проект "Дымковская игрушка"
проект по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Данилова Елена Викторовна

Дымковская игрушка является одним из старейших русских народных глиняных промыслов. Он впервые возник 400 лет назад и до сих пор не потерял своей актуальности. На протяжении этого времени менялся облик дымковской игрушки, но особенность ее изготовления, делающая ее уникальной, оставалась прежней..  Дымковская глиняная игрушка представляет блестящую художественную и педагогическую страницу в истории русского народного творчества.

       Детское изобразительное творчество во многом сходно с тем , что мы видим в народном искусстве. Смелое сочетание цветов, так любимое детьми, простота формы – всё это мы находим в дымковской игрушке. Всё это близко и доступно детям.

Произведения народного искусства просты по форме, ясны по замыслу и поэтому они так легко воспринимаются детьми.. В процессе создания предметов декоративно – прикладного искусства у детей закрепляющие знания эталонов формы и цвета, формирующие чёткие и достаточно полные представления о предметах декоративно – прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны потому, что, как писал Н. Д. Бартрам  «вещь» сделанная самим ребёнком соединена с ним живым нервом, и всё, что передаётся его психике по этому пути, будет неизменно живее, интереснее, глубже и прочнее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dymka.docx328.47 КБ

Предварительный просмотр:

    Проект «Дымковская игрушка»

Для старшей группы (краткосрочный)

(с11.1220.18 по 18.12.2018)

C:\Users\елена\Desktop\работа\дымка\0_5ec59_7ef514df_XL.jpg

г.Невинномысск декабрь 2018

Проект «Дымковская игрушка»

 

Тип проекта: познавательно-творческий  

Вид проекта: творческий

Продолжительность: краткосрочный

Срок реализации: 1 неделя

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель Данилова Е.В., родители.

Актуальность:

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народной дымковской игрушки. А ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.  А родители узнают о существовании изделий народно – прикладного искусства из предложенного материала воспитателем в родительском уголке, а также поучаствуют в проекте  и многое узнают.

Проблемные вопросы проекта:

 -Зачем человеку знать историю и культуру наших предков?

-Откуда пришло название «Дымковская игрушка»?

-Какие цвета используют художники?

-Какими элементами расписаны изделия?

-Какое настроение создают эти изделия?

Цель проекта: формирование у детей познавательно-творческого интереса к русской народной культуре, через ознакомление с дымковской игрушкой, и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.

Задачи проекта.

- Прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с народным искусством, любовь к Родине, воспитывать гордость за свою страну.

- Познакомить детей с историей дымковской игрушки.

-  Развивать познавательные и творческие способности детей.  

- Развивать умение рисовать простейшие элементы.

- Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение.

-Формировать умение создавать узоры.

-Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству

Предполагаемый результат:

- Дети познакомятся с одним из старинных промыслов Росси - Дымковской игрушкой.

- Дети познакомятся с разнообразием видов Дымковских игрушек, с историей создания этих игрушек;

- Дети познакомятся с новыми малыми фольклорными формами, пополнят свой словарный запас; -совместная творческая работа еще более сблизит детей и родителей.

 

Содержание деятельности:

 Этапы проекта:

1 этап. Подготовительный.

 Выбор темы проекта и формы его защиты.

 Подбор материала и литературы по данной теме.

Подбор дидактических игр.

2 этап. Выполнение проекта.

 Знакомство с историей создания дымковской игрушки.

Рассматривание разных дымковских игрушек

Систематизация знаний о культуре русского народа.

3 этап. Заключительный.

 Создание сюжетной композиции «В царстве дымковских игрушек»

Ожидаемые результаты:

-Дети познакомятся с историей дымковской игрушки.

-Сформируются умения рисовать простейшие элементы дымковской игрушки.

- совершенствуются умения создавать узоры по собственному замыслу.

- появится интерес к искусству народных мастеров

План реализации проекта:

Подготовительный этап:

Беседы: «Знакомство с дымковской игрушкой «В мире дымковской игрушки».

Рассматривание иллюстраций, картин, журналов, книг, демонстрация дымковских игрушек. Внимание направлено на особенности дымковской игрушки.

Организационный этап:

Понедельник

Заучивание стихов о дымковских игрушках.

Цели и задачи: продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками, воспитывать эстетическое отношение к предметам, способствовать общему развитию ребёнка, развивать внимание, память.

