Доклад «Кинезиологические игровые упражнения, как средство оптимизации развития музыкальных способностей дошкольников»
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизировать работу полушарий головного мозга.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Доклад «Кинезиологические игровые упражнения, как средство оптимизации развития музыкальных способностей дошкольников»

Баранова Н.А.

Номер и название слайда

Текст доклада

  1. Тема, актуальность

Наиболее часто возникающая проблема, встречающаяся в музыкально-педагогической практике – ребёнок слышит, но не может петь, видит, но не может повторить даже простейшее танцевальное движение. Отсутствие координации между слухом и голосом, глазом и рукой и т. д. сводит на нет все прилагаемые усилия для развития музыкальности. Не раз задавалась вопросом: «Что мешает способностям, которые заложены в каждом из нас, вырваться наружу?» Поиск наиболее оптимального решения данной проблемы, привёл меня к изучению метода «кинезиология». Основными целями которого являются – развитие межполушарного взаимодействия, синхронизация работы полушарий, развитие мелкой моторики, памяти, внимания, мышления.

  1. Теория вопроса

  Термин «кинезиология» происходит от греческих слов «кинезис» - движение и «логос» - наука. Таким образом, «кинезиология» - это научная и практическая дисциплина, изучающая движение во всех его проявлениях. Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизировать работу полушарий головного мозга. Всем известно, что мозг человека состоит из двух полушарий. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное и кинестетическое восприятие.  Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое, оно отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Работа мозга складывается из деятельности двух полушарий, связанных между собой системой нервных волокон. Эта система волокон и называется мозолистое тело. Мозолистое тело необходимо для координации роботы головного мозга и передачи информации из одного полушария головного мозга в другое.

Если нарушается работа межполушарных связей, то это ведет к нарушению пространственных ориентаций, страдает адекватное эмоциональное реагирование и координация работы зрительного и аудиального восприятия. Ребенок, в таком состоянии плохо воспринимая информацию на слух или глазами. «Разносторонне развитой, цельной можно назвать такую личность, у которой одинаково развиты эмоциональные и интеллектуальные реакции». (Л.С. Выготский)

Изучив литературу по данному вопросу (список представлен ниже), пришла к выводу, что кинезиологические игровые упражнения разнообразят музыкальные занятия новыми игровыми приемами, а значит, будут способствовать поддержке активности ребёнка в течение занятия, а главное - оптимизируют развитие основных  компонентов музыкальности детей.  

В своей  практике метод кинезиологии использую, как систему особых упражнений, сопровождаемых  пением, восприятием музыки, движениями под музыку.

       

Упражнения с младшими дошкольниками  выполняются в медленном темпе, сначала одной рукой или симметрично обеими руками. (Несмотря на кажущееся сходство, ничего общего кинезиологические упражнения не имеют с логоритмикой, пальчиковыми играми, поскольку преследуют совершенно иные цели).

Упражнения, проводимые со старшими дошкольниками, усложняются, объём заданий увеличивается, наращивается темп выполнения задания, варьируется использование мелодий (постепенный переход от поступенного движения к движениям по трезвучию, скачкообразным движениям), используются одновременные разнотипные движения рук. В отличие от содружественных движений, регуляция которых происходит на уровне спинного мозга, разнотипные движения требуют более высокого уровня регуляции. За счёт этого расширяются резервные возможности функционирования головного мозга ребёнка, развивается координация движений и основные признаки музыкальности: эмоциональная отзывчивость, звуковысотный слух, чувство ритма, музыкальное мышление.

         

Мастер-класс

4.

Игровое упражнение «Заводные игрушки»

Игровое упражнение "Заводные игрушки" использую для активизации восприятия музыкального произведения.

Задание: прижимаем указательный палец правой руки к середине ладони левой руки, делаем вкручивающие движения. Затем меняем руки. Музыкальное сопровождение «Клоуны» Д. Кабалевского, разнообразные польки. Это упражнение развивает координацию движений, активизирует работу полушарий головного мозга, развивает эмоциональную отзывчивость, общую музыкальность -  учит слышать и передавать сменой движений смену музыкальных фраз.

5.

Игровое упражнение «Грибы»

Игровое упражнение «Грибы» использую в качестве упражнения для развития детского голоса, в качестве распевки, готовя детей к пению. Задание: на кулак левой руки (это ножка гриба) положить ладонь правой (это шляпка).  Исполнять вокальное упражнение: «Бы, бы, бы, бы, мы нашли в лесу грибы», при этом менять положение рук сначала в медленном темпе, затем в более быстром. При этом развивается звуковысотный слух, чистота интонирования малой терции, метро-ритмическое чувство. Игровая мотивация - «переходим на другую полянку, там грибов видимо-невидимо» (поем в другой тональности) позволяет повторить упражнение несколько раз, без потери интереса к выполнению.

6.

Игровое упражнение «Оладушки»

Игровое упражнение «Оладушки» развивает чистоту вокальной интонации, чувство ритма, координацию движений.

Задание: повернуть правую кисть ладонью вверх, левую ладонью вниз, ритмично «жарим оладушки», одновременно переворачивая кисти рук. Музыкальное сопровождение - песенка «Оладушки»: «Для любимой бабушки жарили оладушки. Так пожарим, повернем, и опять играть начнем». Усложнение достигается через ускорение темпа, а также в  поочередном выполнении движений руками.

