Художественное творчество
консультация по аппликации, лепке (старшая группа) по теме

«Художественное творчество» (из личного опыта) Старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл khudozhestvennoe_tvorchestvo.docx27.82 КБ

Предварительный просмотр:

              «Художественное творчество»

                    (из личного опыта)

                     Старшая группа

 Прослушано  на  педагогическом чтении

 

                                                               Подготовила и провела

                                                               Воспитатель: Анохина Е.В.

                                                                МДОУ детский сад № 50 «Сказка»

                                                               2013 год

                                                               г. Кимры

                                                               Тверской области

                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                                       

      Художественное творчество имеет большое значение для всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста. Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение цели формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей самовыражение через решение следующих задач:

    1. Развитие художественной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд)

    2. Развитие детского творчества.

    3. Приобщение к изобразительному искусству. При организации образовательного процесса образовательная область «Художественное творчество» интегрируется со следующими образовательными областями: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Музыка», «Труд». Принципы интеграции, объединяющие различные образовательные области разные виды деятельности, приёмы и методы в единую систему, реализуются на основе комплексно-тематического планирования. Принцип интеграции мы решаем через организацию различных форм образовательного процесса:

1. Совместная деятельность воспитателей и детей (здесь мы используем информационно¬рецептивные методы, занимательные показы, свободные художественные деятельности, индивидуальные работы с детьми, рассматривание произведений живописи, сюжетно-игровая ситуация, художественный досуг, конкурсы, эксперименты с материалом, обучение, опыты, дидактические игры, обыгрывание незавершенного рисунка, наблюдение).

2. Самостоятельная деятельность детей. В самостоятельной деятельности мы используем эвристические исследовательские методы создания проблемных ситуаций, игра, задание для самостоятельных наблюдений, рисование по замыслу, рассматривание картин, иллюстраций о природе.

3. Взаимодействие с семьёй: выставки совместных работ родителей и детей, художественные досуги с участием родителей, оформление группы и участка детского сада, консультативные встречи, открытые занятия «День открытых дверей».

     Проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности. Чтобы добиться творческих успехов мы поставили следующие задачи:

1.        Формирование устойчивого интереса к изобразительной деятельности

2.        Развитее образного эстетического восприятия

3.        Формирование эстетического отношения к предметам и явлением окружающего мира, произведениям искусства, к художественно-¬творческой деятельности.

4.        Воспитание самостоятельности, развитие умения активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, лепке и аппликации, используя выразительные средства.

5.        Совершенствование умения изображать предметы, передавая их форму, величину, строение,   пропорции, цвет, композицию.

6.        Развитие коллективного творчества. Воспитание стремления действовать согласованно, договариваться между собой о том, какую работу каждый будет делать.

7.        Формирование умения замечать недостатки своих работ и исправлять их, вносить дополнения для достижения большей выразительности создаваемого образа.

      Свою работы над выполнением поставленных задач я начала с создания условий и выполнения материала в уголке «Художественное творчество». Были сделаны следующие альбомы: "Портреты известных художников", "Натюрморт", "Сказочно-¬былинный жанр", "Пейзаж", "Декоративная роспись", "Русские узоры", " Народные промыслы". Приготовила для детей следующие игры: "Соедини по линии и раскрась", "Какое настроение", " Составь композицию", "Узнай элемент узора". Пополнила развивающую среду необходимым материалом: (гуашь, акварельные краски, палитра, кисти, фломастеры, восковые мелки, трафареты, цветная бумага и картон, шаблоны птиц животных и зверей, и прочий разнообразный материал). С целью выявления уровня творческих способностей у детей в изобразительной деятельности была проведена диагностика. Диагностика проводилась в начале года, в середине, в конце года. Сравнительный анализ данных позволяет сделать вывод: уровень творчества детей повысился, показатели улучшились. Для решения поставленных задач я использовала методику изобразительной деятельности Т.С. Комаровой, Р.Г. Казаковой "Рисование с детьми дошкольного возраста", Г.Н. Давыдовой, Т.А. Цквитария "Нетрадиционные техники рисования", журналы "Дошкольное воспитание".

На занятиях обращала внимание на разнообразие цветов, их оттенков; учила детей смешивать краски для получения нужного оттенка. Применяла такие методы: словесный, наглядный, практический, игровой. Давала детям возможность применить на практике и в реальной жизни, развивать художественно-¬творческие способности, создавать новые работы. В процессе работы я использовала нетрадиционные техники рисования. Новые материалы, красивые и разные дают возможность их выбора, помогают не допустить в детской изобразительной деятельности однообразия и скуки. Дети испытывают радость, у них поднимается настроение. Дети обдумывают замысел, мотивируют выбор изобразительных средств, учатся самостоятельно создавать художественные образы в рисунках, ставят цели и выполняют их. Дети любят изображать то, что для них на данный момент интересно: себя, своих друзей, родных и близких, образы окружающего мира, явления природы и яркие события реальной жизни. Темы рисунков часто придумывают сами, исходя из событий на данный момент.

