РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ЛОСКУТНОЙ ТЕРАПИИ
методическая разработка по аппликации, лепке по теме

Илясова Светлана Григорьевна

Основная идея представленной работы состоит в том, чтобы познакомить коллег с системой работы, направленной на развитие у детей дошкольного возраста мотивационной готовности к деятельности с помощью использования в её продуктивных видах  нетрадиционных материалов. Это способствует развитию интереса к деятельности, а следовательно, более успешному развитию ребёнка и качественной подготовке его к обучению в школе. В работе представлено теоретическое обоснование, перспективные планы работы, конспекты занятий для разных возрастных групп и диагностические методики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выявление особенности развития мотивационной готовности дошкольников к деятельности.

Цель: Выявить уровень развития мотивационной готовности к деятельности у детей четвёртого - пятого года жизни.

Сначала  изучаются медицинские карты детей с целью выявления диагнозов, мешающих полноценному развитию ребёнка и корректирования планов работы в соответствии с особенностями детей. И так как в настоящее время в ДОУ часто поступают дети с диагнозом «ЗРР», то возникает идея в продуктивных видах деятельности использовать нестандартные материалы, помогающие развивать осязание и мелкую моторику рук.

Также необходимо провести обследование дошкольников  на предмет доведения начатого дела до конца и определения интереса к лоскутной технике.

Используется обыкновенная пластиковая мозаика и мозаика, сделанная на лоскутной основе. Детям предлагалось построить домик для зайчика. В результате данного обследования  составляется диаграмма сформированности умения доводить дело до конца и проявления интереса к лоскутной технике.

Из опыта работы видно, что наибольший интерес к предложенной деятельности дети проявляют при использовании нетрадиционной лоскутной мозаики. Её использование позволило повысить процент доведения детьми дела до конца.

После проведения данного обследования пришли к выводу, что развитие мотивационной готовности дошкольников к деятельности, основанной на интересе, происходит гораздо эффективнее при использовании нетрадиционных материалов. Их использование помогает большему количеству детей завершить начатое дело. Это значит, что имеет смысл использовать такие материалы в работе для развития интереса к деятельности, познанию окружающего мира, развития творческих способностей, речи.

После проверки целесообразности использования нетрадиционных материалов, необходимо выяснить эффективность их применения для развития способностей детей.

Методика обследования состоит из двух заданий.

Задание 1.

Автор опирался на методику исследования проявления трудолюбия Г.А. Урунтаевой.

Цель: Определение уровня сформированности умения доводить работу до конца при изготовлении образов из готовых форм.

Материал: Готовые формы из ткани разные по фактуре 2-х видов (круг, овал, треугольник жёлтого цвета, красный треугольник).

Методика:  Детям предлагается из предложенных частей составить фигурку маленького утёнка, при этом обращается внимание на то, что перышки у утёнка мягкие, а клюв - гладкий. Детям предстоит выбрать именно такие заготовки. Педагог фиксирует результаты в таблице.

Время проведения: В начале и в конце учебного года.

Вывод: Как показали результаты - на начало года большая часть детей испытывала затруднения в выполнении предложенной работы до конца. К концу года показатель выполнения возрос, и значительная часть детей стала  проявлять интерес и стремление завершить работу.

Задание № 2

Автор опирался на методику Л.А. Венгера об исследовании умения передавать структуру изображаемого объекта, использования деталировки для создания образа.

Цель: Определение уровня развития умения использовать дополнительные детали и придумывать несложные сюжеты.

Материал: Готовые формы из ткани (жёлтые — круг, овал, треугольник, красный треугольник). Дополнительные детали из ткани (капли воды, чёрный круг для глаза, зелёные кусочки - трава).

Методика: Воспитатель просит детей из предложенных деталей выложить картинку, на которой должен обязательно быть утёнок, фиксирует результаты в таблице.

Время проведения: Начало и конец учебного года.

Как показали результаты, на начало года лишь не значительная часть детей могла выложить сюжетную картинку, используя при этом дополнительные детали. После проведённой работы, у основной части воспитанников практически сформировалось умение использовать дополнительные детали и придумывать несложные сюжеты.

ПРИЛОЖЕНИЕ  3



Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ  ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА  «ВОЛШЕБНАЯ  ЛЕНТА»

МЕСЯЦ ПРОВЕДЕНИЯ

ЗАНЯТИЯ

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ

ТЕМА

ЦЕЛЬ

СЕНТЯБРЬ

__________

ОКТЯБРЬ

1. Практическое занятие

2. Практическое занятие

3. Беседа

______________

1. Практическое занятие

2. Практическое занятие

3. Практическое занятие

«Человеческие руки – волшебники». Рассматривание готовых работ и иллюстраций.

«Чудо ленты». Рассматривание лент и их сортировка.

«Техника безопасности: инструменты, ленты, иглы, организация рабочего места».




Освоение основ для вышивания объёмных роз (подготовительная работа). Завязывание узелка на нити.

Закрепление навыка создания основ для вышивания роз.

Закрепление ленты плоским воздушным узелком.

Вызвать интерес к технике вышивания атласными лентами.

Отсортировать ленты по цвету и размеру.

Познакомить детей с техникой безопасности при работе с иглами, рассказать о правильной организации рабочего места.

__________________________

Научить детей выполнять основу для вышивания объёмных роз. Научить завязывать узелок на нити.

Закреплять умение выполнения основы для вышивания роз.

Познакомить с закреплением ленты плоским воздушным узелком.

НОЯБРЬ

1. Практическое занятие

2. Практическое занятие.

3. Практическое занятие.

4. Практическое занятие

Освоение вышивки роз методом переплетения ленты и основы.

Закрепление навыков вышивки роз методом переплетения. Плотное, рыхлое переплетение.

Освоение техники вышивания плоского листа.

Закрепление навыка вышивания плоского листа. Освоение техники вышивания объёмного листа.

Научить вышивать розу методом переплетения, подбирая ленты по цвету.

Закрепить навык вышивания. Познакомить с плотным и рыхлым переплетением.

Познакомить с техникой вышивания плоского листа.

Закреплять умения вышивания плоского листа. Познакомить с вышивкой объёмного листа.

ДЕКАБРЬ

1. Практическое занятие.

2. Теоретическое занятие.

3. Практическое занятие.

4. Практическое занятие.

Закрепление навыка вышивания объёмного листа.

Выбор подарка к новому году.

Вышивание подарка к новому году (Вышивка 3 объёмных роз и листьев).

Завершение вышивания. Оформление ткани с вышивкой в изделие.

Закрепить навык вышивания объёмного листа.

Выбрать из предложенных вариантов подарок к новому году. Определить последовательность работы над ним.

Вызвать интерес и желание изготовить подарок к новому году.

Завершить работы. Получить отклик по результатам проделанной работы.

ЯНВАРЬ

1. Беседа.

2. Практическое занятие

3. Практическое занятие

Повторение основ техники безопасности на рабочем месте

Знакомство с техникой плоского вышивания. Вышивание стебля.

Закрепление навыка вышивания стебля. Знакомство с вышиванием плоского колокольчика.

Закрепить знания по технике безопасности на рабочем месте.

Познакомить с техникой плоского вышивания.

Закрепить навык вышивания стебля. Познакомить с техникой вышивания плоского колокольчика.

ФЕВРАЛЬ

1. Практическое занятие

2. Практическое занятие

3. Практическое занятие

4. Практическое занятие

Закрепление навыка вышивания плоского колокольчика.

Изготовление подарка ко дню Защитника Отечества.

Окончательное оформление подарка ко дню Защитника Отечества

Совмещение плоского и объёмного вышивания на одном изделии. Подготовка к изготовлению подарка к празднику 8 марта.

Закрепить навык вышивания плоского колокольчика.

Воспитывать в детях уважение к Защитникам Отечества. Вызвать желание изготовить подарок.

Воспитывать в детях уважение к Защитникам Отечества. Вызвать желание изготовить подарок.

Научить совмещать плоское и объёмное вышивание.

МАРТ

1. Практическое занятие

2. Практическое занятие

3. Выставка.

4. Беседа

Вышивание цветочного орнамента как элемента для подарка.

Оформление подарка к празднику 8 марта.

Наши успехи.

Техника безопасности на рабочем месте.

Вызвать желание изготовить подарок к празднику 8 марта.

Вызвать желание подарить подарок к празднику 8 марта.

Продемонстрировать поделки, выполненные за время работы кружка.

Вспомнить основные требования по технике безопасности на рабочем месте.

АПРЕЛЬ

1. Практическое занятие.

2. Практическое занятие

3. Практическое занятие

4. Практическое занятие

Ознакомление с техникой вышивания переплетением лент.

Закрепление навыка вышивания переплетением лент.

