Конспект НОД с детьми 6-7 лет по художественно- эстетическому развитию. Лепка.
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Блищ Анна Владимировна

Тема: «Нарядный индюк (по мотивам вятской игрушки)»

Задачи: Продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства. Учить лепить индюка из конуса и дисков. Создать условия для творчества по мотивам дымковской игрушки. Воспитывать интерес к народной культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepka_indyuk.docx18.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД  Художественно- эстетическое развитие. Лепка с детьми 6-7  лет

Тема: «Нарядный индюк (по мотивам вятской игрушки)»

Задачи: Продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства. Учить лепить индюка из конуса и дисков. Создать условия для творчества по мотивам дымковской игрушки. Воспитывать интерес к народной культуре.

Предварительная работа. Рассматривание дымковских игрушек. Беседа о народных промыслах. Декоративное рисование в альбоме для детского творчества
«Дымковские игрушки»

Оборудование. Глина, стеки, салфетки бумажные и матерчатые. У воспитателя – дымковская игрушка (индюк), схема с показом способа лепки, незавершённая модель для частичного показа изобразительной техники, доски для лепки.

Этапы работы

Действия педагога

(методы и приёмы)

Мотивация детей к деятельности

1. Помощь Индюку из Дымково.

Ребята, сегодня к нам в гости пришел Индюк. Хотите ли вы узнать , зачем он пришел? Я сейчас вам прочитаю письмо, которое он принес с собой. «Здравствуйте дорогие ребята! У нас случилось непоправимое. Совсем скоро у нас в селе Дымково, откуда я приехал, состоится выставка поделок. Но мы не сможем ничего показать, потому что кто-то украл все наши работы. Что нам теперь делать мы не знаем. Может быть вы нам поможете?» дети, мы можем помочь? А как мы сможем помочь.

Постановка цели детьми

Дети предлагают варианты решения проблемы.

Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности

Дети, я предлагаю вам рассмотреть несколько игрушек, которые сохранились у нашего индюка. Показываю детям несколько вятских игрушек (барыню, водоноску, лошадку, барана, козла, индюка), провожу краткую беседу о дымковских игрушках и напоминаю, что в старшей группе дети уже лепили нарядных лошадок и водоносок.но прежде чем мы приступим к работе, я хочу вам рассказать историю.

2. Рассказ «Свистунья»

 «Свистунья»:
- С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка, видно село Дымково. А почему оно так называется? В старину - и зимой, когда топились печи, и летом, когда туман поднимается от реки, -село это будто дымкой окутано. Здесь в далёкую старину и зародилась игрушка, которую так и назвали - «дымковская»... Вначале были только свистульки. Всю
зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. Вятский праздник свистунья проходит на большой площади. Когда к ней идёшь, кажется, что медленно взбираешься на какую-то большую гору. Потом понимаешь, что это свист. Летучий, пронзительный свист с лёгким нежным горловым оттенком. И когда попадаешь на площадь и идёшь среди свистящей на все лады, волнующейся толпы, кажется, что плывёшь по воздуху. На лотках и прилавках многолюдной весенней ярмарки торгуют наряженным весёлым товаром. Охотно разбирают его взрослые и дети. Свистом оглашается вся округа. Шумит народное гулянье, но громче всего слышится заливистый свист. Оттого и получил этот весенний праздник своё название - «Свистунья». Все люди смеются и бережно держат перед лицами глиняную небольшую игрушку, изображающую
двухголового зверя или барана с золотыми пятнами на боках. В хвост этому барану и свистят. Люди, идущие приложив к лицам этих разноцветных зверей, похожи все вместе на громадный пёстрый маскарад. А старухи на скамейке сидят да говорят: «В прежние времена свистели ещё здоровее. В прежние времена свистели и старики - к седой бороде приставит тоже барана, ходит и свистит». Этот блеск и свист сначала озадачивают, а потом поднимают на воздух, и так путешествуешь до вечера, а ночью во сне – в глазах и ушах стоит что-то яркое и радостно-нежное. Это праздник свистунья. С давних времён славится город Вятка этим праздником. В Вятке здорово свистят. В Вятке делают игрушки для свиста... (По материалам В. Лебедева «Вятские записки».)

