Конспект занятия
методическая разработка (подготовительная группа)

Шаяхметова Роза Ишмурзовна

Предварительный просмотр:

                                                  «Мы  идем в гости»

Праздник, посвящённый суверенитету Республики Башкортостан

Цель: Прививать детям любовь к культурному наследию своего народа, воспитывать толерантные отношения между народами, населяющими родной край.

Ход мероприятия:

Под музыку дети входят в зал и встают у стульчиков.

Ведущий: Ребята! Сегодня мы отмечаем славный праздник: День независимости Республики Башкортостан. Много лет прошло с тех пор, как башкиры и другие народы  живут одной дружной семьёй.

1. Ребёнок: Живут в стране республики

Как сёстры и друзья.

И все они единая,

Счастливая семья!

2. Ребёнок: Русский, татарин,

Башкир и мордвин.

Нашли самый верный

 для дружбы язык.

3. Ребёнок: Весь город наш украшен,

Украшен детский сад.

Сегодня очень славный

праздник у ребят.

4. Ребёнок: Взгляни, как богата наша земля.

Есть в ней и газ, и нефть, и руда.

Сильные люди в республике нашей

Любят трудиться всегда!

5. Ребенок: В наряд осенний мой Башкортостан одет

И мирный день шагает по планете.

Сегодня праздник радостный такой

Танцуйте, пойте, веселитесь, дети!

                                      «Осенняя песня»

6. Ребенок: Башкортостан, земля моя

Отчизна роз и соловья.

Башкортостан – страна певцов,

Страна стихов и храбрецов!

7. Ребёнок: Громко мы поём и пляшем,

Просто устоять нельзя!

Так в кругу прекрасно нашем,

Все мы тут друзья!

                                      Песня « Башкортостан»

В зал входит  девочка в башкирском костюме, здоровается по - башкирски.

Джигит: Һаумыһығыҙ. Мин Әҙилә булам. Услышала я веселье у вас и решила заглянуть к вам на праздник.

Ведущий: Добро пожаловать, мы всегда рады гостям!

Адиля: Я хочу с вами поиграть в башкирскую народную игру «Медный пень».

                                 Игра «Медный пень»

    Һаумыһығыҙ, мин – Эмиль. А как называется жилище башкир, вы знаете?

Дети: Тирмә”

Эмиль: Правильно! Кто со мной поиграет? Выходите!

                      Башкирская народная игра «Юрта».

Ведущий: А  на пригорке русская деревня! Давайте сходим туда в гости!

Дети: Давайте!

Дети идут по залу и встают в круг.

Выходит Русская красавица: Милости просим к нам в гости!

Ведущий: Здравствуйте! Мы пришли посмотреть, как вы живёте, как праздник отмечаете, в какие игры играете.

Василиса: Я вас одной научу, называется она «Жмурка».

Трём ребятам я колокольчики раздам, а ловить их будет водящий - Жмурка.

                   Русская народная игра «Жмурка»

Русская красавица: Приезжайте ещё к нам в гости!

          Музыкальная композиция «Яратам мин халҡымды!»                        

До свидания, ребята!  Һау булығыҙ!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнил : Нурмухаметов Шамиль, воспитанник подготовительной группы МБ ДОУ Детский сад «Тополёк» села Нугуш Руководитель : Шаяхметова Р.И. воспитатель старшей разновозрастной группы Консультант и фотограф : Нурмухаметов И.М.- зоолог-ихтиолог, соискатель научной степени кандидата биологических наук Кто такая веретеница?

Слайд 2

Познакомить с веретеницей, с её особенностями. Изучить отличия веретеницы от змей. Формировать бережное отношение ко всему живому. Цель:

Слайд 3

Предположим, если люди не будут путать веретеницу со змеями, они не будут их бояться и убивать. Гипотеза:

Слайд 4

Введение Мы с семьей любим отдыхать на природе, наблюдать, так как мои родители работают научными сотрудниками в национальном парке «Башкирия». На открытое занятие , по просьбе Розы Ишмурзовны , мы с мамой показали презентацию «Активный отдых». Там была размещена моя фотография с веретеницей в руках. Ребята стали спрашивать: «Шамиль, а ты не боишься змей, она тебя не укусила?» Я ответил, что это не змея, а безногая ящерица – веретеница. Оказалось, никто не знает об этой ящерице. Тогда Роза Ишмурзовна предложила мне изучить эту тему поглубже и рассказать друзьям о веретенице. Я расспросил папу, рассмотрел картинки, фотографии, вспомнил свои наблюдения и показал ребятам сходства и различия ящерицы со змеями.

Слайд 5

Она так похожа на змею. Чем же она отличается?

Слайд 6

Да, очень похожа на змею: 1. ног нет 2. сухая чешуйчатая кожа 3. язык раздвоен. Но есть и отличия

Слайд 7

У ящерицы есть настоящие веки, она может моргать. Отличие веретеницы от змей У змей веки сросшиеся и прозрачные. Она смотрит сквозь веко, как люди сквозь очки.