При организации образовательного процесса по «Художественному творчеству» я использую следующие нетрадиционные техники изображения: рисование пальчиками и ладошкой, рисование по шаблону, рисование поролоном, кляксография, рисование по мокрому и прочие техники рисования. В работе мы используем такие средства: коктейльные трубочки, поролоновые губки, зубные щётки, ватные палочки и прочие. Нетрадиционные техники - это толчок к развитию воображения, творчества, проявления самостоятельности, и инициативы, выражения индивидуальности.

 

     Свою работу по развитию творческих способностей я провожу не только на занятиях, но и в самостоятельной и в совместной деятельности. В совместной деятельности - мы сами творческие участники. Одни и те же задачи и проблемы мы решаем разными путями, что окружающий мир богат и разнообразен и может быть осмыслен в самых разных позициях. Коллективная форма творчества сближает детей, развивает навыки культуры общения. Составление совместных композиций способствует развитию опыта общения между детьми, дети учатся управлять своим поведениям и планировать свои действия.

     Мной были подготовлены следующие выставки детских рисунков: «Моя любимая мамочка», «Ветвистые деревья», «Снег идёт», «Лебеди», «Аквариум», «Корзина с цветами», «Осенний парк», «Космос», «Сказочные птицы», «Цветущий сад», «Весёлый хоровод» и много других работ.

     Моя работа проходит в тесном содружестве с родителями. Были организованы совместные выставки рисунков родителей и детей: "Новогодний праздник", "Моя любимая сказка", "Любимые герои мультфильмов". Провела с родителями консультации на тему: "Как привить желания рисовать", "Путешествие в страну красок". Привлекала родителей к оформлению участка детского сада и группового посещения к праздникам.

          Программа по художественному творчеству предусматривает развитие интереса к различным видам искусства. Используя лучшие произведения искусства я воспитываю у детей интерес и способность эстетически воспринимать картины. Я как на занятиях, так и в повседневной жизни предлагаю детям для рассматривания картины разных жанров, в которых художники передают красоту родной природы, жизнь людей, сказочные образы. Сказки помогают развивать у детей фантазию, усваивать нравственные понятия (добро, зло), а так же знакомят с отдельными понятиями в изобразительном искусстве. Дети эмоционально отзываются на произведения искусства, в которых переданы разные эмоциональные состояния людей. Это способствует развитию эмоциональной отзывчивости о природе, побуждают у детей добрые чувства ко всему живому, желание проявить заботу о птицах, рассматривая картины мы воспитываем у детей уважении к труду, желание самим в нём участвовать. Яркие цвета красок вызывают у детей радость, весёлое настроение. Рассматривали с детьми такие картины: А.К. Саврасов "Грачи прилетели", А. Мухин "Последний снег", И.И. Левитан "Весна", "Большая вода". Отмечали с детьми, что в картине отображены разные настроения природы (тоскливое, радостное). Обращали внимание на цвет снега, с помощью каких красок художнику удалось изобразить снег, небо, время суток, состояния погоды, настроение картины. На картине  Ю. Ракшина "Последний снег" - снег хоть и тает, но грусти мы не видим и не ощущаем, так как с неба на снег падают розовые лучи солнца. Постоянно на прогулке с детьми наблюдаем за явлениями природы. Всё увиденное дети стараются отобразить в своих рисунках. Дети любят вырезать и наклеивать разные цветы, составлять декоративные композиции из цветов, листьев, веток, лепят рыбок, птиц, зверей. Особый интерес у детей вызывает изображение бабочек, жучков, паучков, птиц, рыб, диких и домашних животных. Все виды искусства нужны детям: художественная сказка и присказка, игрушка, загадки и пословицы, песни и инструментальные пьесы, картины, и декоративные изделия - всё то, с чего начинается знакомство ребёнка с искусством. У нас в группе имеется "Полочка красоты", где я выставляю лучшие детские работы, учимся их анализировать, также выставляем предметы народно-прикладного и декоративного искусства.

         Совместный творческий труд приносит радость и становится прекрасной формой духовного общения. На занятиях по ручному труду я широко использую конструирование из природного матери-ала, бумаги, картона, использую нетрадиционный материал: проволоку, поролон, бумажные салфетки, пластмассу, ватные тампоны, различные виды ткани, кожу, мех, остатки цветной пряжи и прочий материал. Эти занятия развивают у детей воображение, фантазию; учат внимательно всматриваться в окружающий мир, видеть в плодах, семечках, кореньях интересные образы, которые можно совершенствовать путём составления, соединения различных частей, при этом используются разнообразные соединительные материалы. Использование различного материала повышает творческий интерес к работе, объёмное пространственное мышление, мелкую моторику рук, учит логическому мышлению, ориентированию в пространстве, получают знания о свойствах материала. Создавая поделки, дети стараются выполнить их правильно, красиво, довести начатое дело до конца.

