Эффективная организация и проведение занятий по конструированию и изобразительной деятельности в ДОУ
презентация к уроку по конструированию, ручному труду (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Затруднения воспитателей ДОО при организации и проведении образовательной деятельности (занятия) Совместная с детьми постановка цели образовательной деятельности. Подбор вида мотивации к образовательной деятельности. Обучение новому материалу, освоение нового способа деятельности. Привлечение детей к самостоятельному рассуждению Педагогическая оценка в соответствии с критериями, самооценка детей, взаимооценка .
Постановка цели Цели, которые мы ставим совместно с детьми, должны быть: Диагностируемые, то есть можно измерить достижение цели количественно: сколько детей освоили учебное действие, сколько нет. Реальными – это значит, что за отведенный промежуток времени (например, 30 минут в подготовительной группе) дети реально могут получить желаемый результат. Понятными и точными.
Методические рекомендации по постановке цели к образовательной деятельности в ДО Цель деятельности всегда одна и определяется: планируемыми результатами деятельности; Цель обычно начинается со слов «Определение», «Формирование», «Знакомство», «Освоение способа» и пр. В формулировании цели деятельности следует избегать глагольных форм. Технология целеполагания по Б. Блуму позволит формулировать цели и задачи на языке «наблюдаемых действий», т.е. задача формулируется конкретно, так как её выполнение будет наблюдать воспитатель. Например: знакомство со свойствами воды; знакомство с правилами поведения на дороге; освоение умения исследовать предмет с помощью органов чувств и т.д.
Перечень видов мотивации Учебно-познавательные (проблемная ситуация, выполнение творческих заданий, мультимедийные презентации, учебно-познавательные игры) Метод «Дидактические игры». Игровые мотивы. Социальные мотивы. Мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых. Использование игровых персонажей Нравственные мотивы Познавательные мотивы Использование метода проектов Позиционные (занять определенную позицию по отношению к окружающим, заслужить авторитет, самоутвердиться) Соревновательные мотивы Перевоплощение воспитателя в сказочного героя. Использование средств ИКТ
Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности Этап способствует приобретению нового опыта, формирует представления, поиск и открытие новых знаний / способа действия, обучает способам действия:
Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности Этап развивает практические навыки, необходимые для решения задач и проблем, способствует применению сформированных представлений, умений на практике, формирует самостоятельность в применении способа деятельности: Показ способа действия Алгоритмы Схема Таблица Дидактическая игра Дидактическое упражнение Задания Моделирование Проекты Макетирование, коллекционирование Кроссенс
Педагогическая оценка, рефлексия Педагогическая оценка в соответствии с критериями. Рефлексия настроения и эмоционального состояния. Рефлексия деятельности , то есть оценить достигнутые результаты. Прием «Лестница успеха». Рефлексия содержания учебного материала, то есть осознание содержания пройденного. «Я не знал, теперь я знаю»
Методика изобразительной деятельности во всех возрастных группах ДОУ Первая младшая группа . Основной приём — показ, как следует пользоваться карандашами, фломастерами и красками (гуашь). Эффективны игровые изобразительные движения однородного, ритмичного характера (штрихи, мазки, вертикальные и горизонтальные линии). Вторая младшая группа . В качестве специального приёма используется художественное слово. Оно помогает привлечь интерес и внимание детей к теме занятия, создать эмоциональный настрой. Показ воспитателя сопровождается проговариванием всех этапов рисования и повторением последовательности действий. Появляются признаки рисуемого предмета.
Средняя группа . При изображении предмета в рисунке передается форма, цвет, основные признаки. Для лучшего воспроизведения образа могут быть использованы картинка или рисунок воспитателя. Воспитатель использует показ различных приемов рисования и словесное объяснение с использованием жестов. Появляется понятие ритма в узоре. Дети средней группы способны самостоятельно оценить свою работу. Старшая группа . Много внимания уделяется развитию самостоятельного творчества детей. Для детей старшей группы игра всё ещё остаётся одним из приёмов обучения рисованию. В качестве натуры здесь могут быть использованы более сложные и разнообразные предметы (продукты, фрукты, овощи). В рисунке появляются особенности формы, различные детали предмета. Воспитатель не рисует на листе ребенка! Подготовительная группа . Следует учить детей воспринимать объект в целом, выделяя самое характерное в его формах. Рисунок начинается с легкого наброска и только после этого можно приступать к передаче точных форм и деталей. Появляются различные новые приемы рисования, используются все виды красок. Важно не перехваливать и избегать чрезмерного порицания работы воспитанников. Поощрять выдумку, фантазию, цветовое решение рисунков.
ЛЕПКА Первая младшая группа . Дети ознакомятся с материалом и учатся им пользоваться. Приёмы обучения носят наглядно-действенный характер: ребята сначала подражают действиям воспитателя, повторяя формообразующие движения. Изучение формы шара, способа сплющивания. Вторая младшая группа . Кроме занятий по теме, воспитатель предлагает детям лепку по замыслу, где они могут закрепить приобретённые знания, комбинировать полученные формы по собственному желанию (шар, цилиндр, диск). Новый способ лепки – прищипывание . Средняя группа . Добавляются новые способы лепки: вдавливание, растягивание (оттягивание), прищипывание , сглаживание ( примазывание ). Используется полный или частичный показ с объяснением. Применяются приёмы, расширяющие представления об окружающем: рассматривание предметов, наблюдение явлений окружающей жизни. Приём сравнения помогает детям правильно передавать пропорции. Педагог учит детей вычленять форму предмета с помощью обследующего жеста, формировать способы обследования, сравнивать предметы между собой, определяя сходства и отличия.
