Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по декоративной лепке
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Воспитатель в ходе занятия закрепляет знания детей об истории создания чувашских свистулек. Обучает детей декоративной лепке. Занятие проходит с музыкальным сопровождением, с присутствием персонажа сказки. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ ПО ДЕКОРАТИВНОЙ ЛЕПКЕ

ТЕМА: ЛЕПКА ЧУВАШСКОЙ СВИСТУЛЬКИ

Цель: Приобщение детей к чувашской культуре и искусству.

Задачи: Закрепить знания детей об истории создания чувашских свистулек. Воспитывать доброту и желание помочь тем, кто попал в беду.

Предварительная работа: Дети на занятии ознакомлены с историей создания чувашской свистульки. Знакомство детей с мастером свистулек дедом-Архипом. Занятие по лепке из глины фигурки птицы. Ознакомление детей с чувашской волшебной сказкой «Батыр и Чиге-старик». Разучивание с детьми танца под мелодию свистульки.

Материал (атрибуты): ширма, фигура камня, кукла-старик, кукла-девочка, глиняные свистульки, музыкальная колонка.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель:

- Ребята, вы помните деда Архипа? А кто он? Почему его называют мастером свистулек? А как по-чувашски называют свистульки? Для чего их чуваши использовали раньше? Почему свистульки были маленькими?

Ответы детей.

Воспитатель:

- Молодцы, ребята, вы так много знаете о свистульках! Недавно я была в мастерской у деда Архипа и научилась лепить свистульки. Вы не хотите посмотреть на них? Я их оставила в мастерской у деда. Если вы согласны, то тронемся в путь.

Дети с воспитателем идут в путь. По дороге лежит камень, на котором написано: «Направо пойдёшь – к Чиге-старику попадёшь, налево пойдёшь – к деду Архипу попадёшь».

Воспитатель:

- Какой-то камень здесь появился. В прошлый раз его здесь не было.

Дети с воспитателем читают надпись на камне.

Воспитатель:

- Ребята, кто такой Чиге-старик? Из какой он сказки? Где он живёт? Если он злой колдун, то нам следует держаться от него подальше.

Ответы детей.

Кто-то стучит в дверь. Воспитатель с детьми выходят за дверь, а в это время из-за ширмы появляется Чиге-старик (кукла-старик), поворачивает камень на дороге, меняя направление, и прячется за ширму.

Воспитатель:

- Ну и чудеса! Мне показалось, что кто-то постучался в дверь, а там никого нет! У меня всё в голове перепуталось. Куда мы сейчас собрались?

Воспитатель с детьми ещё раз читают надпись на камне. Идут направо.

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, какая тропинка. Она вся чёрная! Что означает чёрный цвет у чувашей? А когда они использовали чёрный цвет?

Ответы детей.

Слышится песня.

Воспитатель:

- Какие чувства вызвала у вас эта песня? И мне кажется, что кому-то очень плохо и грустно. Давайте не будем ждать, а пойдём дальше и посмотрим. Как темно кругом! Но вы не бойтесь, на земле человек никого не должен бояться. Как писал чувашский поэт  К.В. Иванов:

Çакă çутă тĕнчере

Вăйли çук та этемрен

Шывсем çинче, çĕр çинче

Хуçа пулса вăл тăрать

перевод:

Нет сильнее человека

Во вселенной никого

Он на суше и на водах

Стал хозяином всего

Воспитатель:

- О чём говорится в этих строках?

Ответы детей.

За ширмой смеётся Чиге-старик.

Чиге-старик:

- Кто на земле хозяин? В моём царстве – я хозяин!

Он выходит и садится на ширму.

Чиге-старик:

- Ааа! Заблудились? Это я повернул камень на дороге и запутал вас! Ну я вас не отпущу! Заколдую и превращу в кукол!

Воспитатель:

- А мы тебя не боимся, злой колдун! Ты и ростом с ноготок! Кто тебя боится?!

Чиге-старик:

- Я с ноготок?! Посмотрите, каким я могу быть!

Кукла-старик начинает кружиться над ширмой, уходит за ширму и превращается в человека. (Вместо куклы-старика из-за ширмы выходит второй воспитатель в костюме Чиге-старика).