Освоение вышивания объёмных цветов (маргариток, роз и т.п.)

Изготовление итоговой работы (совмещение объёмного, плоского вышивания и переплетения лент).

Ознакомить с техникой вышивания переплетением лент.

Закрепить навык.

Освоение навыка вышивания.

Вызвать интерес к изготовлению работы.

МАЙ

1. Практическое занятие

2. Практическое занятие

3. Выставка

Окончательное оформление итоговой работы.

Подготовка к выставке. Оформление работ.

«Сказочная лента»

Оформить работу.

Подготовить работы к выставке.

Продемонстрировать работы детей изготовленные за учебный год.



Предварительный просмотр:

Последовательность усложнения приёмов

Тематика занятий

2 –я младшая группа

Изготовление поделок путём составления изображения предметов, узоров из готовых форм

«Мягкий коврик»

«Красивая салфетка»

«Фартук для матрёшки»

Изображение с помощью аппликации простых образов из готовых форм(2-3 детали)

«Весёлые утята»

«Семейство ёжиков»

Создание декораций к сказкам для кукольного настольного театра, для макета из нетканых салфеток с использованием дополнительных элементов

«Чудесные цветы»

«Ёлочки зелёные»

Средняя группа

Создание с помощью аппликации различных образов из готовых форм(5 и более деталей) с использованием дополнительных элементов

«Игрушечный мишка»

«Как ежи яблоки делили»

Создание из нетканых салфеток элементов декораций, экспонатов музея с использованием дополнительных элементов

«Разноцветные бабочки»

Создание простых сюжетных картинок с помощью аппликации из готовых форм и элементов, вырезанных детьми самостоятельно

«Осенние дары»

«Открытка к новому году. Ёлочка»

«Домик Снегурочки возле ёлки»

«Весенний букет для куклы Алёнки»

Старшая группа

Создание с помощью аппликации различных образов из готовых форм и деталей, вырезанных самостоятельно (до 7 -8 деталей)

 «Натюрморт»

«Снегурочка»

Создание простых сюжетных картинок с помощью аппликации из готовых форм и элементов, вырезанных детьми самостоятельно

«Перекрёсток»

«Стой, Незнайка, не шали!»

Создание из нетканых салфеток поделок на занятиях по конструированию и ручному труду

«Игольница для зайчихи»

«Тюльпан»

Подготовительная группа

Создание с помощью аппликации различных образов из готовых форм и деталей, вырезанных самостоятельно (до 10 деталей)

«Синица»

«Снегирь»

Создание простых сюжетных картинок с помощью аппликации из готовых форм и элементов, вырезанных детьми самостоятельно

«Осень золотая»

«Дерево и ель»



Предварительный просмотр:

           Система работы  по  развитию  у   детей дошкольного возраста

мотивационной готовности к  деятельности на основе лоскутной терапии

 (из опыта работы).

  1. Теоретическая интерпретация

Опыт формировался в условиях группы муниципального дошкольного образовательного учреждения в течение 3-х лет, а также опираясь на практическую деятельность  кружка «Волшебная лента».

Актуальность опыта

        

        Считаю, что готовность дошкольника к деятельности – это основанная на интересе сформированность определённого уровня социальных умений, психических функций, личностного развития и определённый уровень   состояния здоровья ребёнка.

Автор считает актуальной выбранную тему, так как от сформированности готовности детей к деятельности  во многом зависит успех интеллектуального развития и развития творческих способностей ребёнка. На протяжении всего дошкольного детства интенсивно формируется интерес к окружающему миру. Эстетические чувства проявляются в  рисовании, лепке, аппликации. Происходит овладение соответствующими умениями и навыками.

 На занятиях по аппликации автор использует не только цветной  картон и бумагу, но и кусочки ткани, различные по цвету и фактуре, нетканые салфетки, нитки, ленты. Это позволило расширить кругозор детей, развить их осязательное восприятие и вызвать живой интерес к процессу создания образов способом аппликации. При этом необходимо помнить, что особое значение имеет взаимосвязь занятий рисованием, лепкой, аппликацией с игрой, а значит и со всей жизнью дошкольников. Ведь игра – это основной вид их деятельности, а основная мотивация – интерес.

        Автор опыта считает,         что развитие у детей дошкольного возраста мотивационной готовности к деятельности имеет большое значение для развития интеллектуальной и творчески полноценной личности ребёнка. А использование лоскутной техники в различных видах деятельности помогает формировать именно такую личность.

Новизна опыта

Для того чтобы приступить к работе, автор изучила и систематизировала разнообразный материал по изготовлению работ из лоскутков ткани, атласных лент, включила новый вид материала для поделок - нетканые салфетки. Разработала перспективный план по использованию лоскутной техники в практической деятельности детей, с учетом  возрастных особенностей и  адаптировала  в условиях работы с  детьми в ДОУ.

Теоретическая основа

 В своей работе автор опирается на теорию Л.А. Венгера о развитии творческих  способностей.

Её суть: все основные виды деятельности, которыми овладевает ребёнок в дошкольном возрасте, носит моделирующий характер. Это относится и к продуктивным видам деятельности.

Ведущая педагогическая идея

Совершенствовать стремление осуществлять свой замысел до конца на основе работы с   лоскутной техникой.

2. Задачи, стоящие перед автором.

Цель: Создание условий для формирования мотивационной  готовности  к творческой деятельности, основываясь на интересе  детей с помощью лоскутной техники, работы с лентами и неткаными салфетками;

Задачи:

  1. Развивать мелкую моторику руки.
  2. Развивать познавательные процессы (мышление, внимание, память,  воображение);
  3. Способствовать развитию детского творчества, оформительского навыка при создании композиций;
  4. Воспитывать эстетический вкус при создании композиций и использовании результатов труда для оформления группы, игр;

  1. Технология опыта.

Принципы работы автора:

  1. Уровень подготовки педагога, его творческое мастерство, любовь к детям, обеспечивает глубокое, систематическое усвоение знаний и овладение навыками;
  2. Система знаний должна предполагать развитие всех познавательных процессов, творческих способностей, интереса к деятельности;
  3. В работе необходимо учитывать уровень развития познавательных, психических процессов, которые формируются у детей той возрастной группы, в которой работает педагог;
  4. Занятия должны быть осознаны детьми, вызывать у них интерес к предлагаемой деятельности;

Разнообразие методов и приёмов:

Процесс воспитания и обучения осуществляется различными методами и приёмами. Существует разнообразная классификация методов. Какие методы использовать в своей работе решает сам педагог. Но необходимо понимать, что выбранные методы должны соответствовать:

  1. общей цели и задачам воспитания и обучения;
  2. специфике вида деятельности;
  3. возрастным особенностям детей;

Также необходимо понимать, что «чистых» методов не бывает. «В любом акте учебной деятельности одновременно сочетаются несколько методов. Методы взаимопроникают друг в друга.… И если мы можем в данный момент сказать об использовании определённого метода, то это лишь означает, что он доминирует на определённом этапе». (Ю.К.Бабанский)

В своей работе автор использует методы и приемы, которые соответствуют специфике продуктивных видов деятельности как форме наглядно – образного отражения окружающего мира.

Игровой метод

Ещё древние педагоги заметили, что обучение детей более качественное и доступное, если оно им интересно.  Достичь этого можно путём широкого включения в занятия игровых приёмов, игровых ситуаций. В ряде психологических исследований, проведённых под руководством А. В. Запорожца, обнаружено, что процессы мышления и воображения протекают наиболее успешно в игре. Активное отношение к учебному материалу легче всего проявляется у детей, если этот познавательный материал включён в игровую деятельность.

 Как отмечает З.М. Богуславская, игровые мотивы оказываются более действенными, чем мотивы любой другой продуктивной практической деятельности. Игровые приёмы обучения способствуют привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчают работу мышления и воображения.

 Одной из разновидностей игрового метода являются познавательные игры, игры путешествия, специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых детям предлагается найти выход. Например, игра - путешествие «Заколдованный фонтан», где дети, путешествуя, выполняют задания колдуна, получают ключ и расколдовывают фонтан, освобождая капельки воды. (Приложение 1).

Объяснительно – иллюстративный

Это способ объяснения и показа изготовления поделки воспитателем. Его цель – создать у детей представление о последовательности изготовления работы. При демонстрации продумывается место показа, размер и цвет листа, ткани. Восприятие организуется различными способами. Данный приём используется при изготовлении новой поделки. Воспитатель объясняет и  показывает приёмы, последовательность изготовления работы. Дети воспринимают, фиксируют в памяти полученную информацию, а затем выполняют работу.

