Методическая разработка НОД по развитию речи по теме "Весна"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Третьякова Юлия Николаевна

Закрепление знаний детей по теме "Весна"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                       Приложение № 14

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

«Детский сад № 19»

(МБДОУ «Детский сад №19»)

Конспект непрерывной образовательной деятельности

по развитию речи в разновозрастной группе

компенсирующего развития от 5 до 7 лет

«Весна»

Воспитатель высшей квалификационной категории

Третьякова Юлия Николаевна

Новомосковск, 2022

Цель: создание благоприятных условий для закрепления с детьми знаний по теме «Весна».

Задачи:

Образовательные:

Уточнить время года, названия весенних месяцев, характерные признаки весны. Закреплять умение отвечать на вопросы полными предложениями. Формировать образную речь (подбирать сравнения, эпитеты). Составлять предложения, выражающие причину или цель действия. Развивать лексико-грамматический строй речи, учить составлять предложения с союзом «потому что». Расширять словарный запас. Помочь детям запомнить стихотворение с помощью мнемотаблицы.

Развивающие: 

Развивать фонематический слух, память, логическое мышление, связную речь. Умение эмоционально откликаться на стихотворение. Развивать мышцы артикуляционного аппарата и мышцы мелкой моторики рук.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение, любовь к природе, умение видеть ее красоту в каждом времени года. Формировать умения работать в коллективе, помогать, оказывать поддержку детям, которые нуждаются в помощи. Воспитывать любовь к поэзии, музыке, художественному творчеству.

Коррекционные:

Формирование лексико-грамматических средств языка – уточнение и расширение словарного запаса, практическое овладение различными способами словообразования и словоизменения. Тренировать мышцы глаза. Развивать прослеживающую функцию глаза. Закреплять умение сохранять правильную осанку.

Образовательная среда:

Доска с мнемотаблицей, фотографией поэтессы Ирины Петровны Токмаковой; мяч для проведения игры; цветы для дыхательной гимнастики; текст стихотворения «Весна»; цветы и рисунок луга для рефлексии; заготовка-раскраска «Подснежник», пластилин, стеки и доски для лепки для каждого ребенка; музыкальное сопровождение; телефон, иллюстрации с изображением весенней природы.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций из серии «Природа весной», наблюдения на прогулках, беседы о весенних явлениях природы, чтение рассказов и стихотворений о весне. Презентация «Пробуждение природы весной».

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Ход НОД

Воспитатель: Дети, подойдите ко мне, давайте встанем в круг. Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу и повторяйте за мной.

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель: Вот мы и подарили друг другу хорошее настроение, думаю его хватит на весь день, вы со мной согласны?

Дети: Да.

Раздается телефонный звонок.

Воспитатель: Одну минуточку дети, вдруг, это, что-то важное. (Берет трубку). Алло, слушаю вас. (Обращается к детям). Нам звонит Незнайка. Говорит, что собрался гулять, смотрит в окно и не понимает, во что ему одеться. Спрашивает, какое сейчас время года и какая погода? Поможем ему?

Дети: Да.

Воспитатель: Незнайка, я сейчас включу микрофон, и наши дети тебе помогут.

Воспитатель: И так, кто подскажет Незнайке, какое сейчас время года? (спрашивает ребенка). И во что лучше одеваться весной? (спрашивает 2-3 детей). Незнайка, ты все понял? Вот и замечательно. Досвидания, звони если будут вопросы, мы тебе поможем.

Воспитатель: Дети, а среди вас случайно нет Незнаек?

Дети: Нет.

Воспитатель: Это хорошо, темой нашего занятия сегодня будет весна, давайте поиграем в игру и расскажем о ней. У меня есть мяч, я буду задавать вам по очереди вопросы и бросать мяч, а вы отвечать на них и бросать мяч обратно мне.

- Сколько месяцев у весны? (три)

- Как они называются? (март, апрель, май)

- Как называют март в народе? (протальник)

- Почему он так называется? (снег начинает таять, появляются первые проталины)

- Как называют апрель в народе? (снегогон)

- Почему он так называется? (становиться теплее, и снег полностью тает)

- Как называют май в народе? (травник)

- Почему он так называется? (появляется трава)

- Как называются первые цветы весной? (подснежники, первоцветы)

- Как называется погода, если светит яркое весеннее солнце? (солнечная, ясная)

- А если небо закрыто тучами, то погода какая? (пасмурная)

- Как называются небольшие участки земли, где растаял снег? (проталины)

- Как называются птицы, которые возвращаются к нам из теплых стран? (перелетные)

Воспитатель: Молодцы, все справились, теперь точно вижу, что Незнаек среди вас нет. Проходите, садитесь за столы. Не забывайте про правильную осанку, выполним маленькое упражнение.

