Изо экология
методическая разработка по аппликации, лепке (средняя группа) по теме

Сердитых Елизавета Владимировна

 

Актуализация

 

 

         На заре своей юности человечество было частью природы, оно и сейчас ею остаётся, хотя и не всегда это признаёт.

         Многие современные дети воспитываются в среде, где крайне затруднено общение с природой, интуитивно мы понимаем, что дети гораздо ближе к природе, чем мы, взрослые. Замена реальной природы искусственной или виртуальной приводит к формированию новой, неизвестной доселе ситуации, которая влияет на психику и здоровье детей.

         Экологическое воспитание в наше время становится важнейшим направлением педагогики детства. Почему?

         Во-первых, экологически грамотное поведение человека – залог выживания, в общем, для нас Доме – на планете Земля.

         Во-вторых, приобщение к природе даёт возможность наилучшим образом приобщить ребёнка к Красоте, Гуманности и Здравому Смыслу.

         Природа – понятие универсальное, оно, так или иначе, проявляется и в физическом, и в эмоциональном развитии ребёнка. Отношение к природе, экологическое образование должно основываться на положительных эмоциях, образном, радостном восприятии окружающего мира. Чтобы научить ребёнка видеть красоту природы, ощущать её неповторимость и уникальность, существует множество разнообразных методов экологического образования, одним из которых является изобразительная деятельность.

         Разными способами в разные времена пытаются люди передать красоту и разнообразие природы. Потребность в изобразительной деятельности заложена у детей на генетическом уровне: копируя окружающий мир, они изучают его.

         Ещё в древности первобытные люди открыли для себя многообразие растительного и животного мира, появилась потребность зафиксировать свои достижения в охоте, рыбной ловле. Но как это осуществить? И человек открыл для себя ещё один мир – мир неживой природы, исследование которого позволило ему лучше узнать свойства почвы, камней. Человек получил возможность рисовать, благодаря чему, мы можем узнать какие животные и растения существовали на заре развития человечества.

         Как известно, в дошкольном возрасте преобладает правополушарный тип познавательной деятельности, поэтому большое внимание уделяется экологоэстетическому направлению. Занятия строятся с учётом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребёнком окружающего мира. После занятия ребёнок может свободно манипулировать наглядным материалом – рассматривать, играть. В процессе обучения желательно задействовать все органы чувств ребёнка, а не только слух и зрение. Для этого ребёнок должен иметь возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. Большое значение имеет развитие эмоциональной сферы.

Ребёнок в дошкольном возрасте проявляет большой интерес к природе, для него характерно целостное восприятие окружающего мира, что очень важно для экологического образования.

         В целом в экологическом обучении наиболее эффективным представляется интегрированный подход, предполагающий экологизацию различных видов деятельности.

         Занятия по изоэкологии способствуют расширению представлений детей о природе, свойствах материалов. Занятия по изоэкологии включают в себя – флористику, конструирование из природного материала, аппликацию из природного материала, тестопластику. На занятиях дети не только работают с природным материалом, но и получают достоверную информацию о природных объектах.

 

         Общение с природным материалом развивает ребёнка:

 

- деликатно и ненавязчиво учит всматриваться в окружающий мир и любоваться им;

 

- воспитывает тонкое восприятие и наблюдательность;

 

- исподволь знакомит с важнейшим принципом «не навреди!»(так как учит брать для работы листья лежащие на земле, кору на поваленном дереве);

 

- помогает осмыслить роль человека в сохранении природы, проникнуться идеей связи всего живого и не живого;

- развивает глазомер, аккуратность и, что очень, важно, точную согласованность в работе глаза и руки (сенсомоторика).

 

 

           «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев…Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем ярче творческая стихия детского разума…»

                                                                                      В.А.Сухомлинский

 

 

         Изоэкология – вид детского художественного творчества, в котором художественные образы создаются из природных материалов, и сюжеты работы черпаются в природном окружении.

         Изоэкология строится на основе двух производных слов, где главным является «экология» (наука о доме, как среде обитания в широком смысле этого понятия) и изобразительная деятельность (как динамичная форма и процесс формообразования в самом общем смысле этого слова).

         Изоэкология – это такой вид художественного творчества, в котором произведение создаётся в сотворчестве с великим художником – Природой.

         Художественный образ рождается на основе готовой природной формы (шишки, ветки, листа, ракушки, камня) и при этом сохраняются её исходные признаки и свойства (конфигурация, цвет, фактура).

         Понятие «изоэкология» включает в себя и такую многогранную составляющую как экологичность, что предполагает, с одной стороны натуральность и естественность (т.е. безвредность для здоровья), с другой стороны, необходимость бережного отношения к природе (культура поведения и отношения к природному окружению).

         Дети очень любят создавать поделки из природного материала. Малыш, прицепив с помощью пластилина пёрышки к шишке – получает забавную птичку, перевернув шишку и добавив носик из пластилина – забавного ёжика. Так дети учатся видеть в простой форме необычные образы.

         Когда дети начинают мастерить из природных форм, они не сразу понимают, что их замыслы ограничены готовой природной формой. Дети не сразу могут увидеть и создать в своём воображении художественный образ, соотнести его с природным материалом, найти приёмы позволяющие реализовать замыслы.