Слайд 8

Как и многие ящерицы, веретеница отбрасывает хвост в случае опасности. На фото у ящерица уже нет хвоста. Отличие веретеницы от змей Змеи хвост никогда не отбрасывают.

Слайд 9

Голова плавно переходит в туловище. Шеи нет. Чешуя гладкая, блестящая. Туловище слабо изгибается. Отличие веретеницы от змей Голова резко отличается от туловища. Чешуя ребристая, не блестит. Сильно изгибается.

Слайд 10

Веретеница достигает длины 40 см. Видит плохо. Имеет острое обоняние. Питается червями, улитками и личинками насекомых. Рождает живых детёнышей. Особенности



Предварительный просмотр:

Институт развития образования Республики Башкортостан

Кафедра дошкольного и предшкольного образования

                        Проект

на тему: «Природа родного края в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

                                   Руководитель: воспитатель

                                                                         подготовительной группы                      

                                                                          МБ ДОУ Детский сад «Тополёк»  

                                                                          с.Нугуш  Мелеузовского района                  

                                                                          Шаяхметова Роза Ишмурзовна.

               

                           

                                           

Нугуш -  2020

Назначения проекта:                                                                                            Проект раскрывает эффективные формы взаимодействия детского сада и семьи по формированию потребности детей в  знаниях о природе  родного края.                                    

Форма проведения: совместная деятельность воспитателя с детьми в форме  бесед, наблюдений, настольно – печатных игр, чтения художественной литературы, рассматривание иллюстраций, работа с родителями, организованная образовательная  деятельность.

Актуальность темы: Учеными уже давно доказано, что именно в дошкольном возрасте процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в любви к Родине, чувство национальной гордости не возникает само по себе, оно формируется постепенно с самого раннего детства. Понимание Родины у дошкольников связано с ощущением родного края, земли, на которой родился он и рос, с конкретными представлениями о том, что близко и дорого – с любовью к родителям, своим близким, своему дому, родным местам.

Вид проекта:  творческий, познавательный, исследовательский, информационный.

Продолжительность: краткосрочный (1 месяц).

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников.

Цель проекта:

Познакомить детей с особенностями культуры, быта, традициями башкирского народа;

Расширить кругозор детей, обогатить словарный запас;

Развивать познавательный интерес, желание узнать больше о культуре, экологии, традициях своей республики;

Воспитывать гуманное отношение к природе, любовь к малой Родине.

Задачи:

- для детей: Формировать бережное отношение к природе родного края; Формировать знания по культуре родного края; Продолжать учить понимать ценности каждого объекта природы, как источника материального и духовного развития общества; Обогатить интеллектуальную, информационную сторону детей; Формировать интерес к самостоятельному изготовлению поделок, отражающих национальное искусство башкир.

-для родителей: Обогащать детские – родительские отношения опытом совместной деятельности. Помочь своим детям запомнить историю и культуру родного края.

Ожидаемые результаты: последовательное приобщение детей к социальной этнокультурной действительности в познавательной, творческой деятельности.

                                                    Введение

         В настоящее время усилено внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства РФ и Министерства образования РФ. Так, в «Национальной доктрине образования Российской Федерации» подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость".

Решение проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связано, прежде всего, с особенностями возраста. Но хочется отметить, что детское восприятие - самое точное, а детские впечатления - самые яркие. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Потому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живёт не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладывать с детства.

Понятие патриотизм многогранно по своему содержанию - это и уважение к культуре своей республики, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. Для дошкольного периода характерны  наибольшая обучаемость, поддатливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то всё, что усвоено в дошкольном периоде, - знания, навыки, привычки, способы поведения, черты характера - оказываются особенно прочными и являются фундаментом дальнейшего развития личности. Если у дошкольников такого рода качества не будут сформированы надлежащим образом, то восполнить возникший недостаток позднее окажется делом весьма трудным, а подчас и невозможным.

Республика Башкортостан объединяет людей многих национальностей. У каждого народа устоявшаяся своя этническая культура, собственный язык, быт, традиции. Данный проект разработан в рамках внедрения ФГОС, с целью приобщения детей дошкольного возраста, родителей, сотрудников ДОУ к традиционной культуре и истории родного края и народов, проживающих в Республике Башкортостан.

Задача педагогов и родителей - как можно раньше пробуждать в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, селу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни. На содержание детской деятельности должно быть направлено особое внимание, так как, руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувствительную сферу ребёнка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, а также уточнять знания, формировать у детей начальное чувство Родины - правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям. Чтобы проводить эту работу с детьми дошкольного возраста педагог должен  использовать  педагогическое мастерство, опыт предков, накопленный веками.

   Учеными уже давно доказано, что именно в дошкольном возрасте процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в любви к Родине, чувство национальной гордости не возникает само по себе, оно формируется постепенно с самого раннего детства. Понимание Родины у дошкольников связано с ощущением родного края, земли, на которой родился он и рос, с конкретными представлениями о том, что близко и дорого – с любовью к родителям, своим близким, своему дому, родным местам.

 Проект предполагает развитие коммуникативных, изобразительных, музыкальных, физических способностей детей, их творческой активности через организацию и построение предметно-развивающей среды с использованием предметов быта, художественными произведениями народов, проживающих в Башкортостане, широкое использование игровой и познавательной деятельности.

