Выступление на педсовете "Нетрадиционные формы работы с бумагой"
материал по конструированию, ручному труду на тему

ГОРДИЕНКО ЛЮДМИЛА НИКОЛАЕВНА

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики, и ставят перед системой образования основную цель - воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Мы должны воспитывать у  детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию - т.е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 «НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ДЕТЕЙ С БУМАГОЙ»

(доклад на педсовете)

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики, и ставят перед системой образования основную цель - воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Мы должны воспитывать у  детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию - т.е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей.

Формирование творческой личности – одно из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве.

Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие, - усиление внимания к эстетическому воспитанию и формирование художественно-творческих способностей у всех детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях. Одно из главных условий – приоритетное внимание к специфическим детским деятельностям. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность детей в детском саду. Введение новых способов художественной деятельности, новых материалов и инструментов через творческие задачи, которые дети решают совместно с воспитателем и индивидуально, способствует решению учебных задач и заданий.

В процессе создания рисунка, поделки ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им, огорчается, если что-то не получается. В работе над своими произведениями ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем. Создавая работу, ребенок осмысливает качества предметов, запоминает их характерные особенности и детали, овладевает определенными навыками и умениями и учится осознанно их использовать. Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.

Работы отечественных и зарубежных специалистов (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель) свидетельствуют, что художественно-творческие деятельности выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние ребенка. Поэтому так важно широкое включение в педагогический процесс, в жизнь детей разнообразных занятий художественной, творческой деятельностью, создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить жизнь детей интересным содержанием, предоставить каждому ребенку пережить радость творчества. Здесь каждый ребенок может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.

Наиболее сложный и наименее разработанный вид деятельности – это творчество. Известно, что детское творчество – явление уникальное. Педагогическая мысль различных стран уже многие десятки лет исследует проблему природы возникновения детского творчества.

Материал и опыт по исследованию детского творчества накапливались с годами. Постепенно вырабатывался правильный подход к этой проблеме. Психолог Л. Выготский отметил, что любая практика, любой опыт могут быть усвоены двумя путями. Один из них – воспроизводящий, репродуктивный. В его основе лежит точное повторение ранее выработанных приемов поведения. Другой путь основывается не на воспроизведении готовых способов, а на творческой переработке, создании новых образов и действий. А.А.Волкова, характеризуя творчество дошкольников, писала: «Воспитание творчества – разностороннее и сложное воздействие на ребенка. Мы видели, что в творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество.

Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями – значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными – значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное ими».

Эти вопросы от своих воспитанников «А я хорошо сделал?», «У меня красиво получилось?» часто слышит каждый, каждый, кто старается понять ребенка, ввести его в мир творчества, фантазии. Дети очень любят рассматривать свои поделки, рисунки, изделия и т.д. Они могут возвращаться к ним неоднократно. Мы постоянно видим живой интерес детей к созданным им изделиям, в которых они находят все новые и новые привлекательные подробности.

И.Я.Лернер утверждает, что творчеству можно учить, но это учение особое, оно не такое. Как обычно учат знаниям и умениям.

Создавая изображение, ребенок осмысливает качества изображаемого, запоминает характерные особенности и детали разных предметов и связанные с их передачей действия, продумывает средства передачи образов в рисунке, аппликации, изонити.

Художественная деятельность ребенка приобретает художественно - творческий характер постепенно, в результате накопления, уточнения образов - представлений и овладений способами изображения. Продуктом художественно - творческой деятельности является выразительный образ. С самого начала ребенка надо учить правильно, пользоваться разными изобразительными материалами, т.е. учить технике рисования (равно как и технике изонити, аппликации).

Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе в работе с разными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из бумаги.

Техника работы с бумагой может быть различной:

  1. обрывная и вырезная аппликация,
  2. техника мозаики,
  3. поделки в технике «оригами»,
  4. создание различных объемов,
  5. использование  техники «бумагопластики»,
  6. техники бумагокручения.

В создании поделок в интегрировании с нетрадиционными техниками бумаги доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются, и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиться положительного результата.

Работа с нетрадиционными техниками бумаги  позволяет развивать трудовые умения и навыки: пользования иглой, клеем и т.д., приемом соединения деталей и поделок, создания выразительного образа в разных техниках. Сухомлинский В.А. писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Педагоги и психологи, занимающиеся проблемой развития художественного творчества и способностей детей, отмечают, что различные виды продуктивной деятельности, работа с разными материалами влияет на развитие способностей к творческой деятельности. Говоря о способностях, Т.С.Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами.