         Перед собой я ставлю такие задачи художественно-творческого развития детей:

 

- учить создавать многофигурные сюжетные композиции, располагая предметы ближе, дальше;

 

- учить самостоятельно, находить приёмы изображения как в отдельных видах изобразительной деятельности (лепка, аппликация, рисование), так и при их интеграции;

 

- развивать у детей наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов, сравнивать их между собой;

 

- развивать воображение и творчество;

 

- формировать умения, связанные с художественно-образным отражением предметов и явлений в различных видах изобразительной деятельности;

 

- воспитывать у детей личностную позицию как при восприятии произведений изобразительного и прикладного искусства, так и в процессе самостоятельного творчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                         Перспективный план по изоэкологии средняя группа.

Воспитатель: Сердитых Е.В.

Месяц:  

Тема занятия:

Цель:

Предварительная работа:

Сентябрь

«Улитки»

  1. Дать детям представление о внешнем виде, образе жизни улитки.
  2. Продолжать учить скатывать тесто «колбаской» регулируя силу нажима.
  3. Учить резать тесто стекой (усы) скатывать «колбаску» спиралькой.
  4. Развивать творческие способности, художественный вкус.
  5. Воспитывать бережное отношение к обитателям животного мира.
  1. Наблюдения за улиткой.
  2. Рассматривание иллюстраций.
  3. Рисование улитки.

Октябрь

«Осеннее дерево»

  1. Учить детей работать в нетрадиционной технике – рисовании листовой крошкой. Наносить клей на контурное изображение, и присыпав крошкой слегка придавить кончиками пальцев.
  2. Продолжать учить объединять в одной работе разные виды изобразительной техники.
  3. Совершенствовать навыки работы с тестом, умение скатывать его колбаской разной толщины, соединять их в одно целое изображение (ствол, ветки).
  4. Развивать наблюдательность, умение видеть прекрасное в окружающей природе.
  1. Экскурсия в сад для сбора листьев и наблюдений в природе.
  2. Беседы на тему осени.
  3. Чтение стихотворений на осеннюю тему.
  4. Рассматривание репродукций картин.
  5. д/и «С какого дерева листок», «Одинаковые-разные».
  6. Экспериментирование с природным материалом для побуждения художественных ассоциаций «На что похож листик?»

Ноябрь

«Подсолнух»

  1. Учить детей создавать красивый образ подсолнуха из разных природных материалов.
  2. Продолжать формировать аппликативные умения в приложении к творческой задаче.
  3. Учить детей работать с засушенными листьями: аккуратно намазывать клеем, переносить на фон и слегка прижимать салфеткой.
  4. Развивать чувство ритма и композиции.
  5. Воспитывать художественный вкус.
  1. Рассматривание изображения подсолнуха.
  2. Подготовка природного материала (сбор осенних листьев, семян арбуза).
  3. Рисование подсолнуха.
  4. Игры с геометрической мозаикой.

Декабрь

«Снежная баба»

  1. Продолжать учить детей работать в нетрадиционной технике и сочетать разные виды изобразительной техники.
  2. Продолжать учить скатывать тесто в виде шара и сдавливать его между ладонями для получения плоской формы, составлять изображение  из нескольких частей одинаковой формы, но разного размера; украшать фигуру необходимыми деталями (нос, глаза); использовать в работе стеку.
  3. Развивать художественный вкус, фантазию.

  1. Наблюдения за погодой.
  2. Лепка снеговика из снега, рисование снеговика.
  3. Опыты со снегом.
  4. Чтение сказки «Девочка-снегурушка»

Январь

«Зимнее дерево»

  1. Продолжать учить детей  работать в нетрадиционной технике.
  2. Учить сочетать тестопластику и аппликацию из крупы.
  3. Совершенствовать навыки работы с тестом: делить тесто на части, скатывать колбаской разной толщины, соединять их в одно изображение (ствол дерева).
  4. Развивать фантазию, воображение.
  5. Воспитывать умение видеть прекрасное в природных явлениях.
  1. Рассматривание иллюстраций с зимним пейзажем.
  2. Наблюдения за снегопадом.
  3. Чтение и заучивание стихотворений о зиме.
  4. Лепка ствола дерева и приклеивание его на основу.

Февраль

Портрет мамы»

  1. Продолжать учить детей работать с солёным тестом.
  2. Закреплять умение скатывать тесто в форме шара, слегка его вытянуть и сплющить, получив форму овала.
  3. Учить делать «волосы» используя в работе жгутики, полученные при использовании чесноковыжималки.
  4. Развивать фантазию, воображение.
  5. Воспитывать желание заботится о маме, радовать её своими поделками.
  1. Беседа о маме.
  2. Рисование портрета.
  3. Рассматривание фотографий.

Март

«Рыбки»

  1. Расширять представления детей об  внешних особенностях строения рыбки и формах передачи этих особенностей при помощи природного материала.
  2. Учить детей подбирать подходящие по цвету и форме листья, располагать их на листе бумаги, наклеивать, слегка прижимая к листу салфеткой.
  3. Продолжать учить составлять фигуру из нескольких частей соблюдая пропорции, дополнять изображение необходимыми деталями.
  4. Развивать фантазию, воображение, чувство композиции.
  5. Воспитывать инициативность в изобразительной деятельности, любовь к природе.
  1. Сбор гербария.
  2. Рассматривание работ из листьев.
  3. Наблюдение за рыбкой.
  4. Рассматривание альбома «Рыбки».
  5. Отгадывание загадок, чтение сказки «Рыбий дом».
  6. Составление силуэта из геометрических форм.
  7. Оформление фона для предстоящей работы.