                           

                             План реализации проекта

Октябрь

Совместная деятельность взрослого и детей с учётом ОД

1-я неделя

- Познавательные беседы: «Мы живем в России»; «Мой родной край Башкортостан»;

- Дидактическая игра: «Найди среди гербов разных стран герб России»;

- Рассматривание:  «Герб Башкортостана»;

- Чтение: «Егет, звавший на помощь нужду» Л. Кузьмин, башкирская народная  легенда «Башкорт»;

- Аппликация: «Украшение юрты башкирским орнаментом»;

- Настольно - печатные игры: «Башкирская посуда», «Башкирские узоры», «Узнай свой элемент башкирского орнамента»;

-  НОД: «Моя малая родина»;

- Презентация: «Моя малая родина» Суслова Мария;

- П./игра: «Липкие пеньки», «Медный пень».

2-я неделя

- Беседы: «Флаг Башкортостана»; «Поющий родник», «Лекарственные растения Башкортостана», «Башкортостан – мой родной край»;

- Рассматривание: «Национальные музыкальные инструменты башкир»; «Лекарственные растения Башкортостана»;

-Дидактическая игра: «Определи музыкальный инструмент»;

- Рисование: «Флаг Башкортостана»

- Чтение: Башкирская народная легенда «Курай»;

- НОД: «Музыкальные инструменты башкирского народа»;

- П./игра: «У медведя во бору », «Юрта».

3-я неделя

-  Беседы: «Башкирская пчела», «Мурадымовское  ущелье», «Озеро Аслы – куль», «Пещера Шульган – таш», «Где мы живём?», «Лес – наше богатство», «Лекарственные растения Башкортостана»;

- Дидактическая игра: «Сложи башкирский узор»;

- Ознакомление с художественной литературой: «Легенда о происхождении башкир», «Легенда о происхождении шиханов»;

-  П./ игра: «Айгуль и цыплята»;

- Дидактические игры: «Составь башкирский палас»;

- Конкурс чтецов: «Горжусь тобой!»;

- Исследовательская работа: «Кто такая веретеница?» Нурмухаметов Шамиль;

- Лепка: « Бочонок для меда».

4-я  неделя

- Беседа: «Что мы знаем о Башкортостане?»;

- Чтение: Башкирская сказка «Лиса - сирота».

- Дидактические игры:  «Сложи башкирскую посуду»,

«Башкирская национальная одежда»;

- П./ игра: «Хитрая лиса»;

- Конкурс рисунков: «Природа моего края»;

- Экскурсия в музей национального парка «Башкирия»;

-Развлечение: «Мы живем в Башкортостане!»;

- Выставка поделок родителей: «Народные умельцы».

Список литературы:

1.Агишева Р.Л., Губайдуллина Ф.Х. Я познаю Башкортостан: Учебная хрестоматия. Уфа, 2006.

2.Государственные символы России. ФЛАГ. ГЕРБ. ГИМН. М.: Издательство «Ювента». – 2003.

3.Дроздова Н.В. Занятие «Наш герб». // Управление ДОУ.2008.№4. С.-79.

4.Жирякова И.В. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику // Управление ДОУ. 2008. №4. С.- 77.

5.Маркова Н.А. Знакомство дошкольников с символами Российского государства. // Управление ДОУ. 2008. №4. С.- 85.

6.Мой родной дом: Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Под общ. ред. Т.И.Оверчук. М., 2004.

7.Рассказы по истории Башкортостана: Учебное пособие по курсу «История Башкортостана» / Под ред. И.Г.Акманова. – Уфа: Китап, 2001.

8.Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль, 2002.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила: воспитатель старшей группы Шаяхметова Роза Ишмурзовна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Знакомство с птицами Выполнила: воспитатель старшей группы Шаяхметова Роза Ишмурзовна

Слайд 2

Черный жилет, Красный берет. Нос ,как топор, Хвост,как упор.

Слайд 3

Спинкой зеленовата, Хвостиком желтовата, Черненькая шапочка И полоска шарфика.

Слайд 4

Непоседа пестрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая.

Слайд 5

Не ворона, не синица, Как зовется эта птица ? Примостилась на суку- Раздалось в лесу: «ку-ку!»

Слайд 6

На шесте дворец, Во дворе певец.

Слайд 7

Всех перелетных птиц черней, Он чистит пашню от червей.

Слайд 8

Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для родителей Выполнила: воспитатель старшей группы Шаяхметова Роза Ишмурзовна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правила поведения в детском саду Выполнила: воспитатель старшей группы Шаяхметова Роза Ишмурзовна

Слайд 2

1) Во всем слушайся воспитателя

Слайд 3

2) Береги игрушки

Слайд 4

3) Обязательно мой руки перед едой!

Слайд 5

4) Кушай аккуратно

Слайд 6

5) Люби свой детский сад-это твой второй дом


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила: воспитатель старшей группы Шаяхметова Роза Ишмурзовна Правила чистоты и порядка в детском саду

Слайд 5

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...