 Например, при изготовлении объёмной розы из лент воспитатель показывает приёмы и сопровождает рассказом: «С помощью нити и иглы выполняем основу в виде пятиконечной снежинки. Закрепляем ленту в центре неё и производим переплетение ленты и нити по кругу. Получается  роза» (Приложение 2, Рисунок 5).

Проблемное изложение

Этот метод является переходным от исполнительской к творческой деятельности. Педагог озвучивает проблему,  и показывает путь её исследования.

Например, воспитатель говорит, что зайчиха просит помочь приготовить подарки зайчатам. Затем педагог предлагает изготовить красивые салфетки и предоставляет карты с порядком выполнения работы (Приложение 2, Рисунок 1).

Частично – поисковый (эвристический)

Педагог руководит рассуждениями детей. Дети различают и решают проблемные ситуации, пытаются анализировать, сравнивать, делать выводы.

Например, педагог рассказывает историю о весёлом щенке, который однажды порвал свой мягкий коврик. И с тех пор он загрустил, скучает по любимому коврику. Воспитатель спрашивает у детей,  как помочь щенку – ставит перед ними проблему, помогает рассуждать, анализировать ситуацию и сделать вывод. Потом дети изготавливают коврики, практически решая проблему.

Словесный метод

Это чтение стихов, рассказов, загадок. Применение этого метода позволяет обогатить знания детей об окружающем мире, формировать способность к воссозданию словесного образа, углубить эмоционально – эстетическое впечатление. Цель метода – заинтересовать детей, вызвать желание выполнять задание, вызвать эмоциональную отзывчивость.

 Например, при выполнении аппликации «Игрушечный мишка», воспитатель в начале занятия загадывает загадку, отгадав её, дети узнают, кто же придёт к ним в гости (Приложение 2, Рисунок 2).

Моделирование

Изготовление поделок используя выкройки частей работы и демонстрационные карты с последовательностью выполнения работ.

Его цель – развивать умение из частей выкройки собирать цельный образ, развивать пространственное мышление, воображение, память.

Использование этого метода основано на исследованиях психологов о развитии деятельности в дошкольном возрасте. Установлено, что все виды деятельности, которыми овладевает ребёнок в дошкольном возрасте, носят моделирующий характер. И поскольку дети не могут самостоятельно нарисовать формы, так как в силу своего возраста не имеют достаточного навыка и полноценного осознания формы, то автор опыта предоставил готовые формы, выкройки и демонстрационные карты с последовательностью выполнения работы.

Первоначально необходимо научить ребёнка работать по демонстрационным картам: определить начало или заготовку, её вид, дальнейшее последовательное изготовление.

        К примеру, при изготовлении салфетки используются демонстрационные карты с пошаговым выполнением работы. Смотря на карту, ребёнок выполняет по порядку каждый шаг, представленный на образцах (Приложение 2, Рисунок 1).

Последовательность усложнения приёмов работы с кусочками ткани, неткаными  салфетками. Тематика занятия (Приложение 3)

Перспективный план работы кружка  «Волшебная лента» (Приложение 3)

Формы организации деятельности детей

  1. Занятие – основная форма организации обучения дошкольников. На занятиях дети систематически усваивают знания, приобретают умения и навыки, у них развиваются творческие способности. На каждом занятии решаются общедидактические задачи: под руководством воспитателя формируется способность обучаться, развиваются интеллектуальные и творческие способности.

Автор использовал в своей работе разные типы занятий, в зависимости от познавательной деятельности детей и поставленных задач:

  1. Занятие по ознакомлению детей с новыми способами изготовления работ из лоскутков ткани, атласных лент и нетканых салфеток;

  1. Занятие по закреплению навыков по изготовлению поделок;

  1. Занятия творческие, на которых дети включаются в поисковую деятельность, свободны и самостоятельны в разработке и реализации замыслов. Они используют изготовленные ими атрибуты для игр, декорации в творческих показах, сюжетно – ролевых играх (Приложение 1);

Проведение разных типов занятий способствует реализации проблемы обучения, развитию самостоятельности, творчества, а использование на занятиях нетрадиционных материалов вызывает больший интерес к деятельности и развивает готовность ребёнка выполнять предложенное ему воспитателем и фантазировать.

  1. Игра – путешествие – предполагает использование полученных знаний и изготовленных заранее  детьми атрибутов для игр. Игровая форма облегчает как усвоение материала, так и его закрепление и использование. Такая деятельность позволяет повысить интерес к решаемым задачам, активизирует детей, помогает эмоционально принять и осознать образы, включённые в игру. Она способствует развитию образного мышления, воображения, творческих способностей (Приложение 1).

  1. Самостоятельная деятельность детей – осуществляется в свободное от занятий время и возникает по инициативе ребёнка. Созданный в группе уголок художественного труда, стимулирует и обеспечивает самостоятельную деятельность детей по изготовлению работ из лоскутков ткани, лент и нетканых салфеток.

Адресная направленность.

Данный опыт работы может быть  использован в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста при занятии различными видами изо – деятельности. Его могут использовать:

  1.  воспитатели ДОУ, для повышения интереса к продуктивной деятельности;
  2. педагоги при организации кружковой работы;
  3. учителя начальных классов;
  4. педагоги дополнительного образования для развития детского творчества;
  5. родители в совместных занятиях с детьми;

Трудоёмкость

Работа по изготовлению поделок из лоскутков ткани, нетканых салфеток требует накопления расходного материала. За счёт подготовки демонстрационных карт, выкроек, готовых форм из ткани или салфеток увеличивается время на подготовку к занятиям. Также стоит отметить недостаточное количество теоретического материала.

 При накоплении расходного материала (работа с родителями) и слаженной, творческой работе воспитателей в группе и т. п. затраты времени на подготовку уменьшаются.

Результативность

Работа с дошкольниками по данной теме позволила увидеть положительные результаты:

  1. дети с интересом изготавливают различные образы из готовых форм;
  2. аккуратно выполняют работу и наводят порядок после деятельности;
  3.  придумывают несложные сюжеты, украшают поделки дополнительными деталями;
  4. дети используют созданные атрибуты игр в самостоятельной деятельности,

            и обыгрывают их;

  1.  дети  проявляют больший интерес к познанию окружающего мира;
  2.  повысилась речевая активность детей, её качество;

Выявление особенности развития мотивационной готовности дошкольников к деятельности (Приложение 3).



Предварительный просмотр:

ИГРОВОЙ ПРОЕКТ

ТЕМА: МАСТЕРСКАЯ- МАГАЗИН «ЛОСКУТОК»

УЧАСТНИКИ ПРОЭКТА: дети 2-й младшей группы, воспитатели группы, родители воспитанников.

ПРОБЛЕМА: создать мастерскую-магазин «Лоскуток»- игровое пространство.

ЦЕЛЬ: Создать условия для развивития познавательных, творческих и коммуникативных способностей детей через объединение детско-родительских отношений в игровой деятельности в процессе создания поделок на основе лоскутной техники.

ЗАДАЧИ: 

  1. Пробуждать интерес  к предлагаемой деятельности;
  2. Приобщать детей к процессу познания;
  3. Формировать представление о способах изготовления лоскутных картин;
  4. Привлекать детей к воспроизведению образов при помощи готовых лоскутных форм;
  5. Развивать художественный вкус при изготовлении лоскутных картин;
  6. Побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию;
  7. Формировать эмоциональную заинтересованность, развивать мышление, воображение, речь;
  8. Формировать стиль партнёрских отношений;
  9. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности;

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

  1. Организация сюжетно-ролевой игры «Мастерская-магазин «Лоскуток»;
  2. Формирование ролевых отношений «Продавец-покупатель»;

АКТУАЛЬНОСТЬ

Игра – это непродуктивный вид деятельности, мотив которой заключается не столько в её результатах, сколько в самом процессе. В этом процессе происходит самовыражение человека, его совершенствование. Поэтому игра имеет огромное значение в воспитание и развитие личности ребёнка. В игру вовлекаются все стороны личности: ребёнок двигается, говорит, воспринимает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, проявляются эмоции.

 Ещё игра – важное средство воспитания. Эти слова подтверждаются Д.Б.Элькониным. Он отмечал, что, беря на себя роль взрослого, ребёнок тем самым, берёт на себя определённый, понятный для себя способ поведения, присущий взрослому.

Поэтому, считаю актуальным и целесообразным, научить ребёнка играть. И в процессе игры развивать у него познавательные, творческие и социальные способности, развивая при этом его художественный вкус.

Также очень важно развивать и укреплять положительные взаимоотношения между ребёнком и его родителями. Важно убедить их больше времени проводить со своим ребёнком.  Именно такая игра развивает и укрепляет партнёрские отношения между детьми и родителями. Она помогает им разглядеть интересы и способности ребёнка, наладить с ним доверительные отношения. И моя задача – помочь им в этом.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО   ЭТАПАМ   ПРОЕКТА  «МАСТЕРСКАЯ – МАГАЗИН   «ЛОСКУТОК».

