Конспект занятия НОД для детей старшего дошкольного возраста по образовательной области «познавательное развитие» Тема: «В поисках Красной книги»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа) по теме

Грибова Екатерина Константиновна

Сценарий данного мероприятия может помочь воспитателям, инструкторам по физической культуре при поведении тематической недели, совместного праздника детей и родителей по приобщению детей к духовным и нравственно-патриотическим ценностям.

Данный материал можно использовать на классном часе для учеников начальной школы, посвященном изучению прав ребенка.

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, поэтому важно с дошкольного детства формировать в детях духовно-нравственные качества, ведь без знания своих корней, традиций своего края невозможно воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, город, край, страну. Национально-региональный компонент всегда присутствует в моей работе. Я уделяю особое внимание знакомству воспитанников с историей и культурой родного северного края, коренных народов Севера через подвижные игры, сюжетные занятия, физкультурные праздники и развлечения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

http://lookw.ru/1/124/1380311934-medvedi-belie-ch1----58.jpghttp://lookw.ru/1/124/1380311934-medvedi-belie-ch1----58.jpghttps://idir.utmn.ru/images/1358.jpghttps://idir.utmn.ru/images/1358.jpghttps://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=f8ddcebf3e727bba9779a5946b47a098-l&n=13https://idir.utmn.ru/images/1358.jpg

http://kegansk.com/images/event/iIoic3Jt.jpg

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0909/000350e0-10b6c15a/img5.jpghttps://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0909/000350e0-10b6c15a/img5.jpghttps://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0909/000350e0-10b6c15a/img5.jpghttp://storage.onbird.ru/bird/photo/sterh/sterh%20foto%203%20%28onbird.ru%29.jpg



Предварительный просмотр:

http://pticyrus.info/wp-content/uploads/2012/06/lebed-klikun.jpg

http://vulcanikamchatki.ru/images/cms/data/snezhnaya_kuropatka.jpg

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2016/12/02/k_5841598c60054/img_user_file_5841598c6029f_24.jpg

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=1226ce0f63f8d054677083eaa00ce8da-l&n=13

http://www.creaseymahannaturepreserve.org/wp-content/uploads/2013/12/Snowy-Owl.jpg

https://static.caravan.kz/image/600/314/273967.jpg

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0d97/0008376e-dd9d43d0/img16.jpg

http://foto-i-kartinki.ru/images/pticy/vorona-foto/vorona-foto-090.jpg



Предварительный просмотр:

http://favera.ru/img/2015/01/22/779638_1421905500.jpg

http://www.nexplorer.ru/load/Image/1213/olen_severn_2.jpg

http://animalsfoto.com/photo/fc/fc44241be2ae48e9e658e42485d04aae.jpg

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=30413d578bba35834e3b09f1b73c3a7e-l&n=13

http://radio-serov.ru/sites/default/files/img-news/original_54.jpg

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=05700edbe377674e5b4c580348dbcee2-l&n=13

https://i.ytimg.com/vi/iKO6QZkCDsU/maxresdefault.jpg



Предварительный просмотр:

http://www.maguros.ru/muksun_sig_300.jpghttp://animalsfoto.com/photo/28/28b1135a1935027186b9bb84b144da22.jpghttps://fisherhook.ru/wp-content/uploads/2017/01/belr1.jpg

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=80d8d0409077ba5ff035f473db1b7132-l&n=13

http://trekhrechie.ru/images/article_image/zhuka%2001.jpghttp://itd0.mycdn.me/image?id=849069312014&t=20&plc=WEB&tkn=*j64osBhzz-ajZp757VkiPvj2PGc


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Предварительная работа

К конспекту занятия непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по образовательной области «познавательное развитие»

Тема: «В поисках Красной книги»

