Кружковая работа по формированию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста (с 3 до 4 лет) «Веселая мастерская»
методическая разработка по конструированию, ручному труду (младшая группа)
Дошкольный возраст – это удивительный этап в жизни каждого человека. В это время ребенок устанавливает связь с окружающим миром – как с людьми, так и с природой и окружающими предметами. Он начинает знакомиться с культурой, проявляет любопытство, и у него формируется интерес к творческому самовыражению. Через творчество малыш осваивает эстетические ценности и учится анализировать художественные качества объектов. Он начинает различать, что является красивым, а что нет. В результате у ребенка развивается художественный вкус и гармоничное восприятие окружающего мира.
Одним из направлений творческой деятельности является вырезание.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 35.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Кружковая работа по формированию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста (с 3 до 4 лет)
«Веселая мастерская»
Руководитель:
Воспитатель
высшей квалификационной категории
Ананьева И.Г.
г. Озёрск
Содержание
Пояснительная записка | ||
Цель работы кружка | ||
Задачи кружковой работы | ||
Актуальность | ||
Ожидаемый результат | ||
Список участников | ||
Годовое перспективное планирование кружковой работы (вырезание ножницами, аппликация) | ||
Работа с родителями | ||
Список литературы |
Пояснительная записка
Нормативно-правовая база для разработки программы кружковой работы:
- Конвенция о правах ребёнка;
- Декларация прав ребёнка;
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155);
- Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 15.05.2013г. №26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13"Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию, и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
Возраст детей: младший дошкольный возраст (3-4 лет).
Срок реализации: программа кружка рассчитана на период с сентября по апрель 2024-2025у.г.
Реализация программы рассчитана 33 недели в учебном году, и включает в себя 1 занятие в неделю. Длительность одного занятия в группе 3-4 лет – 15 мин; согласно СанПиН 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013 №26.
Формы, методы и приемы кружковой работы:
- Индивидуальная форма художественно-творческой деятельности с детьми.
- Словесные методы (беседа, объяснение, познавательный рассказ).
- Наглядные методы (демонстрация приема вырезания).
- Выставки творческих работ в группе и в ДОУ.
Цель: развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через художественное вырезание.
Задачи:
1. Развивать детское творчество путём создания творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности.
2. Создавать благоприятные психолого-педагогические условия для творческой самореализации каждого ребёнка.
3. Использовать в работе различные техники вырезания, сочетая с аппликационной техникой изображения.
4. Воспитывать чувство удовлетворения от полученного результата.
Актуальность
Дошкольный возраст – это удивительный этап в жизни каждого человека. В это время ребенок устанавливает связь с окружающим миром – как с людьми, так и с природой и окружающими предметами. Он начинает знакомиться с культурой, проявляет любопытство, и у него формируется интерес к творческому самовыражению. Через творчество малыш осваивает эстетические ценности и учится анализировать художественные качества объектов. Он начинает различать, что является красивым, а что нет. В результате у ребенка развивается художественный вкус и гармоничное восприятие окружающего мира.
Одним из направлений творческой деятельности является вырезание. Этот вид декоративно-прикладного искусства имеет долгую историю. Занятие вырезанием не только позволяет ребенку создавать различные поделки, но и способствует приобретению новых знаний и понимания предметов, расширяет его кругозор и развивает важные навыки.
При работе с бумагой и ножницами у детей совершенствуются умственные качества, задатки творчества. Идет развитие мелкой моторики, формируется пространственное воображение, художественный вкус и аккуратность. Данный вид деятельности учит ребенка концентрировать внимание, учит следовать инструкциям и правилам выполнения работы. Недостаточно развитые технические навыки тормозят развитие воображения, сковывают детскую инициативу. И наоборот, если ребенок владеет приемами вырезания, то у него появляется стремление творить, что непосредственно влияет на развитие ребенка.
Психологи выявили, что в творческой деятельности взрослых принимает участие ум, характер и чувства. Современная система образования ставит перед педагогами цель – воспитание творческой, активной, самостоятельной личности, которая проявляет инициативу, воображение и фантазию. Все эти качества можно развивать через такой вид искусства как вырезание. Поэтому, мной был выбран кружок «Веселая мастерская».