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ






ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

1. Формирует проблему: «Карандашкин подарил нам лоскутную картину и предложил открыть магазин. Но для этого необходимо много картин. Где же их взять? А давайте сделаем их сами!...»

2. Помогает определить из чего и как делаются такие картины.

3. Предлагает поискать материал для картин дома с родителями (кусочки различных тканей)

1. Вживаются в сюжетно – игровую ситуацию.

2. Принимают задачи проекта.

3. Вместе с родителями участвуют в сборе материала для картин.



ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ  НАД ПРОЕКТОМ

1. Составляет план действий – алгоритм.

2. Систематизирует информацию через беседу.

1. Изучают алгоритм действий.

2. Систематизируют информацию.

3. Распределяются по группам с помощью взрослого.





ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ

1. Организует работу над проектом по плану:

- рассматривание и сортировка лоскутков по цвету и фактуре.

Цель: Формировать у детей о представление о различных тканях, их цвете, фактуре( мягкая, твёрдая, тонкая, плотная, гладкая, ворсистая).

Развивать умение группировать лоскутки, выделяя признак – цвет.

Воспитывать аккуратность.


-беседа «Что делает продавец в магазине».

Цель: Формировать представление детей о работе продавца.

Систематизировать  имеющиеся представления о работе продавцов в разных магазинах (продовольственных, промтоварных и т. п.)

Развивать речь.

Воспитывать уважение к труду продавца.


-аппликация «Весёлые утята»

Цель: Учить выкладывать из геометрических фигур (круг, овал, треугольник) фигурку утёнка, наклеивать основные и дополнительные детали.

Развивать умение правильно подбирать фигуры по форме и цвету, наклеивать аккуратно.

Воспитывать доброе отношение к живой природе.


-выставка детско-родительских работ в лоскутной технике «ЛОСКУТНАЯ ФАНТАЗИЯ»

Цель: Закрепить умение создавать из лоскутков задуманные образы.

Развивать заинтересованность родителей в более тесном общении со своими детьми, для создания партнёрских, доверительных отношений между ними.

Обогатить детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.  

1. Выполняют сортировку материала по цвету, по фактуре.

2. Обращаются к иллюстрациям и придумывают сюжет картины.

3. Отбирают необходимый материал для своей работы.

4. Изготавливают коллективную работу из готовых форм, при этом совещаются, распределяют обязанности, делятся впечатлениями; затем делают вывод о завершении работы над картиной.

5. Придумывают название картине.

6. Принимают участие в организации выставки.

7. Изготавливают лоскутные картины дома с родителями, выступая как мастера – консультанты.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ.

С – Р ИГРА «МАСТЕРСКАЯ – МАГАЗИН «ЛОСКУТОК»
























ОБСУЖДЕНИЕ НОВОГО ПРОЕКТА





1. Предлагает сюжет игры: Семья обсуждает ремонт и находит, что чего  – то не хватает. Тут по телевизору рассказывают об открытии мастерской – магазина «Лоскуток». Семья собирается и идёт в магазин. Их встречает продавец – консультант (воспитатель), рассказывает, показывает картины и мастерскую где их делают. Мастера (дети) показывают, как делают картины. Затем продавец – консультант помогает покупателям выбрать картину.

2. Помогает распределить роли, а на себя берёт главную.

3. Приходит на помощь в случаи затруднений.

4. Помогает сделать вывод о выполнении задач и решении проблемы проекта.




1. Постановка новой проблемы – создание музея кукол.




        

1. С помощью взрослого выбирают роли в игре.

2. Разыгрывают сюжет, предложенный воспитателем.

3. Совещаются в выборе картины.

4. Изготавливают картины из готовых форм путём наклеивания,  рассказывая, что и как делается.

5. Совершают покупку картины.

6. Размещают её дома, делятся впечатлениями.

7. Делают вывод о том, что совместными усилиями детей, родителей и воспитателей в группе создан магазин «Лоскуток».





1. Пытаются определить цель нового проекта.

КОНСПЕКТ  СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ

ТЕМА:  «МАСТЕРСКАЯ – МАГАЗИН «ЛОСКУТОК»

ЦЕЛЬ: Ознакомить с трудом взрослых.  Формировать ролевые отношения «продавец – покупатель», положительных взаимоотношений между детьми. Воспитывать у детей уважение к труду продавца.

ИГРОВЫЕ РОЛИ: мастера – художники, продавец – консультант, покупатели – семья, диктор телевидения.

ХОД ИГРЫ: Семья – папа, мама и ребёнок (кукла) сидят у себя дома, пьют чай. Они только что закончили ремонт, купили новую мебель, повесили на окна красивые шторы. Но чего-то не хватает!  Стены пустые.

ДИКТОР ТЕЛЕВИДЕНИЯ: В нашем городе сегодня состоится открытие мастерской – магазина лоскутных картин. Приглашаем всех.

МАМА: А давайте пойдём туда и выберем себе картину.

Семья собирается, мама берёт сумочку, кошелёк. Все идут в магазин. Их встречает продавец – консультант (воспитатель).

ПРОДАВЕЦ: Здравствуйте, я очень рада, что вы посетили наш магазин! Какую картину вы бы хотели купить? Для какой комнаты?

МАМА: Для гостиной.

ПРОДАВЕЦ: Очень хорошо, у нас много картин и вы, я думаю, сможете выбрать подходящую. Но сначала я хотела бы предложить вам посмотреть, как наши мастера изготавливают картины. Пройдёмте со мной в мастерскую.

Все идут в мастерскую, где изготавливают картины мастера – художники. Продавец -  консультант рассказывает, что для кухни больше подойдёт натюрморт, а для гостиной – пейзаж.

ПРОДАВЕЦ: Ну, а сейчас, когда вы  посмотрели, как изготавливают картины, прошу вас пройти в магазин и выбрать ту, которая больше всего понравится, посоветуйтесь друг с другом.

(покупатели выбирают картину)

ПРОДАВЕЦ: Вы уже выбрали? Очень хорошо! Эта картина стоит 100 рублей.

(покупатели расплачиваются, продавец пробивает чек)

ПРОДАВЕЦ: Вот, возьмите, пожалуйста, чек. Спасибо за покупку! Приходите к нам ещё!

ПОКУПАТЕЛЬ: До свидания!

ПРОДАВЕЦ: До свидания!

Семья возвращается домой, вешает картину на стену, любуются ей.

Далее дети играют в доме или где захотят.

        



Предварительный просмотр:

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ДЕЙСТВУЮЩЕГО МАКЕТА ФОНТАНА

И КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ О ВОДЕ

Актуальность

                Наш Алтайский край в последние несколько лет становится популярным для туристов местом. Очень много появилось туристических баз. В городе Белокуриха модернизируются здравницы, превращая его в курорт мирового уровня.

                 Город Бийск – это ворота Горного Алтая. Через наш город проезжает очень много туристов – гостей края. Одной из достопримечательностей нашего города является фонтан. Он находится в сквере Петра I, который располагается вдоль центральных улиц. По ним проезжает множество гостей нашего города и края. Все они направляются в Горный Алтай, но хорошее настроение, первые впечатления появляются уже проезжая по улицам г. Бийска. Не каждый небольшой город имеет действующий фонтан.

                

                У меня возникло желание создать макет действующего фонтана. Работу я начала с рисования эскиза и подбора материала для изготовления макета. И так как все материалы оказались доступны, а изготовление элементов макета не сложное, то он был сделан вместе с детьми, с помощью родителей. Дети изготавливали ёлочки, наклеивали листья на кустарник, а родители осуществляли техническую поддержку – освещение и механизм фонтана. Совместно работая над созданием макета, у детей, родителей и воспитателя установились более доверительные отношения. Теперь этот макет может использоваться как наглядное пособие на занятиях по продуктивной деятельности, на познавательных занятиях и в играх детей.

        С помощью этого макета можно изучать историю города, говоря о том, кто подписал Указ об его образовании. О том, что в честь Петра I был назван сквер, где и находится его украшение – фонтан. Ещё можно проводить различные занятия – путешествия, где требуется «освободить» воду в фонтане, заколдованного злым волшебником, тем самым, воспитывая в детях чувство сострадания, бережного отношения к воде, вызывая желание помочь тем, кто находится в беде.

                 Сквер Петра I с фонтаном – это любимое место для прогулок и игр детей и их родителей, а также проведения городских праздников. Поэтому с помощью этого макета можно проводить беседы: «Как вы провели выходные», «Где вы гуляли с мамой и папой», «Как вы провели праздник – день города, Новый год и т.п.». В этих беседах, диспутах развивается речь детей, их воображение, фантазия.

