делают из липовой доски.

Беседа «Деревья для Богородской игрушки» дополнила знания детей, что игрушки делают из мягких пород деревьев  (ольха и осина).

         II-й этап реализации проекта начали с поиска информации об истории возникновения Богородской игрушки в разных источниках. И работа закипела. Мы изучали детские энциклопедии, рассматривали  журналы, книжки-картинки, альбомы, интернет.

Просмотр мультимедийной презентации «Как делают Богородскую игрушку?» вызвало много вопросов и обсуждения у детей.

На этом этапе проекта были проведены :

- беседа «Кто вырезал первую Богородскую игрушку? (дети узнали о двух интересных преданиях),

-работа с родителями по составлению рассказов «Моя любимая деревянная игрушка» (на примере Богородской);

- слушание интересного рассказа «Секрет мастеров села Богородское»;

- знакомство с главным героем Богородской игрушки – медведем, с гербом села Богородское (изображение главной игрушки кузнецы);

- ряд занятий по художественно - эстетическому воспитанию:

-лепка «Белка с молотком», «Кузнецы» рисование и аппликация, ручному труду (обследование и выяснения принципа движения игрушки);  

          Заключительный третий этап работы над проектом: обобщение собранного материала о Богородской игрушке; создание мини-музея выставки в книжном уголке, оформление альбома (рисунки, аппликации, фотографии) «Самая любимая, интересная, необычная, забавная игрушка».

           Данная работа способствовала развитию у детей знаний о разнообразии народной деревянной игрушки; воспитанию любви к традициям нашего народа; формированию у детей интереса желания самим сделать игрушку по типу Богородской.

   9. Техническое оснащение

Наглядные средства обучения, обеспечивающие наибольшую продуктивность: компьютер, принтер, фотоаппарат, слайды, интернет.

10. Литература

1.«Богородская игрушка». А.Тимофеевский

2. «Ремесла на Руси» изд. «РСФСР»

        3. Энциклопедия для детей.

        4. Организация проектной деятельности в ДОУ К.Ю. Белая, Н.В. Теселкина, М.Р. Мурзина и др.

        5. Планирование работы по образовательной области «Познание».

        6. Приложение (фото: лепка, рисунки, аппликации детей, консультация для родителей, презентация).                                                                     

                         

 Приложение №1                                                                                          

Конспект ООД  «Богородские игрушки».

Цель: формирование знаний детей о Богородской игрушке.

Задачи:

Образовательные:

• Познакомить воспитанников с богородской народной игрушкой – как произведением русского народного искусства.

• Привлечь внимание детей к игрушке, способствовать пониманию ее содержания.

• Научить видеть красоту деревянной богородской игрушки, ее занимательность.

Развивающие:

• Развивать интерес к народной игрушке, к прошлому.

• Развивать умение отличать богородские игрушки.

Воспитательные:

• Воспитывать бережное отношение к игрушке, интерес к ее изготовлению, к народным умельцам - мастерам — резчикам по дереву.

• Создать условия для формирования эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности.

• Способствовать получению детьми положительных эмоциональных впечатлений от совместной игры с народными игрушками.

Планируемые результаты: дети знакомятся с Богородскими игрушками; знакомятся с историей промысла (с тем, как народные умельцы их изготавливали, из каких пород дерева); получают удовольствие и положительные эмоции от игры с Богородскими игрушками

Словарь новых словигрушечное ремесло, купец.

Оборудование и материалы: альбомный лист , простой карандаш, цветные карандаши.

 Богородские игрушки: дергунчики курочки клюют пшено, Мишка, свистульки.

• Иллюстрации с росписью.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите внимательно, какие игрушки лежат перед вами?

Дети: Красивые расписные игрушки.

Воспитатель: Из чего они сделаны?

Дети: Из дерева.

Воситатель: Совершенно верно! Эти игрушки сделаны из дерева, с давних времен ремесленники села Богородское ножом вырезали их из мягких пород дерева - ольхи, липы, осины. Говорят, в маленькой деревеньке жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго играли ребята с игрушкой, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, человек который приходит за покупками на ярмарку. Купцу игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину сделать много таких игрушек. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “ игрушечным” ремеслом, то есть изготавливать деревянные игрушки.

Воспитатель: А что необычного в этих игрушках?

Дети: Они не такие как наши игрушки, сделаны из дерева.

Воспитатель : Давайте немного поближе рассмотрим Богородцкие игрушки.

Воспитатель демонстрирует клюющих курочек.

Встрепенется петушок.

О дощечку стук да стук.

Вместе с курами тук-тук.

Никогда не устают.