7.

Игровое упражнение «Мерцающие звездочки»

Упражнение «Мерцающие звездочки» использую для релаксации в конце занятия или в качестве приема для активизации восприятия колыбельной или любой спокойной музыки.

8.

Игровое упражнение «Скоро в школу»

Игровое упражнение «Скоро в школу использую в качестве распевки. Игровая мотивация к упражнению - «какие оценки принесут школьники?». Задание: во время пения ритмично, на сильные доли показывать разное количество пальцев на разноименных руках (об этом с детьми договариваемся заранее). Например, пять пальцев на правой руке, два – на левой.

9.

Игровое упражнение «Колечки-цепочки»

Упражнение «Колечки – цепочки» использую, как вокальное  упражнение при подготовке детей к пению:

«Круглые колечки – звенья для цепочки.

Мамочке (бабушке, Дашеньке) подарим, радоваться станем». Игровая мотивация -«подарим каждой девочке», помогает повторять упражнение неоднократно.

Задание: поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. 1 вариант («Колечки») - упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками. Более сложный вариант выполнения: правая рука выполняет упражнение в прямом порядке, а левая в обратном. Еще один вариант выполнения упражнения – одна рука ритмично сжимается в кулак, а вторая выполняет упражнение «Колечки».

2 вариант «Цепочки». Выполняется, как упражнение «Колечко», но пальцы соединяются в «цепочку» (см. фото). Усложнение достигается за счет поворотов кистей, а также ускорения темпа.

10.

Игровое упражнение «Любим все мы танцевать»

В упражнении “Любим все мы танцевать” использую всевозможные перекрестные движения: «ладонь правой руки – колено левой ноги», «локоть левой руки – колено правой ноги», «правая пятка – левая ладонь». Музыкальное сопровождение - марши, польки.

Любим все мы танцевать,

Руки, ноги развивать.

Вот так! Вот так!

Руки, ноги развивать.

11.  

Игровое упражнение «Кулачок – козырек»

Игровое упражнение «Кулачок – козырек» развивает ритмичность и координацию движений. Задание: правую ладонь поднести ко лбу, изображая козырек, одновременно левую руку вытянуть вперед с поднятым вверх большим пальцем. Поменять руки.

Выполняем сначала в медленном темпе, затем в более быстром. Усложнение – чередование с хлопком.

12.

Игровое упражнение «Зеркальное рисование»

Упражнение «Зеркальное рисование» использую для активизации восприятия музыкального произведения.

Задание: Нарисовать в воздухе двумя руками одновременно зеркально симметричные рисунки. Это могут быть геометрические фигуры, буквы, цифры и т.д.

Вывод:  Благодаря непосредственному комплексному воздействию музыки на ребенка в ходе двигательной активности под аккомпанемент или с пением улучшаются выразительность, ритмичность движений, их чёткость, координация, плавность, слитность, переключаемость; развиваются интонация, слух, внимание, память; воспитывается временная ориентировка, то есть способность уложить свои движения во времени в соответствии с различным ритмическим рисунком мелодии.

Игровой характер кинезиологических упражнений способствует обеспечению устойчивого интереса ребёнка к занятиям музыкой, возникновению таких личностных новообразований как любознательность, настойчивость в овладении техникой исполнения, инициативность, и, конечно, способствует развитию музыкальности дошкольников, что подтверждают диагностические показатели.

13, 14 Список литературы.

Спасибо за внимание

Список литературы.

1. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. - Москва, 2000

2. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008

3. Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань, 2000

4. Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие – М., 1999

5. https://academy-dou.ru/  Образовательный портал, вебинар Н. В. Нищевой "Межполушарное взаимодействие. Кинезиологические упражнения».

  1. Выготский Л.С. «Психология искусства». (М. 1998г.)
  2. Ветлугина Н.А. «Методика музыкального воспитания». (М. «Просвещение» 1976г.)
  3. Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребёнка» (М. Просвещение 1967г.)
  4. Кабалевский Д.Б. «Педагогические размышления». (М. Педагогика 1986г.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей дошкольников"

Ведущая педагогическая идея - показать возможности и роль использования музыкально – дидактических игр и упражнений в формировании музыкально – творческих способностей в процессе целенаправленной педа...

Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора

Данная статья является результатом моего педагогического исследования  по теме "Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора" Работа будет интересна педагогам,...

Музыкальная игра, как средство развития музыкальных способностей дошкольников.

Музыка обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека. Эта ценность несёт в себе создание разностороннего развития ребёнка для становления его творческой личности....

«Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора»

Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора...

Конспект НОД «Колобок в гостях у ребят», «Музыкально - дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей дошкольников» средней группы

Использование музыкально – дидактических игр для развития музыкальных способностей детей. Задачи:- Развивать чувство ритма, звуковысотный, тембровый слух,  используя музыкально- дидакт...

Развитие музыкальных способностей дошкольников по средством музыкально-дидактических игр

Содержание музыкального воспитания в ДОУ создает благоприятные условия для развития потенциальных возможностей ребенка, его музыкальных способностей. Большую помощь в обучении...

Доклад «Применение инновационных технологий и форм развития музыкальности в целях развития музыкальных способностей дошкольников в ДОУ»

Методический материал для музыкальных руководителей ДОУ.Автор рассматривает новые инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста по музыкальному воспитанию,дает краткий обзор основных...