  • вспомнить с детьми названия ямальских городов: Надым, Новый Уренгой, Губкинсий, Тарко – Сале, Салехард, Лабытнанги, Муравленко;
  • столица Ямала: Салехард (показать на карте ЯНАО);
  • животные севера: песец, лиса, заяц, тундровый олень, рысь, атлантический морж, рысь, белый медведь;
  • какие из этих животных занесены в Красную книгу Ямала: тундровый олень, рысь, атлантический морж, барсук сибирский, белый медведь;
  • северная рыба: ряпушка, корюшка, щука, налим, пелядь, щёкур, нельма, муксун, таймень, сибирский осетр
  • какие из этих рыб запрещены к вылову: муксун, таймень, сибирский осетр;
  • назовите птиц, обитающих на территории Ямала: воробей, ворона, гусь – гуменник, гусь белолобый, журавль черный, казарка, куропатка, лебедь, сова, пискулька, сорока, филин, чайки, чирок и другие
  • какие из птиц занесены в Красную книгу Ямала: стерх, сапсан, белоклювая гагара, филин, краснозобая казарка, пискулька;
  • побеседовать с детьми о Красной книге Ямала (как вы думаете, почему для книги выбран красный цвет?).
  • Загадки для разминки:
  1. великан полгода спит (медведь);
  2. их не сосчитать (звёзды);
  3. лежит у порога меховое кольцо – чужого в чум не пустит (собака);
  4. пять остяков в одном чуме живут (рукавица);
  5. лес – не лес, туча – не туча – по тундре кочует, то на одном месте кружится;
  6. по речной глади деревянная уточка скользит, крыльями о воду бьет, а взлететь не может (лодка);
  7. цветная занавеска ночное небо скрывает, а в тундре от нее светлее становится (полярное сияние);
  8. с птицами прилетает, с подснежниками расцветает, с оленятами уходит (весна);
  9. она, как оленья шкура, от моря до моря лежит – то рыжей, то белой, то зеленой становится (тундра);
  10. на тундру загляделось – целых три месяца спать не ложится (солнце).



Предварительный просмотр:

Самоанализ

НОД по познавательному развитию «В поисках Красной книги»

Материал для данного занятия подбирался для детей старшего дошкольного возраста, т. е. при определенной вариации материал подходит для использования, как в старшей, так и в подготовительной группах.

Тематика данного занятия охватывает знания практически всех образовательных областей. Приоритетной задачей выступает область познавательного развития. В интеграции (интеграция – это объединение) выступают области речевого, социально – коммуникативного, художественно – эстетического, физического развития: дети на занятии познают новое, общаются, высказывают свои предположения, выполняют задания в парах, играют в подвижную игру.

Название «В поисках Красной книги» определяет форму организации занятия: движение, поиск… То есть, в течение занятия дети не сидят на месте, а находятся в постоянном движении.

Современных детей трудно чем – либо удивить. Для активизации, для мотивации детей на данном занятии были задействованы технические средства обучения: интерактивная доска, слайды; словесные: загадки, стихи, считалочка; наглядные: картинки, лего – схемы (плато), кукла Пуговка.

На других занятиях (не в рамках конкурса) кукла Пуговка «помогает» знакомить детей с национальной одеждой; бытом; традициями коренных и малочисленных народов севера.

На данном занятии кукла Пуговка, ее сумочка, ее наряд использовалась в качестве (своего рода) тайничка, загадки – что спрятано? где находится? что будет дальше? Какие еще задания  приготовила Пуговка? И эта интрига сохранялась до конца занятия. Детям интересны такие задания (на поиск, расшифровку, разгадывание) и они с удовольствием их выполняют.

Теоретические и практические задания в ходе занятия чередовались. Это было сделано тоже для того, чтобы у детей сохранялся интерес, сохранялась мотивация до конца занятия.

В рамках конкурса удалось провести небольшую предварительную работу, тем не менее, дети с заданиями справились. Это говорит о том, что работа по экологическому воспитанию ведется в системе: дети имеют представления о животных, птицах, рыбах севера, в том числе и о животных, занесенных в Красную книгу Ямала.