Апрель

«Ежиная семейка»

  1. Учить детей лепить ёжика, передавая его характерные особенности внешнего вида, экспериментировать с природным материалом (ёлочные иголки, шишки, веточки, кожура от каштана) для изображения колючей «шубки».
  2. Совершенствовать умение скатывать тесто прямыми и круговыми движениями кистей рук, вытягивать отдельные части тела.
  3. Развивать чувство формы, способности в выборе средств  образной выразительности.
  4. Воспитывать уверенность, инициативность в изобразительной деятельности, любовь к природе.
  1. Беседа о внешнем виде и образе жизни ёжика.
  2. Чтение рассказа «Ёж» Е.Чарушина.
  3. Заучивание стихотворений «Хитрый ёжик» П.Воронько, «Ёжик» В.Шипуновой.

Май

«Бабочки летают на лугу»

  1. Расширять у детей представления об особенностях внешнего вида.
  2. Учить детей лепить бабочек, передавая строение (туловище, голова, 6 ножек).
  3. Продолжать учить подбирать материал для крыльев или для украшения крыльев из теста, слепленных путём сплющивания шара.
  4. Развивать мелкую моторику рук, координацию в системе «глаз-рука», синхронизировать работу  обеих рук.
  5. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.
  1. Оформление цветочной клумбы как композиционной основы.
  2. Рассматривание бабочек и их изображений.
  3. Беседа «Откуда появляются бабочки».
  4. Рисование бабочек.



Предварительный просмотр:

Тема: Рыбки

Цель:

  1. Расширить представление детей об внешних особенностях строения рыбки и формах передачи этих особенностей при помощи природного материала.
  2. Учить детей подбирать подходящие по форме и цвету листья, располагать их на листе бумаги, наклеивать, слегка прижимая к листу салфеткой.
  3. Продолжать учить детей составлять фигуру из нескольких частей соблюдая пропорции, дополнять изображение необходимыми деталями.
  4. Развивать фантазию, воображение, чувство композиции.
  5. Воспитывать инициативность в изобразительной деятельности, .любовь к природе.

Предварительная работа: сбор гербария; рассматривание работ из листьев; наблюдение за рыбкой; рассматривание альбома «Рыбки»; отгадывание загадок о рыбках; лепка и рисование рыбок; составление силуэта рыбок из геометрических фигур; оформление фона для предстоящей работы.

Материал: цветной картон, сухие листья, цветная бумага, клей, кисти, салфетки.

Ход:

       Дети сидят на паласе полукругом.

       Воспитатель читает  стихотворение:

                 В канаве поймали мы крошку-рыбёшку,

                 Устроили в банке рыбёшке кормёжку.

                 Решили: пусть вырастет рыбка с кита!

                 Но рыбка  попалась, как видно, не та?

                 Не могут расти без конца караси,

                 Как ни корми их и как не проси!

      - О ком говориться в стихотворении? (о рыбке)Давайте с вами поиграем в игру. Я даю вам геометрические фигуры, из которых вы должны выложить силуэт рыбки.

      - Какой формы у вас туловище? Какой формы плавники?

      - Мы с вами уже рисовали и лепили рыбок. А сейчас я вам предлагаю сделать рыбок из листьев. Какой формы туловище рыбки? (овальной) Вот мы и возьмём листик по форме напоминающий нам овал. Слегка смазываем его клеем и осторожно приклеиваем его к бумаге, салфеткой уберём излишки клея. Лист сухой и ломкий, поэтому мы работаем с ним аккуратно. Какие листики нам подойдут для хвоста и плавников? (маленькие, овальные или круглые) Глазки рыбке можно нарисовать фломастером или наклеить из цветной бумаги.

        Дети самостоятельно подбирают листья по цвету и форме напоминающие силуэт рыбки. Воспитатель побуждает детей наклеить большее количество рыбок, чем на образце, придумать свой силуэт рыбки из листа треугольной формы.

       В конце занятия воспитатель организует мини-выставку и просит детей рассказать о своей работе.

Тема: Ежиная семейка

Цель:

  1. Учить детей лепить ёжика, передавая его характерные особенности внешнего вида, экспериментировать с природными материалами (ёлочные иголки, шишки, веточки, кожура от каштана) для изображения колючей «шубки».
  2. Совершенствовать умение скатывать тесто прямыми и круговыми движениями кистей рук, вытягивать отдельные части тела.
  3. Развивать чувство формы, способности к композиции, самостоятельность в выборе средств образной выразительности.
  4. Воспитывать уверенность, инициативность в изобразительной деятельности, любовь к природе.

Предварительная работа:  рассматривание иллюстраций с изображением ежей; беседа о внешнем виде и образе жизни ежей; чтение рассказа Е.Чарушина «Ёжик» с рассматриванием иллюстраций; отгадывание загадок о лесных животных; заучивание стихотворений о ёжиках – «Хитрый ёжик» П.Воронько, «Ёжик» В.Шипунова.

Материал: солёное тесто, материал для «иголок» - семечки подсолнуха, ёлочные иголки, шишки, кожура каштана, зубочистки, клеёнки, салфетки, «полянка» из картона.

Ход:

   Воспитатель предлагает детям отгадать, о чём они будут говорить.

