Познавательное развитие
методическая разработка (старшая группа)

Черезова Елена Павловна

Реализация образовательной области «Познавательное развитие» предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Цель – создание предметно пространственной среды, комфортных и благоприятных условий для полноценного проживания детей дошкольного возраста, их гармоничного развития и саморазвития, формирования основ базовой культуры личности, всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с ФГОС ДО.

Задачи :

           - Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации развивающей предметно – пространственной среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников.

          - Организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному и психическому благополучию в своевременном всестороннем развитии каждого ребенка с учетом их потребностей, наклонностей и интересов

          - Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, творческой и т.д.), их  интеграция  и творческая организация в целях повышения эффективности воспитательно – образовательного процесса.

Познавательное развитие на каждом возрастном этапе включает:

  • Формирование элементарных математических представлений;
  • Развитие познавательно-исследовательской деятельности;
  • Ознакомление с предметным окружением;
  • Ознакомление с социальным миром;
  • Ознакомление с миром природы.

В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно - пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть:

    1. Содержательно - насыщенной - включать средства обучения: материалы, инвентари, оборудования, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям.

    2. Трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе, от меняющихся интересов и возможностей детей;

   3. Полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе, природных материалов) в разных видах детской активности;

   4. Доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе, детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

   5. Безопасной - все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования, такими как санитарно - эпидемиологические правила и нормативы, и правила пожарной безопасности.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности, а также возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность.

Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей. Необходимы материалы, учитывающие гендерные различия - интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре.

В моей группе представлены  центры по познавательному развитию:

  • Центр «Хочу знать»  
  • Центр книги
  • Центр экологии
  • Центр экспериментирования
  • Центр конструирования
  • Центр патриотического воспитания

Центр познания.

Имеет важные развивающие функции. В данном центре располагаются нормативно — знаковый материал: магнитная доска, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, представлены, как различные виды мозаик, пазлы.

Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики руки.  При выборе игр предпочтение отдаётся способности игр стимулировать развитие детей. Игровое оборудование создаёт насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр.

Центр решает следующие задачи:

- целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности.

- воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.

Центр книги.

Центр книги  является неотъемлемой составляющей информационно-образовательного пространства. Целью данного центра является приобщение к чтению познавательной литературы. В свободном доступе находятся энциклопедии о жизни природы, о животных, растениях. Рассматривая иллюстрации природоведческих книг, ребёнок естественно входит в мир природы, лучше познаёт его тайны и закономерности.

Центр природы.

Задачи экологического центра: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций; формирование умений комплексно обследовать предметы

Содержание объектов и материалов центра природы:

-комнатные растения;

-декоративные животные;

-календарь погоды и природы;

-альбомы, гербарии, содержащие материал природоведческого характера;

-художественная литература о природе;

-дидактические игры природоведческого содержания;

-различные природные материалы;

-оборудование для организации труда в природе;

-модели, отображающие предметы и явления природы.

Все объекты, предметы, материалы центра природы должны быть яркими, красочными, эмоционально привлекательными, доступными детям (и содержательно, и физически). Материалы, объекты и оборудование должны стимулировать детей к организации детей к организации экологически-ориентированного общения в процессе реализации различных видов и форм детской деятельности

Центр экспериментирования.

Для организации познавательно-исследовательской деятельности в центре экспериментирования расположены материалы в соответствии с возрастом детей, темами: для проведения опытов с воздухом, магнитом, водой, песком, бумагой, составлена картотека опытов, есть инструкции, памятки, различные схемы и модели.

 Здесь мы проводим простейшие опыты, развиваем мышление детей, любознательность, познавательную активность. После проведения экспериментирования дети рисуют свои впечатления.

Центр конструирования.

В центре конструирования дети закрепляют навыки коллективной работы, развивают умения распределять обязанности, планировать процесс изготовления постройки. Имеются строительные материалы, конструкторы, детали конструктора, набор мелкого строительного материала, схемы-образцы построек, фотоальбомы (архитектурные сооружения и детские постройки, тетради для зарисовок схем созданных детьми конструкций.

Строят и на ковре, созданные постройки служат для дальнейшего развертывания сюжета игры: «Автобус», «Ферма», «Зоопарк», «Автомастерская», «Гараж» и другие.

«Центр патриотического воспитания».

Центр требует частичной изоляции, 
расположен вдали от игровых зон. В нем содержится: Российский флаг, герб, 
портрет президента России, пособия, отражающие многонациональность 
нашей Родины, портреты великих людей России, подборка 
иллюстраций, картин. Подобран материал о родном городе 
Марксе, дети могут познакомиться с традициями, культурой и бытом 
жителей своего города. Подобрана художественная литература по 
краеведению, оформлены альбомы «Моя страна», «Мой край.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon poznavatelnoe_razvitie.pdf2.42 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с игровыми ситуациями «Затерянный остров» по познавательно-математическому развитию в интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие и «Познавательное развитие» с детьми

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребёнку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определённые трудности во время школьного обучения. Д...

Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Конспект ООД в 1 младшей группе «Поможем построить теремок» . «Разноцветные стены». ОО «Познавательное развитие» (развитие познавательно - исследовательской деятельности);ОО « Речевое развитие (развитие речи)

Интегрированное ООД в 1 младшей группе "Поможем построить теремок". " Разноцветные стены". В данном занятии переплетаются сенсорика, речевое развитие и констрирование....

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...