У детей сформированы навыки взаимодействия: дети умеют работать в парах. Дети слушали и слышали инструкции и следовали им при выполнении заданий. Умеют работать по схемам.

На мой взгляд, дети поняли, что животный мир Ямала богат и разнообразен, но он хрупкий и ранимый – его  надо беречь и охранять, о чем нам сигналит Красная книга  Ямала. Не зря она создана – это сигнал для нас, людей, постоянное напоминание о бережном отношении к природе.

Таким образом, можно сказать, что с поставленными задачами и я, и дети справились.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия непосредственной образовательной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста

 по образовательной области «познавательное развитие»

Тема: «В поисках Красной книги»

Авторы:

И.Ф. Кугаевская, ст. воспитатель МБДОУ Детский сад №10 «Брусничка

Е.К. Грибова, воспитатель МБДОУ Детский сад №10 «Брусничка»

Задачи приоритетной образовательной области:

Познавательное развитие: расширение и систематизация знаний о растительном и животном мире Ямала (в том числе о «краснокнижных» животных, птицах, рыбах); формирование элементарных представлений о взаимосвязях в природе; формирование у детей элементов экологической культуры.

Задачи ОО в интеграции:

Речевое развитие: активизация словаря по теме изучения; продолжать знакомство с фольклором  коренных, малочисленных народов Ямала.

Социально-коммуникативное развитие: продолжать знакомство с национальными традициями коренных, малочисленных народов Ямала; развитие навыков общения и умение взаимодействовать ребенка с взрослыми и сверстниками.

Художественно-эстетическое развитие: продолжать знакомство с национальными традициями коренных, малочисленных народов Ямала.

Предпосылки учебной деятельности: формирование умения слушать и слышать; выполнять инструкции взрослого, следовать правилам.

Материалы и оборудование для педагога: 

  • интерактивная доска, слайд с изображением карты ЯНАО;
  • указка;
  • магнитная доска и магниты;
  • кукла Пуговка, национальная сумочка для рукоделья (туця);
  • лего-плато со схематичным изображением белого медведя и со стрелкой;
  • лего-плато со схематичным изображением рыбы (2 штуки) и со стрелкой;
  • лего-плато со схематичным изображением птицы и со стрелкой;
  • лего-плато со схематичным изображением красной книги и со стрелкой;
  • листы бумаги формата А 4 с изображением белого медведя (по центру, во весь лист; в правом нижнем углу – небольшое изображение Красной книги; аналогичные листы с изображением муксуна, стерха);
  • картинки с изображением северных животных, птиц, рыб; большой цветастый платок (для подвижной игры).

Материалы и оборудование для детей: пустые плата (4 штуки), детали лего-конструктора для сборки рыбы; шапочка-маска Вороны; небольшие сувениры с ямальской символикой (например: календари, блокноты).

Содержание организованной деятельности детей:

Воспитатель обращает внимание детей на куклу Пуговку. Кукла одета в платье с множеством кармашков (карманы наружные и потайные), рядом с куклой находится национальная сумочка «туця».

Воспитатель. Сегодня к нам в гости пришла кукла. Её зовут Пуговка. Она очень любит разные игры и приключения. Малышам она готовит задания и игры попроще, а вам, я думаю, она приготовила что-то посложней. Свои задания она обычно прячет в своих многочисленных кармашках. В сумочке, которая называется «туця», она тоже может спрятать различные задания. Посмотрим, что она для нас приготовила? Мы узнаем о том, что и где спрятала Пуговка только тогда, когда выполним все ее задания (воспитатель обращает внимание детей на карточку, которая торчит из кармашка Пуговки). Это, наверняка, первое задание. Посмотрим! 

Воспитатель достает из кармана карточку – это загадка. Предлагает детям отгадать загадку:

- Кто дал ему имя такое?