     На занятиях по ручному труду делали с детьми: конфеты, овощи, фрукты, кондитерские изделия для сюжетно-ролевых игр "Магазин", "Семья". Из использования после шампуня пластмассовых флаконов делали лодочки, кораблики, дополняя и оформляя дополнительным материалом. Круглый флакон из-под духов использовали в качестве основания для фигуры человека или животного. Родители с  фабрики печати принесли различного цвета и формы картон. Дети с интересом делали подарки для пап "Солдатик", самостоятельно подбирали соответствующие формы, размеры и цвета картона. Детям нравится работать с ножницами, наклеивать различные детали, создавая образы. Детьми были сделаны разнообразные поделки: гусеница, черепашка, божья коровка, солнышко, весёлый человечек, цветик-семицветик и многое другое. Все свои поделки дети используют в сюжетно-ролевых играх и играх-драматизациях. Из бумажных салфеток дети любят вырезать цветы, создавая из них разные композиции, панно. Готовые работы выставляются для показа родителям, используются для оформления группы и раздевалки. Недаром говорят о том, что высшей формой самостоятельности детей является творчество. Совместное творчество приносит радость и становится формой духовного общения.

     Знания, полученные в изобразительной деятельности и по ручному труду,  дети применяют в игровой деятельности. Для показа кукольного спектакля "Волк и семеро козлят" дети использовали героев, сделанных из пластилина. Герои сказки получились разные по внешнему виду, характеру. Дети дали характеристику своему герою: пушистый, любознательный, шустрый, прыгучий, спокойный, непослушный. Декорацию леса использовали из картона, сделанного на занятиях по ручному труду. В сказках "Кот, петух и лиса", "Лиса и заяц"- одна группа детей рисовала декорацию леса, другая - лубяную и ледяную избушку, третья группа детей готовила маски, детали костюмов и атрибутов для исполнения ролей лисы, петуха и других героев сказки. Дети уже приобрели какие-то навыки, им есть из чего создавать роли. Они сами придумывают мизансцены,  используют интонацию, движение и жест согласуются. Каждую роль в показе спектаклей играет красочность и выразительность костюмов, и за это особая благодарность родителям, за их выдумку, фантазию и творчество, за изготовление костюмов для театрализованной деятельности. Дети легко создают эмоциональную обстановку в спектаклях (праздничность, торжество). Все приобретённые знания, художественные навыки я направляю на формирование коллективного отношения в игре, воспитываю взаимопомощь, уважение, взаимовыручку. Взаимопомощь в театрально-игровой деятельности способствует повышению активности, отношению к игре, углубляет образное познание действительности и искусства. Проявляя творчество у детей обогащается жизненный опыт, художественные впечатления. Чем богаче опыт детей, тем ярче будут их творческие проявления в разных видах деятельности. Творческий процесс - это настоящее чудо. В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь. В заключении хочется сказать, чтобы деятельность детей была успешной, надо заботиться о том, чтобы занятия приносили только положительные результаты - это будет подкреплять у детей уверенность в собственные силы.

 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ФГТ для младшего дошкольного возраста "Знакомство с творчеством художника Ю.А.Васнецова по мотивам сказки К.Чуковского "Краденное солнце"(образовательные области: художественное творчество, познание, коммуникация).

Занятие по ФГТ для младшего дошкольного возраста«Знакомство с творчеством художника –иллюстратора Ю.А.Васнецов  по мотивам сказки К.Чуковского «Краденое солнце»(образовательные области: худ...

Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество».Роль художественной иллюстрации в формировании интереса дошкольников к художественной литературе

Ккнижная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражаю...

Oзнакомление с художественной литературой .Весеннее настроение. Приобщение к художественной литературе и художественное творчество.

Цели:познакомить дошкольников с русской поэзией, c картинами известныххудожников; с музыкой П.И.Чайковского,развивать художественно-творческие способности детей,создать радостное весеннее настроение....

Перспективное планирование по художественному творчеству. Раздел "Изобразительное творчество"

Данный перспективный план предназначен для подготовительной к школе группы...

НОД Художественное развитие "Вальс цветов"Данное занятие разработано с интеграцией образовательных областей: познание, чтение художественной литературы, музыка, физическая культура, художественное творчество. Игровая мотивация учебной деятельности вызыва

Данное  занятие разработано с интеграцией образовательных областей: познание, чтение художественной литературы, музыка, физическая культура, художественное творчество. Игровая мотивация учебной д...

Направление : художественно–эстетическое развитие. Образовательная область: художественное творчество. Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, безопасность, познание, физкультура, художественное творчество, художественное слово.

Направление : художественно–эстетическое развитие.Образовательная область: художественное творчество.Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, безопасность, познание, физк...