Работа с  нетрадиционными  техниками  из бумаги направлена на решение задач развития творческих способностей и познавательно - личностной сферы.

На первоначальном этапе необходимо постепенно подвести детей к умению самостоятельно рассматривать и анализировать образец. Это очень важно для развития творческого мышления ребенка.

В процессе работы развивается:

Мелкая моторика пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;

Сенсорное восприятие, глазомер;

Логическое воображение;

Волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца и т.п.);

Художественные способности и эстетический вкус.

Способствует формированию добрых чувств к близким, и дают возможность выразить эти чувства, ведь оригами позволяет сделать подарок своими руками;

Влияет в формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.

Позволяют детям испытать свои возможности и проявить способности:

Конструктивные – при создании фигурки из одного листа бумаги путем его неоднократного складывания, при изготовлении фигурки из нескольких деталей, сложенных в технике оригами, скручиванию бумаги, придавать ей разнообразные формы и соединенных с помощью клея;

Изобразительные – за счет частичной или полной дорисовки (вышивания) деталей, использования метода аппликации, применения цветовых сочетаний, чередования цвета, применение других материалов для интегрирования (крупу манки, песок, сахар и т.д.)

Аппликация – один из самых простых и эффективных способов работы с бумагой. Эта техника, основанная на вырезании деталей, наложении их на фон и закреплении, особенно подходит для занятий с детьми дошкольного возраста, так как их деятельность в этот период носит предметный характер, то есть, основана на активном взаимодействии с различными предметами. Поощряя проявление фантазии и творчества, нельзя забывать о закреплении уже освоенных умений и навыков: вырезание симметричных фигур из бумаги, сложенных в несколько раз, а также нарисованному контуру; силуэтное вырезание; различные приемы аппликации (обрыванием, объемная аппликация) – развитии чувства цвета, гармонии, пространственного и образного мышления.

Оригами – японское искусство складывания бумаги. Оно привлекло внимание многих жителей России, в том числе и педагогов, так как является не только увлекательным способом проведение досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движениями пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи. Японцы считают, что искусство ОРИГАМИ несет душевное успокоение и физическое оздоровление. Оно очень полезно для творческого и духовного развития детей. Ведь давно известно, что образное мышление и разговорная деятельность ребенка связаны с двигательной деятельностью руки.

Бумагокручение  основано на умении скручивать, полоски бумаги разной ширины и длины, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные и плоскостные композиции. Для бумагокручения можно использовать двухстороннюю бумагу для оригами или цветную бумагу для принтера.

В работе  по данной теме я  ставила следующую цель: создание педагогических условий для развития детского художественного творчества у детей  дошкольного возраста с использованием нетрадиционных приемов работы с бумагой и нитью.

Исходя из цели,  выдвинула  следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать литературу по развитию творческих способностей дошкольников с использованием нетрадиционных приемов и методов;
  2. Выявить уровни развития творческих способностей детей дошкольного возраста в бумажной пластике;
  3. Разработать систему интегрированных занятий по обучению детей  возраста с использованием нетрадиционных приемов и методов (составить эскизы, схемы, таблицы, конспекты занятий);
  4. Организовать и провести работы с  разнообразными методами и приемами обучения из бумаги для развития детского творчества.

Конкретные задачи заключались в выявлении у детей старшего дошкольного возраста уровня развития навыков в художественной деятельности, а именно умении использовать нетрадиционные приемы работы с бумагой.

Мы предложили детям различные сорта бумаги и дали задание: рассказать о них, их особенностях и что можно сделать из нее. С самого начала, детям предоставили самостоятельно выбрать бумагу, возможность посмотреть и потрогать каждый выставленный материал, подумать и выбрать, какую бумагу использовать в изготовлении поделки. Детям предлагали посмотреть несколько поделок выполненных с помощью нетрадиционных приемов (оригами, обрывание, бумагокручение, разные виды аппликации).

Во время наблюдения за работой ребенка отмечались следующие навыки и умения:

  1. навыки держания ножницы при вырезании;
  2. подбор нетрадиционных приемов и техники;
  3. подбор цветов.
  4. самостоятельность в выполнении поделки с помощью нетрадиционных приемов, умение их сочетать и комбинировать.

Наряду с полученными результатами выявила  качественную характеристику уровней выполнения задания и выделила  уровни:

низкий уровень: не проявляет интерес и желание работать, не владеет техническими и художественными навыками и умениями.

средний уровень: проявляет интерес и желание работать, частично владеет техническими и изобразительными навыками и умениями.

высокий уровень: испытывает удовлетворение и радость при выполнении задания, владеет техническими и изобразительными навыками и умениями, проявляет самостоятельность, инициативу и творчество.