        Считаю, что использование этого макета в различных видах деятельности не только сделает эту деятельность более интересной, но и поможет детям полюбить свой родной город!

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД МАКЕТОМ

Название этапа

Деятельность педагога

Деятельность детей и родителей

Предварительный

Постановка проблемы, создание эскиза, организация деятельности по сбору материала.

Принятие проблемы, изучение эскиза, сбор материала.

Продуктивный

Организация работы по изготовлению макета: в продуктивной деятельности детей – изготовление ёлочек и кустарника.

Дети изготавливают ёлочки и приклеивают листья на кустарник. Родители – мастерят освещение и механизм фонтана.

Заключительный

Проводит открытое занятие «Заколдованный фонтан»

Дети участвуют в занятии, проходя все его этапы.

Родители присутствуют на занятии, оценивая свои труды, детей и воспитателя.                    

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ О ВОДЕ

«Заколдованный фонтан».

ПРОГРАММНЫЕ  ЗАДАЧИ:

               Расширять представление детей о свойствах воды.

Развивать умение наблюдать, анализировать и делать выводы, развивать речь.

Воспитывать чувство сострадания, вызвать желание помочь капельке воды расколдовать фонтан.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

            1. Ознакомление детей со свойствами воды;

            2. Чтение стихов и потешек о воде;

            3. Создание совместно с детьми макета городского  фонтана, расположенного в сквере Петра 1;  

МАТЕРИАЛ: Макет фонтана накрыт тканью, по периметру группы расставлены столы с заданиями  этапов путешествия.

ПРОБЛЕМА: Помочь капельке воды найти ключ от замка, которым колдун закрыл  фонтан, и освободить воду.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Звучит весёлая музыка, дети входят в группу и встают в круг.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Как я рада вас видеть! У меня сегодня весёлое настроение, а у вас?

Дети: Да!

Воспитатель: Посмотрите, с утра светит солнышко, птички поют, так и хочется со всеми поздороваться и передать своё хорошее настроение! Ребята, а давайте мы тоже поздороваемся, но немного необычно, хотите?

Дети: Да!

Воспитатель: Для начала поздороваемся друг с другом спинками, а потом плечиками, а теперь –  коленочками, ладошками, ушками и пяточками. Ну, как, весело мы придумали?

Дети: Да, весело!

Воспитатель: Я предлагаю продолжить наши игры, занимайте свои места, будем играть ещё!

(Звучит тревожная музыка. Воспитатель идёт посмотреть, что же случилось и за ширмой надевает костюм капельки,  появляется перед детьми.)

Капелька: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Капелька. Я жила в фонтане в городе Бийске. (Показывает макет фонтана). У меня там было много подруг – таких же капелек, как и я. Все мы были очень весёлые, любили искриться на солнышке. Но однажды, появился злой колдун, закрыл наш фонтан на замок, а воду – заколдовал. Все мои подружки исчезли, и я осталась совсем одна.  Услышав, как вы веселитесь, я подумала, что вы обязательно поможете мне найти ключ и освободить моих подруг.    

Дети: Да!

Капелька: Тогда отправляемся в путь! Дорога предстоит не близкая, я предлагаю сесть на лошадок.

(Игра «Лошадки»- дети скачут как лошадки, издавая звуки «и - го - го» и щёлкая язычком).

Капелька: Вот и первая остановка, а на ней задание колдуна. Он нам предлагает поколдовать и превратить прозрачную воду в цветную. Но как же это сделать? Кто как думает? Может быть, надо какие-то слова сказать?

Дети: Да, заклинания, волшебные слова.

Капелька: А кто знает волшебные слова или заклинания?

Дети: Крибле, крабле, бумс! Шоко, бороко! Спасибо! Пожалуйста!

Капелька: Берите аккуратно баночки, произносите заклинания или волшебные слова и осторожно потрясите баночку.

Дети: !!!

Капелька: Как здорово у нас получилось, а какого же цвета волшебная водичка?

Дети: Красная, синяя, жёлтая, оранжевая, ...

Капелька: Молодцы, ребята, с заданием справились отлично! Тогда в путь! Дальше мы отправимся на самолёте.

(Игра «Самолёты» - дети, расставив крылья, летят друг за другом со звуком «у-у-у-у»).

Капелька: Вот мы и прилетели к следующему заданию колдуна (дети садятся за столы). Ребята, посмотрите, здесь картинки с временами года, но художник что-то перепутал. Найдите что и исправьте.

Картинки:

- лето, но идёт снег;

- зима, а бежит река, идёт дождь;

- осень, а висят сосульки;

- весна – радуга, цветут ромашки.

        Молодцы, вы всё заметили. А теперь покажите где здесь вода и назовите, что состоит из воды (лёд, дождь, снег, река, лужа, сосульки). Вы снова справились с заданием, а значит, мы отправляемся дальше. Садитесь в поезд и вперёд!

(Игра «Поезд» - дети садятся в воображаемые вагоны и едут со звуком «чу-чу-чу» и «ту-ту-ту»).

Капелька: Вот мы и добрались ещё до одной станции. Ребята, а колдун утверждает, что мы это задание не сможем выполнить. Он думает, что мы не знаем стихов, песен и игр про воду. Это правда или нет?

Дети: Нет, знаем!

(Дети рассказывают стихи и потешки о воде и о том, что состоит из воды).

Капелька: А какие вы знаете песни про воду? Не забывайте, что и дождь, и снег, и лёд – это тоже вода, а ещё из воды состоит река, ручеёк, лужица (дети поют песни «Тает снег, тает лёд», «Ручеёк», «Кап – кап –кап дождик начинается…»).

Капелька: Какие вы молодцы! А я ещё знаю игру про дождик, хотите поиграть? Пока звучит музыка, вы гуляете по полянке, радуетесь солнышку, нюхаете цветы, танцуете. А когда музыка закончится, значит, начался дождик, и вы должны спрятаться ко мне под зонтик, чтобы дождь вас не намочил (играем два - три раза).

        Ой, ребята посмотрите, вот и ключ. Берём его и отправляемся назад в город Бийск к фонтану, мои подружки – капельки уже нас заждались. Садимся на машины и отправляемся в путь!

(Со звуком гула мотора и, крутя воображаемые рули, дети едут к фонтану).

Капелька: Вы прошли все испытания, устали, присаживайтесь, отдохните. А я пока открою замок и освобожу своих подруг.

        (Открывает замок, включает фонтан).

        Ребята, спасибо вам за помощь. Теперь мне снова весело. Все мои подружки вернулись! И за это я хочу с вами поиграть. Давайте споём песенку про «Весёлых утят». (Дети вместе с Капелькой поют песню и танцуют).

Капелька: Ещё раз спасибо вам за помощь и я хочу подарить вам этот фонтан, берегите его, а главное, берегите воду, до свидания!



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО АППЛИКАЦИИ И РУЧНОМУ ТРУДУ

2 –я младшая группа

АППЛИКАЦИЯ: «МЯГКИЙ КОВРИК»

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: Формировать умение располагать полоски ткани вертикально. Развивать умение отбирать мягкие на ощупь полоски ткани, работать с клеем. Воспитывать аккуратность при работе.

 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Рассматривание и сравнение на ощупь кусочков ткани, полосок бумаги.

 

МАТЕРИАЛ: Цветная основа из картона 6\15 см., полоски ткани разной фактуры 5\3 см., клеёнка, кисть клеевая, салфетка, клей.

ПРОБЛЕМА:  Щенок порвал коврик.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Сегодня я хочу рассказать одну историю. Жил на свете щенок. Звали его Дружок. Очень он любил пошалить, а потом, наигравшись поспать на своём любимом мягком коврике. Но однажды, заигравшись, он не заметил, как его порвал, представив коврик медведем. «Что же я натворил, на чём же теперь я буду спать?»- сказал щенок и горько заплакал. И с тех пор Дружок стал очень грустный, перестал играть и звонко лаять. Он очень скучает по своему мягкому, уютному коврику.

- А вот и он сам идет. Ребята, посмотрите,  какой он печальный. (Воспитатель показывает игрушечного щенка). Как же мы можем ему помочь? (Выслушивает предложения детей).  

- Конечно, давайте все вместе сделаем для щенка новый коврик!

Дети садятся за столы, где приготовлены полоски ткани различные по фактуре.

- Ребята, как вы думаете, чтобы коврик был мягкий нам необходимо взять гладкие или мягкие, ворсистые полоски?

-  Мягкие.

- Тогда выберите только мягкие, с ворсинками.

(Дети сортируют полоски ткани)

- А теперь разложите полоски на основе для коврика.