                Не зелёный, а колкий – фыркает у ёлки!

                Ползун ползёт, иголки везёт, свернётся в клубок – ни головы, ни ног.

                Ползёт, иглы на себе несёт; чуть - кто подойдёт, свернётся в клубок – ни головы, ни ног.

   Воспитатель предлагает детям поговорить о внешнем виде и образе жизни ежей, рассказать стихотворение о ёжике.

   - Я тоже хочу вам рассказать стихотворение, которое называется «Ёжик колючий»:

               Ёж колючий, но не злой!

               Просто одежонка

               У ежа из игол сшита

               Мастерами тонко,

               Чтоб при каждом случае каком

               Мог он спрятать ножки

               И свернуться в круглый ком

               На лесной дорожке.

               Вот такая одежонка,

             Чтоб не трогали ежонка.

   Воспитатель предлагает детям слепить ёжиков с длинными иголками, на которых они несут своим ребятишкам вкусные гостинцы. Воспитатель уточняет из чего можно сделать иголки. Если дети затрудняются педагог может показать как сделать шубку из того или иного материала. Затем интересуется, как дети будут, лепит ёжиков, обобщает предложения детей и уточняет технику лепки из целого куска:

  1. Берём комок теста, раскатываем его в шар и превращаем в яичко – спереди уже, сзади шире;
  2. Вытягиваем и заостряем носик, слегка приподнимаем его вверх;
  3. Оформляем колючую шубку ёжика – втыкаем «иголки» по своему выбору;
  4. Дополняем фигурку ёжика дополнительными деталями – ножки, глазки, грибочки или яблочки.

   Дети самостоятельно начинают лепить и по своему желанию выбирают материал для «иголок».

В конце занятия дети размещают своих ёжиков на полянке.

             Извините, пых-пых-пых!

             Кто на ёлке цокнул?

             Извините, пых-пых-пых!

             Кто по спинке хлопнул?

             Мы – колючие ежи,

             Но…иголочки свежи!

             Хоть под ёлками пыхтим,

             Себя в обиду не дадим!

             Пых-пых-пых!

Тема: Бабочки летают на лугу.

Цель:

  1. Расширить у детей представление об особенностях внешнего вида.
  1. Учить детей лепить бабочек, передавая строение (туловище, голова, крылья, шесть ножек);
  2. Продолжать учить детей подбирать природный материал для «крыльев» или для украшения крыльев из теста, слепленных путём сплющивания шара;
  3. Развивать мелкую моторику рук, координацию в системе «глаз-рука», синхронизировать работу обеих рук;
  4. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Предварительная работа: оформление цветочной клумбы как композиционной основы; рассматривание бабочек и их изображений; беседа о внешнем виде и разнообразии бабочек; чтение главы из энциклопедии «Откуда появляются бабочки?».

Материал: солёное тесто, семена цветов, салфетки, проволка, дощечки.

Ход:

   Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

                                         Спал цветок и вдруг проснулся,

                                         Больше спать не захотел,

                                         Встрепенулся, потянулся,

                                         Взвился вверх и полетел.

    - Правильно это бабочка. А почему, как вы думаете, её сравнивают с цветком? (за яркую окраску крыльев) Послушайте сказку и вы узнаете, как бабочка стала разноцветной.

    Наступила весна. Природа оживилась: то тут, то там из разных щелей начали вылезать разные насекомые. Они стремились погреть свои тельца под теплым весенним солнышком.

Под старым прошлогодним листиком лежало несколько куколок, которые осенью сплели для себя из тончайших нитей гусеницы. Казалось они абсолютно пустые, внутри никого нет. Но вдруг оболочка одной из куколки разорвалась и через образовавшуюся щель выбралась на волю уже не гусеница, а совсем взрослая бабочка. Расправив крылышки, бабочка взлетела и села на рядом стоящую лавочку, которая была тёплой от солнца.

  «Какая тёплая лавка,- подумала бабочка, и с любопытством огляделась вокруг. – А где же травка? Где же цветочки? Вероятно, я очень рано проснулась. На некоторых лужицах ещё лёд. Но солнце здорово печёт, и недалеко журчит ручеёк. И в целом сегодня – чудесный денёк!»

   Так рассуждая, бабочка полетела знакомиться с окружающим миром, но вначале решила привести себя в порядок и прежде умыться, попить чистой водицы в ручейке, чьё журчание слышалось недалеко от лавочки, на которой она только что сидела.

   Присев около воды, бабочка сразу увидела своё отражение: на неё глядело невзрачное насекомое, у которого были совершенно белые крылья. А мир вокруг был такой разноцветный: по веточкам ползали божьи коровки с ярко красными спинками, над водой парили голубые стрекозы, торопилась по важным делам зелёная гусеница. Бабочка горько заплакала, опустив свои крылышки. Она подумала, что с ней никто не захочет дружить, потому что она такая бесцветная и некрасивая.