3.Физминутка.

«Пингвины».

4. Гимнастика для глаз.

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.

Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности

5. Лепка. «Индюк»

А сейчас мы с вами будем лепить праздничных птиц - дымковских индюков. Постараемся, чтобы они были такие же сказочно красивые (показывает вятскую игрушку): узорчатый хвост как веер раскрыт, крылья как цветы с волнистыми
оборками по краю, а на гордой голове - корона, будто бутон розы с золотым ромбом, и бородка, словно гроздь винограда.
Красуется индюк всем на удивленье: «Разве я не хорош, разве не пригож; всем вышел - и повадкой и статью». Педагог уточняет, что повадка - это характер, настроение персонажа; индюк - сильный, уверенный, гордый. А стать - это фигура, осанка; индюк горделиво выпрямился, хвост раскрыл-распушил. Предлагаю детям ещё раз рассмотреть дымковскую игрушку - индюка (или его изображение) - и определить, как его лучше слепить. Уточняю ответы детей и показывает способ лепки на незавершённой модели:
- Сначала нужно создать исходную форму - конус (раскатываем прямыми движениями «туда-сюда», сильнее сдавливая в
ладошках с одной стороны) - это туловище: узкий конец - голова, широкий - туловище. Теперь делаем хвост - один
большой круг или полукруг (дети предлагают варианты способов лепки полукруга). Прикрепляем хвост снизу туловища.
Лепим крылья - маленькие круги или полукруги; крылья одинаковые по размеру, поэтому их удобнее сделать так: скатать
шар, сплющить в лепёшку - диск и разрезать пополам на два одинаковых полукруга - это и есть крылья. Ставим индюка
прямо перед собой, чтобы хвост был сзади, и прикрепляем крылья по бокам туловища на одном уровне; если крылья достаточно большие, они могут доходить до земли, так фигурка будет ещё устойчивее. Предлагаю детям слепить
праздничных индюков - нарядных красивых птиц с роскошным хвостом и гребешком-короной: «Рассматриваем индюка со
всех сторон, выравниваем там, где фигурка скособочилась (это не избушка на курьих ножках) и сглаживаем влажными пальчиками или салфеткой. А теперь оформляем - прищипываем пальчиками край хвоста или крыльев, чтобы получилась волнистая оборка, лепим ленту для короны и закручиваем её в бутон. Опять рассматриваем со всех сторон, медленно поворачиваем то в одну, то в другую сторону.  Дети берут по кусочку пластилин и начинают лепить. Выставляю технологическую карту по лепке «Индюк», чтобы дети поняли последовательность работы и могли вспомнить рациональные способы лепки. По ходу занятия помогает детям советами, индивидуальным показом, наводящими
вопросами.
  

Подведение итога

Ребята, кому мы сегодня помогали?? Как вы думаете, вы справились с поставленной задачей? Как вы думаете понравятся наши работы на выставке? Где мы можем использовать наши знания?

Рефлексия

Оформление выставки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия непосредственно образовательной деятельности с детьми раннего возраста по художественно-эстетическому развитию (лепка) "Украсим чашечку".

Конспект занятия для детей младшей группы по чудожественно-эстетическому развитию (лепка) "Украсим чашечку"....

Конспект совместной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. «Художественно-эстетическое развитие». Лепка из соленого теста по мотивам русской народной сказки «Рукавичка»

Конспект совместной деятельности педагога и детей Лепка из соленого теста по мотивам русской народной сказки «Рукавичка»...

Конспект НОД с детьми 5-6 лет Художественно-эстетическое развитие. Лепка.

Конспект НОД с детьми 5-6 лет Художественно-эстетическое развитие. Лепка.Тема: "Кружка для папы"...

Конспект образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «Художественно-эстетическое развитие». Лепка из бумажного теста по мотивам сказки «Колобок» Изготовление пальчикового театра.

Конспект образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста  «Художественно-эстетическое развитие».Лепка из бумажного теста по мотивам сказки «Колобок&raqu...