(Воспитатель показывает, как расположить полоски ткани вертикально)

- Приклеиваем полоски к основе. Клей наносим на гладкую сторону, прикладываем к основе и прижимаем с помощью салфетки.

(Идёт выполнение работы детьми)

- Вот и готовы коврики! Дружок, тебе нравятся коврики, которые ребята для тебя сделали?

- Да, очень нравятся, они такие мягкие и красивые! Спасибо вам, ребята! Я теперь буду беречь их, никогда не буду обижать свои вещи. А теперь мне пора домой, до свидания!

- Ребята, что же мы делали сегодня на занятии, кому помогали?

- Что пообещал нам щенок?

-А как вы относитесь к своим вещам?

-Молодцы! Наше занятие окончено, до новых встреч!

АППЛИКАЦИЯ: «КРАСИВАЯ САЛФЕТКА»

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: Развивать зрительное восприятие при выкладывании узора и составлении композиции из готовых форм. Развивать умение использовать при работе демонстрационные карты. Закреплять умение ориентироваться в пространстве альбомного листа, умение работать с клеем аккуратно.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Выкладывание с детьми различных узоров из мозаики так, чтобы фигуры находились справа, слева, в центре. Использовать демонстрационные карты с порядком выполнения работы.

МАТЕРИАЛ: Основа – бумажная салфетка жёлтого цвета 15\15 см. с выполненной бахромой по краям, готовые формы из ткани 2-х видов и размеров разного цвета, клей, кисть клеевая, клеёнка, салфетка, демонстрационная карта с порядком выполнения работы.

.

ПРОБЛЕМА: Помочь маме Зайчихе сделать подарки зайчатам ко дню рождения.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель и дети находятся в центре группы. Раздаётся стук в дверь, воспитатель приносит письмо, читает его.

«Дорогие ребята, здравствуйте!

Пишет вам Зайчиха, мама маленьких зайчат. У моих деток скоро день рождения, а у меня столько дел по подготовке к празднику, что я не успеваю приготовить им подарки. Я слышала, что вы очень хорошо умеете делать разные поделки, и поэтому обращаюсь к вам. Помогите мне изготовить для моих зайчат красивые салфетки».

- Ребята, вы готовы помочь Зайчихе? Тогда, за дело!

(Дети садятся за столы. Воспитатель обращает внимание, что в письме был образец салфетки и карточки с последовательностью выполнения работы)

Работа выполняется по картам, воспитателем контролируется расположение фигур справа, слева, в центре.

В конце занятия рассматриваются получившиеся салфетки, выбираются лучшие, которые понравились больше всего. Дети собирают посылку для Зайчихи с подарками зайчатам.

(Воспитателем приготовлена заранее коробка для посылки

АППЛИКАЦИЯ: «ФАРТУК ДЛЯ МАТРЁШКИ»

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: Развивать умение располагать формы в пределах основы. Закреплять знание округлых форм (круг, овал).

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Рассказать детям о кукле – матрёшке, рассмотреть матрёшек с различными узорами на фартуках.

МАТЕРИАЛ: Матрёшка, силуэты матрёшек, готовые формы из ткани: круг диаметром 1,5 см., цветные овалы 1,5\2,5 см.,  кисть клеевая, клей, салфетка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку и сказать, кто же к ним в гости собирается прийти:                          

                                                   Деревянные подружки,

                                                   Разноцветные игрушки.

                                                   Водят вместе хоровод,

                                                   Веселят честной народ!

После того как дети отгадают загадку, воспитатель показывает матрёшек. Они принесли фартуки белого цвета и разноцветные круги и овалы. Матрёшки хотят посмотреть, чему уже научились ребята, и просят их украсить фартучки.

Дети выполняют аппликацию из ткани. Выполнение возможно по образцу, предложенному воспитателем, или опираясь на фантазию детей (зависит от уровня подготовленности группы).

В конце занятия дети со своими матрёшками встают в хоровод, рассматривают их. Потом водят хоровод под мелодию в русском народном стиле.

АППЛИКАЦИЯ: «ВЕСЁЛЫЕ УТЯТА»

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: Развивать у детей умение создавать из готовых форм (круг, овал, треугольник) образ утёнка, использовать дополнительные элементы (брызги воды, травку). Воспитывать аккуратность при работе с клеем.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Рассматривание иллюстраций, рисование утят.

МАТЕРИАЛ: У воспитателя на фланелеграфе  - птичий двор. Живёт на нём утка. У детей – из ткани круг диаметром 3 см. жёлтого цвета, овал 3\5 см. жёлтого цвета, треугольник красный, капли воды из ткани голубого цвета, трава из кусочков ткани зелёного цвета, основа – картон синего цвета,  клеёнка, кисть клеевая, клей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Ребята, это птичий двор. Здесь живёт утка. Посмотрите, на птичьем дворе всё есть - кормушка, поилка, домик и даже маленькое озеро. Как хорошо во дворе у утки. Но почему же наша уточка печальная?

Утка: Мне очень грустно потому, что я одна живу на таком большом дворе. Вот если бы у меня были утятки, как бы всем весело жилось.

Воспитатель: Уточка, а наши ребята тебе могут помочь?

Утка: Даже не знаю, как они смогут мне помочь?

Воспитатель: Ребятки, а давайте сделаем утят с помощью аппликации!

Утка: А знают ли ваши дети, какое у утёнка тело, голова, клюв, хвостик?

Воспитатель: Конечно, знают. (Воспитатель просит детей рассказать, на какие геометрические фигуры похожи части тела утёнка)

Утка: Как я рада, что дети все знают и помогут мне завести целое семейство весёлых утят. Прошу, скорее приступайте к работе!

В процессе работы воспитатель вместе с уткой помогает детям, дают советы, следят за порядком. Когда работа закончена, то все утята размещаются вокруг утки.

Воспитатель: «Посмотри, уточка, сколько у тебя теперь деток – весёлых утят».

Утка: «Спасибо, ребята! Как весело стало на птичьем дворе! Теперь мне некогда скучать, надо учить утяток всем премудростям утиной жизни!»

(Дети рассматривают,  обсуждают работы).

АППЛИКАЦИЯ: «СЕМЕЙСТВО ЁЖИКОВ»

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: Развивать умение сравнивать предметы по величине, располагать их в порядке уменьшения. Продолжать развивать умение работать с клеем аккуратно,  не пачкая основу. Воспитывать доброе отношение к животным.

 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Игра с детьми игры логического характера для  развития внимания, логического мышления, умения анализировать, сравнивать.

МАТЕРИАЛ: Из ткани силуэты ёжиков 3-х размеров, яблоки 3-х размеров, листья, трава, основа из картона,  клеёнка, клеевая кисточка, клей, салфетка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

Кто в иголках, но не ёлка.

 Ходит, бродит по дорожкам.

Любит яблоки, грибы он

Приколоть к своим иголкам.

        

После того как дети отгадывают, загадку воспитатель показывает, что действительно в гости к нам заглянуло семейство ежей. Они шли, шли по лесу, и нашли яблоки. И теперь никак не могут разобраться – кому какое яблоко нести. Уж очень всем хочется самое большое яблоко. Только ведь они не понимают, что не каждый из них сможет его поднять. Давайте попробуем им помочь.

 Итак, кто же сможет поднять самое большое, среднее и самое маленькое яблоко: папа Ёж, мама Ежиха или их сыночек? Почему? (Дети рассуждают, сравнивая ежей и яблоки по величине)

Затем, выкладываем картинку: ежи идут друг за другом и несут каждый своё яблоко. Папа Ёж - самое большое, мама Ежиха- среднее, сыночек - самое маленькое яблоко.

 

Физкультминутка

Я колючий серый ёж

И на ёлку я похож.

Лапы вверх, вперёд

И вниз.

Стану сильным,

Как  штангист.

Далее, дети наносят клей на обратную сторону заготовки ежей, приклеивают на основу. На «иголках» каждого ежа размещают подходящее яблоко, приклеивают листья, траву.

В конце занятия дети рассматривают получившиеся картинки, делятся впечатлениями, оценивают качество выполненных работ.

РУЧНОЙ ТРУД «ЧУДЕСНЫЕ ЦВЕТЫ»

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: Формировать умение изготавливать цветы, наклеивая их не на основу из бумаги, ткани, а на деревянную палочку. Развивать умение создавать из нетканых салфеток элементы декораций для настольного театра. Воспитывать бережное отношение к атрибутам для игр.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Рассматривание иллюстраций цветов, определение их цвета, формы, элементов.

МАТЕРИАЛ: Готовые формы цветов по 2 шт., круги – серединки контрастного цвета по 2 шт., листья по 2 шт., деревянные палочки, клеевая кисточка, клеёнка, салфетка, клей.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

 Воспитатель: «Ребята, послушайте внимательно, и скажите, когда это бывает: светит яркое солнце, цветут цветы, поют птицы, летают бабочки».