   Солнышку стало её очень жалко, оно погладило теплым лучиком бабочку по крылышку, и на нём чудесным образом осталось жёлтое пятнышко. Но бабочка даже этого не заметила. Божья коровка, чтобы поддержать расстроившуюся подружку, потёрлась ласково об неё бочком и оставила ярко-красный след. Толстая гусеница, проползая мимо, каждой своей ножкой дружески похлопала по крылу, оставляя отпечатки в виде зелёных точек. Но бабочка так горько плакала. Что ничего вокруг не замечала. И только когда откуда – то сверху на крыло бабочки упала капелька, она непроизвольно закрыла два своих крыла. А когда крылья снова раскрылись, то все увидели, что все разноцветные пятнышки, которые были на одном крыле, отпечатались на другом. Все восторженно ахнули и захлопали от произошедшего чуда. Бабочка от неожиданности перестала плакать и увидела в ручье своё новое отражение. И снова мир в её глазах стал удивительным и прекрасным.

     - Дети, это, конечно же, сказка. А в сказках всегда случаются чудеса. В природе бабочки появляются с красивым узором на крылышках. Если взять бабочку в руки, то на руках останется разноцветная пыльца. Насекомое, теряя пыльцу, может погибнуть. Поэтому не нужно ловить бабочек и брать их в руки, лучше просто за ними наблюдать. Бабочки ведь не только украшают наши луга, но и приносят пользу природе: собирая с цветов нектар, они опыляют растения, чтобы в дальнейшем у них появились семена. А чтобы не губить живых бабочек их можно сделать самим и раскрасить.

                                        Физминутка «Бабочки»

                                   Мы подпрыгнем столько раз,

                                   Сколько бабочек у нас.

                                   Руки вверх поднимем столько,

                                   Крыльев разных у них сколько.

                                   Столько раз присядем разом,

                                   Сколько лапок видим сразу.

    - Вначале мы скатаем из теста колбаску – это туловище. Прикрепим к нему скатанный шарик – это голова. Прикрепим сделанные из проволки ножки и усы. А вот теперь можно сделать крылья. Можно сделать их из листьев, можно из семян, можно из теста. Подумайте, какой материал вам нравиться и приступайте к работе.

    Дети самостоятельно работают. Сделав бабочку, ставят её на импровизированную полянку.

    - Наша группа превратилась в зелёный луг, на котором весело порхают красавицы- бабочки.

                                   Бабочка, давай дружить!

                                   Веселее в дружбе жить!

                                   Есть в саду у нас цветы, полетай над ними ты.

                                   Ну а дождь пойдёт над садом,

                                   Волноваться зря не надо,

                                   Ни о чём не беспокойся –

                                   Под моей панамой скройся!

   

 

Тема: Осеннее дерево.

Цель:

  1. Учить детей работать в нетрадиционной изобразительной технике – рисовании листовой крошкой. Наносить клей на контур изображения, и присыпав крошкой слегка придавить кончиками пальцев.
  2. Продолжать учить объединять в одной работе разные виды изобразительной техники.
  3. Совершенствовать навыки работы с тестом, умение скатывать его колбаской разной толщины, соединять их в одно изображение (ствол и ветки).
  4. Развивать наблюдательность, умение видеть прекрасное в окружающей природе.

Предварительная работа: экскурсия в сад для сбора листьев и наблюдений в природе; беседы на тему осени; чтение стихотворений на осеннюю тему; рассматривание репродукций картин; дидактические игры «С какого дерева листок?», «Одинаковые – разные»; экспериментирование с природным материалом для пробуждения художественных ассоциаций «На что похож листок?»; лепка силуэта дерева.

Материал: солёное тесто, крошка из листьев, цветной картон, клей, кисти, салфетки.

Ход:

       Воспитатель читает загадку:

                                Утром мы во двор идём –

                                Листья сыплются дождём,

                                Под ногами шелестят

                                И летят, летят, летят.

                                День всё больше убывает,      

                                Когда это бывает?    

      - Верно, такие признаки характерны для осени. Деревья стоят нарядные, одетые в разноцветные листочки. На прогулке мы с вами наблюдали как листочки отрываются от веточек и, красиво кружась падают на землю. Как называется это осеннее явление? (листопад)

     - Осень – очень красивое время года. Она даже пахнет особенно: лесными грибами, сладковатым запахом осенних яблок, листвой, а по утрам осенний воздух пахнет свежестью и дождём.

                               Ходит  Осень по дорожке,

                               Промочила в лужах ножки.

                               Льют дожди, и нет просвета.

                               Затерялось где – то лето.

                               Ходит Осень, бродит Осень.

                               Ветер с клёна листья сбросил.

                              Под ногами коврик новый,

                              Жёлто-розовый, кленовый.

    - А какие ещё важные приметы осени вы знаете? (звери готовятся к зиме, улетают птицы, насекомые прячутся в щели) Правильно. Про осень поэты сочинили много стихотворений, композиторы написали много песен, художники старались запечатлеть в своих картинах. И я предлагаю вам как маленьким художникам сделать тоже самое, но рисовать мы с вами будем не красками, а при помощи настоящих листьев, которые мы с вами помяли вот в такую крошку. И рисовать мы с вами будем осеннее дерево. А у дерева кроме листьев есть ещё что? (ствол) Правильно листья держатся за веточки на стволе дерева. Мы с вами уже сделали ствол с веточками из теста. Вначале раскатали ствол, а потом раскатали и прикрепили к нему веточки. Наше дерево высохло и готово к волшебному превращению. Мы берём кисточку, обмакиваем в клей и промазываем между веточками тонким слоем. Теперь набираем щепотку крошки и посыпаем прямо по клею. А теперь слегка прижмём крошку кончиками пальцев по всей поверхности. Более тёмной и зелёной крошкой мы присыплем дорожку под деревом. Чтобы дерево приобрело законченный вид, мы ствол аккуратно раскрасим коричневой краской. Вот какое нарядное у нас получилось дерево.