        

Чиге-старик:

- Сейчас я закрою вас вот здесь и будете сидеть тут до вечера! А вечером я превращу вас в кукол! Теперь можно и идти поспать.

Чиге-старик уходит за ширму.

Над ширмой появляется кукла-девочка.

Кукла-девочка:

- Не бойтесь, я помогу вам! Меня тоже когда-то поймал Чиге-старик и превратил в куклу. Я была мастерицей - вышивальщицей, а теперь в плену у колдуна. Но я знаю один секрет. Чиге-старик очень боится волшебной мелодии чувашской свистульки. А свистулькой может пользоваться только тот, кто умеет лепить её. Если вы научитесь лепить свистульки, то победите этого колдуна и спасёте меня.

Кукла-девочка выпускает воспитателя с детьми.

Воспитатель:

- Ребята, пойдём быстрее, у нас мало времени, надо быстрее спасти пленницу. Как мы могли заблудиться? Здесь всего-то две дороги и разные. Посмотрите, дорога, ведущая в мастерскую какого цвета? А что означает красный цвет?

Ответы детей.

Воспитатель с детьми идут по дороге. Доходят до двери мастерской и стучатся в дверь. К ним никто не выходит.

Воспитатель:

- Ну вот! А деда Архипа нет в мастерской. Наверное он пошёл к малышам показывать свистульки. Но у нас нет времени его ждать. Хорошо что он успел научить меня лепить свистульки из глины. Сейчас попробуем слепить их вместе с вами. Помните, как мы лепили из комка глины птицу?!

Ответы детей.

Воспитатель предлагает вылепить из комка глины птицу. Затем рассказывает и показывает, как нужно отметить стекой края желобка и выгрести его, чтобы края были ровные. Дети выполняют.

Затем воспитатель показывает, где и как нужно сделать отверстия.

Воспитатель:

- У чувашей есть такая пословица: «Куç хăрать те, ал тăвать» (перевод: «Глаза боятся, а руки делают»). Вот ваши руки тоже слепили такую сложную свистульку. Эти свистульки мы оставим в мастерской сушиться, а вот расписанные готовые свистульки мы возьмём. Эти свистульки слепила я.

Воспитатель с детьми идут спасать пленницу.

Воспитатель:

- Чиге-старик, выходи, мы к тебе пришли!

Воспитатель говорит детям:

- Как колдун выйдет, сразу засвистите в свистульки. В ваших руках они обязательно засвистят!

Чиге-старик выходит из-за ширмы. Дети начинают дуть в свистульки. Играет мелодия свистульки. Чиге-старик  закрывает руками свои уши, чтобы не слышать мелодию свистулек, быстро  расколдовывает пленницу и исчезает за ширмой. Кукла-девочка начинает кружиться над ширмой, уходит за ширму и превращается в девочку. (Вместо куклы-девочки из-за ширмы выходит девочка).

Воспитатель:

- Вот и справились мы с Чиге-стариком! Он ушёл в свою сказку. Больше он никогда к нам не вернётся, потому что мы научились лепить свистульки, а он очень боится волшебную мелодию этих свистулек!

Дети радуются.

Девочка благодарит детей:

- Спасибо вам! Вы спасли меня!

Воспитатель:

- А сейчас послушайте танцевальную мелодию чувашской свистульки.

Начинает играть мелодия свистульки. Дети с девочкой исполняют танец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи через театрализованную деятельность. Драматизация сказки «Лиса и волк»

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи через театрализованную деятельность. Драматизация сказки «Лиса и волк»...

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми средней группы Лепка «Зайчик»

Задачи:·                       Закрепить умение лепить знакомые предметы, состоящие из нес...

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по экспериментальной деятельности

В конспекте представлены опыты, расширяющие знания детей о свойствах воздуха. На примере опытов дети получат представление о том, что такое атмосферное давление....

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по опытно-экспериментальной деятельности во младшей группе «Куда сбежал воздух»

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по опытно-экспериментальной деятельности во младшей группе «Куда сбежал воздух»...

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшей группы по познавательной деятельности на тему: «Наши помощники»

В ходе совместной деятельности в игровой форме воспитатель формирует представление детей об органах чувств человека (глаза, нос, уши, язык, кожа), их функциях и значении.        ...