Форма и содержание:

Беседа «Дымковские игрушки»

Д/игры «Составь узор», «Что изменилось»

Вторник

Занятие «Дымковская игрушка, такая она разная»

Цели и задачи: расширять знания детей об истории культуры русского народа, истории возникновения промысла, воспитывать эстетические чувства.

Форма и содержание:

Презентация о дымковской игрушке (слайды с описанием возникновения игрушки)

Д/ игра «Дымковская мозайка».  

Д/игра «Красота дымковского орнамента».

Среда

Калейдоскоп игр.

Цели и задачи: развивать интерес к русской культуре, поощрять желание играть в сюжетноролевые игры с игрушками, развивать диалогическую речь.

Форма и содержание:

С\р игра «Семья». Уголок ряжения (сарафаны с элементами дымк. узора и короны – перевоплощение в дымковских барышен).

Четверг

Творческая мастерская.

Цели и задачи: научить украшать силуэты дымковских игрушек.

Закреплять навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, полоски, волнистые линии, точки)

Форма и содержания:

 Украшение плоскостных изображений дымковской игрушки, роспись (конь, барышня, козлик), изготовление  объемной игрушки из бумаги (индюк), лепка объемной игрушки из глины (козлик),  из пластилина (барышня). ( работа с подгруппами детей).,

Пятница

Итог проекта:  создание сюжетной композиции «В царстве дымковских игрушек»

Цели и задачи: развивать творческие способности детей, мелкую моторику рук.

Форма и содержание

Выставка детских работ и  силуэтов игрушек, украшенных родителями: «В царстве дымковских игрушек».

Результат проекта:  

-участие в проекте 90% воспитанников группы.

- В процессе реализации данного проекта воспитанники более подробно познакомились с древнейшим промыслом России - Дымковской игрушкой; с историей ее появления на Руси; с видами и многообразием Дымковских игрушек, элементами узора росписи.

- родители расширили свои знания о Дымковской игрушке;

- заучивание стишков оказало благотворное влияние на речевое развитие детей;

- в процессе изготовления Дымковских игрушек ребята не только продолжили знакомство с русской народной игрушкой, но и получили положительные эмоции, а изготовление работ к выставке «Дымковская игрушка» еще более сблизило родителей и детей.

-Дети могут отличать дымковские игрушки от игрушек других мастеров.

В результате реализации проекта у детей появился устойчивый интерес к дымковской игрушке, дети научились хорошо ориентироваться на листе бумаги, усвоили цвета данной росписи, могут назвать все элементы, узнали приемы рисования и научились составлять узоры на различных формах.

- Ребята научились воспринимать прекрасное и доброе, любоваться красотой.

 -Фото отчет  проекта: «Дымковская игрушка».

Информационные источники:

1. Т. С. Комарова «Детское художественное творчество». – М. 2008г.

2. Н. Б. Халезова «Народная пластика и декоративная лепка в детсаду».

3 Лыкова И.А..

4. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детсаду».

Интернет ресурсы:

http://www.dymka.vetroff.com http://dymkatoy.ru/ http://www.metodkabinet.eu/Temkollekzii/NarodnyePromysly.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 1 младшей группы на тему "Любимые игрушки" в рамках тематической недели "Игры и игрушки"

Конспект итогового развлечения в первой младшей группе на тему: «Игрушки». Задачи: Образовательная область «Коммуникация»: - Способствовать расширению активного словаря детей по теме: «Игрушки». -...

Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»

Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф...

Музыкальные игрушки своими руками. Музыкальные игрушки и игры.

Для домашнего музицирования необходимы музыкальные игрушки и инструменты.  Они продаются в магазинах, но часть из них можно изготовить с ребёнком дома из подручных материалов. Так малыш заодно пр...

Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой на примере филимоновской игрушки

В работе раскрыта теоретическая часть для работы с детьми по ознакомлению их с филимоновской игрушкой....

Логодосуг "Раз игрушка, два игрушка".

Цель логопедического досуга создать праздничное позитивное  настроение у детей, закрепить лексико-грамматический материал по теме "Игрушки", изучаемого на логопедических занятиях. Элементы соревн...

Еще раз об игрушках или Игрушки для самых маленьких.

Всем известно, что игрушки детям необходимы, но как выбрать именно такие, которые будут полезны, с которыми ребенок будет играть долго? Подробнее остановимся на играх и игрушках, необходимых для полно...