            Дети самостоятельно выполняют работу.

Игра «Мы – осенние листочки»

            Мы – листочки, мы – листочки,

            Мы – осенние листочки.

            Мы на веточке сидели,

            Ветер дунул – полетели.

            Мы летали, мы летали,

            А потом летать устали.

            Перестал дуть ветерок –

            Мы присели все в кружок.

            Ветер снова вдруг подул

            И листочки быстро сдул.

            Все листочки полетели

             И на землю тихо сели.

Тема: Снежная баба.

Цель:

  1. Продолжать учить детей работать в нетрадиционной технике и сочетать разные виды изобразительного искусства.
  2. Продолжать учить скатывать тесто в виде шара и сдавливать его между ладонями для получения плоской формы; составлять изображение из нескольких частей одинаковой формы, но разных по величине; украшать фигуру необходимыми деталями (нос, глаза), использовать в работе стеку.
  3. Развивать художественный вкус, фантазию.

Предварительная работа: наблюдения за погодой; лепка снеговика из снега.

Материал: солёное тесто,  цветной картон, манная крупа, семена акации, дыни, стека, салфетки.

Ход:

       Воспитатель рассказывает детям стихотворение Е.Михайленко «Снежная баба – франтиха»:

             Снег всю ночь шёл, до утра.

             Вышла утром детвора.

             Хорошо играть зимой!

             Бабу вылепим гурьбой.

             Угольки, морковки, таз

             Снежной бабе в самый раз.

             Руки в боки лихо –

             Модница – франтиха!

       Воспитатель интересуется у детей, кого или что можно слепить на улице из мягкого снега?

   - Как можно слепить снежную бабу, чтобы она была модницей – франтихой? (ответы детей) Давайте с вами попробуем слепить маленьких снежных баб и снеговиков, но не из снега, а из теста. Из каких деталей состоит фигура снежной бабы? (из трёх кругов разных размеров) Воспитатель выкладывает схему из геометрических фигур.

      -Снежную бабу вылепим так: самый большой шар – юбка внизу, средний по величине шар – кофта – по середине и самый маленький шар – голова – вверху. Ещё есть руки – они могут быть как шарики у неваляшки или как столбики. Чтобы мы смогли потом приклеить снежных баб на картон, не забудьте шары и столбики слегка сплющить между ладошками. Давайте с вами подумаем, на сколько разных частей нужно разделить кусок теста, чтобы слепить снежную бабу? Посмотрите все ли части одинакового размера?              

       Воспитатель предлагает детям поделить тесто.

     - Сейчас мы вместе проверим, хорошо ли нам удалось подготовить материал для лепки. Покажите из чего вы будите лепить туловище. Из какого материала будите лепить голову? Что выйдет из оставшегося кусочка? Молодцы! Предлагаю вам приступить к работе. Только постарайтесь, чтобы ваши снежные бабы получились настоящими модницами. А глазки можно сделать из семян или бусинок.

       Дети лепят. Воспитатель помогает советами, косвенными вопросами, поощряет поиски и находки детей, отмечает оригинальные приёмы. Поделки детей сушатся и на другом занятии или в индивидуальной работе фигурка приклеивается на картон синего или чёрного цвета и дети клеем рисуют сугробы, которые присыпаются манной крупой.

       

Тема: Зимнее дерево.

Цель:

  1. Продолжать учить детей работать в нетрадиционной изобразительной технике.
  2. Продолжать учить детей сочетать тестопластику и аппликацию из крупы.
  3. Совершенствовать навыки работы с тестом: делить тесто на части, скатывать тесто колбаской разной толщины, соединять их в одно изображение (ствол и ветки).
  4. Развивать фантазию, воображение, умение видеть прекрасное в природе.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с зимними пейзажами, наблюдение за снегопадом, чтение и заучивание стихотворений о зиме, лепка ствола дерева и приклеивание его на основу.

Материал: солёное тесто, цветной картон синего или чёрного цвета, клей, кисти, салфетки, крупа манная, рисовая.

Ход:

Дети стоят около воспитателя:

       - Посмотрите, какие красивые деревья стоят за окном.

                         Белая берёза под моим окном

                         Принакрылась снегом, точно серебром.

                         На пушистых ветках  снежною каймой

                         Распустились кисти  белой бахромой.

                         И стоит берёза в сонной тишине,

                         И горят снежинки в золотом огне.

                         А заря, лениво обходя кругом,

                         Обсыпает кисти новым серебром.

        - Что  украшает деревья?(снег) А зачем зима деревья покрывает белым снегом, как вы думаете?

Зимушка-зима накрыла своим белоснежным одеялом деревья, чтобы они не замёрзли во время зимней стужи и радовали бы нас весной своей зелёной кроной.

        - Мы с вами на прошлом занятии лепили деревья из теста и просушенные приклеили на картон. Раскрасили ствол, но деревья всё равно выглядят какими-то угрюмыми, как же их украсить?(воспитатель подводит детей к решению одеть на деревья белоснежные наряды)

      -  Посмотрите, как это можно сделать. Я набираю на кончик кисти клей и размазываю его, так как будто рисую крону. Нам для работы нужна белая крупа – манка. Я набираю щепотку крупы и посыпаю намазанную клеем поверхность. Слегка кончиками пальцев прижимаю крупу для лучшего приклеивания. Точно так же намазываем клеем и под деревом как будто снежные сугробы лежат на земле. А можно взять и нарисовать клеем облака, посыпать их крупой. Вот и получилась зимняя сказка.