И кто сказал, что он мал?

Наш край богат и огромен

Зовется наш край… Ямал! (Автор: И. Кугаевская)

Воспитатель. Молодцы! Правильно отгадали загадку. Но это еще не все: воспитатель и дети подходят к интерактивной доске, на которую выведен слайд с изображением карты Ямала. Пуговка просит вам назвать наши северные города, города Ямала.

Дети называют города Ямала: Надым, Новый Уренгой, Губкинский, Тарко-Сале, Салехард, Лабытнанги, Муравленко

Воспитатель: Как называется столица Ямала? (Ответы детей: Салехард)

Воспитатель. Кто может показать город Салехард на карте? (Один из детей показывает Салехард на карте)

Воспитатель. Молодцы! Но это было первое задание от Пуговки. Вы с ним справились: назвали города Ямала и столицу Ямала. Пуговка не приходит с одним заданием. Посмотрим, что еще нам приготовила Пуговка? (Воспитатель и дети возвращаются к Пуговке)

Воспитатель. Интересно, а какие задания Пуговка спрятала в сумочке «туця». (Первое задание из сумочки достает воспитатель, в дальнейшем предлагает сделать это кому-либо из детей.)

Воспитатель достает из сумочки лего-плато со схематичным изображением белого медведя и стрелкой.

Воспитатель (показывает схему детям):

- Как вы думаете, кто изображен на схеме? (Ответы детей: белый медведь)

Воспитатель. Это белый медведь. Как вы думаете, а зачем на схеме стрелка? (Дети высказывают свои предположения.)

Воспитатель. Я тоже думаю, что надо идти туда, куда показывает стрелка.

Дети и воспитатель идут в указанном направлении. Подходят к столу, на котором разложены картинки с изображением животных севера: песец, лиса, заяц, тундровый олень, рысь, атлантический морж, рысь, белый медведь.

На столе (на видном месте) лежит лист формата А 4 с изображением (по центру) белого медведя, а в правом нижнем углу – небольшое изображение Красной книги Ямала.

Воспитатель берет в руки лист с изображением белого медведя.

Воспитатель. Посмотрим, какое задание приготовила для нас Пуговка. Пуговка просит вас назвать животных севера.

(Ответы детей: лиса, заяц, песец, медведь бурый, белый медведь, рысь, олень, атлантический морж…)

Воспитатель обращает внимание детей на изображение Красной книги.

Воспитатель. Как вы думаете, почему на картинке с белым медведем изображена Красная книга? (Ответы детей: белый медведь занесен в Красную книгу Ямала.)

Воспитатель. Правильно. Белые медведи занесены в Красную книгу Ямала. Какие животные севера, как и белый медведь, занесены в Красную книгу Ямала?

(Ответы детей: тундровый олень, рысь, атлантический морж, барсук сибирский, белый медведь)

Картинки с изображением «краснокнижных» животных размещаются на магнитной доске.

Воспитатель. Молодцы! И с этим заданием Пуговки вы справились отлично: завали животных севера, в том числе и тех животных, которые занесены в Красную книгу.

Воспитатель. Заглянем в сумочку «туця». Что еще нам приготовила Пуговка? (Ребенок достает лего-плато со схематичным изображением рыбы.)

Воспитатель показывает схему детям (на схеме есть стрелка):

- Как вы думаете, кто изображен на схеме? (Ответы детей: рыба.)

Воспитатель. Как вы думаете, в какую сторону на этот раз нам надо двигаться? (Ответы детей)

Воспитатель и дети идут в заданном направлении. Подходят к столам, на которых разложены пустые лего-плато и детали конструктора. На столе (на видном месте) лежит лист формата А 4 с изображением (по центру) рыбы, а в правом нижнем углу – небольшое изображение Красной книги Ямала.