Очень низко наклонюсь

Выпрямлюсь и улыбнусь.

Воспитатель: Прежде, чем мы продолжим наш разговор о весне, давайте подготовим наш язычок. Сначала, скажу я, а затем вы повторяете фразу вместе со мной:

Ра-ра-ра - греет солнышко с утра.

Чьи-чьи-чьи – по полям бегут ручьи.

Ег-ег-ег – быстро тает снег.

Ля-ля-ля – открывается земля.

Ты-ты-ты – вот и первые цветы.

Ва-ва-ва – появляется трава.

Чи-чи-чи – прилетают к нам грачи.

Цы-цы-цы – снова нам поют скворцы.

На-на-на – снова к нам пришла весна.

Воспитатель: вот мы и подготовили наши язычки. А сейчас немного поиграем. Ответьте пожалуйста.

Игра «Скажи правильно»

Распускаются почки или цветочки?

Порхают птички или лисички?

Тает снежинка или слезинка?

Журчат ручьи или грачи?

Прилетают насекомые или птицы?

Трещит лёд или ледоход?

Воспитатель: А, сейчас, когда вы будете отвечать на мой вопрос вы будете начинать свой ответ со слов, потому что, давайте попробуем.

Игра «Почемучка»

Почему тает снег? (Потому, что солнце стало сильнее пригревать)

Почему бегут ручьи? (тает много снега, образуется много воды)

Почему журчат ручьи? (вода встречает на своем пути препятствия)

Почему набухают почки? (деревья с наступлением весны начинают просыпаться)

Почему прилетают птицы? (становится теплее, появляется корм, готовятся высиживать птенцов)

Почему появляются насекомые? (Становиться тепло, они просыпаются)

Воспитатель: Скажите, что вам нравиться весной?

Дети: Солнышко, ручейки, становиться теплее и т.д.

Воспитатель: А, весенние цветы-первоцветы вам нравятся?

Дети: Нравятся.

Воспитатель: У вас на столах лежат маленькие букетики цветов, давайте возьмем их в руки представим себе, как они нежно пахнут. (Дыхательная гимнастика «Цветочки») Сделаем вдох носом и выдохнем ртом. (повторяем несколько раз). Вот как чудесно пахнет весна, свежестью, первыми цветами. Давайте немного разомнемся. Проводиться физкультурная минутка.

Быстро встали улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали.

И на месте пошагали.

Воспитатель: Дети, весна прекрасное время года, это пробуждение природы, рождение новой жизни, красоту весны описывали музыканты, художники и поэты. Сегодня я хочу познакомить вас со стихотворением знаменитой поэтессы Ирины Петровны Токмаковой, которое называется «Весна». Послушайте его.

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под её ногами.

Чёрные проталины

На полях видны.

Видно очень тёплые

Ноги у весны.

Воспитатель: Вам понравилось стихотворение?

Дети: Понравилось.

Воспитатель: Как оно называется?

Дети: Весна.

Воспитатель: Может кто-нибудь запомнил имя поэтессы, написавшей его?

Дети: ответы (помочь при необходимости)

Воспитатель: Какое оно, веселое или грустное?

Дети: ответы

Воспитатель: Все верно, а сейчас послушайте еще раз, а рассказывать стихотворение мне поможет вот такая таблица, глядя на которую я смогу легко запомнить и рассказать его. (Показывает мнемотаблицу)

Воспитатель читает стихотворение показывая на картинки таблицы.

Воспитатель: Всем понятно? А теперь давай подумаем, что означают слова к нам весна шагает?

Дети: наступает весна.

Воспитатель: А, что значит быстрыми шагами?

Дети: Значит все в природе меняется, тает снег, бегут ручьи и т.д.

Воспитатель: Правильно, само стихотворение нам говорит об этом, сугробы тают под ее ногами. Что мы видим на полях?

Дети: Проталины?

Воспитатель: Какие ноги у Весны, как говорит о них поэтесса?

Дети: Теплые.