       Дети самостоятельно выполняют работу. Воспитатель помогает советами, косвенными вопросами, поощряет творчество детей.

      В конце занятия проводится мини-выставка.

     

Тема: Подсолнухи.

Цель:

  1. Учить детей создавать красивый образ подсолнуха из разных природных материалов.
  2. Продолжать формировать аппликативные умения в приложении к творческой задаче.
  3. Развивать чувство ритма и композиции.
  4. Воспитывать художественный вкус.

Предварительная работа: рассматривание изображений подсолнуха; подготовка природного материала(осенних листьев, арбузных семечек); рисование подсолнуха; игры с геометрической мозаикой.

Материал: круги из желтой бумаги, листья акации, берёзы, семена арбуза, клей, кисти, салфетки, цветной картон для фона, цветная бумага.

Ход:

     Воспитатель читает детям стихотворение В.Шипуновой «Подсолнух»:

                     В плоское круглое донце

                     Вплели лепестки из солнца,

                     Чёрные бусины-семечки в ряд –

                     Любимое лакомство птиц и ребят!

      - Подсолнух ещё называют маленьким солнышком. Как вы думаете почему?(потому что лепестки у цветка жёлтые и т.д.) Подсолнух ещё удивителен тем, что поворачивает головку своего цветка вслед за движением солнца. А ещё из семян подсолнуха выжимают душистое и золотистое масло, которое ваши мамы добавляют в салат, жарят на нём пироги (можно предложить детям его попробовать).

       Воспитатель предлагает детям наклеить изображение подсолнуха из разных материалов – бумаги, осенних листьев или лепестков, арбузных семечек. Показывает детям варианты необычных композиций с подсолнухами.

        Дети самостоятельно выбирают материалы для изображения подсолнуха и основу для фона. Воспитатель напоминает детям, что лепестки наклеиваются по краям нарисованного круга. Затем предлагает приклеить круг из жёлтой бумаги в середину и наклеить на него семена арбуза. В конце работы воспитатель предлагает рассмотреть все работы, отмечая какие необычные получились цветы подсолнуха, и угощает детей семечками или козинаками.

   

 

 Тема: Портрет мамы.

 Цель:

  1. Продолжать учить детей работать с солёным тестом.
  2. Закреплять умение скатывать тесто в форме шара, слегка его вытянуть и сплющить, получив форму овала.
  3. Учить делать волосы, используя в работе жгутики, полученные при использовании чесноковыжималки.
  4. Развивать фантазию, воображение.
  5. Воспитывать желание заботится о маме, радовать её красивыми вещами.

Предварительная работа: беседа о маме; рисование портрета; рассматривание фотографий.

Материал: солёное тесто, дощечки, салфетки, чесноковыжималка, картон, баночки с водой.

Ход:

      -Ребята, скоро мы с Вами будем отмечать праздник 8 марта. В этот день принято дарить всем женщинам подарки и цветы. А самая любимая женщина в доме для всех мама. Вы со мной согласны? Вы уже решили, что подарите маме?

       Я вам предлагаю сделать необычный подарок своими руками. Давайте подарим мамам их портреты. Согласны?

       Берём кусок теста и раскатываем из него шар круговыми движениями. Потом шар слегка вытягиваем и сплющиваем, положив на картон – это голова. Скатываем небольшую колбаску и так же сплющиваем, прижав к «голове» - шару. Круговыми движениями скатываем два небольших шарика – это уши, прямыми движениями скатываем колбаску, из неё мы сделаем нос и рот. А вот теперь посмотрите, как я буду делать волосы. Берём немного теста и ложу в чесноковыжималку, нажимаю – вот и «волосы». Слегка смачиваю голову водой и прикрепляю волосы, слегка прижав к голове. Глазки можно сделать из теста или бусинок. На этом первая часть нашей работы закончена. Надо дать тесту подсохнуть, а потом мы раскрасим портрет краской, и подарок будет готов. Думаю, мама будет очень рада подарку сделанному вами.

       Дети самостоятельно работают. Воспитатель в ходе работы напоминает порядок действий и способ их выполнения.

        В конце занятия воспитатель рассказывает стихотворение.

                      С праздником сегодня

                      Маму поздравляю.

                      Крепко я за шею маму обнимаю.

                      Самая красивая мамочка моя.

                      Целый день послушной,

                      Быть обещаю я.

                     

Тема: Улитки.

Цель:

  1. Дать детям представление о внешнем виде, образе жизни улитки.
  2. Продолжать учить детей скатывать тесто колбаской, регулируя силу нажима.
  3. Учить разрезать тесто стекой (усы), скатывать колбаску спиралькой.
  4. Развивать творческие способности, художественный вкус.
  5. Воспитывать любовь к природе, желание  защищать и охранять её обитателей.

Предварительная работа: наблюдение за улиткой, рисование улитки, рассматривание иллюстраций.

Материал: солёное тесто, стека, салфетки, цветной картон, гуашь, кисти.

Ход:

          Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

                              Маленькие рожки ползут по дорожке,

                              Испугаются, сразу в домик спрячутся.