Проанализировав данные пришла  к выводу: для развития художественного творчества художественных навыков детей  дошкольного возраста необходим системный подход и условия формирования навыков через организацию кружковой работы по ознакомлению и обучению нетрадиционным приемам и технике работы с бумагой.

В соответствии с задачами, указанными выше разрабатываю  систему интегрированных занятий по технологии различных техник, осуществление которых в комплексе будет эффективным в развитии художественных навыков дошкольников.

Начиная работу по обучению созданию поделок, основное внимание обратила  на освоение детьми основных приемов. Но это не значит, что необходимо исключить творческие задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей.

При обучении различным способам преобразования бумаги наиболее значительное место среди используемых методов и приемов  занимает  показ способов работы. Изобразительная деятельность детей  дошкольников имеет свои особенности. Связано это с тем, что дети  еще не окрепли физически, начался процесс окостенения кисти рук, укрепились мелкие и крупные мышцы рук.

Опыт ребенка дошкольника  в восприятии общей формы предметов есть, но они не всегда могут точно определить ее особенности и пропорции. Ребенок становится самостоятельнее в анализе предметов, выборе способов  работы, его изделия делаются все более разнообразными.

Цикл образовательных задач направлен на знакомство с технологией  работы и обучение детей  данной технике, умение передавать особенности форм и строения предметов, использование сочетание цветовых оттенков, на формирование и закрепление технических умений и навыков.

Цикл развивающих задач направлен на развитие таких технических процессов, как восприятие, внимания, память, обзорное мышление и творческое воображения.

Цикл воспитательных задач направлен преимущественно на воспитания интереса,  чувство коллективизма и эстетического вкуса. На воспитании самостоятельности и инициативы, а так же желание творить и радоваться от полученного результата.

Перед тем как приступить к занятиям с  бумагой, не забудьте подготовить рабочее место. Занимаясь с подгруппой (5-6 человек), постарайтесь, чтобы каждый ребенок сидел за отдельным столом. Столы надо расположить так, чтобы моги видеть всех детей, а дети могли видеть друг друга и свободно друг с другом общаться.

На занятиях широко применяю  игровые приемы, сюжетные моменты, загадки, этюды и.т.д. В  другие дни проводила  предварительные работы по предстоящим темам.

Таким образом, с помощью комплексного подхода и системы использования интегрированных занятий нетрадиционных приемов работы с бумагой  я  проводила  работу по развитию детского художественного творчества. В ходе работы  отмечала  положительное влияние интегрированных занятий  на развитие художественных навыков у детей.

Специальные методы и приемы, способствующих развитию творческих способностей у детей старшего возраста по нетрадиционным  приемам  работы с бумагой усваивается дошкольниками.. У детей под воздействием впечатлений от новых находок  с интегрированием нетрадиционными техниками  бумаги проявляются новые оригинальные способы преобразования, похождение соответствующих  выразительно-художественных средств, для воплощения доступных и различных художественных поделок.

Таким образом, проведение  занятий нетрадиционными приемами работы с бумагой положительно влияет на развитие творческих способностей у детей  дошкольного возраста и мотивации в достижении успеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: «Нетрадиционные формы работы с бумагой (оригами)».

Методическая разработка по теме: «Нетрадиционные формы работы с бумагой (оригами)»    Воспитатель:Бударина Алла ФедоровнаГБДОУ №97 Красногвардейского р-наГ. Санкт-Петербурга....

Познавательный досуг с элементами творческой деятельности (нетрадиционная форма работы с бумагой) по тематике « Насекомые»

Данная работа позволяет обобщить представления детей о многообразии насекомых и способствует систематизированию и закреплению полученных знаний о их особенностях....

Выступление на педсовете " Современные формы работы с родителями по приобщению детей к здоровому образу жизни"

В данном выступлении педагогам предлагаются новые формы работы с родителями по приобщению детей к здоровому  образу жизни...

Выступление на педсовете «Современные формы работы с родителями»

Выступление на педсовете «Современные формы работы с родителями»...

Выступление на педсовете. «Интерактивные формы работы с родителями, направленные на сотрудничество педагога с семьёй». Опыт работы.

Организация взаимодействия педагогов с родителями и воспитанниками является одним из сложных направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения....

Презентация к выступлению на педсовете "Эффективные формы работы с семьей по вопросам речевого развития"

Данная презентация выполнена для сопровождения выступления на педсовете с одноименной темой....

Выступление на педсовете «Нетрадиционные формы работы детей с бумагой»

Выступление на педсовете«Нетрадиционные формы работы детей с бумагой» ...