Взаимодействие семьи и ДОО в работе по профилактике и коррекции недостатков в развитии у детей с СДВГ
материал по коррекционной педагогике

Степынина Наталья Сергеевна

Взаимодействие семьи и ДОО в работе по профилактике и коррекции недостатков в развитии у детей с СДВГ

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Часцовская СОШ дошкольное отделение детский сад №43

Взаимодействие семьи и ДОО в работе по профилактике и коррекции недостатков в развитии у детей с СДВГ

Подготовил:

учитель-логопед

высшей категории

Степынина Наталья Сергеевна

городской округ Одинцово, 2025

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) представляет собой одно из наиболее распространенных расстройств, влияющих на детей в возрасте от трех до двенадцати лет. Это состояние характеризуется постоянной неусидчивостью, импульсивностью и трудностями с концентрацией внимания, что может значительно затруднять процесс обучения и социализации. В условиях современного общества, где требования к детям становятся все более высокими, а образовательные учреждения стремятся к созданию инклюзивной среды, проблема СДВГ приобретает особую актуальность. Важным аспектом в профилактике и коррекции данного расстройства является взаимодействие между семьей и детским образовательным учреждением, которое может стать основой для формирования поддерживающей среды, способствующей развитию навыков концентрации и саморегуляции у детей.

Взаимодействие между семьей и детским садом

Эффективное взаимодействие между семьей и детским образовательным учреждением играет центральную роль в профилактике и коррекции нарушений, связанных с СДВГ. Установление открытого диалога и сотрудничества между родителями и педагогами способствует созданию единой стратегической позиции в отношении воспитания и обучения ребенка. Важным шагом к этому является регулярное информирование о состоянии эмоционального, когнитивного и социального развития ребенка, что позволяет выявлять проблемы на ранних стадиях и совместно искать пути их решения.

Одной из основных стратегий взаимодействия является проведение совместных родительских собраний и встреч, на которых обсуждаются актуальные вопросы, касающиеся развития детей. На таких мероприятиях специалисты могут делиться методиками работы с детьми, а родители — обсуждать свои наблюдения и опыт. Это укрепляет взаимопонимание и создает атмосферу доверия, которую необходимо поддерживать постоянно.

Кроме того, важными элементами такого взаимодействия являются методические семинары и тренинги для родителей, которые помогут им освоить приемы по снижению проявлений СДВГ в домашней обстановке. Создание группы поддержки для родителей детей с СДВГ также может оказать положительное влияние. В рамках таких групп осуществляется обмен опытом, что позволяет родителям чувствовать себя менее изолированными. Совместные обсуждения могут разрешить многие вопросы, касающиеся воспитания и обучения детей с СДВГ, а также помочь в разработке домашнего режима, который будет поддерживать установленный в детском саду. Подобные группы способствуют формированию у родителей уверенности в своих силах и расширению их знаний о СДВГ.

Использование индивидуальных планов для детей с СДВГ также является важной частью взаимодействия. Такие планы позволяют детскому саду и семье согласовать стратегии обучения и коррекции поведения ребенка. Это может включать дополнительные занятия, коррекционные программы или специальные методы взаимодействия. Близкое сотрудничество педагогов и родителей при разработке и реализации этих планов обеспечивает последовательность в подходах и минимизирует недопонимания и конфликты.

Также в взаимодействии необходимо учесть культурные и социальные аспекты, влияющие на родителей и их активность в образовательном процессе. Педагоги могут предложить программы, индивидуализированные для различных социальных групп, чтобы вовлечь большее количество семей в процесс.

Разнообразие форматов взаимодействия — от личных встреч до онлайн-консультаций — позволяет охватить разные семьи и удовлетворить их потребности, что также в свою очередь способствует снижению уровня стресса у родителей. Важно учитывать и эмоциональную составляющую общения. Педагогам следует проявлять чуткость к чувствам родителей, поддерживать их в трудные моменты и направлять на решение возникающих проблем.

Эмпатия со стороны образовательного учреждения создает прочную платформу для совместной работы, где каждый может ощущать свою ценность и значимость. Профессиональная подготовка педагогов также включает обучение навыкам взаимодействия с семьями детей с особенностями развития. Это позволяет создать культуру понимания, где родители не будут бояться выражать свои переживания и ожидания, а смогут открыто обсуждать возникающие трудности. Такой подход благоприятно сказывается на отношении самих педагогов к вопросам СДВГ, позволяя им пересмотреть собственные практики и методы на основе опыта других.

Систематическая и целенаправленная работа по взаимодействию с семьями служит основой для создания поддерживающей среды как в детском саду, так и дома. Согласованные усилия в коррекции и профилактике СДВГ способствуют улучшению общего самочувствия детей, их физического и психоэмоционального развития. Этот консорциум усилий может благоприятно сказаться не только на конкретном ребенке, но и на создании здорового климата в группе или классе, где все дети могут чувствовать себя защищенными и поддержанными.

Составление регулярных отчетов о деятельности, направленной на поддержку детей с СДВГ, также необходимо. Это создает систему мониторинга, которая помогает отслеживать успехи, выявлять трудности и производить корректировки в планах и подходах. Обсуждение результатов с родителями позволяет им стать активными участниками процесса, что дальше укрепляет сотрудничество.

Заключительным этапом взаимодействия между семьей и детским садом является совместная рефлексия и анализ проведенных мероприятий, оценки их эффективности и результатов. Это позволяет сделать выводы, которые могут стать основой для дальнейшего планирования работы, адаптации методик и подходов в соответствии с изменяющимися условиями и потребностями ребенка и его семьи.

