Конспект непосредственной образовательной деятельности Тема: «Лоскутный коврик»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Цель: познакомить детей с аппликацией из лоскутиков

Образовательные задачи: обучать детей навыкам работы с шаблонами геометрических фигур;

Развивающие: развивать воображение, интерес к процессу и результату работы;

Воспитывающие: воспитывать у детей уважение и интерес к труду народных мастеров, стремление научиться создавать изделия, радующие окружающих, воспитывать аккуратность;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор – Луцева Е.А.

воспитатель

МБДОУ г. Иркутска

детского сада №10

Конспект непосредственной образовательной

деятельности

Тема: «Лоскутный коврик»

Цель: познакомить детей с аппликацией из лоскутиков

Образовательные задачи: обучать детей навыкам работы с шаблонами геометрических фигур;

Развивающие: развивать воображение, интерес к процессу и результату работы;

Воспитывающие: воспитывать у детей уважение и интерес к труду народных мастеров, стремление научиться создавать изделия, радующие окружающих, воспитывать аккуратность;

Технологии:

Здоровьесберегающие:

1.  Коммуникативная игра «Клубок»

2.  Пальчиковая гимнастика «Дружба»

3.  Подвижная игра «Ниточка-Иголочка»

4.  Игра «Встретимся опять»

Технологии развивающего обучения:

  1. Музыкальное сопровождение
  2. Личностно-ориентированная
  3. Игровая

Подготовительная работа:

Педагог:

1.  Организация выставки изделий из ткани

2.   Подготовка презентации «Лоскуток к лоскутку»

3. Подготовка шаблонов геометрических фигур: треугольников, квадратов, полос

Дети:

  1. Разучивание игры «Клубок»

Родители:

  1. Чтение русских народных пословиц и поговорок о труде
  2. Подбор лоскутков ткани для аппликации
  3. Помощь в организации выставки

Материалы и оборудование:

  1. Мультимедийное оборудование (проектор, экран)
  2. Ноутбук
  3. Выставка изделий из ткани
  4. Презентация «Лоскуток к лоскутку»
  5. Образцы элементов узора
  6. Шаблоны геометрических фигур, лоскутки ткани
  7. Ножницы, клей, кисти

План занятия:

1.Организационный момент:

1.1. Вход в зал, приветствие.

1.2. Музыкальное сопровождение: x-minus.org/track/204247/в-горнице-моей-светло

1.3. Коммуникативная игра «Клубок».

Картотека игр, развивающих коммуникативные способности детей http://www.moi-detsad.ru/serch.html

2.Основная часть:

2.1. Беседа;

2.2. Презентация «Лоскуток к лоскутку»;

2.3. Предложить детям украсить кукольный домик;

2.4. Подбор детьми шаблонов и ткани, для изготовления элементов узора;

2.5. Пальчиковая гимнастика «Дружба»: http://doshvozrast.ru/igra/igradidakt09.htm;

2.6. Самостоятельная работа детей под музыкальное сопровождение http://rappro.net/play-song/Русские%20народные%20песни%20для%20детей-Дуня%20-%20тонкопряха/

2.7. Использование художественного слова: пословицы, поговорки http://sbornik-mudrosti.ru/

2.8. Подвижная игра «Ниточка иголочка» http://edetkam.ru/20110331369/igri-s-detmi/podvijnie-igri-dlya-deteie/2011-03-31-15-19-35.html

3.Заключительная часть:

3.1. Коллективная работа - создание единой композиции «Лоскутный коврик»

3.2. Коммуникативная игра «Встретимся опять» http://nsportal.ru/rybyakova-minzilya-faritovna

3.3. Обыгрывание

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Дети под музыку входят в зал. В зале организована выставка изделий из ткани.

Дети держатся за руки и идут за ведущим по кругу, заматывая «клубок».

«Я по горенке иду, клубок ниток несу.

Клубок маленький, нитки аленьки.

Клубок катится, нитки тянутся.

Нитка дольше всех, перевёртов шесть».

При повторении слов, «клубок разматывается». Когда «клубок размотается» дети становятся в круг, поднимают руки.

«Я за ниточку взялась, тонка нитка порвалась».

На последнем слове резко опускают руки вниз и расцепляют их.

  1. Основная часть

Воспитатель:

- Доброй славой пользовались в народе настоящие умельцы, которые своими руками искусно лепили из глины, вырезали из дерева игрушки, предметы быта, делали из коры туеса и красиво шили.  Про мастера, который никакой работы не боялся, говорили: «Мастер на все руки».

- У всякой хозяйки после кроя одежды оставались разноцветные лоскутки ткани различных форм и размеров. (Для детей приготовлена коллекция ткани различной фактуры). Как вы думаете, что с ними делали?