Воспитатель. Пуговка просит вас назвать рыб, которые водятся в реках Ямала. (Ответы детей: ряпушка, корюшка, щука, налим, пелядь, щекур, нельма, муксун, таймень, сибирский осетр)

Воспитатель. Молодцы! На картинке с рыбой опять изображена Красная книга. Пуговка хочет узнать, какая рыба занесена в Красную книгу Ямала? (Ответы детей: муксун, таймень, сибирский осетр)

Воспитатель. Молодцы! Теперь из деталей конструктора нужно собрать рыбу.

Дети делятся на две группы и собирают изображение рыбы (с опорой на образец).

Воспитатель. И с этим заданием Пуговки вы справились: назвали рыб, которые запрещены к вылову, и собрали рыбу из конструктора. Пора заглянуть в сумочку «туця» и посмотреть, остались там еще задания или нет.

Ребенок достает лего-плато со схематичны изображением птицы. Воспитатель показывает схему детям (на схеме есть стрелка):

- Как вы думаете, кто изображен на схеме? (Ответы детей: птица)

Воспитатель и дети идут в заданном направлении. Подходят к столу, на котором разложены картинки с изображением птиц: воробей, ворона, гусь-уменник, гусь белолобый, журавль черный, казарка, куропатка, лебедь, сова, пискулька, сорока, филин, чайки, чирок и другие.

На столе (на видном месте) лежит лист формата А 4 с изображением (по центру) птицы, а в правом нижнем углу – небольшое изображение Красной книги Ямала.

Воспитатель. Назовите, пожалуйста, птиц, которые занесены в Красную книгу Ямала. (Ответы детей: сапсан, филин, краснозобая казарка, пискулька, стерх)

Воспитатель. Молодцы! У народов севера есть традиционный весенний праздник. Как вы думаете, в честь, какой птицы отмечается этот праздник? (Ответы детей: ворона – Вороний день.)

Воспитатель. Этот праздник называется Вороний день. Ворона считается покровительницей женщин и детей. Отмечается этот праздник весной. Дети и взрослые веселятся, играют в разные игры.

Пуговка предлагает поиграть вам в игру «Кто спрятался от Вороны?» Детям объясняются правила игры: выбирается Ворона (с помощью считалочки). Дети и Ворона под музыку бегают (летают) по залу. На слова «Все по гнездышкам!» дети приседают и закрывают глаза. Ворона накрывает (прячет) одного ребенка большим цветастым платком. Дети открывают глаза и говорят, кого спрятала Ворона. По аналогии игра повторяется несколько раз.

Считалочка для игры «Кого спрятала Ворона?»:

- Мы играли, мы играли,

И ворону выбирали.

Бегали до темноты,

А вороной будешь ты! (Автор: И. Кугаевская)

После игры дети возвращаются к Пуговке. Воспитатель обращает внимание детей на Ворону (на шапочку-маску).

Воспитатель. Смотрите, ребята, Ворона на крылышке принесла записку (разворачивает записку). Это Пуговка отправила с Вороной для нас загадки. Загадки не простые – ямальские! Отгадаем? (Ответы детей)

Ямальские загадки:

  • великан полгода спит (медведь);
  • их так много, что и  не сосчитать (звёзды);
  • лежит у порога меховое кольцо – чужого в чум не пустит (собака);
  • лес – не лес, туча – не туча – по тундре кочует, то на одном месте кружится (стадо оленей);
  • с птицами прилетает, с подснежниками расцветает, с оленятами уходит (весна);
  • на тундру загляделось – целых три месяца спать не ложится (солнце).

Воспитатель. Молодцы! Отгадали все загадки, поиграли в игру, назвали птиц, которые занесены в Красную книгу.

Воспитатель. Пора заглянуть в сумочку «туця» и посмотреть, нет ли в сумочке, у Пуговки, еще заданий для нас. Ребенок достает очередную схему.