Объединение усилий, постоянная коммуникация, а также готовность учиться и меняться непосредственно влияют на успех профилактических мер и коррекционной работы с детьми, имеющими СДВГ, и открывают новые горизонты для их успешной социализации и интеграции в обществе.

Роль семьи в профилактике СДВГ

Семья составляет важнейший компонент системы, в которой формируется личность ребенка. В контексте профилактики СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) роль семьи становится особенно актуальной, так как она создает первичную среду для формирования навыков, установки и стратегий поведения. Наиболее важные аспекты взаимодействия с детьми, которые имеют предрасположенность к СДВГ, выделяются уже на раннем этапе их развития. Воспитание детей с эмоциональными и поведенческими трудностями требует от родителей повышенного внимания и осознанности.         

Важным аспектом является информированность родителей о природе СДВГ, его симптомах и последствиях. Расширение их представлений о данном состоянии помогает в раннем распознавании его признаков. Это, в свою очередь, способствует более эффективному взаимодействию с педагогами и специалистами, позволяя выстраивать стратегию совместной работы.

Создание структуры и распорядка дня для ребенка с СДВГ особенно важно. Элементы предсказуемости помогают детям ощущать безопасность и быть более усидчивыми. Это включает регулярные часы для отдыха, занятий, а также для сна. Передвижение от одной активности к другой должно сопровождаться четкими инструкциями и объяснениями. Всесторонняя организация дня позволяет снизить уровень тревожности, что положительно сказывается на поведении ребенка и его взаимодействии с окружающими.

Семья может также способствовать развитию навыков решения проблем. Обсуждение ситуаций, требующих принятия решений, моделирование различных вариантов поведения и их последствий позволяет ребенку научиться более адекватно воспринимать окружающую реальность и реагировать на нее. Важно, чтобы родители поощряли своего ребенка к активному участию в процессе, предлагали найти альтернативные решения, а не просто давали готовые указания. Коммуникация в семье должна быть открытой и поддерживающей. Ребенок должен чувствовать, что его мысли и чувства имеют значение, и он может делиться ими без страха осуждения. Обсуждение сложных ситуаций, с которыми сталкивается ребенок в детском саду или в кругу сверстников, позволяет минимизировать возникновение эмоциональных трудностей и формирует у него уверенность в том, что его поддерживают и понимают.

Не менее важно и сотрудничество с детским образовательным учреждением. Совместные усилия родителей и педагогов в разработке индивидуальных планов работы с ребенком позволяют достичь значительных успехов в проблемных областях. Обсуждение успехов и трудностей ребенка должно проводиться регулярно. Изменения, происходящие в поведении, требуют мгновенной реакции со стороны родителей и педагогов, что необходимо для скорейшего исправления возможных отклонений. Соблюдение рекомендаций по организации досуга и занятий в домашних условиях способствует развитию необходимых навыков и уменьшению симптомов СДВГ.

Игровая терапия, творческие занятия и физическая активность имеют как развивающее, так и коррекционное значение. Эти виды деятельности предлагают ребенку возможность проявлять себя и учат контролировать свои эмоции, что очень важно для его социализации. Итоговое внимание стоит уделить тому, что процесс профилактики и работы с детьми, имеющими СДВГ, — это не только задача детского образовательного учреждения, но и глубокая и многогранная работа для семьи. Эффективное взаимодействие и согласованные действия родителей и воспитателей создают оптимальную среду для роста и развития ребенка, что, в свою очередь, поможет ему справляться с последствиями своего состояния и достигать успехов в образовательной и социальной сферах.

Семья — это тот фундамент, на котором строится самооценка ребенка, его способности к саморегуляции и взаимодействию с другими. Применение положительных методов воспитания, таких как похвала за достижения, поощрение за правильное поведение и создание условий для свободного выражения эмоций, значительно снижает вероятность возникновения проблем в поведении. Поддерживающая атмосфера в семье влияет на эмоциональное состояние ребенка, укрепляет его уверенность в себе и позволяет ему находить свое место в кругу сверстников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии коррекции недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста.

Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения - одна из приоритетных задач педагогики. Формирование здорового образа жизни должно начинаться в детском саду....

Кинезиология как метод коррекции недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста

* Кинезиологические приёмы в логопедической практике это:*Артикуляционные упражнения*Упражнения, направленные на развитие пальчиковой моторики*Упражнения на развитие общей двигательной активности...

Кинезиология как средство коррекции недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Перед дошкольными учреждениями стоит задача всестороннего развития детей и подготовке их к поступлению в школу.Для преодоления имеющихся нарушений необходимо проведение специализированной комплексно...

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ НЕДОСТАТКОВ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В настоящее время до 85 % новорожденных имеет при­знаки отклонений в психофизиче­ском состоянии. К 3 - 5 месяцам такие дети составля­ют 9 - 11 % в популяции. Доказа­но, что социальная ...

Рекомендации педагогам и родителям по профилактике и коррекции недостатков речевого развития детей младшего возраста средствами продуктивной деятельности по теме: «Овощи»

формирование положительной установки на участие в занятии, развитие мимических движений, воображения.Помните медвежонка Винни- Пуха? Что он приносил нам?Педагог предлагает детям изо­бразить овощи....

Рекомендации педагогам и родителям по профилактике и коррекции недостатков речевого развития детей младшего возраста средствами продуктивной деятельности по теме: «Посуда»

. Дома рассмотрите с ребенком предметы посуды. Назовите их. По­говорите, для чего нужна посуда.2. Приобретите   игрушечную посудку, обратите внимание на её цвет, форму. Предложите ребёнк...

Опыт работы "Кинезиология-как метод коррекции недостатков речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с ТНР".

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезеологические упра...