Ответы детей

Воспитатель:

- Их не выбрасывали, а складывали в укромное место до тех пор, пока не наберётся нужное количество. Потом каждому из этих лоскутков находили определённое место в орнаменте на полезных бытовых красивых вещах, создающих радостную, добрую атмосферу в доме.

На экране появляется презентация «Лоскуток к лоскутку»

Воспитатель:

- Дети тоже всегда были помощниками. Взрослые про них всегда говорили: «Маленький, да удаленький».

- А вы не хотели бы украсить кукольный домик лоскутным ковриком?

Дети рассматривают образцы с элементами узоров.

Воспитатель:

- Из чего состоит рисунок?

Ответы детей. (Рисунок состоит из геометрических фигур: треугольников, квадратов, полос).

Дети из шаблонов выбирают те, из которых состоит элемент узора. Подбирают то количество расцветок ткани, которое потребуется для выполнения этого элемента.

Пальчиковая гимнастика «Дружба»

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

(Обхватить правой ладонью левую и, покачивать в ритме стихотворения),

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

(Обхватить левую ладонь правой и покачивать в ритме стихотворения)

Один, два, три, четыре, пять.

Пять, четыре, три, два, один.

(Соединить пальчики обеих рук, начиная с большого. Затем соединять, начиная с мизинца).

Дети внимательно обводят шаблоны в нужном количестве на лоскутах с изнаночной стороны. Вырезают детали очень ровно, точно по линиям, собирают узор на основе. Проверяют правильность построения элемента рисунка по цвету: если цвет деталей повторяется, то эти детали должны чередоваться или располагаться друг напротив друга. Все детали узора приклеивают аккуратно и точно встык друг другу, не оставляя между ними зазоров.

На протяжении занятия воспитатель подбадривает детей русскими народными пословицами и поговорками:

«Делаешь наспех - сделаешь на смех».

«Каков мастер, такова и работа».

«Дело мастера боится».

«Умелые руки не знают скуки».

«Есть терпенье - будет и уменье».

Подвижная игра «Ниточка-Иголочка».

Выбирают водящего - «иголочку». К нему присоединяются, 3-4 человека - «ниточка». Остальные размещаются произвольно. «Иголочка» и игроки, составляющие «ниточку», берутся за руки, образуя цепочку. Впереди - водящий.

Под музыку - «иголочка» бежит между предметами и другими игроками, делая самые неожиданные повороты, зигзаги, а «ниточка» должна точно повторить путь, не размыкая рук. Пробегая мимо стоящего игрока, последний в ниточке может взять его за руку и увести за собой.

3. Заключительная часть:

Воспитатель:

- Мы сегодня познакомились с лоскутным творчеством, каждый из вас создал свой узор, собранный из элементов аккуратно наклеил подобрал цветовые сочетания. Ребята, а что сегодня вам понравилось? (Выделить наиболее удачные работы). А сейчас мы объединим их в единую композицию «Лоскутный коврик». Эта разноцветная, яркая композиция создаст уют в кукольном уголке.

Игра «Встретимся опять»

Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку “от сердца, от души” (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова:

“Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема : Стихотворение А. Барто «Кораблик».Элемент.опыт деятельность «Кораблик из бумаги».Игры с корабликами в воде

Конспект непосредственно образовательной деятельности  Тема : Стихотворение А. Барто «Кораблик».Элемент.опыт деятельность «Кораблик из бумаги».Игры с корабликами в воде.  ...

КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности Тема: Путешествие по следам животных в лесу (образовательная область «Познание») в 1й младшей группе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Для составления данного конспекта мною использовано: 1.     Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. ...

КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности Тема:В гостях у курочки Рябы(образовательная область «Коммуникация»)в первой младшей группе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Для составления данного конспекта мною использовано: 1.     Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности. Тема: «Зайка знакомится с правилами дорожного движения» (игровая деятельность) для детей средней группы.

Данный конспект разработан в рамках проекта: «Вместе мы играем - правила движения соблюдаем» для детей средней группы (4-5 лет) во время прохождения курсов повышения квалификации для воспитателей ...

Конспект Непосредственно образовательной деятельности Тема: «Осенние листочки» (образовательная область «Познавательное развитие»). Старшая группа

Планируемые результаты:1.Умеет устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями2. Имеет элементарное представление о строение листа;3. Проявляет интерес к природе....

Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «Моя семья» с использованием познавательно- исследовательской деятельности (для детей младшего возраста)

Данная образовательная деятельность формирует у детей доброе и бережное отношение к семье. Поддерживает у детей познавательное отношение к членам семьи, знание имен и эмоциональную отзывчивость к трад...

Конспект непосредственно образовательной деятельности. Тема деятельности: «Природа Саратовской области .» с детьми подготовительной группы.

Цель: Развитие интереса к родному краю,  закреплять знания о растительном и животном мире Балаково. Закреплять представления детей о самых распространённых в реке Волге промысловых рыбах: щу...