Куры зернышки клюют,

А яичек не несут.

Вот какие странные

Куры деревянные!

Дети: рассматривают игрушки.!

Воспитатель: Так же народные мастера делали и всеми любимые свистульки.

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем с вами в игру «Лавка народных игрушек». Чтобы продавец продал вам какую-нибудь игрушку, нужно описать ее, назвать ее отличительные черты. Ее должен угадать «продавец». Постарайтесь не только правильно описать словами игрушку, но и быть вежливыми покупателями. Покупатели могут поиграть с Богородскими игрушками.

Дети делятся на две команды: продавцы и покупатели. Покупатели описывают строение игрушки, цвета, которыми игрушка раскрашена, продавцы отгадывают и дают поиграть.

Воспитатьль: А теперь давайте попробуем с вами нарисовать, наши деревянные

игрушки. Дети выполняют работу.

       

                       

Приложение№2                                                                      

Конспект  ООД                                                                                                  «Богородская игрушка. Рисование медведя».

Цели. Развивать эстетические чувства; закреплять графические умения и
навыки в рисовании сложного объекта.
Оборудование. Матрешки, богородские игрушки.
I. Организационный момент
II. Вводная беседа
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Мы хотя и небольшие,
Но такие славные:
Все цветами расписные,
А одна – за главную.
Есть средь нас и крошки.
Кто же мы?
Дети. Матрешки.
Показ матрешек.
Воспитатель: Из чего делали матрешек?
Дети: Из дерева.
Воспитатель А теперь послушайте историю о том, как появились другие
игрушки из дерева.
Случилось это давным-давно, может, двести лет назад, а может, и больше, в селе Богородском, что под Москвой.

Зимой ночи длинные, темнеет рано. Скучно в крестьянской избе ребятам. И вот однажды захотела мать порадовать своих детей игрушкой. А купить не на что.

Стала она думать: если из соломы сплести, так живо растреплют. Если из теста слепить – засохнет и развалится. И взяла она полено из-под печки, топором и ножиком вырезала куклу.

Дети игрушке были рады. Баюкали, приговаривали: «Ay, ay». И назвали ее Аука. А выросли – забросили свою Ауку.

Собралась как-то мать на базар, увидела игрушку, взяла с собой и продала.

Раз едет по селу телега, сидит в ней мужик и кричит:

– Кто на базаре деревянную игрушку торговал?

– Я торговала, – говорит женщина, – а тебе зачем?

– А не вырежешь таких еще? Все куплю.

– Ладно, приезжай к празднику.

Сделала баба игрушки и побежала по селу о своей удаче рассказывать, мастерствосвое показывать. Односельчане стали вслед за ней разные игрушки делать и купцам продавать.

III. Знакомство с новым материалом

Воспитатель: Лохматые ели, дубы, березы, липы плотным кольцом окружали
село Богородское со всех сторон. В одних соседних селах плели на продажу
кузовки и лапти, в других – делали деревянные ложки и посуду, а богородцы
вырезали игрушки. Они считались лучшими игрушечниками. Привозили они игрушки на ярмарку не мешками, не корзинами, а целыми возами. Стоили игрушки недорого, но разве в цене дело? Главное – это радость, которую дарили богородские игрушки и детям, и взрослым.

Давайте рассмотрим изделия богородских мастеров. Чем эти игрушки отличаются от остальных?
Дети: Они не раскрашены.
Воспитатель: У мастеров выработалась своя художественная манера, свой
стиль резьбы. Они увидели, что из неокрашенного дерева игрушки могут быть даже интереснее, и перестали их красить.

Тематика скульптур разнообразна: это крестьяне, охотники, звери и птицы, сценки из повседневной жизни, сказочные сюжеты.

Каких героев сказок вы узнали?
Дети: Богатыря Илью Муромца на коне, Царя Додона и Звездочета из
сказки «Золотой петушок»…
Воспитатель: В Богородском научились мастерить игрушки с движением.
Потянешь за две планочки – игрушка ожила. Тук-тук – звонко бьют молотом по
наковальне кузнецы: мужик и медведь.

А вот на дощечке стоят куры – дерни за веревочку, и начнут они торопливо клевать зерна.

Солдаты маршируют, кони лихо скачут, медвежата играют на балалайках. Героем многих композиций является медведь, поэтому его мы и будем учиться сегодня рисовать.