Таким образом, актуальность темы заключается в том, что изобразительная деятельность с использованием различных техник вырезания ножницами является наиболее благоприятной для воспитание творческой, активной, самостоятельной личности, которая проявляет инициативу, воображение и фантазию. Овладение детьми техникой изображения путем вырезания и аппликации доставляет детям истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей.
Ожидаемый результат:
У детей проявляется творческая активность и уверенность в себя, свои силы.
При создании образов дети используют различные техники вырезания. Проявляют активность при выборе формы вырезанной детали, для создания тематической аппликации как единой картины.
Примерный перспективный план кружковой работы
Месяц | Вид деятельности с целями и задачами | Ответственные |
Сентябрь | ||
1 неделя | 1. «Два конца, два кольца, посередине гвоздик» Цель: знакомство с орудием труда. Задачи: 1. Познакомить с ножницами (как держать, как делать надрез). 2. Учить соблюдать правила безопасной работы с ножницами. | Воспитатели, дети. |
2 неделя | 2. «Дорожка к грибочкам». Цель: продолжить знакомство с ножницами. Задачи: 1. Продолжать знакомить с приемом прямого надреза. 2. Продолжать учить соблюдать правила безопасной работы с ножницами. | |
3 неделя | 3. «Овощи». Цель: продолжить знакомство с ножницами. Задачи: 1. Продолжать знакомить с приемом прямого надреза. 2. Продолжать учить соблюдать правила безопасной работы с ножницами. | |
4 неделя | 4. «Морковка для зайчика». Цель: продолжить знакомство с орудием труда. Задачи: 1. Закреплять умение держать ножницы, делать надрез. 2. Закреплять знания и выполнения правил безопасной работы с ножницами. | |
Октябрь | ||
1 неделя | 1. «Игрушки». Цель: знакомство с техникой надреза до определенной точки. Задачи: 1. Познакомить с приемом прямого надреза несколькими нажимами, завершать разрез в нужном месте. 2. Контролировать соблюдение правил безопасной работы с ножницами. | Воспитатели, дети. |
2 неделя | 2. «Солнышко». Цель: продолжить знакомство с техникой надреза до определенной точки. Задачи: 1. Продолжать учить приему прямого надреза несколькими нажимами, завершать разрез в нужном месте. 2. Продолжать контролировать соблюдение правил безопасной работы с ножницами. | |
3 неделя | 3. «Полотенце». Цель: продолжить знакомство с техникой надреза до определенной точки. Задачи: 1. Продолжать учить приему прямого надреза несколькими нажимами, завершать разрез в нужном месте. 2. Продолжать контролировать соблюдение правил безопасной работы с ножницами. | |
4 неделя | 4. «Коврик». Цель: продолжить знакомство с техникой надреза до определенной точки. Задачи: 1. Закреплять умение выполнять прямой надрез несколькими нажимами, завершать разрез в нужном месте. 2. Учить детей дополнять образ предмета с помощью аппликации. | |
Ноябрь | ||
1 неделя | 1. «Петушок». Цель: знакомство с техникой дугообразного надреза до определенной точки. Задачи: 1. Учить выполнять надрез полукруглой формы несколькими надрезами, плавно поворачивая предмет при вырезании. 2. Развивать мелкую моторику рук детей, координацию движений рук, глазомер. | Воспитатели, дети. |
2 неделя | 2. «Рыбка». Цель: продолжить знакомство с техникой дугообразного надреза до определенной точки. Задачи: 1. Продолжать учить выполнять надрез полукруглой формы несколькими надрезами, плавно поворачивая предмет при вырезании. 2. Развивать мелкую моторику рук детей, координацию движений рук, глазомер. | |
3 неделя | 3. «Растения». Цель: продолжить знакомство с техникой дугообразного надреза до определенной точки. Задачи: 1. Продолжать учить выполнять надрез полукруглой формы несколькими надрезами, плавно поворачивая предмет в разных направления. 2. Развивать мелкую моторику рук детей, координацию движений рук, глазомер. | |
4 неделя | 4. «Осьминог». Цель: продолжить знакомство с техникой дугообразного надреза до определенной точки. Задачи: 1. Закреплять умение выполнять надрез полукруглой формы несколькими надрезами, плавно поворачивая предмет в разных направления. 2. Развивать мелкую моторику рук детей, координацию движений рук, глазомер. 3. Учить детей дополнять образ предмета с помощью аппликации. | |
Декабрь | ||