Воспитатель показывает схему детям (на схеме изображена книга в виде красного прямоугольника; есть стрелка)

- Как вы думаете, что изображено на схеме? (Ответы детей)

Воспитатель и дети идут в заданном направлении. Подходят к столу, на котором лежит Красная книга Ямала.

Воспитатель. Мы нашли главный предмет, который спрятала от нас Пуговка. Не зря Пуговка на картинках оставляла нам подсказки. Что это? (Ответы детей: красная книга Ямала)

Воспитатель. Как вы думаете, почему эта книга красного цвета? (Ответы детей)

Воспитатель:

- Не зря эта книга красного цвета,

В опасности, значит, наша планета.

Помни об этом, маленький друг –

Надо беречь все живое вокруг! (Автор: И. Кугаевская)

Воспитатель. Много растений, животных, рыб осталось так мало, что их стали беречь, охранять. А чтобы люди знали, какие это животные, рыбы, растения, создали такую книгу. В поисках Красной книги мы с вами встречали животных, рыб, птиц, играли, собирали рыбу из конструктора.

Пуговка хочет знать, какие игры и задания вам понравились? (Ответы детей)

Воспитатель. Пуговка – большая выдумщица! Она обязательно придумает много разных и интересных занятий и придет к вам в гости. Будете ее ждать?

Воспитатель. Мы сегодня с вами заглянули в один кармашек и сумочку Пуговки. Есть еще и потайной кармашек, заглянем туда, вдруг там еще что-то есть. Дети ищут потайной кармашек и находят там сувениры-календари с ямальской символикой.

Литература

  1. Журнал «Ямальский меридиан». 1998. № 2. С.66;
  2. Кугаевская И. Ф. Авторские разработки: загадки; считалочка для игры; стихотворные тексты для ведущего.
  3. Приходько М. С., Приходько О. Б. Хомани. Санкт-Петербург. Издательский Дом «Светлячок». 2002;
  4. Рабочая программа «Любимый край – родной Ямал» (рассмотрено: на заседании педагогического совета МБДОУ Детский сад № 10 «Брусничка»; протокол № 1 от 07.09.2017);
  5. Интернет-сайт Губкинской Централизованной Библиотечной Системы (www.gcbs.ru);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область: "Познавательное развитие" Тема: "В гости к Мишке"

Цель: закрепление умений различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат), основные признаки предметов: цвет, форму, величину.Закрепить понятия много, один; понимать вопрос «Сколько?» З...

Методическая разработка по математике для детей старшего дошкольного возраста Образовательная область «Познавательное развитие» Тема: «Узнай сказочного персонажа».

Это методическая разработка по математике (конспект занятия) для детей старшего дошкольного возраста.Цель: Сформировать навыки количественного и порядкового счета, состав числа из единиц, закреплять п...

Методическая разработка по математике для детей старшего дошкольного возраста Образовательная область «Познавательное развитие» Тема: «Незнайка попал в беду».

Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста.Цель: Стимулировать познавательную активность, активизировать мыслительную деятельность, воспитывать интерес к математике посредством ди...

Методическая разработка по математике для детей старшего дошкольного возраста Образовательная область «Познавательное развитие» Тема:«Путешествие с Незнайкой в страну Математики».

Это методическая разработка по матемактике (конспект занятия) для старшего дошкольного возраста.Цель: Закрепить названия геометрических фигур;          Упражнять в ориентировк...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Трудовой подвиг ямальцев в годы Великой Отечественной войны» (для детей старшего дошкольного возраста).Образовательная область: «Познавательное развитие»

Суть патриотического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, семье; к родной природе; к истории и культуре страны, созданной труд...

Конспект познавательного мероприятия для детей старшей разновозрастной группы Образовательная область: «Познавательное развитие» Тема: «Блокада Ленинграда»

Сегодня, 27 января вся страна отмечают праздник День полного снятия Блокады Ленинграда. Много лет тому назад, когда нас с вами еще не было на свете, 22 июня 1941года фашисты напали на н...