Воспитатель: Молодцы, давай теперь попробуем вместе рассказать это стихотворение. (Затем приглашает к доске детей и предлагает попробовать рассказать самостоятельно). А теперь все вместе спокойно прочитаем это стихотворение, смотрим на каждую картинку. (Читают вместе)

Воспитатель: Молодцы, а сейчас чтобы дополнить наши впечатления о весне предлагаю вам нарисовать весенний рисунок. У вас на столах уже лежат заготовка-раскраска и пластилин. А это значит, что сегодня мы будем выполнять наши работы в технике - пластилинография, рисовать пластилином. Пластилин мы с вами подготовили заранее, сделали из него разноцветные жгутики. Осталось только раскрасить им наш рисунок. Как это делается, вы знает. Скажите пожалуйста, что у нас с вами должно получиться?

Дети: Подснежник.

Воспитатель: Верно, это самый первый вестник весны. Нежный, но стойкий. Но перед тем как начать работать, сядьте ровно и покажите мне свои глазки. Проводиться гимнастика для глаз.

Лучик солнца.

Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка, ты, со мной.

(моргают глазами)

Ну-ка, лучик, повернись.

На глаза мне покажись.

(круговые движения глазами)

Взгляд я влево поведу.

Лучик солнца я найду.

(взгляд влево)

Теперь вправо посмотрю.

Снова лучик я найду.

(взгляд вправо)

Воспитатель: А, чтобы наши работы хорошо получились надо еще и пальчики подготовить.

Пальчиковая гимнастика «Красные цветы».

Наши красные цветки, раскрывают лепестки,

Ветерок чуть дышит, дышит, лепесточки он колышет.

Наши красные цветки, закрывают лепестки,

Головой качают, тихо засыпают.

Воспитатель: Наши глаза и пальцы готовы, приступаем к работе. (дети под музыку выполняют рисунок)

Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались, но мне бы хотелось узнать, как вы оцениваете свои успехи. Посмотрите что у меня есть. У меня есть весенний лужок, но на нем нет цветов, я хочу попросить вас украсить его цветами, но сначала подумать и выбрать какой цветок вы на него наклеите. Если вы считаете, что сегодня у вас все получилось, вы со всем справились, то наклейте пожалуйста красный цветок, а если вы немного сомневаетесь, не очень хорошо запомнили стихотворение или сложно было отвечать на вопросы или еще что-то, наклейте желтый цветок. (Дети наклеивают цветы)

Воспитатель: Красивый получился у нас весенний лужок?

Дети: Да, красивый.

Воспитатель: Давайте придумаем название нашей картине.

Дети: варианты названий.

Воспитатель: замечательные названия, а сейчас берите свои работы, пойдемте повесим их на доску нашего творчества, чтобы все смогли ими полюбоваться.

https://3.bp.blogspot.com/-N0ZvIkRSzoA/X0V7LChXYKI/AAAAAAACU8s/1XcmaBg89m8BKIMQ0Y9dykAIOYxIrth9ACLcBGAsYHQ/s1600/Raskraska-Podsnezhniki-Dlia-Detei-3-4-Let-5957.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка по методике развития речи. в старшей группе

разработка конспектов по развитию речи. в старшей группе доу...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Занятия по развитию речи «Сундук волшебника» Для детей 6 лет

Данная методическая разработка хороша тем, что позволяет в игровой форме решить множество лексических задач, опираясь на положительные эмоциональныепереживания детей, их творческие работы, спосо...

Методическая разработка занятия по развитию речи и звукопроизношению "Приключения медвежонка Барни".

Методическая разработка занятия по развитию речи и звукопроизношению «Приключения медвежонка Барни».Занятие рекомендовано для детей старшей логопедической группы.Тема занятия: "Посуда". Звук С....

Методическая разработка занятия по развитию речи по теме "Пересказ рассказа М.Пришвина "Золотой луг"

Занятие по развитию речи по теме: "Пересказ рассказа М.Пришвина "Золотой луг".Представленный учебный материал можно использовать для работы с детьми старшего дошкольного возраста, в группах детей с на...

Методическая разработка "Педагогические условия развития речи и мышления в раннем возрасте"

Педагогические условия развития речи и мышления в раннем возрасте...

методическая разработка по теме: "Развитие речи через театрализованную деятельность"

   Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и науч...

Методическая разработка по теме: « Развитие речи через театрализованную деятельность, фольклор и раннее обучение чтению детей с 5 до 6 лет.

Предполагаемая программа поможет нашим малышам в занимательной игровой форме развить речь, с помощью художественных произведений познакомить ребенка с окружающей действительностью, удовлетворит его по...