1 неделя | 1. «Ёлочка». Цель: знакомство с техникой диагонального надреза до определенной точки. Задачи: 1. Учить выполнять надрез по диагонали до определенной точки, симметрично с двух сторон. 2. Развивать мелкую моторику рук детей, координацию движений рук, глазомер. | Воспитатели, дети. |
2 неделя | 2. «Борода Деда Мороза». Цель: продолжать знакомство с техникой диагонального надреза до определенной точки. Задачи: 1. Учить выполнять надрез по диагонали до определенной точки, симметрично с двух сторон. 2. Развивать мелкую моторику рук детей, координацию движений рук, глазомер. | |
3 неделя | 3. «Ёлочная игрушка». Цель: знакомство с техникой кругового вырезания предмета Задачи: 1. Учить выполнять круговое вырезание, плавно поворачивая предмет при вырезании. 2. Развивать мелкую моторику рук детей, координацию движений рук, глазомер. | |
4 неделя | 4. «Снежинка». Цель: продолжать знакомство с техникой диагонального надреза до определенной точки. Задачи: 1. Учить выполнять надрез по диагонали до определенной точки, симметрично с двух сторон. 2. Развивать мелкую моторику рук детей, координацию движений рук, глазомер. 3. Учить детей дополнять образ предмета с помощью аппликации. | |
Январь | ||
2 неделя | 1. «Кусочки фольги». Цель: продолжать знакомство с техникой диагонального надреза до определенной точки. Задачи: 1. Учить выполнять надрез по диагонали до определенной точки, с использованием нового материала (фольга). 2. Развивать мелкую моторику рук детей, координацию движений рук, глазомер. | Воспитатели, дети. |
3 неделя | 2. «Снежинки». Цель: продолжать знакомство с техникой диагонального надреза до определенной точки. Задачи: 1. Учить выполнять надрез по диагонали до определенной точки, симметрично с двух сторон. 2. Развивать мелкую моторику рук детей, координацию движений рук, глазомер. 3. Учить детей дополнять образ предмета объемными элементами (сгибание). | |
4 неделя | 3. «Человечек». Цель: знакомство с техникой волнистого надреза до определенной точки. Задачи: 1. Продолжать учить выполнять круговое вырезание, плавно поворачивая предмет при вырезании. 2. Развивать мелкую моторику рук детей, координацию движений рук, глазомер. 3. Учить детей дополнять образ предмета с помощью аппликации. | |
Февраль | ||
1 неделя | 1. «Домик». Цель: знакомство с техникой вырезания геометрической фигуры. Задачи: 1. Учить вырезать квадрат по линиям. 2. Развивать мелкую моторику рук детей, координацию движений рук, глазомер. | Воспитатели, дети. |
2 неделя | 2. «Снеговик». Цель: продолжать знакомство с техникой вырезания геометрической фигуры. Задачи: 1. Учить вырезать круг по линиям. 2. Развивать мелкую моторику рук детей, координацию движений рук, глазомер. | |
3 неделя | 3. «Геометрические фигуры» (подарок папе). Цель: продолжать знакомство с техникой вырезания геометрической фигуры. Задачи: 1. Учить вырезать треугольник по линиям. 2. Развивать мелкую моторику рук детей, координацию движений рук, глазомер. | |
4 неделя | 4. «Зимний пейзаж» Цель: продолжать знакомство с техникой вырезания геометрической фигуры. Задачи: 1. Закреплять умения вырезать геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат) по линиям. 2. Развивать мелкую моторику рук детей, координацию движений рук, глазомер. 3. Учить компоновать картину из заготовок. | |
Март | ||
1 неделя | 1. «Расчёска». Цель: продолжать знакомство с различными техниками вырезания. Задачи: 1. Закреплять умения делать надрезы в различных техниках (прямой, по диагонали, волной). 2. Развивать мелкую моторику рук детей, координацию движений рук, глазомер. | Воспитатели, дети. |
2 неделя | 2. «Причёска». Цель: продолжать знакомство с различными техниками вырезания. Задачи: 1. Закреплять умения делать надрезы в различных техниках (прямой, волной). 2. Развивать мелкую моторику рук детей, координацию движений рук, глазомер. | |
3 неделя | 3. «Подстрижём волосы». Цель: продолжать знакомство с различными техниками вырезания. Задачи: 1. Учить делать срез нескольких частей одновременно. 2. Развивать мелкую моторику рук детей, координацию движений рук, глазомер. | |
4 неделя | 4. «Моя семья» Цель: продолжать знакомство с различными техниками вырезания. Задачи: 1. Закреплять умения делать надрезы в различных техниках (прямой, волной). 2. Развивать мелкую моторику рук детей, координацию движений рук, глазомер. 3. Учить компоновать картину из заготовок, дополнять элементами аппликации. | |
Апрель | ||