Старшая группа . Добавляются способы: вытягивание деталей из целого куска, ленточный способ, скульптурный способ изображения, лепка из целого куска (пластическая). Приёмы: заглаживание поверхности, налепливание , углубления, рельефы, вытягивание. Дети должны уметь пользоваться стеками, передавать движение. Подготовительная группа . В этой группе большое внимание воспитатель должен уделять обучению детей умению планировать свою работу, обдумывать заранее изображение формы предмета и его динамику. В начале занятия воспитатель стремится наводящими вопросами подвести ребят к самостоятельному решению хода работы. Затем, стремясь сохранить индивидуальность в работе каждого ребёнка, он показывает детям некоторые средства лепки, которые помогут сделать образ более точным и выразительным. Дети используют различные приемы лепки, в том числе прижимание с притиранием. В конце занятия все обсуждают вылепленные фигурки, сравнивают их с моделью или с тем, что когда-то видели. Дети подготовительной группы сами дают оценку изделиям.
АППЛИКАЦИЯ Младшая группа . Воспитатель тщательно готовится к занятию: вырезает элементы, раскладывает необходимый материал, следит за безопасностью. После объяснения задания готовые формы для наклеивания раздают каждому ребёнку в специальной ёмкости. После этого дети раскладывают их на листе в соответствии с заданием, а воспитатель проверяет правильность расположения элементов и только потом дети приступают к наклеиванию. Средняя группа . Дети осваивают навык резания ножницами, учатся разрезать по прямой полосы шириной 3–4 см. Композиция узора остаётся элементарной — заполнение углов, краёв, которые выделены самой формой. Появляется и новая, более сложная задача — украшение центра формы. Овладев навыком резания по прямой линии, дошкольники учатся вырезать округлые формы.
Старшая группа . Дети самостоятельно вырезают и наклеивают формы. Основная задача — овладение разнообразными приёмами вырезывания. Дошкольники учатся вырезывать некоторые формы из бумаги, сложенной вдвое, знакомятся с приёмами создания формы путём обрывания краёв бумаги (обрывная аппликация), что дает возможность передать особенности фактуры - пушистость снега, меха. Подготовительная группа . Дети знакомятся со всеми основными приёмами силуэтных симметричных и ассиметричных форм. Освоение силуэтного вырезывания начинается с простых форм (фрукты, овощи, рыбки), а затем добавляются различные детали, передающие другие признаки предмета. Дошкольники осваивают новые приемы вырезывания из бумаги, сложенной в несколько раз. Возможна организация выставки аппликаций, дети кратко комментируют свою работу, проводится самооценка и взаимооценка работ.
Конструирование Это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному значению . Выделяют два вида конструирования: техническое (из строительного материала, деталей конструкторов) и художественное (из бумаги и природного материала). При конструировании из строительного материала , дошкольники знакомятся с геометрическими объёмными формами, получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций. При конструировании из бумаги, картона, коробок и других материалов уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах, понятия о стороне, углах, центре. Ребята знакомятся с приёмами видоизменения плоских форм путём сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объёмная форма. Работа с природным материалом позволяет детям проявить свои творческие способности, приобрести новые изобразительные навыки.
Критерии оценивания занятия (чек –лист) Педагог разделяет тему и цель занятия. Задачи, выделенные педагогом, конкретизируют цель. Цели, поставленные перед воспитанниками, содержат критерии, позволяющие им самостоятельно оценить качество полученных результатов. Мотивация способствует достижению поставленной цели. Педагог дает возможность воспитанникам самостоятельно ставить и решать задачи в рамках изучаемой темы. Педагог представляет материал в доступной воспитанникам форме в соответствии с дидактическими принципами. Методы выбраны в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников, с которыми он работает. Методы и приемы соответствуют поставленным задачам. Педагог использует методы, побуждающие воспитанников самостоятельно рассуждать.
Критерии оценивания занятия (чек –лист) Педагог демонстрирует умение включать новый материал в систему уже освоенных знаний воспитанников. Педагог использует педагогическое оценивание как метод повышения учебной активности и учебной мотивации воспитанников. Педагог может точно сформулировать критерии, на основе которых он оценивает ответы воспитанников. Педагог показывает воспитанникам, на основе каких критериев производится оценка их ответов. Педагог умеет сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки воспитанников. Педагог использует методы, способствующие формированию навыков самооценки учебной деятельности воспитанников. Приведите примеры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект организации и проведения занятия по конструированию в старшей группе. Тема: «Бабочка»
План-конспект организации и проведения занятия по конструированию в старшей группе. Тема: «Бабочка»...

План-конспект организации и проведения занятия по конструированию. Тема: «Конфета»
План-конспект организации и проведения занятия по конструированию. Тема: «Конфета»...

План - конспект организации и проведения занятия по конструированию. Тема: "Мост для матрешек и машин"
Цель занятия: продолжать учить детей простым приёмам конструирования; соединять детали на плоскости, располагая их горизонтально и вертикально; правильно называть детали: кирпич, куб, призма, пластина...

План - конспект организации и проведения занятия по конструированию. Тема: "Грузовые машины"
Цель занятия: научить создавать объект (грузовая машина) из строительного материала в соответствии со схемой.Задачи:1. Образовательные: - формировать у детей представление о различных машинах, их функ...

План - конспект организации и проведения занятия по конструированию. Тема: "Дом для друзей"
Цель занятия: учить детей анализировать образец постройки, выделяя в нём основные части предмета, имеющие своё особое назначение, формировать умение накладывать детали, наращивать постройку в высоту (...
- Мне нравится (1)