IV. Самостоятельная работа

Приложение№3

Консультация для родителей

«НАРОДНЫЕ      ПРОМЫСЛЫ»

Для успешного развития ребенка, рекомендуем Вам:

  • рассказать детям о русских народных игрушках, рассмотреть их на иллюстрациях и в натуральном виде (если возможно);
  • рассмотреть материал, из которого сделаны игрушки (глина, дерево, керамика и др.), цвет, форму, величину, части игрушек, рассказать, как в них играют;
  • вырезать и вклеить в тетрадь картинки с изображением русских народных игрушек;
  • побеседовать с детьми о народных промыслах, о том, что замечательные красочные предметы (игрушки) создают народные мастера - народные умельцы, люди, одарённые фантазией, талантом и добротой;

Если формирование знаний о русских народных ремеслах и промыслах будет осуществляться не только в детском саду, но и в семье, то у ребенка будет сформирована еще одна ценность - «Я и мама (папа) - одно целое, мы вместе, мы рядом!»

Расскажите ребенку сказку о хохломе:

«Жил-был чудо-мастер. Поселился он в глухом лесу, избу поставил, стол да ложку смастерил, посуду деревянную вырезал. Варил он пшеничную кашу, да не забывал пшена птенцам сыпать.

Прилетела как-то к его дому жар-птица, прикоснулась крылом к чашке, стала она золотой. И появилась с тех пор красота - посуда расписная!»

Рассказ о гжели можно начать с такой сказки:

«Один купец поехал путешествовать в Россию с алой розой, которая подарила ему жена.

В его стране было всегда тепло, а в России наступила зима

с лютыми морозами, роза от мороза замерзла и посинела. Увидели гжельские мастера такой красивый цветок и нарисовали его на своей посуде. Только не алый, а синий.

А купец отвез жене в подарок эту посуду. С той поры и появилась эта чудесная " синяя " сказка — гжель.»

Рассказ о матрешке можно начать, так:

«Эта игрушка живет в России более ста лет. Отгадай, про кого я говорю:

Есть у нас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка,

А красавица-девица,

Каждая сестрица -

Для меньшей — темница.»

Рекомендуем дидактические игры, в которые можно поиграть дома

с вашим ребенком, закрепляя знания по данной теме:

«Назови игрушку» (образование относительных прилагательных): игрушка из дерева (какая?) – деревянная (матрешка, дудка); игрушка из глины (какая?) - глиняная (свистулька); игрушка из керамики (какая?) - керамическая (куколка).

«Сосчитай» (согласование числительных с существительными):

одна матрешка, две матрешки … пять матрешек, (игрушка, свистулька, кукла, дудка)

«Скажи какая?» 

(подбор прилагательные к существительным):

матрешка какая? - красная, красивая, ….,

игрушка какая? - ….

кукла какая? - ….

Прочитайте ребенку: «Игрушкины частушки»:

Наши руки крендельком, щеки будто яблоки.

С нами издавна знаком весь народ на ярмарке.

Мы игрушки расписные, хохотушки вятские —

Щеголихи слободские, кумушки посадские.

Дымковские барышни всех на свете краше,

А гусары-баловни — кавалеры наши.

Отгадайте и выучите загадки:

Ростом разные подружки,

но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

но всего одна игрушка.

(Матрешка)

Все листочки как листочки,

здесь же каждый золотой,

красоту такую люди

называют… .

(хохломой).

Составить описательный рассказ

о матрешке по плану:

  • Что это?
  • Какого цвета, размера, формы?
  • Из какого материала сделана?
  • Из скольких частей состоит?
  • Как в нее играют?

 

                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 1 младшей группы на тему "Любимые игрушки" в рамках тематической недели "Игры и игрушки"

Конспект итогового развлечения в первой младшей группе на тему: «Игрушки». Задачи: Образовательная область «Коммуникация»: - Способствовать расширению активного словаря детей по теме: «Игрушки». -...

Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»

Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф...

Музыкальные игрушки своими руками. Музыкальные игрушки и игры.

Для домашнего музицирования необходимы музыкальные игрушки и инструменты.  Они продаются в магазинах, но часть из них можно изготовить с ребёнком дома из подручных материалов. Так малыш заодно пр...

Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой на примере филимоновской игрушки

В работе раскрыта теоретическая часть для работы с детьми по ознакомлению их с филимоновской игрушкой....

Логодосуг "Раз игрушка, два игрушка".

Цель логопедического досуга создать праздничное позитивное  настроение у детей, закрепить лексико-грамматический материал по теме "Игрушки", изучаемого на логопедических занятиях. Элементы соревн...

Еще раз об игрушках или Игрушки для самых маленьких.

Всем известно, что игрушки детям необходимы, но как выбрать именно такие, которые будут полезны, с которыми ребенок будет играть долго? Подробнее остановимся на играх и игрушках, необходимых для полно...