       -А кто ещё кроме улитки носит свой домик на себе?(черепаха, рак-отшельник)

Улиток очень часто можно встретить утром, после дождика или когда выпадает роса. Тело улитки состоит из головы, на которой располагаются рожки, и большой ноги, с помощью которой она и передвигается. Поскольку улитке приходится ещё, и носить свой домик на себе передвигается она медленно. Питается улитка ягодами, фруктами, но может съесть и более твёрдые овощи, например морковку.

        - Давайте, слепим улитку. Берём кусок теста и раскатываем его прямыми движениями ладоней, чтобы получилась колбаска. Теперь берём стеку и разрезаем один край колбаски пополам – это усики. Скатываем спиралькой колбаску, отгибаем усики, кончиком стеки прорисовываем глаза и рот. Вот и получилась у нас замечательная улитка.

         Дети самостоятельно работают. При желании ребёнок может сделать несколько улиток маленького размера или одну большого. На следующем занятии высохшую улитку наклеивают на картон, раскрашивают и украшают фон аппликацией.



Предварительный просмотр:

                                                                                              Контрольный эксперимент

                                                               Диагностика развития навыков по изоэкологии 2 младшая группа (май 2010г.)

Цели:

Методика:

Оценка уровня компетентности:

1.Уметь правильно использовать формообразующие движения, соотносить качество движений с создаваемым образом.

2.Закреплять знакомые способы лепки и осваивать новые, включающие работу пальцев: раскатывание и соединение под углом ладонями рук (морковка), раскатывание и соединение различных форм (бублик), скатывание и вдавливание пальцем теста; соединение нескольких частей в один образ.

3.Правильно держать инструменты, осуществлять последовательность операций.

4.Различать объекты и явления природы по их признакам, вычленять совокупность их сенсорных признаков.

5.Пользоваться всеми способами сенсорного анализа, уметь сравнивать предметы и явления природы по заданным свойствам, постепенно научиться самостоятельно, выделять основания для сравнения.

6.Эстетически воспринимать природу, любоваться, восхищаться её красотой.

1.Д/И «Назови, чем отличается?»

Воспитатель предлагает ребёнку сравнить между собой по своим качествам материалы – тесто и пластилин.

2.Рассматривание иллюстраций, репродукции картин, рисунки, скульптурные формы.

-иллюстрации Е. и Н.Чарушиных, Л.Токмаковой;

- П.Кончаловский «Сирень», Левитан «Персики»;

- Айвазовский «Чёрное море», «Волна», И.Левитан «Золотая осень», И.Шишкин «Сосновый бор»;

- В.Серов «Стрекоза», И.Аргунов «Портрет неизвестной».

3.Рассматривание фотографий, иллюстраций с видами природы, животных, насекомых, явлений природы.

4.Д/и «Превращалочка»

Воспитатель предлагает детям превратить цветные пятна в силуэты животных или игрушек, дорисовывая необходимые детали.

Высокий уровень. Ребёнок воспринимает и эмоционально реагирует на художественный образ и средства выразительности в произведениях изобразительного искусства.

Проявляет самостоятельность в создании художественных образов.

Владеет комплексом технических навыков и умений, необходимых для создания художественного образа.

Владеет знаниями о природе в соответствии с программой. Видит признаки объектов природы делающие их красивыми.

Умеет выявлять свойства материалов, давать им характеристику и использовать в работе.

Оказывает помощь другим детям.

Средний уровень. Ребёнок проявляет интерес к восприятию эстетического в окружающем. Он выделяет основные признаки объектов окружающего их сенсорные и эстетические проявления, свойства выразительности образов. Знает виды изобразительной деятельности, способы изображения некоторых предметов и явлений, правильно пользуется материалами и инструментами, формообразующими движениями, выразительными средствами (цвет, линия, форма). Проявляет самостоятельность и творчество.

С частичной помощью воспитателя выделяет свойства материалов и характеризует их качества.

Низкий уровень. Интерес к восприятию эстетических особенностей предметов неустойчив, слабо выражен.

Знает основные изобразительные материалы, их свойства; но умения пользоваться ими, технические навыки и умения, формообразующие движения освоены недостаточно.

Ребёнок рисует, лепит при активной помощи взрослого.

Объём представлений об объектах природы незначителен. Интерес к природе ситуативен, эмоциональные реакции в общении с ней слабо выражены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для педагогов по экологии "Экология и мы!"

На неделе экологической культуры у нас в Центре был проведен семинар для педагогов «Экология и мы!». Целью проведения семинара было повышение профессионального мастерства  педагогов. Формой прове...

Семинар - практикум по экологии "Расширение знаний взрослых об экологии и окружающем мире"

Данный материал будет актуален для педагогов дошкольного образования...

Занятие по экологии: « Через добрые дела можно стать юным экологом» (старшая группа)

Цель: познакомить детей с понятием « юный эколог» (ребенок любящий природу, всегда и везде заботящийся о ней). На литературных примерах учить понимать добрые и плохие поступки по отношению к природе. ...

Рабочая программа по экологии "Юный эколог"

Формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, умеющего жить в относительной гармонии с ней....


 

Комментарии

Юмашева Антонина Михайловна

Материал интересен по видам и формам, актуален, большое спасибо, возьму себе на заметочку, правда говорят, одна голова хорошо, а две лучше! Удачи Вам.