1 неделя | «Домик» Цель: продолжать знакомство с техникой вырезания геометрической фигуры. Задачи: 1. Учить вырезать квадраты разного размера по линиям. 2. Развивать мелкую моторику рук детей, координацию движений рук, глазомер. | Воспитатели, дети. |
2 неделя | «Сосульки» Цель: продолжать знакомство с различными техниками вырезания. Задачи: 1. Закреплять умения делать волнообразный разрез. 2. Развивать мелкую моторику рук детей, координацию движений рук, глазомер. | |
3 неделя | «Капельки» Цель: продолжать знакомство с различными техниками вырезания. Задачи: 1. Учить вырезать предмет в виде капли. 2. Развивать мелкую моторику рук детей, координацию движений рук, глазомер. | |
4 неделя | «Пришла весна» Цель: продолжать знакомство с техникой вырезания геометрической фигуры. Задачи: 1. Закреплять умения вырезать геометрические фигуры (овал) по линиям. 2. Развивать мелкую моторику рук детей, координацию движений рук, глазомер. 3. Продолжать учить компоновать картину из заготовок. | |
Май | ||
1 неделя | «Солнышко» Цель: продолжать знакомство с различными техниками вырезания. Задачи: 1. Закреплять умения делать надрезы до определенной точки, придание предмету объемности. 2. Развивать мелкую моторику рук детей, координацию движений рук, глазомер. | Воспитатели, дети. |
2 неделя | «Травка» Цель: продолжать знакомство с различными техниками вырезания. Задачи: 1. Закреплять умения делать надрезы в различных техниках (прямой, по диагонали, волной). 2. Развивать мелкую моторику рук детей, координацию движений рук, глазомер. | |
3 неделя | «Цветочки» Цель: продолжать знакомство с различными техниками вырезания. Задачи: 1. Учить вырезать предмет в виде цветка. 2. Развивать мелкую моторику рук детей, координацию движений рук, глазомер. | |
4 неделя | «Здравствуй лето» Цель: продолжать знакомство с различными техниками вырезания. Цель: продолжать знакомство с различными техниками вырезания. Задачи: 1. Закреплять умения делать надрезы в различных техниках (прямой, волной). 2. Развивать мелкую моторику рук детей, координацию движений рук, глазомер. 3. Учить компоновать картину из заготовок, дополнять элементами аппликации. | |
Работа с родителями:
№ | Месяц | Название | Форма роботы |
1 | Сентябрь | «Учим ребенка резать ножницами» | Письменная консультация для родителей |
2 | Февраль | «Работаем ножницами с детьми младшего дошкольного возраста» | Письменная консультация для родителей |
Список литературы:
1. Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы», Издание пятое (инновационное), дополненное и переработанное. Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой, издательство «Мозайка-синтез», Москва, 2019.
2. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада. Для занятий с детьми 2-7 лет, издательство «Мозайка-синтез», Москва, 2015.
3. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для работы с детьми 2-7 лет, издательство «Мозайка-синтез», Москва, 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Влияние развивающей среды на развитие творчемких способностей дете дошкольного возраста...
Перспективный план работы по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе игр с природным материалом
Перспективный план работы по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе игр с природным материалом...

Опыт работы: "Нетрадиционные методы изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста"
laquo;Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как ...

Нетрадиционные методы изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста (презентация наших некоторых работ)
Наши некоторые работы...

Система работы по формированию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами новых технологий в театрализованной деятельности
Система работы по формированию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами новых технологий в театрализованной деятельности...
Проект на тему: Формирование творческих способностей детей младшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования
Цель проекта: развитие художественно-творческих способностей детей II младшей группы посредством использования нетрадиционной техники рисования....

Кружковая работа по формированию творческих способностей детей раннего дошкольного возраста «Умелые пальчики»
Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вку...