Дети: Летом.

Воспитатель: Действительно, летом. Мы рады слышать пение птиц. Нас радуют бабочки, яркие цветы. А посмотрите, герои сказки «Колобок» что – то    загрустили. У них не цветёт ни один цветок. Может быть, мы сможем им помочь и сделать для них много ярких цветов.

Дети: Да!

Воспитатель: Возьмите одну из заготовок для цветка, нанесите клей и приложите деревянную палочку, лист уголком. Затем, сверху наложите вторую заготовку для цветка и прижмите салфеткой. В центре получившегося цветка приклейте круг – серединку с обеих сторон. Получился цветок для сказки.

Дети приносят получившиеся цветы и украшают ими декорацию к сказке «Колобок». Воспитатель обращает внимание на то, что герои сказки очень рады цветам и благодарят ребят.  

РУЧНОЙ ТРУД  «ЁЛОЧКИ ЗЕЛЁНЫЕ»

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: Развивать умение составлять из частей целый предмет. Закреплять умение изготавливать ёлочки, приклеивая их части на деревянную палочку. Воспитывать у детей бережное отношение к атрибутам для игр.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Рассматривание иллюстраций с изображением ёлок, определение их формы, частей. Собирание из частей целой картинки (игра, пазлы, кубики). Рассматривание фотографий фонтана и территории около него.

 

ПРОБЛЕМА: На макете фонтана не хватает ёлок.

МАТЕРИАЛ: Незавершенный макет фонтана. Готовые формы треугольной формы 3-х размеров зелёного цвета из нетканых салфеток, деревянная палочка, клеёнка, клеевая кисточка, салфетка, клей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Ребята, посмотрите на макет нашего бийского фонтана. Мне кажется, что здесь чего-то не хватает. Сравните это место на фотографии и на макете.

 

Дети: Ёлочек.

Воспитатель: Да, действительно, ёлочек – то и нет. Как –то  не уютно у нас около фонтана. Что же мы можем сделать, чтобы наш парк около фонтана был похож на  настоящий.

Дети:  Сделать ёлочки.

Воспитатель: Проходите на свои места, будем делать ёлочки.

Дети выкладывают ёлочку из 3-х треугольных заготовок: вверху – самая маленькая, затем – средняя, и внизу – большая. Затем наносят клей, прикладывают деревянную палочку – ствол, и сверху накладывают снова 3 треугольные заготовки. Прижимают салфеткой.

В конце занятия дети несут ёлочки к макету и с помощью воспитателя устанавливают их по периметру. Снова сравнивают макет и фотографию.

Средняя группа

АППЛИКАЦИЯ: «ИГРУШЕЧНЫЙ МИШКА»

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: Развивать у детей умение собирать из деталей знакомую игрушку, наклеивая их в указанной последовательности; передавать движение лап; использовать дополнительные детали; Воспитывать аккуратность при работе с клеем;

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Рассматривание игрушечных медведей, игры с ними;

МАТЕРИАЛ: Наборы разного цвета из частей игрушечного мишки: голова, туловище, лапы. Основа для аппликации,  дополнительные детали (банты, воротники ), клеёнка, кисть клеевая, клей.  

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: «Я вам расскажу об одной игрушке, а вы отгадайте, кто это. У него круглая голова и круглые уши. Овальное туловище и лапы. Настоящий он коричневый, а игрушечный может быть разного цвета. Чаще всего его делают из пушистой ткани. Кто это?»

Когда дети отгадывают, воспитатель показывает им игрушечного мишку и говорит, что он любит делать зарядку. Потом показывает несколько упражнений. Затем предлагает собрать мишку из предложенных детям наборов так, чтобы он выполнял различные физкультурные упражнения. (Лапы в стороны, ноги врозь; одну лапу в сторону, одну вниз, ноги вместе; и т. п.)

После этого выполняется аппликация. Когда мишка готов, наклеивается бант и щёки.

В конце занятия каждый ребёнок показывает вместе со своим мишкой представленное на аппликации упражнение.

С этими картинками в дальнейшем можно играть в ряд игр: «Кто ушёл?», «Найди одинаковых мишек», использовать в виде карточек на физкультминутках.

АППЛИКАЦИЯ «ОТКРЫТКА К НОВОМУ ГОДУ. ЁЛОЧКА»

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ  РАБОТА: Рассматривание новогодних   открыток.

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: Формировать умение детей вырезать треугольники из квадратов, наклеивать треугольники по убыванию, передавая форму ёлки. Развивать умение дополнять работу дополнительными деталями: снег на ёлке и земле, украшения на ёлке из конфетти «Звёздочки». Стимулировать положительное отношение к изготовлению подарков.

МАТЕРИАЛ: У воспитателя  образец аппликации, магнитная доска, три треугольника, уменьшающиеся по величине, из нетканых салфеток зелёного цвета. У детей три прямоугольника зелёного цвета из нетканых салфеток размером: 5\10 см., 4\8 см., 3\6 см., синтепон, картон синего и фиолетового цвета (размер: альбомный лист), клеевая кисточка, клеёнка, клей, салфетка, ножницы.

ХОД  ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Ребята, какой праздник скоро к нам придёт?

Дети: Новый Год!

Воспитатель: И что же у всех дома появится вся в гирляндах и игрушках?

Дети: Ёлочка!

Воспитатель: А как же называются те картинки, на которых изображена обязательно ёлочка и на них пишут поздравления к Новому Году?

Дети: Открытки.

Воспитатель: Правильно. И сегодня  я хочу предложить вам изготовить открытку, где обязательно будет ёлочка.

- Пусть каждый возьмет по два квадратика и разрежет их на треугольники. Два треугольника, разных по величине, оставит себе, а два отдаст товарищу. И товарищ сделает то же. Таким образом, вы вместе вырежете части для двух елок. Елку наклеите справа.

В ходе работы, если нужно, педагог напоминает, что елка должна получиться похожей на пирамидку. Можно предложить детям отрывать маленькие кусочки синтепона и  наклеивать их, изображая падающий снег, а внизу листа снег, лежащий на земле.

В конце занятия воспитатель помещает все аппликации на стенд. Обращает внимание на то, что слева есть ещё свободное место. Просит детей подумать, что же ещё может быть на открытке – это задание к следующему занятию.

АППЛИКАЦИЯ «ДОМИК ДЛЯ СНЕГУРОЧКИ ВОЗЛЕ ЁЛКИ»

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: Развивать умение изображать несложный сюжет из предметов, разных по форме и величине; изображать сказочный домик, украшенный узором; развивать познавательную активность; формировать навыки совместной работы.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Изготовление способом аппликации ёлки на основе для домика Снегурочки.

ПЕРСОНАЖИ: Снегурочка.

МАТЕРИАЛ:

У воспитателя образец—домик Снегурочки, выполненный аппликационным способом из нетканых салфеток холодных цветов.  У детей  - основа с наклеенной ёлкой из нетканой салфетки и снегом из синтепона. Исходные формы для домика: прямоугольник 8x10см. для стены, квадрат 9x9 см для крыши, квадрат 3x3 см. для окна, прямоугольник 6x2 см для двух ставень, квадрат 2,5x2,5 см для наличников, полоска 6x1см для узора из маленьких треугольников, синтепон для снега на крыше, ножницы, клеевая кисть, клёнка, салфетка, клей.

        

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Дети стоят в кругу. Воспитатель начинает рассказывать сказку.

В еловом лесу стоял домик, вот такой (показывает образец). Он был фиолетовым с Розовыми ставнями, украшенными маленькими треугольниками, похожими на сосульки. Как вы думаете, дети, кто живет в таком ледяном домике?

Выслушивает ответы детей, пока кто-нибудь из них не назовет Снегурочку. Подтверждает, что в ледяном домике живет снежная девочка по имени Снегурочка.

Вдруг, начинает звучать шум метели. В группу входит Снегурочка.

Снегурочка: Здравствуйте, ребята! А вы знаете, какой скоро будет праздник?

Дети: Да! Новый Год!

Снегурочка: Правильно! А что же нужно делать в Новый Год, чтобы всем было приятно?

Дети: Дарить подарки, поздравлять …

Снегурочка: Конечно, поздравлять всех с праздником! И чтобы поздравить всех людей и зверей мне нужно очень много открыток. Но где их взять? Вы не поможете изготовить их?

Воспитатель и дети: Конечно, поможем, а что должно быть на этих открытках?

Снегурочка: Мне бы хотелось, чтобы на них был мой замечательный домик, его мы строили вместе с лесными жителями. Рядом с домиком растёт чудесная ель, которую мы нарядим к празднику (Показывает картинку).

Воспитатель: А, знаешь, Снегурочка, на прошлом занятии мы уже начали изготавливать открытку, только ещё не придумали, что кроме ёлочки и снега там может быть.

Снегурочка: Теперь, я думаю, вы справитесь! А мне пора, ещё очень много дел нужно сделать до Нового Года! И вот вам конверт, в нём прошу отправить мне получившиеся открытки. До свидания!

Снегурочка оставляет конверт и уходит. Воспитатель приглашает детей пройти за столы. Затем предлагает им посмотреть на заготовки для домика и найти среди них прямоугольник для стен.

Далее детям дается задание найти форму, из которой можно вырезать крышу для домика Снегурочки. Воспитатель спрашивает, какой формы крыша и как из большого квадрата сделать треугольную крышу. Можно вызвать ребенка, чтобы он показал, как разрезать с угла на угол квадрат, чтобы получить треугольники.

Затем дети определяют, из каких форм они сделают окно, ставни, наличники, из чего вырежут много маленьких треугольников для узора на крыше, на ставнях и наличниках. При затруднениях воспитатель предлагает ребенку смотреть на образец и сопоставлять части домика с исходными формами. Снег на крыше изображают с помощью синтепона.

Если хватит времени, то домик можно украсить конфетти «Звёздочки».

В конце занятия дети приносят свои открытки, раскладывают, обмениваются впечатлениями по качеству изготовления работ. Воспитатель и он запечатывает их в конверт, пишет адрес: Лесная опушка, домик Снегурочки.

                   

АППЛИКАЦИЯ «КАК  ЕЖИ  ЯБЛОКИ  ДЕЛИЛИ»

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: Развивать умение сравнивать предметы по величине, располагать их в порядке уменьшения. Продолжать развивать умение работать с клеем аккуратно,  не пачкая основу. Воспитывать доброе отношение к животным, чувство сопереживания, вызвать желание помочь ежам.

 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Игра с детьми игры логического характера для  развития внимания, логического мышления, умения анализировать, сравнивать.

МАТЕРИАЛ: Из нетканых салфеток силуэты ёжиков 3-х размеров, яблоки 3-х размеров, трава, основа из картона,  клеёнка, клеевая кисточка, клей, салфетка.

ОБОРУДОВАНИЕ: телевизор, DVD, магнитофон

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети сидят на стульчиках полукругом.

В: Ребята, а что вы любите делать?

Д: Играть, бегать, …, мультики смотреть…

В: И я тоже очень люблю смотреть мультфильмы! А давайте посмотрим сейчас мультфильм.

Д: Да!

Воспитатель включает телевизор и на экране появляется ёжик.

«Здравствуйте, ребята!  Я колючий серый ёж, и на ёлку я похож. Зовут меня Матвей. Недавно в нашем лесу произошла одна очень неприятная история. Всё началось, когда я с двумя своими друзьями нашёл три яблока. Все они были разного размера: одно большое, одно – среднее и одно – маленькое. Стали мы думать, как нам яблоки делить. Каждому хотелось унести самое большое. Спорили мы, спорили, да так ничего и не решили, только перессорились, разругались и разошлись в разные стороны. И с тех пор мы не разговариваем, и всё из-за этих яблок, не знаем, как их поделить!? Ребята, а может быть, вы нам сможете помочь, разделить эти яблоки и помирить всех нас».  

В: Ой, ребята, действительно неприятная история произошла в лесу. Как же нам помочь ежам?

Д:  Разделить яблоки…

В: Ну, тогда не будем терять время и приступим к работе.

Дети  берут стулья и садятся за столы.

В: Посмотрите, у вас на тарелочках спрятались ёжики, давайте поселим их на полянку и расположим по росту. Сначала самый большой, потом …какой? А затем?

Дети высказывают предположения, как расположить ежей. Приходят к общему мнению, что сначала большой, потом – средний, и маленький. Затем наклеивают.

Теперь, когда ежи идут по порядку, пришло время поделить между ними яблоки. Найдите их на ваших тарелочках. Посмотрите, все ли они одинакового размера? Какие они?.. А как вы бы разделили яблоки, какое яблоко получил бы каждый из ежей? Почему?

Дети высказывают предположения, как разделить яблоки. Когда дети придут к выводу, что самому большому ежу – самое большое яблоко, среднему – среднее, а маленькому – самое маленькое, потому, что им так легче будет нести яблоки. Наклеивают яблоки. Затем дети проверяют правильность выполнения работы и несут их к ежу. Он благодарит детей и дарит медали в виде яблок.

Старшая группа

АППЛИКАЦИЯ «ВЕСЕННИЙ  БУКЕТ ДЛЯ КУКЛЫ  АЛЁНКИ».

ПРОГРАММНЫЕ  ЗАДАЧИ: Формировать умение разрезать круг пополам. Продолжать формировать умение разрезать прямоугольники по диагонали. Развивать умение составлять из полученных форм цветы. Стимулировать желание изготовить подарок.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:  Рассматривание иллюстраций с весенними цветами.

МАТЕРИАЛ: Материал – это нетканые салфетки. Круг желтого цвета (3 см.)- 2шт., круг (1 см.) розового цвета-2 шт. и жёлтого- 1 шт., прямоугольники голубого или фиолетового, и зелёного цветов (2\4 см.)- 2 шт., полоски (0,5\10 см.)-3 шт., бант из атласной ленты, салфетка, клеёнка, кисть клеевая, клей.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Дети стоят в кругу.

В: Ребята, у меня сегодня такое хорошее настроение и мне очень хочется и вам его передать. Предлагаю игру «Весёлые приветствия». Нужно поздороваться сначала ладошками, пальчиками, коленочками, спинками. Здорово! Вам понравилось?

Д: Да!

В: Ребята, пока мы веселились, к нам в гости пришла кукла Алёнка. Здравствуй, Алёнка! Какая ты нарядная, красивая! Она первый раз у нас в группе, и ей очень хочется всё рассмотреть, не будем ей мешать.

В: (шёпотом) Ребята, а я случайно узнала, что у нашей гостьи сегодня день рождения. Как же нам её поздравить?

Д: Подарки подарить!

В: Конечно, правильно! И я предлагаю, раз на дворе весна, и всё кругом начинает оживать, подарить Алёнке самые первые, самые ранние весенние цветы. А скажите, что это за цветы?

Д: Подснежники, нарциссы …

В: Да, ребята, правильно! Тогда присаживайтесь на свои места и приступайте к работе.

Далее дети наклеивают стебли, серединки цветов, листья. Разрезают по диагонали прямоугольники, наклеивают. Разрезают круги пополам, а затем ещё раз пополам уже половинки, наклеивают. На стебель центрального цветка приклеивают бант из атласной ленты.

В: А теперь подарите свои цветы кукле Алёнке. (Дети раскладывают свои работы около куклы). И теперь для именинницы давайте споём нашу песенку – поздравление «Каравай».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Развитие речи детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»

Речь человека  - это показатель его развития. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми  богатствами родного языка.Детский сад - это первая ступень системы образования, и...

Семинар-практикум "Использование детских музыкальных инструментов для развития творчества детей дошкольного возраста в самостоятельной художественной деятельности"

Воспитатель создаёт развивающую среду, в которой ребёнок себя реализует, т.е. начинает действовать. Использование д.м.и. в самостоятельной деятельности даёт возможность ребёнку для самовыражения, проя...

Развитие речи детей дошкольного возраста в разных видах деятельности.

Проблема развития речи дошкольников является комплексной.Комплексный подход к решению задач развития речи и речевого общения в детском саду состоит в значительном увеличении возможностей каждого ребён...

Развитие речи детей дошкольного возраста по средством театрализованной деятельности

Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это многообразная деятельность.Дошкольный возраст &ndash...

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня воспитателя высшей квалификационной категории "Развитие речи детей дошкольного возраста в различных видах деятельности"

Воспитатель, прежде всего, друг для детей, их помощник, советчик и союзник. Не человек, дающий готовые истины, а странник, всегда находящийся в пути. Поиск путей решения проблем должен быть присущ как...

Статья "Развитие речи детей дошкольного возраста с использованием театрализованной деятельности и сюжетно - ролевой игры"

Тема развития речи довольно остро стоит в группе любой направленности. Существует множество форм и методов работы по этому направлению. Меня интересует театрализованная деятельность дошкольников, поэт...

«Идите, дети, в мир большой дорогами добра!» (Развитие эмпатии детей дошкольного возраста через музыкально-игровую деятельность.)

На фоне  прогрессивных изменений требований современного общества, где главное внимание уделяется интеллектуальному развитию ребенка, а главным критерием является объем усвоенных им знаний,...